Мое знакомство с Генделем продолжается, причем весьма удачно. После недавней потрясающей Партенопе в Театре ан дер Вин, сходил и на премьеру сценической версии "Мессии", в этом же театре. Сценический спектакль, поручено было поставить группе авторов во главе с одним из самых известных современных постановщиков, Клаусом Гутом, о чьем Фигаро я также не давно писал. Т.к. Мессия ораторий, без какого либо либретто, использующий только разные цитаты из Библии, то историю пришлось придумывать снова. Поэтому сразу ясно, что то что ставил Гут никакого прямого отношения к произведению Генделя не имеет. А спектакль нужно рассматривать, как совершенно новое сценическое произведение.
Гут рассказал трагическую семейную историю, о человеке сделавшим самоубийство из-за невозможности справится с натиском современного мира и своими семейными проблемами. И нам, зрителям бросает вызов и спрашивает, а можно ли оправдать или понять такой поступок и существует ли спасение для него. Историю-то Гут рассказал не хронологический, а начиная с похорон и возвращаюсь назад флэшбеками в прошлое и взглядом в будущее. Самого "главного" героя играет танцор. Баритон - его брат, который никак не может смирится с его гибелью и понимает что во многом виноват. Контратенор - другой брат, который чувствует угрызения совести из-за своих любовных отношениях с женой брата, тенор - священник, который единственный знает что речь об самоубийстве и скрывая следи, пытается представить его как обычное убийство, чтобы защитить семью, и может быть даже спасти его душу. Роль сопрано разбита на две роли - роль жены "главного" героя и роль жены брата "контратенора". Еще одна из ключевых ролей в спектакле, это роль (по настоящему) глухо-немой девушке, которая как бы является посланником небес, и которая с нами общается на языке символов, но мы ее послание понять не можем. Вообще то Гут много играет как бы c сурдопереводом. Даже весь хор постоянно жестикулирует, как бы руками поясняя происходящее.
В спектакле много пантомимы, которая поясняет действие. Сами цитаты из Библии, в целом (но не всегда) очень интеллигентно интегрированы в спектакль. Например, сцена похорон, в которой очень естественно что священник читает проповедь, а присутствующие поют гимны, или сцена крещения новорожденного ребенка, или панихид или даже очень забавные сцены как любовная сцена между котратенором и одной из сопрано, в которой она поет про то как красивые ноги Посланика, причем лежат они в кровати и она как раз и целует его ноги.
Спектакль получился очень зрелищным и увлекательным. И одним из самых интересных сценических произведений, которое мне удалось увидеть. Но, как уже говорил, имеет только косвенные отношения к Мессии Генделя. Но отношение все-таки есть.
Зато музыкальная сторона спектакля, в основном соответствовала замыслам автора. Основной фигурой здесь выступил абсолютно потрясающий хор - "Хор Арнольд Шенберг", у которога практический центральная роль в этом произведений. Просто невероятная сыгранность, четкость и поражающая тишина при внезапных паузах, такого редко удавалось слышать. Из солистов больше всего поразил московский знакомец Флориан Бёш, баритон, с просто фантастической мощностью голоса и просто актерским мастерством (я его смотрел уже несколько раз в театре, но впервые произвел такое впечатление). Бейджун Мета (если так пишется имя), контратенор, порадовал силой звучания, которая показалась просто невероятной для контратенора. Ричард Крофт, как тенор, как-то остался незамеченным в отличие от обеих сопрано Сюзан Гриттон и Корнелия Хорак, которые просто порадовали техникой и красотой голоса. А Жан-Кристоф Спинози уверено дирижировал своим ансамблем Матеус.
Так прошло мое второе знакомство с произведениями Генделя, а вот уже в ближайшие выходные продолжу знакомство, но уже в Москве, где исполнят Орландо