Показано с 1 по 7 из 7

Тема: Frederic Delius

              
  1. #1
    Активный участник
    Регистрация
    13.12.2002
    Адрес
    Letzebuerg
    Сообщений
    363

    По умолчанию Frederic Delius

    В нескольких прошлых темах я уже говорил о своей привязанности к музыке "иных" композиторов, Фредерика Делиуса, Стенхаммара, Руббра, Уорлока, Рейнальдо Ана, Жана Кра, Франца Шмидта и пр. Можно сказать и к "иновой" музыке ХХ века - не той, что не покидает концертных залов и не той, что будоражит экстремальностью своего языка.

    Имена эти, конечно, довольно известны (стремись я к полному эпатажу, я бы пропагандировал в Беседке каких-нибудь Geir Tveitt, Poul Ruders, Jon Leifs, Pierre Cochereau и прочих реально сочинявших композиторов), однако и к сожалению, больше чем их собственно музыка. Желая поправить эту несправедливость, мне захотелось перейти от деклараций к музыке и открыть несколько "монокомпозиторских" тем, где, в случае особой удачи, мы могли бы столь же заинтересовано общаться, как и в теме о Мясковском.

    Первый по "алфавиту" - Фредерик Делиус (Ан = Hahn). Я избавлю Вас и себя от сколь-нибудь протяжённого эссе на драматичные сюжеты его биографии (тем более что, в период рассвета энциклопедий и "новых высоких технологий" в России в этом нет никакой нужды; кроме того, существует и знаменитое DVD-movie, где драматичная история дебилитации в следствие менингиального сифилиса облачена в леверкюновы мифические одежды; кроме того, есть и хрестоматийное описание реального и идеального миров композитора в "Delius as I knew him", - написанной его "Крафтом" Эриком Фенби), и лишь бегло обозначу свои особые пристрастия среди его произведений.

    Итак, каков он на слух этот "Le grand anglais", по выражению его парижских друзей-художников ( а именно с художниками, в т.ч. такими как Мюнх или Гоген, и дружил этот родившийся в Англии и проживший во Франции немец Фритц Делиус)? На мой взгляд одинаково далёк и от Вагнера и от Грига - двух композиторов неизменно употребляемых при анализе творческих влияний на Делиуса.

    Если уж необходимо измерять его какой-либо моделью, - то ближе всего подходят лекала Дебюсси: и схожая деликатность музыкальной ткани, подвижность и зыбкость фактуры, взаимопроникновения "фона" и "тем", ультра-хроматизм гармоний, - скорее не "фунцкиональный", а достигаемый чисто мелодическими средствами; и безусловно разделяемое credo, что музыканту полезнее слушать шум ветра, нежели "Пасторальную". Много и буквальных перекличек: так Sea Drift написана в том же 1903, что и La Mer, и использует схожие гипнотические средства; а музыка Brigg Fair, с её тонкой звукописью Линконширскими жаворонков и звонов St Augustine, едва ли не буквально использует ряд тем из Images.

    Но, конечно, Делиус не Дебюсси. Он другой. В его снах и reverie есть поразительная стройность и точность. Его музыке так же присуще и характерно английская "пасторальность" - сдержанная снаружи и скрывающая в себе нежнейший лиризм. Исполнение его музыки часто базируется и на подчёркивании её красоты, - это, несомненно, заложено в ней, но в этой музыке много иных граней: взять хотя бы для примера грандиозный финал Appalachia после бесподобных вариаций на "тему смерти".

    Собственно, я уже и перешёл на смакование отдельных произведений. К упомянутым выше Sea Drift, где единый меланхоличный баланс всего произведения задаётся уже в первом такте нисходящей фигурой деревянных духовых, многокрасочной Brigg Fair, симфонии Appalachia я должен непременно добавитсь и Summernight on the River и On hearing the first Cuckoo in spring и A Mass of Life на тексты Уитмена. И его чудесный скрипичный концерт, достойный не меньшей популярности, чем концерты Эльгара или Уолтона, и его лучшую из шести опер "Сельские Ромео и Джульетта" (по Готфриду Келлеру). Признаю, что несмотря на написанный гипер-романтический фортепианный концерт, Делиус "бесполезный" композитор для пианистов.

    Что до звукозаписей, здесь я рассчитываю на помощь истинных знатоков - Zarastro, Vagabond, AndreyAp, etc. Мне до сих поп не удалось завладеть достойным исполнением его Скрипичного концерта (с Т. Литтл не в счёт), ни его оперы "Ирмелин". Прекрасные оркестровые антологии его музыки у Andrew Davis'a и Vernon'a Handley (хотя последний и чуть "жестковат" на мой вкус). Но прежде и превыше всего -это, конечно, записи личного друга Делиуса и "чемпиона" его музыки Томаса Бичема, чьeй краткой характеристикой композитора я бы и хотел завершить своё маленькое введение в эту, надеюсь, большую тему: "The last great apostle in our time of romance, emotion and beauty in music"

  • #2

    По умолчанию

    Уважаемый A-Lex, спасибо за комплимент, но вы сильно преувеличиваете, называя меня "истинным знатоком звукозаписей". Вот, например, сочинений Делиуса я слышал крайне мало. Но запомнились виолончельный концерт с Жаклин дю Пре и отдельные оркестровые сочинения с Томасом Бичемом (действительно, замечательного исполнителя Делиуса). Кстати, три или четыре диска с записями музыки Делиуса под управлением Бичема сравнительно недавно издала фирма "Naxos".
    И еще в памяти последнее выступление Евгения Светланова с Госоркестром, кажется, в 1999 или 2000 году, когда были сыграны оркестровые фрагменты из оперы "Сельские Ромео и Джульетта".
    С уважением, AndreyAp

  • #3

    По умолчанию

    В очередной раз – благодарность A-Lex за выказывание “о наболевшем”
    Из всего художественного наследия Делиуса я безоговорочно предпочитаю его камерную музыку. Прежде всего – четыре скрипичные сонаты. Это в прямом смысле слова шедевры романтической (или же пост-романтической?) музыки. Прелесть этих
    творений в их искренности и, если хотите естественности. И даже достаточно явное наследование Делиусом Брамсовского “патетического стиля” (особенно ощущаемое во второй сонате) и парадоксальное смешение “французского с нижегородским” (здесь читай – немецкого разлива английского эстетства) производит впечатление в высшей степени приятное. Очень любимы трактовки Барбиролли (EMI).

  • #4
    Активный участник
    Регистрация
    13.12.2002
    Адрес
    Letzebuerg
    Сообщений
    363

    По умолчанию

    Дима (L), дорогой!

    Спасибо за участие - никогда не сомневался ни в твоём вкусе, ни в эрудиции (и прости великодушно за выпавшее из списка "знатоков" твоё имя (как и всей ex-фракции) - имплицитно ты всегда в любом short-list: "мы говорим фракция - подразумеваем Ларош").

    Вдогонку самому первому сообщению. Возможно моя "благодарственная песнь" использует, всё-таки, завышенную тесситуру: Делиус, конечно, не музыкант масштаба Дебюсси или Малера. Но тем не менее... Его музыке присуща, говоря опять-таки словами Бичема, особая "магия", - Бичем настаивает на редкости этого феномена, указывая, что, вот например, "магия" есть имманентное свойство музыки Шуберта, но вряд ли сопутствует музыке Бетховена.

  • #5
    Частый гость
    Регистрация
    02.09.2003
    Адрес
    из ласковой обители моей...
    Сообщений
    107

    По умолчанию

    удалилось, причем само.

  • #6

    По умолчанию

    Посылаю с опозданием. написано 29.03
    Как это интересно! Странным образом напомнило из Одоевцевой: "Хотя это и кажется парадоксальным, Адамович в стихах меньше всего ценил талант.
    - Слишком безудержно, слишком пенится, звенит и летит. Слишком талантливо. - говорил он о стихах одного из наших лучших поэтов. - Признаю все достоинства. но они оставляют меня холодным, а стихи должны волновать и задевать.
    Таланту он предпочитал одаренность, ум, чувство меры, экономию средств, умение вовремя замолчать. Так он считал, что "поистине без волненья внимать невозможно" стихотворению Боратынского:
    Царь небес! Успокой
    Дух болезненный мой,
    Заблуждений земли
    Мне забвенье пошли
    И на строгий твой рай
    Силы сердцу подай."
    Есть полоса спектра мировой культуры, к которой не особенно-то приглядываются поначалу. Зато её открывают для себя люди искушенные и знающие. Труднодостижимость наслаждения этим неброским искусством придает ему почти уникальную ценность. Это искупает многое. Кроме того, чтобы наслаждаться тем. что есть прекрасного в таком искусстве, нужно уметь уже постигать не поверхностно, а весьма глубоко. Спасибо A-lex'у за такие темы. Для меня, так это вообще - "тайна пещеры Каниюта..."


    АСТ-ИЗМАЙЛОВО ВЕЩЕВОЙ РЫНОК (Вещевые рынки)
    1663815

    Сиреневый бульв.,2 ( )

  • #7
    Ёжик с модератором Аватар для Vic
    Регистрация
    25.09.2004
    Адрес
    Ежиная поляна
    Возраст
    51
    Сообщений
    9,280
    Записей в дневнике
    20

    По умолчанию Re: Frederic Delius

    Люди! Если ли у кого запись в приличном качестве одночастной версии Фортепианного концерта?
    Книга "Макс Регер. Работа вместо жизни"
    ***
    Сайт Елены Сорокиной и Александра Бахчиева

    ***
    Ой, цветёт калина в поле у ручья! Что-то молодое полюбила я...
    ***
    Es gibt nur drei Sorten von Pianisten...

  • Похожие темы

    1. Frederic Lamond..
      от Gtn в разделе Исполнители-солисты
      Ответов: 11
      Последнее сообщение: 20.07.2010, 16:41
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 24.07.2009, 12:06
    3. Francois-Frederic Guy
      от Дмитрий Ларош в разделе Исполнители-солисты
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 26.06.2009, 13:20

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100