13 и 14 октября в Пермском театре оперы и балета состоится вечер одноактных балетов.
Вечер одноактных балетов. "Свадебка", "Геревень" И. Стравинский, В. Николаев
вечер одноактных балетов
Игорь Стравинский СВАДЕБКА
Музыкальный руководитель постановки — Теодор Курентзис
Дирижер-постановщик - Петр Белякин
Художественный руководитель проекта — Алексей Мирошниченко
Балетмейстеры-постановщики — Эльке Шеперс, Филип Тейлор
Художник-постановщик — Джон Макфарлейн
Ассистенты художника — Хенк Палмерс, Джок Виссер
Художник по свету — Кейс Тьеббес
Хормейстеры — Арина Зверева, Виталий Полонский
Хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского. Хореография И. Килиана.
Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен в 1912 году, однако к реализации идеи приступил вплотную лишь в 1914-м. Премьера «Свадебки» в постановке Брониславы Нижинской, хореографа Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Théâtre de la Gaîté. Впоследствии к партитуре Стравинского обращались хореографы и в новых поколениях, но, пожалуй, самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» в Nederlands Dans Theater.
Само известие о том, что живая легенда современного танца Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов, ведь до сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на исполнение «Свадебки». Судьбу пермской постановки решили три фактора: высокие технические возможности пермской труппы, живое (в то время как сам Килиан использовал запись на CD) исполнение музыки и нетривиальная история возникновения и развития балетного искусства в Перми, некогда закрытом промышленном городе СССР.
Балет поставлен в сотрудничестве с Фондом Иржи Килиана в соответствии со стандартами стиля и техники Килиана.
Владимир Николаев ГЕРЕВЕНЬ
Музыкальный руководитель постановки — Теодор Курентзис
Дирижер-постановщик - Петр Белякин
Хореограф и автор либретто — Раду Поклитару
Художник-постановщик — Андрей Злобин
Художник по костюмам — Анна Ипатьева
Хормейстеры — Виталий Полонский, Арина Зверева
Одноактный балет. Автор вокального текста — В. Николаев.
«Геревень» был написан по заказу Пермского театра оперы и балета, который поставил перед композитором Владимиром Николаевым весьма неожиданную задачу — создать произведение для четырех роялей. Суть заказа заключалась в том, чтобы в пандан к «Свадебке» Игоря Стравинского появилось новое сочинение на фольклорную тему, оркестровка которого совпадала бы с партитурой великого композитора. Дело в том, что впереди у театра было не только концертное исполнение «Свадебки» с таким необычным составом инструментов, но и сценическое воплощение этого шедевра в хореографии легендарного Иржи Килиана.
Мировая премьера «Геревеня» в концертном варианте состоялась на Дягилевском фестивале-2012. В 141-м сезоне амбициозный проект представлен в том виде, каким его задумал театр: «Свадебка» и «Геревень» исполняются в один вечер. В дуэте с классиком Килианом выступает один из самых ярких современных хореографов — Раду Поклитару, а на сцене артистов Пермского балета сменяют танцовщики театра «Киев модерн-балет».
