Обычную темперацию я освоил очень быстро ещё в детстве.
Затем научился делать её виртуозно. Затем заскучал.
Мне бы Вашу самоуверенность! Настраивая 20 лет инструменты, я всегда сомневаюсь, а правильно ли я всё делаю? Несмотря на похвальные отзывы в мой адрес со стороны музыкантов, я всё ещё думаю, что многое мне не ясно, многому мне надо учиться. Да это, наверное, может сказать о себе любой мастер, тем более "зубр". После таких заявлений вотум доверия к Вам падает с ещё бОльшей силой. По крайней мере, в моих глазах!
Вложение 45190
Вы избавили меня от объяснений про несовпадение октав 2:1, 4:2, 6:3 и т. д. Всем коллегам советую прочитать этот пост повнимательнее. Интересно, что и с квинтами и квартами получается такая же петрушка: см. статью inharm.doc.
Вышеизложенное не означает, что октавы надо строить нечисто, а только подразумевает, что к фоническому ощущению чистоты надо приблизиться максимально возможно, насколько это позволяет негармоничность обертонов данного инструмента. Кривая Рейлсбека возникает не потому, что в краях диапазона настройщики специально расширяют октавы, а потому, что октавные м многооктавные интервалы так звучат благозвучнее, "чище". А нам предлагают специально расширять октавы, т.е делать их грязнее, чем их позволяет настроить данный инструмент.
Аналогичные рассуждения касаются и темперированных квинт и кварт. Думаю, многие из коллег согласятся, что расширение и суживание делается не путём подсчёта биений соответствующих пар обертонов, а на слух. И у разных фортепиано впечатление о "грязности" темперированных интервалов может существенно различаться.
Мне бы Вашу самоуверенность! Настраивая 20 лет инструменты, я всегда сомневаюсь, а правильно ли я всё делаю? Несмотря на похвальные отзывы в мой адрес со стороны музыкантов, я всё ещё думаю, что многое мне не ясно, многому мне надо учиться. Да это, наверное, может сказать о себе любой мастер, тем более "зубр". После таких заявлений вотум доверия к Вам падает с ещё бОльшей силой. По крайней мере, в моих глазах!
А поконкретнее. Что вам ещё такое многое не ясно? Чему вы бы ещё хотели научиться? И вообще, чему такому важному можно научиться зубру?
Уважаемые коллеги, как мне представляется, здесь все гораздо проще и нет нужды внедряться в математические расчеты - ведь большинство из нас перелопатили огромное количество инструментов и по вопросам темперации у нас полный консенсус, хотя отдельные отклонения кое у кого все же встречаюся. Ну тащится мужик от расширенных октав - да и пусть себе кайфует! Неприятно только то, берет на себя смелость поучать опытнейших профессионалов: дескать все вы тут погрязли в рутине, а я вон какой исследователь! В общем, г-н Regs от скромности не умрет.
Уважаемые коллеги, как мне представляется, здесь все гораздо проще и нет нужды внедряться в математические расчеты - ведь большинство из нас перелопатили огромное количество инструментов и по вопросам темперации у нас полный консенсус, хотя отдельные отклонения кое у кого все же встречаюся. Ну тащится мужик от расширенных октав - да и пусть себе кайфует! Неприятно только то, берет на себя смелость поучать опытнейших профессионалов: дескать все вы тут погрязли в рутине, а я вон какой исследователь! В общем, г-н Regs от скромности не умрет.
Вы не могли бы выложить небольшой фрагмент в аккордовой технике(что нибудь из Рахманинова)в Вашей темперации?
А то спор получается какой то беспредметный.
В данный момент нет пианино под рукой, а настройщики в муз. школах - народ ревнивый.
Я их отлично понимаю. Приношу извинения. Но. Как только, - так сразу.
... никто мне в своё время не сказал: "Брось ты эту затею,
это тупик, не изобретай квадратное колесо!"
...Видимо господа аппоненты невнимательно читали мои предыдущие записи...
Ув. Регс, Вы изобрели очень хорошее, круглое и вполне работоспособное колесо высокой проходимости (без всякой иронии: Ваша темперация имеет полное право на жизнь). А вот внимательно прочитать записи своих оппонентов не удосужились. Я уже сообщал, что идея настройки чистыми квинтами с умеренным расширением октав была на моей памяти высказана дважды: в 1974 и, по-видимому, позже, но не позднее 1998 г. Статья в Советской музыке 74-го года на меня тогда как-то не произвела впечатления и не вызвала желания экспериментировать, да и не на чем было, я тогда настройщиком еще не работал и редко настраивал. Книжка А.Волконского у меня первого издания (1998, во втором он об этой настройке сказал чуть подробнее, я ее только раз держал в руках и помню только фразу типа: "Было бы неплохо, если бы наши настройщики освоили этот метод", и что, мол, уж больно вкусно звучит. Предлагаемый Вами план с октавами мне не нравится.: лишние ходы - лишние ошибки и морока их исправления. Проще так: октаву ля0-ля1 сразу делаем слегка расширенной, анализ негармоничности показывает, что +0,9 б/с на уровне 2:1 даст довольно комфортные небольшой плюс или даже 0 на уровне 4:2 и умеренный минус выше (см. статью inharm.doc). То есть октава будет вполне пригодной к употреблению. А дальше - делим ее на три терции и разгоняем остальное квартами-квинтами. Все темперационно-расширяемые интервалы (кварты, б. терции и б. сексты) будут "на микрон" шире, но это мало заметно. Квинты будут чуть акустически-чище, возможен и 0 биений, но только на уровне 3:2, а более высокие уровни биений из минуса все-таки не выйдут. Мне кажется, что едва ли не половина обычных настроек роялей-миньон и пианино-малогабариток имеет именно такую настройку: габариты вынуждают.
Последний раз редактировалось Klopff; 13.10.2010 в 16:16.
Буду отвечать частями, но в одном месте, т.к. постоянно слетают права на ответ (что-то с сайтом?).
Нельзя настройку начинать с ля0-ля1. Поясняю. В интервалах при суживании повышают нижний тон,
при расширении - всё наоборот: понижают верхний. Или есть обратная практика? Ничего хорошего.
Далее: ре1-ре2, затем ре2-соль1 и т.д.
Признаться, мои чувства сильно остудила предыдущая полемика с В.Г.Порвенковым.Тогда меня преследовала мысль, что жизнь в музыке настолько разнообразней единообразной РТ, что изучение звуковых и прочих качеств фортепиано не должно происходить таким образом.
Сейчас это в некоторой мере повторяется, с той лишь разницей. что эйфория Регса, как "первооткрывателя " передалась и нам.Здесь же народная реакция на эпатаж талантливого одиночки - надо же, тут мы живём терциями, а он октавами задумал !
Да, еще один вид РТ. Спасибо Владимиру Алексеевичу -Клопффу и нашему замечательно Маргинальному Чму !. Без них сюжет был бы наполовину пуст.
Сходится темперация легко, проверить ее на хорошем инструменте не успел, могу лишь однобоко заметить, что более напряженные терции внесут своеобразный "окрасочный момент", некоторую непривычную "химию" в настройке.
Высказывания автора, что ему неинтересно было с прежними видами темперации, а теперь интересно, это на его совести.
Мне сейчас интереснее сыграть какую- нибудь инвенцию Баха.
Безусловно,Клопф зрит в корень и область темперации надо сужать - это непреложное условие для спаривания роялей.
Зона теиперации всегда лучше слышна ниже , но не во 2ой октаве.
Спасибо, Регс, Вы оживили наш скромный уголок.
Вчера поговорил с моим другом П.Айду и тот сразу вспомнил про А.Волконского и в точности передал мысли, Клопффом вышеизложенные.
П.Айду собирается давать концерты на клавесине А.Волконского.И будет уместно настроить его квинто-октавном варианте РТ.
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Социальные закладки