RSS лента

Daddy

Эстетическая общезначимость

Рейтинг: 4.00. Голосов: 1.
Пусть будет 18-я запись. Масонское число. 18 номер - самый загадочный в "Волшебной флейте".

Топик, выделившийся в ходе споров о Тарковском.

Помимо формальной общезначимости (о которой пишет П. Гайденко) музыкальное сочинение обладает, я думаю, еще и эстетической общезначимостью, т.е. неким смыслом, не зависящим от интерпретации. В сущности, это справедливо для любого художественного текста и есть нечто параллельное логической общезначимости в ИП1. Произведение в себе размыкает этот смысл, но в заветную комнату, утаенную в сети лабиринта, ведет множество дверей-интерпретаций. Замков нет, все разомкнуто, но раскрыть двери и, главное, найти заветную комнату очень трудно.
Наука тоже открывает заветную комнату. Но, открыв, она дает возможность иного взгляда на нее, так сказать, в плане. Двери забыты, новый взгляд идет мимо них, как на макете.
В искусстве же это невозможно.
И потом - тут нельзя ВОЙТИ в заветную комнату. Как в "Сталкере" Тарковского.

Отправить "Эстетическая общезначимость" в Google Отправить "Эстетическая общезначимость" в Facebook Отправить "Эстетическая общезначимость" в Twitter Отправить "Эстетическая общезначимость" в del.icio.us Отправить "Эстетическая общезначимость" в Digg Отправить "Эстетическая общезначимость" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для барух
    Нaпрaшивaeтся тoлькo дoбaвлeниe - этa кoмнaтa - в нaс.
  2. Аватар для Jonah
    Дэдди, допустим Вы, как Вы утвердили, верите.
    Но философия вещь практическая.
    Какая бытовая этика и эстетика вытекает из Вашей модели?

    Если, как Вы мне отвечали раньше, и как написали здесь - у произведения искусства есть собственная эстетическая общезначимость, у вещи есть объективная сущность, "пространство оказывает сопротивление".

    то как быть с совестью? как быть с выбором?
  3. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от Jonah
    то как быть с совестью? как быть с выбором?
    Ну и вопросы Вы задаете...
    Я не люблю с бухты-барахты отвечать на такие вопросы. Крепко надо подумать.
    Но разве я сказал, что объективная установка исключает выбор?
  4. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от барух
    Нaпрaшивaeтся тoлькo дoбaвлeниe - этa кoмнaтa - в нaс.
    И в нас, и вне нас. Такой вот парадокс.
    Смысл, как средоточие мысли, как с(о)мыс(е)л есть уже само сочинение как художественный факт. Он частично выражен сперва в замысле творца, а сам есть лишь некий "проективный предел", "отрицательная объединяющая точка" (Гегель).
    Интерпретируя, мы строим некий "индуктивный предел", думая, что он тождествен проективному. Получается этакий ментальный тор.
    Проективный предел=индуктивному пределу есть та самая комната, которая одновременно вне (как проективный предел) и внутри (как предел индуктивный).

    Пришлось пококетничать математической терминологией, но смысл, я думаю, понятен каждому.
  5. Аватар для Jonah
    С бухты барахты, конечно, не нужно.
    Просто, мне казалось, это первый вопрос который возникает после эстетического, а лучше вместе с ним. Иначе какой в этом смысл? Потому я подумал, что ответ у Ва уже есть.

    Вы, конечно, не говорили ничего про отсутствие выбора.

    Но исходя из того, что Вы изложили, у меня как раз сложилось ощущение, что следующим шагом выбор будет исключен, а вместе с ним и совесть.

    Хотя если этого шага не делать, то, конечно, все это можно сохранить, но тогда опять же какой в этом тогда смысл?
  6. Аватар для Daddy
    "У меня нет совести, даже совести художника. У меня есть только нервы" (с, Акутагава).

    Вы полагаете, что у такого предельно объективистски настроенного мыслителя, как у Эйнштейна, не было совести?

