Друзья!
Послушал Stabat Mater Гайдна. Оркестр English Concert п/у Т.Пинкока играет без вибрации. А когда (и как) она вообще вошла в употребление? Кто занимался этим вопросом - поделитесь знаниями!
Константин, я уже высказывал здесь "крамольную", хотя и весьма очевидную, мысль о том, что повсеместное распространение вибрато было связано отнюдь не с неоспоримыми художественными достоинствами этого приема, но с присущим ему психоакустическим свойством маскировки малых звуковысотных отклонений, что оказалось чрезвычайно востребовано в свете перехода к равной темперации и увеличения состава оркестра ко второй половине 19 века.
Нелепо сомневаться, что в эпоху барокко вибрато было известно (в народной музыке, по всей видимости, этот прием существовал всегда). Вибрато могло использоваться как один из приемов орнаментации, однако злоупотребление им, по всей видимости, не приветствовалось.
Раньше вибрация использовалась только на длинных нотах, причём композиторы нередко специально отмечали ноты, на которых было бы вибрато. Могу ошибаться, но, по-моему, вибрировать на каждой ноте первый начал Паганини. После чего эта "зараза" начала постепенно распространяться. Но и через сто лет не все музыканты одобряли повсеместное её использование.
Вот что пишет про вибрацию Леопольд Ауэр в своей книжке "Моя школа игры на скрипке":
Сообщение от Леопольд Ауэр
"К несчастью, певцы и инструменталисты часто злоупотребляют этим эффектом ... - и таким образом дают овладеть собой недугу самого антиартистического порядка, жертвой которого становятся девяносто человек из ста.
...
Прибегая к вибрации, пытаясь, подобно страусу, скрыть от себя и от других скверный звук и интонацию, ученик не только ухудшает свои недостатки, но и совершает с артистической точки зрения нечестный поступок.
Что же касается тех скрипачей, которые убеждены, будто в постоянной вибрации таится секрет задушевной игры и остроты исполнения, то они ошибаются самым жалким образом.
...
Существует лишь одно средство противодействовать этому нервному напряжению, пагубной привычке или отсутствию хорошего вкуса - совершенно отказаться от употребления вибрации.
Как показала история, ученики Ауэра его не послушались...
А правда, что вибрация бывает разной? Кистевая, пальцевая или еще может какая? И на каком этапе обучения ее обычно ставят ученикам? Моему мальчику 10 лет, о сих пор толком не вибрирует. Но играет очень чистенько интонационно. Это плохо?
А если повезет нам, станем мы Ньютонами,кто-то - Паганини, кто - Наполеонами. Так что не прячь желаний и амбиций,ты просто станешь птицей...
А правда, что вибрация бывает разной? Кистевая, пальцевая или еще может какая? И на каком этапе обучения ее обычно ставят ученикам? Моему мальчику 10 лет, о сих пор толком не вибрирует. Но играет очень чистенько интонационно. Это плохо?
Ауэр говорил же - хорошо!
Вибрация еще бывает локтевая, но с нее лучше не начинать - руку зажимает. Пальцевая появляется, как следствие кистевой, с нее и начинать.
Мне начали ставить вибрацию классе в пятом - поздно, но сейчас это никак не влияет на игру. Совершенно!
Ауэр говорил же - хорошо!
Вибрация еще бывает локтевая, но с нее лучше не начинать - руку зажимает. Пальцевая появляется, как следствие кистевой, с нее и начинать.
Мне начали ставить вибрацию классе в пятом - поздно, но сейчас это никак не влияет на игру. Совершенно!
Мой вибрирует фалангами пальцев, я даже не пойму, как это у него получается. Это он сам придумал. Я стараюсь пока не разрешать ему так вибрировать, вдруг это ужасно и вообще никуда не годится. Педагоги пока молчат.
Эх, хороше же было раньше, в старину! Никакой тебе вибрации и проблем меньше!
А если повезет нам, станем мы Ньютонами,кто-то - Паганини, кто - Наполеонами. Так что не прячь желаний и амбиций,ты просто станешь птицей...
Мой вибрирует фалангами пальцев, я даже не пойму, как это у него получается. Это он сам придумал. Я стараюсь пока не разрешать ему так вибрировать, вдруг это ужасно и вообще никуда не годится. Педагоги пока молчат.
Эх, хороше же было раньше, в старину! Никакой тебе вибрации и проблем меньше!
Да уж, лучше не надо только фалангами Значит он кисть прижимает к шейке скрипки в районе указательного пальца - поэтому она не двигается.
И на каком этапе обучения ее обычно ставят ученикам? Моему мальчику 10 лет, о сих пор толком не вибрирует. Но играет очень чистенько интонационно. Это плохо?
Это скорее хорошо. См. цитату из Ауэра выше. Я бы вообще осмелился утверждать, что вибрато имеет смысл осваивать уже в основном сформировавшемуся музыканту, так как слишком раннее привыкание к нему может стать препятствием в развитии.
Сообщение от Natem
Никакой тебе вибрации и проблем меньше!
А вот тут Вы ошибаетесь. Проблем было больше. Хорошо играть без вибрато сложнее, чем с ним, так как все огрехи видны как на ладони, вибрато же порой позволяет их скрыть. Недаром вибрато - неотъемлемый аттрибут, к примеру, "вульгарной" цыганской скрипки.
************************************************
Кстати, любопытно, что Норрингтон утверждает, что вибрато получило повсеместное распространение вообще лишь в 20-30-х годах XX века.
Вот что пишет Норрингтон:
"What was new in the 20th century was the idea of a continuous vibrato, used on every note. The great Austrian violinist Fritz Kreisler seems to have started the fashion, drawing on the style of cafe musicians and Hungarian and Gypsy fiddlers... (Нововведением 20 века было использование продолжительного (постоянного) вибрато, используемого на каждой ноте. Похоже, что великий австрийский скрипач Фриц Крайслер положил начало этой моде, подражая стилю ресторанных музыкантов, а также венгерских и цыганских скрипачей...)."
Далее он показывает на примере конкретных сохранившихся записей, как вибрато постепенно укрепляло свои позиции. В том числе мы находим следующее утверждение:
"The Berlin Philharmonic does not appear on disc with serious vibrato until 1935 and the Vienna Philharmonic not until 1940 (В записях Берлинского Филармонического мы не встречаем существенного вибрато вплоть до 1935 года, а в записях Венского Филармонического - до 1940 года)".
Спорить с Норрингтоном, выдающимся историком музыки, трудно. Я бы не рискнул
Вся статья здесь:
Последний раз редактировалось temperamento naturale; 06.09.2006 в 06:17.
А вот тут Вы ошибаетесь. Проблем было больше. Хорошо играть без вибрато сложнее, чем с ним, так как все огрехи видны как на ладони, вибрато же порой позволяет их скрыть. Недаром вибрато - неотъемлемый аттрибут, к примеру, "вульгарной" цыганской скрипки.
Вся статья здесь:
Господа!!
Ведь это же фактическое доказательство тезиса о том, что в 20 веке происходит разложение, деградация мастерства во всех видах искусства!
Увидеть деградацию "живописи" просто, благодаря изобретению фотоаппарата она лишилась обективной предпосылки своего существования (необходимость получения изображений) и быстренько превратилась в "мазню".
Ну надо же! оказывается вибрато - это аналог упаднической "мазни" в музыке!
Я часто думаю, какой ужас испытали бы музыканты древности, если бы им дали послушать их же музыку в исполнении последующих эпох...
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
04.11.2025, 21:59
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Социальные закладки