Re: Вечер одноактных балетов в Перми 13 и 14 октября
А вот тут много чего интересного написали о постановочном процессе балета Геревень. Собраны выдержки из бесед и с художником (Андрей Злобин), и с хореографом (Раду Поклитару), и с композитором (Владимир Николаев)
Re: Вечер одноактных балетов в Перми 13 и 14 октября
Киевский «Геревень» пермской сборки
13 и 14 октября в 19:00 Пермский театр оперы и балета готовится представить первую в текущем сезоне танцевальную премьеру — вечер хореографии из двух одноактных балетов: «Геревень» на музыку одного из самых успешных современных российских композиторов Владимира Николаева в постановке Раду Поклитару и «Свадебка» великого Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана. Из двух балетов только «Геревень» будет исполнен впервые — премьера «Свадебки» состоялась в Перми в июне 2012-го, под занавес прошлого сезона.Однако в данном случае речь идет именно о премьере проекта.Это тот исключительный пример в современной российской театральной практике, когда театр с нестоличными географическими координатами выступает инициатором создания нового балета («Геревень»), начиная с заказа музыки и заканчивая постановкой.«Геревень» был написан по заказу Пермского театра оперы и балета, который поставил перед Владимиром Николаевым задачу — создать произведение для четырех роялей и ансамбля ударных инструментов, с партиями для хора и солистов. Суть заказа заключалась в том, чтобы в пандан к «Свадебке» Стравинского появилось новое сочинение на фольклорную тему, оркестровка которого совпадала бы с партитурой великого композитора. Дело в том, что Пермский театр готовился не только к концертному исполнению «Свадебки» в рамкахДягилевского фестиваля-2012, но и к сценическому воплощению этого шедевра в хореографии легендарного Иржи Килиана.Мировая премьера «Геревеня» в концертной версии состоялась в мае 2012 года, на Дягилевском фестивале, под управлением дирижера Теодора Курентзиса. В текущем сезоне амбициозный проект будет представлен в том виде, каким его задумал театр: «Свадебка» и «Геревень» будут исполняться в один вечер, а на сцене артистов Пермского балета, танцующих хореографию Килиана, сменит труппа театра «Киев модерн-балет», которая исполнит «Геревень». «Свадебка» поставлена при творческой поддержке и с разрешения Фонда Иржи Килиана, «Геревень» является копродукцией Пермского театра оперы и балета и театра «Киев модерн-балет».Необычное слово «Геревень» не имеет определений ни в русском, ни в украинском, ни в каком-либо другом языке. Его придумал композитор Владимир Николаев, написав либретто на основе сочиненного им квазиязыка.Владимир Николаев, композитор, автор музыки к балету «Геревень»:— Я очень долго ломал голову над тем, что взять за основу литературного текста. Мне не хотелось использовать уже существующий народный материал — мне казалось, он будет меня слишком сильно сковывать. Я перебрал очень много стихов: от поэтов начала ХХ века до Дмитрия Пригова. Но, в конце концов, пришел к выводу, что мне хочется создать собственный текст на основе квазиязыка. Публика услышит фонемы и даже отдельные фразы, которые, с одной стороны, вроде бы ничего не означают, но с другой — вызывают различные ассоциации и направляют восприятие слушателей.Садясь за работу, я изначально понимал, что мое сочинение будет идти вторым отделением после «Свадебки» Стравинского. Поэтому для меня было важно, чтобы оба произведения — классическое и то, что еще не написано, — составляли некое целое, но чтобы они ни в коем случае не дублировали друг друга. Понятно, что соревноваться со Стравинским на его стилистическом поле было бы просто глупо. Тем более мне самому хотелось, что называется, «самовыразиться» в этой работе. В результате то произведение, которое у меня получилось, как мне кажется, достаточно контрастно по отношению к «Свадебке», и вместе с тем в нем очень легко прочитываются какие-то вещи, которые сближают обе партитуры. Это не только совпадающий состав музыкальных инструментов, но и некоторые стилистические моменты.Постановка балета «Геревень» была предложена одному из самых неординарных хореографов современности, занимающему нишу между классическим балетом иcontemporarydance, автору смелых и даже дерзких интерпретаций классических театральных сюжетов, Раду Поклитаруи его труппе «Киев модерн-балет» (сайт театра).