Общепризнанным и даже тривиальным в последние десятилетия стал тезис о взаимодействии и взаимовлиянии зап.-европ. профессиональной музыки и различных систем ея же темпераций. К примеру, такой тезис можно найти в новейшей немецкой муз. энциклопедии MGG2, в статье "Stimmung und Temperatur" В.Аухагена (см. Sp.1832).
Вместе с тем, современные исследователи старинных темпераций редко приводят муз. примеры того, каким образом та или иная конкретная темперация конкретно влияла, прежде всего, на звуковысотную структуру музыки - впрочем, также и на др. категории муз. композиции. Обычно эти наблюдения ограничиваются высказываниями о "чистоте", об особом "колорите" и пр. трюизмы.
Характерно, что упомянутый В.Аухаген в своей ценной статье не приводит ни одного структурно-композиционного анализа и вообще не дает ни одного нотного примера, который бы иллюстрировал влияние той или иной старинной темперации на музыку (гармонию, ритмику, форму, фактуру и т.д.).
Отсутствие нотных примеров в новейшей энциклопедической статье, может быть, объясняется экономией "печатного" места (на таблицы с цифрами автор не поскупился, заняв ими простанство почти трех полных столбцов, см. Spp. 1842-1845)? Но вот книжка А.Волконского "Основы темперации", которая полностью посвящена проблеме. Несмотря на больший объем, и тут вы не найдете ни одного нотного примера, ни одного аргументированного и последовательного анализа. Все замечания князя о выразительном значении темпераций носят поверхностно-описательный характер ("нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "годится - не годится").
Например, характеризуя эксперименты в области темперации великого ученого и композитора Ж.-Ф.Рамо, Волконский пишет: "В 1726 появляется система Рамо существующая в нескольких вариантах (выделено мной - Ol.). Рамо занимается своеобразной химией <теоретич. описание пропущено - Ol.> Эта система очень подходит к музыке самого Рамо. Особенно хорошо звучит пьеса "L'harmonique". В 1737 Рамо стал приверженцем равномерной темперации".
"Эта система очень подходит к музыке" - мне этого как-то мало. Что значит "подходит к музыке"? На чем это утверждение основано? И если она "подходит к музыке", то почему Рамо так долго "химичил", после чего стал "приверженцем равномерной темперации"? Вот что действительно интересно, и что (впрочем, как всегда у исследователей историч. темпераций) остается за кадром.
Клавесинист К.Руссе в своем клавесинном интеграле еще больше расширил темперационную палитру - пьесы сборника 1706 он исполняет в среднетоновой темперации, пьесы сборников 1724 и 1728 годов в "химической" системе Рамо, а пьесы La Dauphine (1737) и вовсе - в равномерной темперации.
Мне безумно интересно, что кроме сонорики ("чистого" звучания одних и "грязного" звучания других аккордов) изменится от того, что "Энгармоническая" исполняется не в одной темперации, а в другой? И не были ли обусловлены многолетние поиски Рамо-теоретика неудовлетворенностью Рамо-композитора ограничениями, накладываемыми на муз. композицию фиксированными традиционными строями?
***
В общем-то, глупо спорить с тем, что чистое звучание лучше фальшивого. Я и не спорю Но хотелось бы примеров более глубоких, показывающих влияние старинной темперации на имманентно музыкальную логику композиции. В этом топике я прошу тех, у кого есть такие примеры, приводить их. Сам я, конечно, тоже ищу такие примеры, но пока что их очень мало и, боюсь, они не очень убедительные для демонстрации сколько-нибудь значительного влияния темперации на музыкальную логику.
Последний раз редактировалось Olorulus; 14.05.2008 в 12:10.
Причина: Очепятка
Мне удалось, наконец, найти любопытные художественные примеры старинной темперации, на которых можно потренировать наш, закосневший в РТ слух.
Предлагаю послушать 3 версии мадригала Вичентино "Dolce mio ben", который сочинил сам Вичентино. Они приводятся в гл.52 его экспериментально-эпохального трактата "Древняя музыка, сведенная к современной практике" (1555).
