RSS лента

murom

О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              




На вибрацию влияют два показателя: скорость и ширина. Варьируя только их, без чего либо еще, вы можете уже производить большие изменения в окраске звука. Но, когда вы начинаете менять силу давления пальца на струну, изменять точку контакта между кончиком пальца и его подушечкой, или использовать различную скорость вибрации (дольше оставаться на верхнем тоне вибрато, чем на нижнем), перед вами открываются бесконечные градации звуковых красок.


Как быстро? Как широко? Так как нет двух одинаковых вибраций, вы не можете сказать точно, как это должно быть. Однако, большинство великих исполнителей кажется используют два общих компонента при вибрировании: во-первых, способность производить предельно узкое вибрато и во-вторых, очень быстрое вибрато (когда это музыкально уместно).

ТИПЫ ВИБРАЦИЙ

Вибрацию можно разделить на четыре основные группы. Элементы всех групп можно найти у каждого исполнителя, конечно, поскольку никто не владеет только одним видом вибрации независимо от композитора, фразы, нот или конкретного пальца. Но разделение вибрато на группы поможет нам понять наше собственное вибрато и проводить эксперименты по поиску разлиных звуковых красок.
Каждый пример представляет одну вибрирующую ноту, а шестнадцатые и др. мелкие длительности - время нахождения пальца в верхней или нижней позиции.

Первая Группа
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	text_1.jpg 
Просмотров:	1335 
Размер:	69.9 Кб 
ID:	73911
“the note in tune” – чистая нота.
“the note slightly sharper” – чуть завышенная нота.
“the note slightly flatter”
“flat” – бемоль или нота чуть ниже.
“sharp” – диез или нота чуть выше.

Недостаток этого вибрато заключается в том, что слушатель скорее улавливает верхний тон вибрато, чем нижний, и думает, что именно это и есть главный тон. Например, нота Ре должна строить с открытой струной, но здесь получается, что нота звучит выше, хотя первоначально исполнитель поставил палец точно на ноту Ре. Поэтому, при перекатывании пальца с тона на тон мы не должны идти выше принципиальной высоты ноты. Хотя, при исполнении таких нот, как Фа диез, завышенный эффект не так заметен.

Вторая Группа

“forward to the in-tune note again” – возврат к чистой ноте опять.
“back” – понижение тона (буквально – назад).
“forward” – возврат к чистой ноте опять (буквально – вперед)

И хотя чистая интонация на верхнем тоне лучше, чем завышенная, этот вид вибрации вы не можете использовать очень часто, т.к. она будет звучать слишком неустойчиво, потому что нижний тон ноты акустически будет равноправен верхнему тону вибрируемой ноты. Это происходит потому, что ритм движений вперед-назад равномерен. Поэтому лучше использовать ритм Третьей Группы.


Здесь есть еще один недостаток равномерной вибрации: при равномерном колебании очень трудно играть быстрое вибрато. Это очень легко проверить следующим образом:
  • Хлопайте одной рукой по другой легко и быстро с постоянной активностью к руке (к-к-к-к-к). Очень легко так хлопать быстро.
  • Хлопайте одной рукой по другой легко и быстро с постоянной активностью от руки (от-от-от-от-от). Здесь так же очень легко хлопать быстро.
  • Однако, очень трудно хлопать быстро с активностью в обе стороны (к-от-к-от-к-от-к-от)

Таким же образом, лучше, если мы будем вибрировать постоянно «вперед», а не «вперед-назад-вперед-назад». Это достигается с определенным ритмом, иллюстрируемым в следующей группе.

Третья Группа
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	v_2.jpg 
Просмотров:	1321 
Размер:	146.9 Кб 
ID:	73913
В этой группе верхний тон звучит гораздо дольше нижнего, но вы все еще четко слышите нижний звук, т.к. он производится плотным давлением пальца на струну.
Этот тип вибрации ясно пульсирует, что дает много энергии. Однако, вы не всегда хотите слышать эти «звоны» в вибрации. Существует множество оттенков звука в вибрато, где все хотят слышать нежность скорее, чем постоянное пин-пин-пин-пин.

Из-за достаточно громкого звучание нижнего тона вибрируемой ноты этот тип пульсирующего вибрато звучит или слишком толсто, или слишком широко.

Четвертая Группа

“slightly flatter, the finger releasing the string” – чуть ниже, палец освобождает струну.

