RSS лента

yohji_nap

Кейдж и мелодия

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.
В поддержку темы для начинающих интересоваться авангардом (см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=36167), выкладываю некоторые из тех пьесы Кейджа, что можно назвать абсолютно традиционными, т.е. вообще без намёков на авангард. Я понимаю, что это вот не самая лучшая затея - так знакомить - поэтому интересующихся Кейджем я отсылаю всё к той же теме про young man'а. Для тех же, кто уже знаком с Music of Changes, 4'33'', сонатами и интерлюдиями, и пр. известными вещами, эта выкладка может оказаться интересной.

Итак:

"Три простые пьесы", 1933 год, исп. Стеффен Шлейермахер:
http://www.sendspace.com/file/w1wun1
Чистый контрапункт в первой и последней (это два канона); по поводу первой пьесы как-то раз высказался Чакона ре минор (см. http://www.forumklassika.ru/blog.php?b=637).

In A Landscape (дословно "В пейзаже"), 1948 год, исполняет Стивен Друри:
http://www.youtube.com/watch?v=Bsz-Mr59P6c
Это т.с. главный мелодический хит Кейджа , на который на этом форуме много раз уже ссылались. Вещь написана для фортепиано или арфы, и арфовый вариант на Youtube также имеется:
http://www.youtube.com/watch?v=SwdPD1R1HCQ
Собственно, там ещё и любительское исполнение есть, и ещё какая-то профессиональная запись, и т.д.

Номера 3 и 4 из "Шести мелодий для скрипки и фортепиано" в переложении для скрипки и арфы, 1950 год, исполняют Гидон Кремер и Наоко Йосино:
http://www.sendspace.com/file/iwe65w
В "Шести мелодиях" все пьесы, по-моему, красивы, но я выбрал то, что уж совсем-совсем традиционное. К сожалению, я знаю только одно фортепианное исполнение, и оно меня не устраивает.

"Антифоны" ear for EAR, 1983 год, исполняет ансамбль Ars Nova под управлением Тамаса Вето:
http://www.sendspace.com/file/njhhp0
Церковная музыка, видимо, в какой-то степени занимала Кейджа; помимо этой вещи (совсем не для церкви написанной, если что), он написал ещё Sonnekus, в котором пентатонические одноголосные мелодии на библейские стихи прерывались исполнением песен Сати для кабаре. Это была такая театральная вещь, играющая на разнице между церковью и светской жизнью, получилось очень впечатляюще, но нетрадиционно, а потому тут не выкладываю

В качестве бонуса - не совсем традиционное произведение , т.к. оно написано для игрушечного фортепиано... но красивое. Сюита для игрушечного фортепиано, 1948 год, исполняет Маргарет Ленг Тан:
http://www.sendspace.com/file/bz0dvp
Это тоже небольшой хит - на Youtube есть аж два исполнения, в т.ч. любительское - http://www.youtube.com/watch?v=Ep5fNEeoh74 и какой-то неизвестной пианистки - http://www.youtube.com/watch?v=6Scmj-UG3Dw - и вообще, одних только записей на дисках/пластинках есть около двух десятков...

Ну вот, а в качестве второго бонуса - уже не Кейдж, а молодой (29 лет) Ксенакис, живущий беженцем в Париже, впроголодь, но упорно занимающийся гармонией, контрапунктом и композицией. "Шесть песен" (для фортепиано соло), 1951 год, исполняет Николас Ходжес:
http://www.sendspace.com/file/pi0w3u
Опять-таки, знакомиться лучше уже т.с. будучи осведомлённым о зрелом Ксенакисе. Здесь очень хорошо чувствуется, что писал человек, не до конца освоивший т.с. классический стиль. Но, тем не менее, есть замечательные мелодии, угадывается интерес к народной музыке (который проявится потом мелодиями в последней части Shaar, в Keren, в Embellie,...), слышится восхищение Бетховеном... Короче говоря, это интересно послушать как т.с. документ биографии. С осторожностью эту запись выкладываю, т.к. некоторым форумчанам очень уж, полагаю, захочется осудить в духе "Вот же! - Толком не смог научиться, потому и..." - но оставим такие выводы на их совести.

Отправить "Кейдж и мелодия" в Google Отправить "Кейдж и мелодия" в Facebook Отправить "Кейдж и мелодия" в Twitter Отправить "Кейдж и мелодия" в del.icio.us Отправить "Кейдж и мелодия" в Digg Отправить "Кейдж и мелодия" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Rouslan Khazov
    Спасибо!
  2. Аватар для -Бу-
    Меня, кстати, всегда интересовали причины появления подобных пьес у Кейджа. Есть какие-нибудь версии?
  3. Аватар для yohji_nap
    Меня, кстати, всегда интересовали причины появления подобных пьес у Кейджа. Есть какие-нибудь версии?
    Ну, гм, а почему бы и нет? Мелодию сложно вписать в подход Кейджа - и в ранний, который был против функциональной гармонии, и в поздний - но не невозможно, а потому местами она бывает.. просто не очень часто. Из поздних сочинений есть довольно много мелодических - одноголосных мелодий т.с. - Cheap Imitation самая знаменитая, но есть ещё серия Sonnekus, Mirakus, Selkus, есть Eight Whiskus, а есть ещё в номерных пьесах - Four3, Two6... - мелодии как элементы конструкции.

    А про конкретно выложенное - пьесы 1933 года суть плод занятий с Бухлигом, по всей видимости, т.е. учебные в каком-то смысле (?). В сюите и в In A Landscape мелодия - формообразующий элемент, без неё никак. Они обе - про технику вложенных пропорций, которая т.с. начинается с построения фраз по соотв. пропорциям. Таких пьес у Кейджа море, и, конечно, раз они от мелодии так зависят, хоть в каких-то мелодии очень выразительные должны были получиться (ещё, скажем, 13-ая соната и, наверное, ноктюрн - впрочем, не помню точно про ноктюрн). "Шесть мелодий" - тоже техника не традиционная, а про gamut созвучий, из которого оные выбираются так, чтобы получалась мелодия без функциональной гармонии (или подбираются под заранее написанную мелодию? Запамятовал. Короче, в струнном квартете 1950 года тот же gamut, и там тоже мелодий навалом, Quodlibet - лучший пример).

    Как-то так, в общем. Только про антифоны ничего не знаю, это какой-то мелкий заказ был, про него никто ничего не пишет, увы :(
  4. Аватар для Аглая
    Спасибо! Слушаю...
  5. Аватар для Vertumn
    Действительно, очень любопытно. Большое спасибо за просвещение)
  6. Аватар для -Бу-
    Спасибо, очень интересно! И как только люди умудряются столько знать
  7. Аватар для yohji_nap
    Спасибо, очень интересно! И как только люди умудряются столько знать
    Спасибо Но Вы меня прямо смущаете, это ж я просто Кейджем так вот сильно увлекаюсь, что...
  8. Аватар для А. Кофанов
    Мелодии для скрипки и арфы впечатлили! Первая МУЗЫКА, которую я услышал от Кейджа...

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100