Показано с 1 по 6 из 6

Тема: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

              
  1. #1
    Старожил Аватар для Дискограф
    Регистрация
    08.11.2010
    Адрес
    Тула
    Сообщений
    1,283
    Записей в дневнике
    65

    По умолчанию "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    В этом сезоне на московских концертных площадках исполняются настоящие раритеты: "Минин и Пожарский", "Геркулес" и вот теперь "Сотворение мира". Такую тенденцию можно только приветствовать.
    Оратория Гайдна, заслуженно считающаяся шедевром, была представлена в рамках юбилейного 10-го сезона Дома музыки.
    Скажу сразу, что наконец-то акустика Светлановского зала у меня не вызвала нареканий. Со сцены лился красивый чистый и, когда надо, мощный звук, что было большой заслугой исполнителей.
    Для руководства этим отнюдь не рядовым исполнением был приглашен Хельмут Риллинг - известнейший и крупнейший современный немецкий дирижер, специализирующийся на музыке Баха и австро-немецких композиторов 18 века. В его послужном списке - записи всех церковных сочинений Баха. Протестанская и католическая церковная музыка - основная сфера его художественных интересов. Однако в репертуаре дирижера есть и светские оратории Гайдна и Мендельсона на библейские сюжеты. "Сотворение мира" - одна из них.
    Находящийся уже в очень почтенном по человеческим меркам возрасте, Риллинг продемонстрировал умение собирать воедино хоровые и оркестровые массы и чутко аккомпанировать солистам. На меня наибольшее впечатление произвело именно чувство меры, предъявленное дирижером. Не было ни малейшего намека на звуковой пережим и тем более глушение солистов. Музыка текла естественным потоком. При этом маэстро дирижировал без партитуры, но держал все нити исполнения в своих руках. Его дирижерская манера очень аскетична; в ней нет широких пафосных масштабных жестов, но в этой ясности и простоте заключена высшая гармония.
    Большое впечатление оставили коллективы, исполнившие это гениальное творение Гайдна. Оркестр "Виртуозы Москвы" полностью подтвердил свой статус одного из лучших камерных оркестров не только нашей страны. В этот раз состав его был расширен за счет введения большой группы разнообразных духовых - от контрафагота и флейты до тромбонов и труб. Увеличение привычного струнного состава ничуть не привело к каким-либо ансамблевым огрехам. Напротив, оркестр звучал ярко, сочно, насыщенно. Была видна увлеченность оркестрантов исполнением этого сочинения. Это не скроешь, это чувствуется и передается в зал.
    Достойнешим образом в который раз показал себя хор "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича. Исключительная стройность, красота и точность звучания доставили немало приятных мгновений. Хотя хоровая партия здесь не может считаться главной, но исполнение ее таким блестящим коллективом - одна из самых сильных составляющих этого памятного вечера.
    В "Сотворении мира" очень велика роль солистов-вокалистов. Причем вокальные партии весьма трудны и требуют от певцов мастерства и немалых физических затрат. В некоторых записях количество солистов достигает 5: у сопрано разделяются партия архангела Гавриила, требующая более высокого и колоратурного голоса, и партия Евы, а у мужчин партия архангела Рафаила требует достаточно насыщенного баса с хорошо озвученными низами, в то время как партия Адама находится в тесситуре баритона.
    В исполнении 8 февраля было задействовано три вокалиста, то есть сопрановые и бас-баритоновые партии были совмещены.
    Солировали в тот вечер немецкие певцы. По качеству это были именно немецкие голоса добротного профессионального среднего уровня, в целом оставившие весьма положительное впечатление.
    Сопрано Юлия София Вагнер мне не сразу понравилась. Первые арии были для нее слегка высоковаты и богато украшены. От сдвига голоса в верхнюю часть диапазона страдал нижний регистр, звучавший матово и невыразительно. Но постепенно певица явно распевалась и звучала все лучше, а в заключительной части именно она оставила наилучшее впечатление исполнением партии Евы. Голос у нее достаточно приятный, ровный, не очень сильный, но хорошо слышимый. Пела она очень уверенно и была лучшей среди солистов.
    Тенор Константин Юденков стилистически был очень точен. Сам характер голоса у него больше подходит к речитации в стиле баховского Евангелиста. Но в партии архангела Уриила есть не только речитативы, но и сложные арии, которые певец исполнил вполне достойно, со вкусом и без малейших пережимов.
    Для бас-баритона Константина Вольфа этот вечер на сцене был большим испытанием, так как певец был простужен и выступал больным. Именно простуда давала о себе знать в среднем регистре, когда в тембре появлялась специфичная гнусавость, связанная с нездоровьем вокального апарата. Во втором отделении певец помогал своему горлу, периодически прикладываясь к бутылочке с минералкой. И надо сказать, смог почти до конца выдержать борьбу с болезнью. Лишь в одном моменте в дуэте Евы и Адама случился легкий петух, а по окончании основной части этого дуэта певец вынужденно откашлялся. Тем не менее, сам голос певца (если не принимать во внимание его состояние) мне понравился. У него вполне достойный нижний регистр, хороший тембр, ясная дикция, умение петь в середине диапазона. Уверен, что именно Вольф был бы главной вокальной звездой вечера, находись он в полном здравии. И несмотря на огрехи, следует отдать должное его мастерству и самообладанию.
    Светлановский зал был заполнен процентов на 90, и публика очень тепло приветствовала исполнителей по окончании оратории. Все они реально заслужили столь теплый прием.