В этой вибрации тот же ритм в движении, но сейчас нижний тон почти не слышен, потому что палец слегка отпускает струну на движении назад. Эта нота представлена в примере как х-нота.
При этой вибрации нота Ре звучит как частое повторение Ре- Ре- Ре- Ре- Ре- Ре- Ре, что гораздо лучше, чем четвертьтоновая трель, как в Первом примере.

Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в Google Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в Facebook Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в Twitter Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в del.icio.us Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в Digg Отправить "О вибрации на смычковых инструментах (перевод с английского)" в StumbleUpon

Обновлено 22.10.2009 в 15:58 murom

Категории
Учитель скрипки

Комментарии

  1. Аватар для Valon
    Спасибо!
    А нет ли у Вас, в продолжение темы, выдержки из этой книги о локтевой, кистевой, пальцевой вибрации?
  2. Аватар для murom
    А сейчас я постараюсь покритиковать Теорию Фишера или похвалить - как получится.
    Первое, что хочется отметить в его статье, это правильное понимание того, что чистая нота находится в верхнем положении при вибрации. Это так же справедливо и при настройке аккордеонов, когда одна нота строится в нужный тон, а вторая, унисонная, чуть-чуть ниже. Получается розлив (это так аккордеонисты называют биения в расстроенном унисоне).
    Совершенно справедливо замечание Фишера, что такая вибрация, при которой чистая нота находится в серединке (пример первый) воспринимается нами фальшиво.
    Вот именно ради этого вопроса я и привел здесь всю статью Фишера. Остальные же его варианты и объяснения меня не устраивают.
    Первое и важное: неравномерная (пунктирная) вибрация просто не существует. Наша левая рука колеблется так же равномерно, как мы играем деташе. И по другому быть не должно и просто не возможно. Но если при игре штрихом деташе мы можем играть строго равномерно по динамике, с акцентом вверх смычком, с акцентом вниз смычком и с акцентом попеременно (при игре триолей), то примерно также мы можем играть и вибрацию. И каждый из этих видов вибрации (акцент на движении вверх, акцент на движении вниз) должен соответствовать замыслу композитора. Но чаще всего мы играет или равномерно по динамике или с акцентом на движении вверх).
    Сравнивая вибрацию со штриховой техникой могу сказать и то, что пунктирная вибрация невозможна в быстром темпе, как и пунктирный ритм смычком никогда не будет быстрее тремоло.
    Почему же Фишер допускает, что скрипач верхнюю ноту может играть длиннее нижней? Из-за ложного представления о силе и долготе. Он путается именно в этих двух понятиях.
    Конечно, самым разумным в нашем споре с Фишером было бы представить с обеих сторон осцилограммы движений, которые бы показали нам время нахождения руки в двух крайних точках. Я не обладаю такими возможностями и как аргумент в споре могу предложить только аналогию со штрихом деташе, тремоло, пунктирный ритм. Думаю, что все согласятся, что наша вибрация скорее похожа на игру быстрое деташе или тремоло, чем на пунктирный ритм.
    Еще одно немаловажное замечание: Фишер пишет, что каждый уважающий себя скрипач стремиться вибрировать как можно быстрее и уже. Я с этим тоже не согласен. Почему? Как-то мне довелось читать книгу о вокале и вибрации вокалистов. И мне запомнился один важный момент: частота вибрато не должна быть медленнее 5 колебаний в секунду и быстрее 7-8-и. Автор объяснял это с чисто психологической точки восприятия нами вибрирующего звука. Примерно этих норм придерживаются и скрипачи, и настройщики аккордеонов.
    Таким образом, частота вибрато, превышающая 8 колебаний в секунду будет восприниматься нами не приятно. К чему тогда разговор о предельно быстром вибрировании?
    Что касается ширины вибрато. Думаю, что здесь градация настолько большая, что размер колебания определяется и индивидульно каждым исполнителем, и особенностями исполняемой музыки.
    Но если неравномерность вибрации была просто не правильно воспринята Фишером по каким-то непоняткам, то вопрос о легком снятии пальца со струны при вибрато - это вообще грубая ошибка. Мы как раз и боремся с учениками на начальном этапе освоения вибрато, когда они подснимают палец при движении от себя и стучат при движении к себе. Другое дело, что наша подушечка гораздо мягче кончика пальца и характер звука от подушечки и кончика сильно отличаются. Если он в самом начале статьи намекнул нам об этом, то и нужно было продолжать, а не вводить читателя в заблуждение о "приснятии" пальца со струны.
    А в чем же отличие этих тонов? Кончик пальца отсекает струну более четко и звук более яркий. Подушечка слегка демпферирует струну и звук получается приглушенный. Этот эффект еще более подчеркивает для нас яркость верхнего тона напротив приглушенного нижнего.
  3. Аватар для Брунгильда
    * просто так, из жизни*