Чтобы ощутить прелесть "возрождаемых" античных родов мелоса, Вичентино предлагает спеть мадригал сначала в диатонике, затем в хроматике, и наконец, в энармонике. Сейчас мы оставим вопрос, насколько представления Вичентино соответствуют реальным греч. родам мелоса, но попробуем оценить его опыт, так сказать, непосредственным слуховым восприятием:
1. Аудиозапись мадригала (mp3, в исп. ансамбля Weser-Renaissance, Бремен)
2. Ноты мадригала. Транскрипция Манфреда Кордеса. Точки над нотами (напоминающие соврем. staccato) в энармонической версии мадригала означают микрохроматические ("энармонические") отклонения от нотированной высоты.
мне понравился 1 вариант, 2 других воспринял, как серпом по причинному месту, при чем третий прозвучал для меня гораздо хуже второго. Может ли кто-нибудь объяснить, чем отличаютися эти строи?
В общем-то, глупо спорить с тем, что чистое звучание лучше фальшивого. Я и не спорю Но хотелось бы примеров более глубоких, показывающих влияние старинной темперации на имманентно музыкальную логику композиции.
Совершенно не глупо!
В моём представлении, трезвучия, мажорное и минорное, в равномерно-темперированном строе звучат вкуснее и интереснее, чем в чистом строе. Дело в том, что если построить, безотносительно лада, чистое трезвучие, то на мой субъективный взгляд (подкреплённый культуральной привычкой и музыкальным воспитанием) оно звучит пресно. Кроме того, внутри лада, построить, при фиксированном строе, все трезвучия в чистом строе невозможно. Я абсолютно убеждён, что равномерно темперированый строй, это находка музыкантов, позволяющая не только играть во всех тональностях с "одинаковой чистотой интонации", но и придающая конкретную выразительность гармоническому языку.
Загляните ко мне: http://musickost.ru
Мне удалось, наконец, найти любопытные художественные примеры старинной темперации, на которых можно потренировать наш, закосневший в РТ слух.
Только маленькая тонкость - собственно к темперации эти примеры (если иметь в виду различия трёх версий) отношения не имеют . Несколько подобно тому, как, например, традиционное наличие вариации в одноименном миноре в каком-нибудь вариационном цикле в мажоре позднейшего времени не есть "темперационная" вариация. Темперация - это то, что лежит "вне" разных там "функциональных теорий", т.е. такие теории её "не различают".
Что-то о темперации говорить в данном случае можно было, если бы каждая из этих вещей (каждая в отдельности!) - исполнялась в разных темперациях. Скажем, первая, "в диатоническом роде" - в пифагоровом строе или среднетоновом (параллель с "хроями" родов).
Так-то если подходить по нотам, вообразив клавишно-инструментальное исполнение (оговорка важна) написанного, то скорее всего, речь идет о среднетоновом строе (соотв. 19-ступенном для "хроматического" и 31-ступенном для "энармонического" рода; хотя, конечно, в данном случае не все из 19 и 31 ступеней будут использованы. Соответственно орган можно перестраивать под необходимое, не увеличивая к-во его клавиш).
Вообще - ради интереса - буду благодарен, если кто-то по нотам выпишет все используемые высотные позиции, особенно в "энармонической" версии. (т.е. проще говоря, какие различные с точностью до октавы ноты используются, типа E, Eb, E. (с точкой), Eb. и т.п.).
UPD (важно): Впрочем, ОК, соглашусь, что некоторое "опосредованное" отношение к "темперациям вообще" примеры имеют. Но только в части "отсутствия энгармонизмов" - что должно различно интонировать, скажем F# и Gb (и этому различию могут отвечать некоторые темперации), о возможности чего многим равномерно-темперированных фортепианистам может быть неведомо.
Да, Леша, строго говоря, Вы правы. Это прослушивание не относится к теме сравнения разных темпераций. Скорее, эти примеры относятся к сравнению родов старинной музыки (а вовсе не темпераций). Ну и, конечно, вечный вопрос о выразительности микрохроматики.
И вообще, надо еще посмотреть, насколько родовые ("мелогенетические") вариации мадригала Вичентино в самом деле - вариации или только заявлены как таковые! Посмотрю в августе на отдыхе более подробно.
Но уж больно хотелось поделиться - редкости ведь необычайные...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки