RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти

Рейтинг: 3.67. Голосов: 3.
              
…Впервые этот голос я услышал по радио «Маяк», когда в одной из передач шло представление новых изданий фирмы «Мелодия». В тот день анонсировали выпуск комплекта с записью «Набукко», и в качестве музыкального фрагмента прозвучало терцеттино из первого действия. Имя тенора, объявленное в числе исполнителей, мне тогда ни о чем не говорило. Но первые же звуки этого голоса, спевшие фразу «Fenena, oh mia diletta», превратили меня в некую окаменелость. Я был поражен красотой, гибкостью и полетностью чудесного тенора, наполненного итальянской сладостностью и непередаваемым очарованием. С этого первого аудиознакомства и ведет отсчет моя любовь к голосу Вериано Лукетти.

Замечательный певец родился в марте 1939 года. Первоначально он не собирался избирать музыкальное поприще. В его планы входило стать летчиком. Музыка была его хобби, и Лукетти долгое время занимался с педагогами частным образом. В конце концов, ему самому стало понятно, что эти занятия дают определенные реальные результаты. И талантливый молодой человек принял окончательное решение посвятить себя опере, что для настоящего итальянца вполне в порядке вещей.

Дебют певца состоялся в 1967 году в Сполето на «Фестивале двух миров» и не остался незамеченным. В короткий период времени Лукетти сумел составить себе имя во многих провинциальных театрах Италии. В начале карьеры его голос звучал в Венеции, Катании, Генуе, Вероне, Парме… Наибольшим успехом он пользовался во Флоренции, регулярно в течение нескольких лет принимая участие в спектаклях «Музыкального мая». Изначально Вериано Лукетти зарекомендовал себя достойным исполнителем лирического репертуара и особенно партий в операх Верди.

Лукетти обладал одним несомненным достоинством, выгодно отличавшим его от других итальянских коллег-теноров, - исключительной красоты тембром голоса. Если не принимать во внимание Паваротти, чья карьера началась несколько раньше и чьему восхождению на Олимп в немалой степени способствовали Сазерленд и Караян, то лишь Франко Бонизолли можно поставить рядом с Лукетти по качеству тембра и собственно вокального материала. В 60-е годы на итальянских оперных сценах выдвинулось немало теноров, претендовавших на признание: Джанфранко Чеккеле, Луиджи Оттолини, Флавиано Лабо… Но закрепиться в элите они не смогли. Тембр голоса Чеккеле рано истерся. Оттолини не всегда умел управлять своим огромным голосом, что сильно снижало общее художественное впечатление. У Лабо наблюдалась заметная пестрота регистрового звучания. Голос же Лукетти был лишен этих недостатков. Тембр его был истинно итальянским, маслянистым, в меру назальным, и в то же время достаточно ярким и запоминающимся. Большим достоинством следует признать ровность его звучания по всему диапазону. Слушать такой голос – истинное удовольствие для меломана.

Очень скоро певец определился со своим основным амплуа: им стали партии тенора лирико-спинто в классическом итальянском репертуаре. Именно в таком репертуаре в наибольшей степени требуется художественный вкус и тембральная красота. Лукетти никогда не отличался стенобитным звуком и не пытался посягать на сугубо драматические партии, четко осознавая границы своих вокальных возможностей. Зато в пределах своего основного репертуара он пользовался неизменным и заслуженным успехом.

С момента дебюта певца и до его появления на сцене «Ла Скала» прошло всего 8 лет. Лукетти дебютировал в цитадели итальянской оперы в 1975 году в опере Верди «Аттила». Партия Форесто весьма подошла для его голоса и надолго сохранилась в репертуаре певца. В ней он выступал на Арене ди Верона в 1987 году в спектакле с участием Евгения Нестеренко и Марии Кьяра, который запечатлен на ДВД.

В «Ла Скала» быстро оценили достоинства голоса Лукетти. Он стал постоянным членом труппы. Более того, во время гастролей театра в Вашингтоне и Нью-Йорке в 1976 году, посвященных 200-летию США, Лукетти был одной из самых заметных фигур; ему доверили исполнение главных теноровых партий в «Богеме» и «Дон Карлосе».

Вскоре последовали первые приглашения для участия в записях на пластинки. В 1977 году Лукетти записал свою первую версию вердиевского Реквиема в ансамбле с Леонтин Прайс, Джэнет Бейкер и Жозе ван Дамом под руководством Георга Шолти. Выбор маститого маэстро был неслучаен. Голос певца великолепно подходил для исполнения теноровой партии в этом грандиозном сочинении. Показательно, что партию тенора в Реквиеме Лукетти исполнял регулярно под руководством многих блистательных дирижеров в ансамбле с не менее блистательными партнерами-вокалистами. Достаточно сказать, что постоянной партнершей Лукетти по выступлениям в Реквиеме Верди была Елена Образцова. Через два года после первой записи Реквиема последовала вторая, на этот раз под управлением Риккардо Мути, в которой, кроме Лукетти, солировали Рената Скотто, Агнес Бальтса и Евгений Нестеренко. Для меня эта запись стоит в одном ряду с изумительной версией Бернстайна, являющейся образцом интерпретации гениального вердиевского творения. Лукетти спел свою партию очень одухотворенно, осмысленно и с несомненным чувством стиля, не превращая культовую музыку в оперное действо. Сам тембр его голоса очень удачно выражал чувства просветленного страдания.

В том же 1977 году Ламберто Гарделли пригласил Лукетти на запись редко исполняемой и еще более редко записываемой оперы Керубини «Медея». Это была всего лишь третья студийная версия этой оперы за всю историю звукозаписи. Партию главной героини исполнила Сильвия Шашш. В целом именно эта запись «Медеи» оставляет наиболее сильное впечатление, хотя двумя десятилетиями раньше была сделана запись с участием Марии Каллас, по праву считавшейся лучшей Медеей в оперных анналах. Однако именно в данной записи Гарделли «Медея» предстает во всем величии. Достойнейшим партнером Сильвии Шашш проявил себя Вериано Лукетти, исполнивший весьма неблагодарную партию Язона. Рихард Вагнер в свое время бросил крылатую фразу: «Язон – это тенор, а не герой». Во многом она справедлива. Но Лукетти удалось создать наиболее мужественный образ по сравнению с Мирто Пикки и Бруно Преведи. Лично мне очень нравится его экспрессия в финальном дуэте первого действия Oh fatal velo d’or, а также в финале всей оперы.

Примерно в это же время состоялась запись ранней оперы Верди «Навуходоносор» под управлением Риккардо Мути. За исключением пары незначительных моментов эту версию можно признать близкой к идеальной. Партия Измаила невелика по объему, но всегда запоминается, если ее исполняет достойный тенор. Лукетти именно таковым и оказался. Красота его центрального регистра как нельзя лучше соответствовала музыкальному материалу.

Партии в операх Верди составляли основу репертуара певца. В них он выступал на всех главных сценах Европы и Америки.

Надо отметить, что Лукетти был весьма надежным певцом со стабильной певческой формой. Не раз ему приходилось выручать своих коллег по оперному цеху. Так в 1984 году в Венской опере под угрозой срыва оказалась премьера «Симона Бокканегры», так как Хосе Каррерас, занятый в партии Адорно и успешно спевший генеральную репетицию за два дня до премьеры, внезапно потерял голос. Дирекция театра обратилась к Лукетти с просьбой выручить спектакль. В результате певец вошел в эту постановку за одни сутки и спел великолепно, составив достойную компанию Брузону, Раймонди и Риччарелли. Подтверждением тому служит документальная запись премьерного спектакля, выпущенная на компакт-дисках.

На компакт-дисках выпущена и «Сицилийская вечерня», в которой партнерами певца выступили Скотто, Брузон и Раймонди.

Однако Лукетти не ограничивал свой репертуар только операми Верди. Сохранились и издаются по сей день его выступления в операх других композиторов, записанные непосредственно со сцены. Особое место в этом списке, безусловно, занимает версия «Африканки» Мейербера, прошедшая во Флоренции в 1970 году под управлением молодого Риккардо Мути с участием восходящих «звезд» Вериано Лукетти и Джесси Норманн и одного из великих баритонов того времени Джанджакомо Гуэльфи. Учитывая тот факт, что студийных записей «Африканки» не существует, это исполнение наряду с более поздним прочтением Доминго и Верретт восполняет данный пробел в каталогах фирм звукозаписи.

Сохранились также живые записи Лукетти в таких редко исполняемых операх, как «Троянцы» Берлиоза и «Виллисы» Пуччини, а также в «Хованщине» Мусоргского.

Помимо аудио документов меломаны могут увидеть певца и в ряде видеофильмов. Самым первым и, наверное, самым ценным видеодокументом следует считать запись премьерного спектакля «Макбет» в театре «Ла Скала» с участием Каппуччилли, Верретт и Гяурова. Лукетти на премьере исполнил партию Макдуффа. Партия красива, хоть и невелика, и для создания великого спектакля требует участия блестящего тенора. Тогда ария Макдуффа в четвертом акте уже не воспринимается как проходная и вызывает неизменный энтузиазм публики. Лукетти достойно спел на этой премьере, но для студийной записи Аббадо пригласил Пласидо Доминго. Тем не менее, Лукетти тоже удалось записать своего Макдуффа, только под руководством Риккардо Шайи, в качестве саунд-трека к фильму-опере с участием Лео Нуччи, Ширли Верретт и Сэмюэла Рэми.

Для поклонников искусства певца доступны также снятые с его участием спектакли «Иерусалима», «Аттилы», «Силы судьбы» и ряд других.

Лукетти достойно представлял итальянское вокальное искусство на протяжении двух с лишним десятилетий. Однако никакого ажиотажа и шумихи вокруг его имени никогда не возникало. С одной стороны, это вполне объяснимо, так как во времена расцвета вокальных возможностей певца уже сформировалась и начала активно раскручиваться «большая теноровая тройка» - Каррерас, Доминго и Паваротти; с другой, трудно понять, почему не было отдано достаточно должного такому замечательному голосу. Так что, на мой взгляд, Лукетти можно отнести к наиболее недооцененным «золотым голосам».

В последние годы Вериано Лукетти занимается вокальной педагогикой и дает мастер-классы по всему миру.

Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в Google Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в Facebook Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в Twitter Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в del.icio.us Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в Digg Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть II) - Вериано Лукетти" в StumbleUpon

Обновлено 02.05.2012 в 21:10 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Таинственный Вериано!
    То, что он выдающийся певец, сомнений не вызывает и добавить здесь нечего. Слушайте Реквием, слушайте Медею, слушайте Макбет.
    Жаль, что не так много записей.
  2. Аватар для Дима Иванов
    Я то же до сего дня его не слышал и ничего не знал о таком певце. Решил послушать на тюбике его. Честно говоря не разделяю Ваших восторгов (может записи намного более впечатляющие). Назальность даже очень заметная, вибратто не отлажено (часто в голосе то "барашек", то "воче ригида"), тембр бедный. Вообщем, я блеска "золота" не увидел как не старался. Хотя эмоций у него действительно - хоть отбавляй.
  3. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Что Вы слушали-то?
    И кто ж по "тюбику" мнение о певце составляет!?
  4. Аватар для Дискограф
    Рекомендую начать с "Набукко" или с "Реквиема" под управлением Мути. Они вполне доступны на нормальных носителях. Блестящие записи и блестящее исполнение.
    Дима, никак не могу согласиться насчет бедности тембра. Все-таки "тюбик" - это только поверхностное представление, и не более.
  5. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Да и Медея тоже не самый последний пример отличной техники Луккетти. Партия-то неслабая!
    В-общем, певец отличный.
    Луккетти, Коссутта, Арагалль, Бонисолли...Можно сюда было бы добавить Джорджо Ламберти (замечательный Эрнани), Оттолини (постарше) и других профессиональных ребят, которых затмили всем известные фамилии. А тем не менее, они вполне заслуживают внимания!
  6. Аватар для Дискограф
    Конечно, "Медея" - еще та опера! Ее просто так не споешь.
    Действительно, достойных имен немало. Обо всех не напишешь, но о ком-то из перечисленных есть в планах...
    Просто бывает обидно, когда замечательные певцы не добиваются признания, которого достойны.
  7. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Я ещё и о том, что если воспринимать певца с помощью такого ресурса, как "ю-тьюб", то ничего внятного не получится.
    Там много такого, за что и вполне заслуженным певцам было бы стыдно : оплошности и нестабильность всегда рядом.
    Есть качественные записи с хорошим звуком, без "химии", сделанные профессиональными людьми - можно слушать!
  8. Аватар для Дискограф
    К своему большому удовлетворению мне удалось пополнить фонотеку первой версией "Реквиема" Верди с участием Лукетти под управлением Георга Шолти. Разочарований не ожидаю! )))
  9. Аватар для Дискограф
    Печальное известие: 23 апреля Вериано Лукетти скончался в Риме...
  10. Аватар для idalgo1492
    Очень жаль...
    Лукетти очень ровно исполняет каватину La mia letizia из "Ломбардцев" Верди.http://www.youtube.com/watch?v=Tu5yx3Cxi3U Сколько великих итальянцев записали эту оперу (Раймонди, Корелли, Паваротти и т.д.). Удивительно, но в первые мгновения этой записи голос Лукетти напомнил Альфредо Крауса. Слушая эту партию далее, это ощущение ушло. Остался очень ровный, тембрально очень красиво окрашенный голос.
    Кстати, в группе "Джузеппе Верди" нет подраздела, посвященного опере "Ломбардцы в первом крестовом походе"...

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100