    Вчера попыталась определить тип своей вибрации и впала в ступор. Как сороконожка.
  4. Аватар для murom
    Брунгильда, если Вы пытались определить по Фишеру, то ничего и не получится, т.к. из его классификации нужно удалить 3-ю и 4-ю, как не имеющиеся в природе.
    Если вы пытались понять: локтевая, кистевая или другая какая-то, то и здесь все просто. У Вас все вместе, но иногда локтя больше, чем кисти, а иногда кисти больше чем локтя. Конечно, Вы можете зажать, например, кисть, и сразу почувствуете, что у вас чисто локтевая вибрация.
  5. Аватар для Брунгильда
    Конечно, вибрация не бывает только кистевой или только локтевой.
    Я пыталась классифицировать свою вибрацию именно по Фишеру(интересно ведь). О результате я уже писала.
  6. Аватар для Valon
    Про скорость и узость вибрации говорил также Исаак Штерн. Ещё он отмечал, что вибрировать нужно все ноты (по возможности), но если вибрация слышна/различима - это значит что её многовато.
    Ещё интересный аспект вибрации
  7. Аватар для Valon
    (продолжение) высказывал, кажется, Давид Ойстрах: последние "качание" пальца при вибрации должно быть в направлении последующей ноты.
  8. Аватар для kriksik
    Murom!Мне кажется, что Вы, говоря о том ,что при вибрации основная нота должна быть ниже, а верхняя вибрируемая точка струны являться чистым тоном, имели ввиду кистевое широкое вирбрато, доходящее до границы ногтя.
    Если просто себе представить несколько вариантов:
    1) широкое медленное вибрато от кисти. Это скорее движение которе можно иначе именовать как "перекатывание на подушке пальца". Именно с этим типом вибрации можно сыграть до примерно 3 нот одним палцем. Будет четко слышна нота там где начинается ногть и там где заканчивается.
    2) среднее и узкое относительно быстрое кистевое вибрато. Кроме перекатывания на подушке происходит еще и едва заметное смещение кожи на подушке. Т.е. кожа пальца начинает раскачиваться по отношению к мясу под этой кожей. Амплитуда перекатывания на подушке в связи со скоростью уменьшается и ни о каком четком тоне на краю ногтя говорить уже нельзя
    3) локтевое вибрато. В этом виде вибрации больше важна расслабленность пальца у его основания и раскачивание кожи по отношению к мясу становится весьма заметным. Если поставить ноту ниже и провибрировать этим типом вибрации, то нота как была низкой, так и останется низкой.
    На практике мне всего-лишь пару раз приходилось ставить ноты ниже и вибрировать наверх или выше и вибрировать вниз. Последний случай- концерт Брамса с оркестром. В 1й части есть одно место, где скрипка остается с фаготом и надо играть чуть ниже и вибрировать наверх, чтобы большую часть звучания нота была ниже, иначе звучит фальшиво. А с роялем то же самое место надо играть просто чисто.
    4)Перпендикулярное вибрато. ДА-да! Есть и такое. Точнее оно, конечно не совсем перпендикулярно, но о смене высоты ноты при таком виде вибрации почти нет речи. Это вибрация по очень сильной диагонали. На слух определить изменения высоты почти невозможно, но слышно, что нота провибрирована. Поставьте ноту ниже и она будет низкой.
  9. Аватар для murom
    kriksik Murom!Мне кажется, что Вы, говоря о том ,что при вибрации основная нота должна быть ниже, а верхняя вибрируемая точка струны являться чистым тоном, имели ввиду кистевое широкое вирбрато, доходящее до границы ногтя.
    Что-то вы меня путаете, уважаемый kriksik. Основная нота или чистая нота - это одно и тоже в моем понимании. А вот нижняя нота в вибрации - она и есть пониженная. Таким образом, верхний тон берется ближе к ногтю, а нижний - подушечкой. я это говорил. И именно этот верхний тон и есть основная чиста нота. Извините за частое повторение одного и того же, но боюсь, что меня опять не поймут.
  10. Аватар для kriksik
    Хорошо. В таком случае у меня к Вам вопрос о стандартной точке соприкосновения пальца со струной.
    Допустим мы разделим подушку пальца на 4 части. Т.е. 1 часть около ногтя со стороны к первой позиции у скрипки, а 4 часть другой конец ногтя (ближе к подставке). Меня учили, что первый и второй пальцы ставятся на 3 части подушки, а третий и мизинец на второые части. Объяснение такому падению пальца на струну простое- в таком положении пальцы обладают наибольшей собственной силой, не надо поджимать руку, чтобы дожать струну. То есть ни один палец не ставится на центр подушки за исключением тех случаев, когда это художественно необходимо или в процессе вибрации.
    Какова Ваша методика падения пальца на струну?
  11. Аватар для murom
    Лучше я картинку представлю. Вы же знаете, что кончик пальца - это самое чувствительное место на руке и поэтому желательно, чтобы струна всегда проходила через эту самую чувствительную точку. Найти эту точку не трудно, нужно только прощупать ее, например, кончиком шариковой ручки. Находится она примерно на одной четвертой расстояния от ногтя и центром подушечки (на фото я отметил это место оранжевым кружочком).