Участие в новом проекте Пермского театра оперы и балета для Раду Поклитару стало подарком: представление его хореографии рядом с балетом Иржи Килиана — тот случай, когда на равных встречаются мастер и ученик.Раду Поклитару, автор либретто и хореограф-постановщик балета «Геревень»:— Если говорить о кумирах, то есть о людях, которые во многом определили меня как хореографа (не в прямом, конечно, смысле, потому что невозможно стать самостоятельным хореографом, подражая кому-то) и сформировали способ моего творческого мышления, то Килиан стоит на втором месте в моем личном мировом рейтинге великих хореографов (номером один для меня многие годы был и остается Матс Эк).«Геревень» я поставил за 17 дней. Это абсолютный рекорд для меня, потому что я очень медленный хореограф. Я обычно ставлю не больше одной минуты в день. А тут мы шли очень хорошими темпами, потому что музыка Николаева невероятно выразительна, и она мне помогала на 250%. В самой музыке заложено столько образности, что мне нужно было всего-навсего подобрать к ней правильный пароль, правильный код — и хореография возникала.Синопсис своего балета Раду Поклитару разбил на главы: 1) Рождение человечества; 2) Мужчины и женщины; 3) Он и Она; 4) Дитя; 5) Дорога; 6) Одиночество.Сценографию спектакля придумал украинский художник, монументалист и символист Андрей Злобин (сайт художника), на протяжении многих лет постоянно сотрудничающий с Раду Поклитару и театром «Киев модерн-балет». Андрей Злобин, художник-постановщик балета «Геревень»:— В названии балета заключено много смыслов, поэтому для оформления я выбрал стиль, близкий символистическому минимализму, или конструктивизму. В сценографии есть объекты, которые являются глубокими символами, очень плотными метафорами: дорога, ворота, колеса, языки пламени… По отдельности они узнаваемы. Но мне хотелось объединить их и создать некий третий образ, еще более сложную метафору. Это не что-то конкретное — скорее настроение, эмоция, душевное волнение, которое мы хотим передать зрителю. Вообще, Раду очень хотел, чтобы спектакль получился монохромным. Нужен был цвет, но припрятанный. Как будто праздник прошел, давно, но что-то еще осталось…Декорации «Геревеня» были созданы в цехах Пермского театра оперы и балета, костюмы, придуманные художницей Анной Ипатьевой (сайт художницы), шились в Киеве. Основной репетиционный период премьеры прошел также в Киеве. В Пермь труппа Раду Поклитару прибудет 9 октября, чтобы освоиться на сцене и отрепетировать с музыкантами под управлением дирижера из Новосибирска Петра Белякина, который на протяжении нескольких лет выступает ассистентом дирижера Теодора Курентзиса или, как в данном проекте, заменяет музыкального руководителя постановки за пультом.Что касается «Свадебки» в хореографии Иржи Килиана, то премьера в Перми, ставшая российской премьерой этого спектакля, состоялась в июне 2012 года, в один вечер с балетом «Петрушка» в хореографии американского балетмейстера Николо Фонте. В год 130-летия Игоря Стравинского Пермский театр оперы и балета представил в свежем прочтении два знаковых для ХХ века произведения и приурочил премьеру ко дню рождения великого композитора. Успех премьеры был внушительным, что отметили критики «Коммерсанта» (Татьяна Кузнецова, «Брак высокого качества») и «Газеты.ру» (Майя Крылова, «Босые и великие»).Оба произведения, «Свадебка» и «Геревень», рассчитаны на «ударный» состав инструментов — четыре рояля и перкуссию, а вокальный текст исполняет квартет солистов и хор MusicAeterna. В июне на время «Свадебки» четыре рояля были установлены в партере, для этого из зала были вынесены шесть первых рядов. Однако в этот раз, благодаря введенным в эксплуатацию в начале 141-го сезона механизмам, позволяющим поднимать и опускать пол оркестровой ямы до уровня сцены, все музыканты разместятся в яме.За рояли сядут известные пианисты Иван Соколов и Михаил Мордвинов, а также солисты оркестра пермского театра Александр Осминин и Оксана Пислегина. Сольные вокальные партии исполнят: в «Свадебке» — Надежда Кучер (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Станислав Леонтьев(тенор) и Василий Коростелев (бас); в «Геревене» — Елена Юрченко (сопрано), Асия Рахматуллина (меццо-сопрано), Евгений Воробьев (тенор) и Василий Коростелев (бас).
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки