Обнаружил в закромах любопытную статью. Поинтересуйтесь. Насчет чистых октав и пр.
Статья очень полезная, но требует незашоренных мозгов, а для понимания и некоторой грамотности в теории настройки музыкальных инструментов. Методы терц-секстовой настройки, за которые я ратую, во многом известны и из более ранних источников, которыми я пользовался. Но здесь они даны более представительно, полнее и с прицелом на применение теории к практике. Отчего кстати не избежать такого недостатка, как отрицательное влияние на читателя слишком большого объёма информации. "Беда от избытка". Простого читателя наверняка будет сбивать с толку многовариантность теоретических методов настройки - можно так, а можно эдак, а можно и вообще по другому ...В этом смысле в нашем 3/6 отобрано самое минимальное количество работающих, полезных и однозначных методов, отсортированных по признаку - "для ушей настройщиков это проще или сложнее?" Несколько теоретических моментов, пригодных для разработки практических методов контроля настройки, для меня были в новинку. Надо будет поглубже вникнуть и может быть добавить в мой 3/6 ещё пару - тройку методов, чтобы дать закоренелым противникам новизны в настройке пищу для поливания помоями того, что непонятно. Тогда и Левитану достанется по самое "не хочу".
Последний раз редактировалось Валерий Порвенков; 27.12.2011 в 17:42.
Тест «б.10 – б.17», контроль уровня 2:1 в октаве.
Октава будет чистой на уровне 2:1, если биения в большой дециме вниз от нижнего звука имеют ту же частоту, что и биения в большой дециме через октаву вниз от верхнего звука октавы.
Чтобы определить, чиста ли октава на следующем уровне 4:2, мы используем тест 4:2 или тест «б.3 – б.10».
Тест «б.3 – б.10», контроль уровня 4:2 в октаве.
Октава будет чистой на уровне 4:2, если биения в большой терции вниз от нижнего звука имеют ту же частоту, что и биения в большой дециме вниз от верхнего звука октавы.
Тестовым независимым звуком для октавы а0 - а1 в этом случае будет нота f 0, и мы опять используем ее 5-й частичный тон. Но этот тон на октаву выше 5-го частичного тона звука F, и он создает биения с частичными тонами спектров звуков а0 и а1 на октаву выше, то есть на уровне 4:2, на высоте а2. И здесь тест может не только определить, чиста октава или нет на этом уровне, но и показать, широка она или узка.
Наконец, существует тест и для контроля чистоты октавы на уровне 6:3. Высота тонов совпадения этого уровня – е3. В качестве независимого звука для этого теста лучше всего подходит нота с1, образующая малую терцию вверх от нижнего звука октавы и большую сексту вниз от верхнего.
Тест «м.3 – б.6», контроль уровня 6:3 в октаве.
Октава будет чистой на уровне 6:3, если биения в малой терции вверх от нижнего звука имеют ту же частоту, что и биения в большой сексте вниз от верхнего звука октавы.
К этому можно добавить, что на уровнях 2:1 и 6:3 октаву можно проверить и другими способами: в первом случае - сравнением квинты и дуодецимы (IIX = XII - V), во втором - сравнением биений 2-го уровня совпадения в нижней квинте (6:4) с основными биениями в верхней кварте (IIX = V + IV)
в принципе можно октаву и 6:3 проверять, но в малой терции биения образуют слишком высокие обертоны, которые имеют сильную негармоничность, поэтому если уж и контролировать таким способом, то осторожно. тем более басовые струны, которые и без того сильно негармоничны
в принципе можно октаву и 6:3 проверять, но в малой терции биения образуют слишком высокие обертоны, которые имеют сильную негармоничность, поэтому если уж и контролировать таким способом, то осторожно. тем более басовые струны, которые и без того сильно негармоничны
А негармоничность вспомогательного звука в этом смысле не играет вообще никакой роли. Какой бы она ни была, сравнение м.III и б.VI выверяет октаву на уровне 6:3.Это же касается и остальных подобных тестов.
Осмелюсь расшивелить что-то застоявшуюся тему настройки.Например,всем известно некоторое ослабление натяжения струны после снятия ключа с колка,в то-же время биения в интервалах (4\5)в зоне темперации составляют менее 1 до 1 в\сек.,что можно использовать при настройке следующим способом:1. -в квинтах настраиваеть верхний тон,в квартах-нижний,при этом,сами-собой образуются ,,узкие,,квинты и ,,широкие,,кварты ; 2-зону темперации необходимо расширить от а1 до d.Пример:а1=440,a1-a. a-d1-a1 (4\5).d1-d (проверка б.3-б.10),далее чистые квинты вверх, чистые кварты-вниз от d. при этом, после настройки ,,чистого,, интервала,движением ключа ,,от себя,, проверяется только ,,ширина,, интервала.На новизну не претендую,но кому-то может быть полезно.
Осмелюсь расшивелить что-то застоявшуюся тему настройки.Например,всем известно некоторое ослабление натяжения струны после снятия ключа с колка,в то-же время биения в интервалах (4\5)в зоне темперации составляют менее 1 до 1 в\сек.,что можно использовать при настройке следующим способом:1. -в квинтах настраиваеть верхний тон,в квартах-нижний,при этом,сами-собой образуются ,,узкие,,квинты и ,,широкие,,кварты ; 2-зону темперации необходимо расширить от а1 до d.Пример:а1=440,a1-a. a-d1-a1 (4\5).d1-d (проверка б.3-б.10),далее чистые квинты вверх, чистые кварты-вниз от d. при этом, после настройки ,,чистого,, интервала,движением ключа ,,от себя,, проверяется только ,,ширина,, интервала.На новизну не претендую,но кому-то может быть полезно.
Если у вас происходит ослабление струны после снятия ключа с колка, то вы не ставите замОк. Я делаю так: нахожу удовлетворяющую меня высоту настраиваемого тона, добиваюсь такой позиции колка, когда при одинаковых шлепках по рукоятке влево-вправо происходят одинаковые сдвиги вверх-вниз от устраивающего меня тона. Потом возвращаю вирбель в состояние покоя. В советской книжке как-то прочитал рекомендации аккуратно снимать ключ с колка, чтобы сохранить высоту настраиваемой ноты... Без комментариев
Последний раз редактировалось AlexHutor; 13.03.2012 в 22:52.
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Социальные закладки