    Так вот, я просто взял скрипку, прижал пальцы к струне Ля в первой позиции (Си, До диез, Ре, Ми) и сфотографировал отпечатки струны на пальцах. Уже потом в фотошопе чуть подтемнил след от струны. Получилось что-то в виде компаса, в серединке - самое чувствительное место в кончике пальца, а стрелки - это след от струны.
    Если менять положение пальца в зависимости от играемой ноты и струны, эта стрелка будет поворачиваться вокруг центра (оранжевый кружок).
    Конечно, и само давление вдоль этого отпечатка тоже варьируется: Ре - ближе к середине, Ре диез - ближе к левой стороне этого отпечатка.
    И все равно все будет слишком индивидуально.
    При нестандартных положениях руки и отпечаток от струны будет на другом месте, но я сейчас говорю только об основной позиции.
    Ну в добавление скажу, что пальцы нужно бросать на струну четко, чтобы нота звучала. Здесь важна не сила, а именно скорость падения пальца на струну.
    [YOUTUBE]Im4JY1oHDns[/YOUTUBE]
    Обновлено 04.09.2009 в 14:32 murom
  12. Аватар для murom
    kriksik
    Постоянный участник



    Наш ответ Чемберлену Murom'у.
    Вот скан из одной из лучших методических книг, издававшихся в СССР


    Что же мы в ней видим? Интересуют нас последний абзац на 141 странице и первый на 142.



    Перевожу:
    Вибрация на скрипке образуется вследствие колебания пальца, который прижимает струну. Нажимая на струну то выше, то ниже своего основного положения, палец равномерно перемещается и вызывает периодическое повышение и понижение звука. Колебания высоты вибрирующего звука наш слух не чувствует и мы воспринимаем его как звук одной высоты, а именно, высоты среднего тона между отклонением вверх и вниз. Чистую интонацию при вибрации слышно лишь тогда, когда повышение и понижениея звука не выходят за пределы зоны данной высоты, т.е. если они не больше примерно 1/4 тона. В ссреднем амплитуда скрипичной вибрации колеблется между 30 и 50 центами. Изменение высоты вибрирующего звука в рамках его зоны воспринимается как новая краска, как другой тембр звучания.
  13. Аватар для murom
    Естественно, что я знаком с этой книгой и со многими другими. И до недавнего времени (до выхода статьи в Страде в 2002 году) тоже так же думал. Но я так думал не потому что уж слишком задумывался, а потому что так многие говорили. Но после статьи Фишера я задумался серьезно и сделал определенные проверки и на свой слух, и почитав другую литературу. Из всей Фишеровской теории по вибрато я признал только это, а отверг ритм, как абсолютно не состоятельный.
    Я еще читал где-то примерно следующее (по памяти): "При вибрато скрипач иногда завышает верхнюю границу ноты и чистая нота находится как бы в серединке. А так как мы всегда чистоту ноты воспринимаем только по верхнему звуку, то это завышение воспринимаем как художественный прием исполнителя."
    Меня даже не волнует, кто как играет: держит чистый тон в серединке или на верхней границе, - это все художественные приемы. Меня в данном вопросе волнует именно: что же мы реально слышим, верхний тон или некую серединку. Все таки мы слышим именно верхний тон как самый яркий, нижний тон намного слабее и совсем не определяемся с серединкой.
    Некоторые музыканты в своих книгах пишут (повтряя идеи Стеценко), что музыкант слышит как бы середину двух крайних интонаций. На мой взгляд - это надуманно и не имеет под собой никакого психоакустического объяснения.
    Чтобы решить этот вопрос более точно, я проводил эксперименты именно с теми нотами, которые имеют резонанс с открытыми струнами и звучат при чистом исполнении очень ярко. Результаты этих экспериментов подтверждают мысль Фишера, что наш слух четко улавливает верхний пик вибрато. И меня совершенно в данном вопросе не волнует как вибрирует рука. Меня волнует, как улавлиает интонацию наше ухо и что мы слышим в конечном итоге. А вот почему одни скрипачи держат чистый тон в серединке, а другие на верхнем пике - тем более не волнует - это их личное дело.
    Но если я не хочу обострять интонацию завышением, то и вибрировать не буду выше чистой ноты. Это, как я уже говорил раньше в переводе слов Фишера, не относится к нотам с диезами.

    Много лет назад я изучал книгу Мостраса "Интонация на скрипке". сейчас этой книги у меня нет и я не могу цитировать. Идея там была такова, что Мострас приводил анализ исполнения одного и того же произведения разными скрипачами и указывал точно в герцах каждую сыгранную ими ноту. Одинаковых нот почти не было. Кто-то играл выше, кто-то ниже, интервалы были шире или уже. Вот только одного Мострас кажется не сказал (или я забыл?): по какому принципу он определял эти герцы, если все скрипачи вибрировали: по наивысшей точке или по серединке. Даже если он определял по одному принципу, серединке, - разница в интонации у разных скрипачей нам ничего не говорит. Например, один скрипач прислушивается к интонации и ставит чистую ноту в верхнее крайнее положение, другой ставит ее в среднее положение. При анализе возникает разница: первый скрипач играет ниже, а второй выше.
    Как видите, Криксик, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. И цитаты из разных книг нам ничего не говорят. Не будем же мы класть на весы книги и таким образом определят правоту одного или другого мнения.

    Я думаю, что если на этом форуме мы продолжим спор с двух позиций и каждый будет аргументированно доказывать свою противоположную точку зрения от другого , то может быть мы и придем к правильному объяснению этого феномена. Заметьте, я не учу ни вибрировать, ни слушать: я хочу только объяснить этот феномен.

    ___________

    А может быть вся загвоздка именно в том, что мы все слушаем по-разному и слышим разное? Если я, например, четко слышу интонацию верхнего звука, а другой только общую зону вибрации воспринимает как одну ноту, то и разговор у нас будет вестись именно с позиции индивидуального слышания.
  14. Аватар для murom
    inna
    Ведьмочка-мазалистка

    Регистрация: 18.01.2005
    Адрес: Иерусалим
    Сообщений: 2,744
    Записей в дневнике: 11
    Влиятельность: 1 26



    Ответ: Можно ли научиться играть на скрипке?
    не люблю длинных теоретизаций, а на практике большинство учеников и студентов играют выше аккомпанемента. Видимо, из-за того, что их учили ноту ставить посередине, а вибрато идет в обе стороны. Ухо же (хорошо настроенное) слышит все же верх - согласна с Муромом.
  15. Аватар для murom
    kriksik
    Постоянный участник

    В книге Стеценко про это тоже написано. Сканировать не буду ,просто кратко перескажу. В процессе вибрирования палец на струне стоит не строго перпендикулярно, а по диагонали. В связи с этим колебания вверх(чисто физиологически) происходят легче и поэтому повышается интонация. Одним словом -недостаток техники.
  16. Аватар для murom
    Цитата:
    Сообщение от kriksik
    У меня есть другое объяснение. Все мы знаем, что если зажать на правой педали какую-то клавишу на рояле и ...
    Криксик, Вы даже предствить себе не можете, сколько разных экспериментов за свою жизнь я сделал. И не только тот, что вы описали, но и сотню других.

    Цитата:
    Ответ: скрипка отвечает на эту ноту ,а на по-милиметра в сторону она не отвечает и звучит тускло.
    Я так учу слушать своих учеников и сам слышу, хотя и абсолютник.

    Цитата:
    Поэтому, вполне естественно, что чистая нота находтится в середине амплитуды, то она и слышна лучше всего т.к. она лучше всего резонирует, имеет обертоны.
    Естественно, что чистая нота звучит ярче и выделяется из общего звучания глиссандирующей туда-сюда ноты. Только , когда мы проскакиваем ее в серединке - не тот эффект. Я тоже проводил такой эксперимент: буд-то бы эта нотка в серединке должна звучать в 2 раза чаще (при туду и сюда), но ничего не получилось. Она как бы не успевает озвучиться, т.к. мы ее очень быстро проскакиваем. А вот на верхнем пике чуть-чуть останавливаемся. Эффект получается примерно такой (это то, что я слышу): что-то там глиссандирует внизу, а в верху как молоточком по колокольчику бъют. Если вибрировать медленно - колокольчик бьет реже, если вибрировать быстрее, колокольчик бьет чаще. Но результат один и тот же.
    Если я специально ставлю чистую ноту в серединку и проскакиваю ее, то напрягая слух я все таки слышу ее, но так тускло и верхний звук так ее забивает, что ничего хорошего не получается.
  17. Аватар для murom
    Цитата:
    Сообщение от kriksik
    В книге Стеценко про это тоже написано. Сканировать не буду ,просто кратко перескажу. В процессе вибрирования палец на струне стоит не строго перпендикулярно, а по диагонали. В связи с этим колебания вверх(чисто физиологически) происходят легче и поэтому повышается интонация. Одним словом -недостаток техники.
    А Вы знаете, в чем проблема Стеценко? Он технику исполнения вибрато поставил выше слушания интонации. И вы его поддерживаете.
    Если слух не допустит завышения интонации, то и рука не будет вибрировать выше той интонации, которую хочет исполнитель.
    А вот последняя Ваша цитата из Стеценко меня порадовала тем, что подтвердила теорию Фишера. Ведь что получается? Стеценко учит ученика ставить палец и качать его в разные стороны так, чтобы чистая интонация находилась в серединке. На деле же получается, что ученик завышает интонацию (сам Стеценко это слышит), но учитель все сваливает на недостаток техники. А что такое техника? Это когда палец следует за слухом как собачка на поводке. Не зря же говорят скрипачи, что вибрацией мы можем скрыть не чистое начало ноты, мгновенно и поправляя интонацию, и продолжая вибрировать.
  18. Аватар для murom
    Цитата:
    Сообщение от Lalafa
    Муром, Ответьте, пожалуйста, на один-единственный вопрос: куда должен упасть палец при взятии ноты – на верхний край зоны вибрации или на её середину?
    Если я сейчас сам играю так, чтобы верхний край зоны был чистой нотой и мое первое движение, как я писал раньше, от себя, то значит и палец должен упасть на чистую ноту, а потом первое движение от себя на понижение, а второе - возврат к чистой ноте. Но я могу уронить палец и не на чистую ноту, а чуть-чуть ниже. Тогда первое движение будет как бы поправочное (так делают все скрипачи, когда играют без вибрации) - вверх к себе, а потом вниз от себя, и т.д. с сохранением чистой ноты на верхней точке.
    Если же я ошибся и чуть завысил интонацию, то мое первое движение будет от себя с большим замахом, чем при первом варианте, второе движение к себе до чистой ноты только.
    Таким образом, мы имеет только три варианта падения пальца: на чистую ноту, чуть ниже и чуть выше. При первом и третьем варианте первое движение будет от себя, а при втором варианте - к себе.
  19. Аватар для kriksik
    А Вы знаете, в чем проблема Стеценко? Он технику исполнения вибрато поставил выше слушания интонации. И вы его поддерживаете.
    Разве? у него это написано? Вообще-то там написано другое. По-Вашему выходит, что ученики Стеценко не могут следить за интонацией, а ученики Фишера могут. Или фишер ставит пальцы по диагонали в другую сторону и пальцы у начинающих съезжают вниз а не скользят наверх? Физиологию победить сложно, на это надо несколько лет.

    В процессе вибрирования палец на струне стоит не строго перпендикулярно, а по диагонали. В связи с этим колебания вверх(чисто физиологически) происходят легче и поэтому повышается интонация.
    Без слухового контроля что методикой Фишера, что методикой Стеценко можно обклеивать стены.
  20. Аватар для kriksik
    Примеры: Венгеров кажется почти все вибрато начинает вниз, но амплитуда вибрации шире чистого тона. Звучит фальшиво? Отнюдь

    http://de.youtube.com/watch?v=mADwzc...eature=related
    Калер руки показаны вообще очень близко. Вибрато в-основном кистевое, что предполагает более широкое качание пальца на струне. Начинает когда вниз, когда вверх и вибрирует от чистого тона в обе стороны. На слух игра интонационно чиста.
    http://de.youtube.com/watch?v=w2X-tBD4l0E

    Хан вибрато в-основном смешанного типа. Вибрирует в обе стороны от чистой ноты. тоже чисто.
    http://de.youtube.com/watch?v=3OlI0RLQJoU

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100