    Субъект активен, значит, он выбирает. Он сам есть пространство, которое сопротивляется.
  7. Аватар для барух
    Диaлoг с прeдпoлaгaeмым зaмыслoм твoрцa в худoжeствeннoм прoизвeдeнии - этo тoлькo oднa из вoзмoжных тeхник, прeдлaгaeмых культурoй (рaзными культурaми).
    В любoм случae тaкaя прoeкция - этo срaвнeниe свoeгo индивидуaльнoгo вoсприятия с тeм, чтo ты признaл (блaгoдaря вoспитaнию, культурe, учeбe, или - дoбрoвoльнo) - зa всeoбщee.
    Eсть свoбoдa выбoрa внутри шaхмaтнoй пaртии, eсть свoбoдa - устaнoвить првилa игры.
    Oднo - этo прeступлeниe с тoчки зрeния угoлoвнoгo кoдeксa, другoe - сoвeсть.

    Интeрeснo, мы oднoврeмeннo нaписaли прo сoвeсть (я, кoгдa писaл, eщe нe видeл Вaшeгo кoммeнтa нaвeрху)
  8. Аватар для Jonah
    Дэдди, когда я говорил о совести, я, видимо, все же предполгал то, что Акутагава назвал "нервами". К тому же, исходя из того, что я знаю о Японии и об Акутагаве (а это один из любимых моих писателей), я осмеливаюсь предположить неосмотрительную неточность перевода, неосмотрительную в контексте сложного русского и европейского представления о совести. (Бродский часто цитировал эту фразу, без оговорки заменяя "совесть" на "принципы").
    Высказывание Акутагавы несет как раз, как мне кажется - именно с той стремительностью, которая свойственна его мышлению - идею о восприимчивости, о первичности любого восприятия, об отказе от системы, о том, что этические нормы - это не система ограничений, а инстинкт души.
  9. Аватар для Jonah
    Вы полагаете, что у такого предельно объективистски настроенного мыслителя, как у Эйнштейна, не было совести?

    Субъект активен, значит, он выбирает. Он сам есть пространство, которое сопротивляется.
    Про Эйнштейна не знаю.

    Но какой может быть выбор, если ограничение существует само по себе?
  10. Аватар для Daddy
    Выбор в рамках предзаданных ограничений.
    "Что наша жизнь? Игра".
  11. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от Jonah
    Высказывание Акутагавы несет как раз, как мне кажется - именно с той стремительностью, которая свойственна его мышлению - идею о восприимчивости, о первичности любого восприятия, об отказе от системы, о том, что этические нормы - это не система ограничений, а инстинкт души.
    Это старая ницшевская тотальная критика: не методов познания, а самого познания; не подходов к морали, а самой морали.

    Вы, будто бы совершая акт свободного выбора, строите некую альтернативную вселенную, "дом паука" (Коран, сура 29), но он будет "самым непрочным из домов".
    Вы становитесь рабом и самого себя и лежащего вне вас и игнорируемого вами пространства (системы).
  12. Аватар для Антонн
    "как быть с совестью? как быть с выбором?"

    Похоже, тут с новой силой продолжается начатое в теме о Тарковском.
    Не сочтите за указание - просто мысли вслух. Философия, вроде как, вышла из того возраста, чтобы противопоставлять солипсизм и реализм (или нет?). С некоей более общей точки зрения они вполне совпадают. Тогда и выбор, и совесть уживаются с сопротивляющимся пространством, а эстетическая общезначимость – с собственным вкусом (та же «антиномия вкуса» об этом говорит). Более того: совесть потеряла бы всякую силу действия без реально ощущаемого ВНЕШНЕГО сопротивления, которое, вместе с тем имманентно волящему, поскольку стало предметом применения воли. В чем состоят, в конечном счете, здешние разногласия?..
  13. Аватар для Jonah
    Поймите меня правильно, но возраст философии для меня не имеет определяющего значения.
    Признать кого-то солипсистом можно только будучи реалистом или идеалистом.

    Я мыслю простыми категориями, и я просто прошу, Дэдди уже Вас, пояснить каким образом и какие именно этические нормы выходят из Вашего объективного построения? Из выбора в в системе внешних объективных ограничений?

    Я просто хочу понять к чему это приводит и как у Вас, именно на практике.
    Потому что по моей-то логике это приводит к потере равновесия и уничтожению.
  14. Аватар для Jonah
    Вы, будто бы совершая акт свободного выбора, строите некую альтернативную вселенную, "дом паука" (Коран, сура 29), но он будет "самым непрочным из домов".
    Вы становитесь рабом и самого себя и лежащего вне вас и игнорируемого вами пространства (системы).
    Речь идет не о создании альтернативной Вселенной, а о создании единственной. Человек в моем представлении - залог.

    Я еще раз подчеркиваю я не игнорирую ни пространство ни время я просто указываю на то, что они существуют во мне, я их реализую.

    И еще раз все-таки о связи с эстетикой и этикой. Все это не имеет смысла, пока не будет реализовано на практике.
  15. Аватар для Jonah
    Более того: совесть потеряла бы всякую силу действия без реально ощущаемого ВНЕШНЕГО сопротивления, которое, вместе с тем имманентно волящему, поскольку стало предметом применения воли. В чем состоят, в конечном счете, здешние разногласия?..
    В том, думаю, что я полагаю указанное Вами сопротивление не внешним, а ВНУТРЕННИМ. И оно - само это сопротивление - мой выбор, и сопротивление ему - мой выбор.

    Я на всякий случай повторюсь, я не игнорирую ни пространство, ни время.
    Я только понимаю, что движет ими, рождает их сопротивление мне, мой же выбор, который я могу сделать.

    Это и есть в моем представлении совесть.

    Только при таком раскладе, я понимаю, что мое существование действенно, что я отвечаю за свои поступки, что именно я делаю выбор.
  16. Аватар для Антонн
    "Я еще раз подчеркиваю я не игнорирую ни пространство ни время я просто указываю на то, что они существуют во мне, я их реализую".

    Тут недалеко и до видения мира в феноменах.

    Близко ли Вам осознание ситуации поступка в духе Бахтина - "неалиби в бытии"?
  17. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от Антонн
    В чем состоят, в конечном счете, здешние разногласия?..

    Да вот и я думаю, в чем же?
    Цитата Сообщение от Jonah
    Я просто хочу понять к чему это приводит и как у Вас, именно на практике.
    Потому что по моей-то логике это приводит к потере равновесия и уничтожению.
    На практике это приводит к модели лягушки, взбивающей молоко в кувшине, превращающей его в масло и постепенно, хотя и трудно, порой, даже мучительно трудно выползающей наверх.

    Мы с Вами вброшены в экзистенциальную щель Времени (Dasein), мы застигнуты Бытием (и застегнуты).
    Я мыслю даже очень пессимистически, уподобляя Dasein щелевидному колодцу с гладкими стенками. Другие предпочитают метафору просеки (или ущелья в горах), третьи - кувшин с молоком, куда попала лягушка, куда ее вбросила какая-то сила (или же ее неосторожный прыжок).
    Но все равно, даже из гладкого колодца можно выбираться; не скажу "выбраться", ибо тогда мы узрели бы нечто, на что простому смертному глядеть нельзя, но строить площадки при движении наверх (выбор ситуации) и помогать то же делать ближнему, а не пихать его обратно в пропасть ногами (совесть, нравственность).
    Короче, "мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба безнадежна".
    Есть и более оптимистическая цитата: "Кровавая борьба, или небытие. Такова неумолимая постановка вопроса".

    Я не оракул и не мудрец. Скорее, глупец (ну, если не глупец, то простец), но честно взбиваю молоко. Уж не первый десяток лет. Надеюсь, что и не последний.
    Post tenebras spero lucem.
  18. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от Антонн
    Тут недалеко и до видения мира в феноменах.
    Не следует забывать, что солипсизм феноменологии (в классическом, гуссерлевском, варианте) есть солипсизм методологический, но не онтологический; он носит, так сказать, временный характер, является приемом, инструментом исследования.

    И Кант, и Гуссерль (не говорю уж о Хайдеггере) пришли бы в ужас, если бы их произвели в солипсисты.
    Обновлено 29.05.2008 в 22:30 Daddy
  19. Аватар для Антонн
    "помогать то же делать ближнему, а не пихать его обратно в пропасть ногами (совесть, нравственность)".

    Вот этому хорошее "теоретическое" обоснование дал для меня Левинас. А с позиции ув. Ионы как это объяснить - мне лично неясно (пока!).

    Ув. Daddy, я и сам пришел в ужас от того, что Вы поняли меня так (будто я Феноменологии приписываю солипсизм )!
  20. Аватар для Daddy
    Цитата Сообщение от Антонн
    Ув. Daddy, я и сам пришел в ужас от того, что Вы поняли меня так (будто я Феноменологии приписываю солипсизм )!
    Да нет, что Вы!
    Вас я так не понял.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100