  • #2
    Старожил Аватар для Sasha.E.Zhur
    Регистрация
    03.01.2008
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,586
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    Спасибо за интересный отчёт. Жаль, что не удалось посетить.

  • #3

    По умолчанию Re: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    Дорогой Дискограф, спасибо вам за действительно обстоятельное обозрение столь замечательного события, которое таким странным образом было не замечено, практически, никем. Лично я не нашла ни одной рецензии.
    А концерт был действительно на редкость радующим как музыкой, так и исполнением. Всё прозвучало легко, как на одном дыхании. Вы так точно описываете все мои впечатления, что мне не хочется повторяться. Всё было прекрасно, и Гайдн, и маэстро Риллинг, и оркестр, и хор, и солисты, всё гармонировало, как никогда!
    Хочу лишь поправить вас, если можно : солировавшего тенора зовут не Константин, а Александр, Александр Юденков, заменивший в этот вечер Бенджамина Брунса, срочно вызванного за день накануне вечером до предварительной репетиции накануне концерта. Очень интересный, как мне кажется музыкант, активно работает и солирует в Германии и не только, и действительно спевший множество сольных партий в баховских сочинениях, записавший партию Евангелиста в "Старстях по Иоанну" и в "Страстях по Матфею" Баха, и не только, список можно продолжать от сольных партий в Мессе Солемнис Бетховена до премьерного исполнения в свежесочинённом опусе Дюзапена, - Александр Юденков выпускник Хорового училища имени Свешникова и Московской Консерватории. Очень интересны и ярки его детские записи, - редчайший пример, когда вундеркиндство имеет счастливое продолжение во взрослой профессиональной жизи :
    www.youtube.com/watch?v=vJynaU_fWI0
    www.youtube.com/watch?v=ywk38-EYpao
    www.youtube.com/watch?v=xBIItmjznFU
    Хочу, так же поделиться своими впечатлениями и о сопрано Юлии Софии Вагнер и о басе Константине Вольфе, - ярких и великолепных певцов. Мне сразу очень понравилась сопрано, свободный звук, красивый тембр, виртуозное владение вокальной техникой и всеми трудностями партий, оптимальная громкость звучания, наиболее уместная в условиях данного оркестрового и хорового звукового баланса, что не так легко достижимо, особенно учитывая малопривычные аккустические условия. Бас Константин Вольф действительно великолепный певец, интереснейший артист, прекрасно, геройски справился, спев свои партии, превозмогая болезнь. Ну, а спеть разнохарактерные разноплановые партии в одном выступлении без вокальных потерь, а в случае баса ещё и в состоянии болезни, лично мне представляется маловозможным. И, между прочим, этих потерь в исполнении сопрано я не услышала.
    Последний раз редактировалось Грызлова Елена Валерьевна; 12.02.2013 в 22:07.

  • #4
    Старожил Аватар для Дискограф
    Регистрация
    08.11.2010
    Адрес
    Тула
    Сообщений
    1,283
    Записей в дневнике
    65

    По умолчанию Re: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    Уважаемая Елена Валерьевна, спасибо за отклик!
    Похоже, завсегдатаи форума в тот день дружно отправились слушать рижскую "Лючию". И, похоже, весьма прогадали, судя по высказываниям в обсуждении спектаклей Латвийской оперы.
    Отсутствие рецензий в центральной прессе удивлять не должно. Далеко не все слышали о композиторе Гайдне, а уж знать и оценить что-то из его произведений - это по нынешним временам непростительная роскошь.
    Мне кажется, что даже в Доме музыки не ожидали такого слушательского интереса. Иначе отпечатали бы куда больше программок этого концерта (мне, кстати, программка не досталась, и это всего второй случай за все годы посещения спектаклей и концертов).
    Действительно, очень жаль, что Константин Вольф выступал больным. У него весьма интересный голос, и он умеет петь. Юлия Вагнер тоже спела достойно и держалась на сцене очень естественно.
    Если допустимо немного помечтать, то было бы интересно послушать под управлением того же Хельмута Риллинга мессы Гайдна. Композитор их написал немало, и они требуют временами выдающихся исполнителей. Можно вспомнить Nelsonmesse или Harmoniemesse... Уверен, что московские хоры и оркестры сумели бы достойно исполнить эту музыку.

  • #5

    По умолчанию Re: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    О! Нельсонмессу Гайдна с Хельмутом Риллингом в рамках традиционных майстер-классов и лекций-концертов, организованных Международной Баховской Академией, я помню отлично! Я тогда была на 3-м курсе Дирижёрско-Хорового Московской Консерватории. Работа шла так же и над партитурой Magnificat Баха.Это было незабываемо! Ещё тогда маэстро подчеркнул необходимость доскональнейшего знания дирижёром партитуры наизусть, что и проделывал сам как при работе на репетиции, так и при исполнении, как тогда, так и в этот раз!

  • #6
    Старожил Аватар для Дискограф
    Регистрация
    08.11.2010
    Адрес
    Тула
    Сообщений
    1,283
    Записей в дневнике
    65

    По умолчанию Re: "Сотворение мира" в ММДМ 8 февраля 2013 года

    Будем надеяться, что это был не последний приезд маэстро Риллинга в Москву. Ведь столько чудесных культовых и светских сочинений Гайдна, Моцарта, Баха, Генделя пока еще остаются вне поля нашего зрения...

  • Похожие темы

    1. Ищу партитуру. Гайдн "Сотворение мира"
      от SvetJ в разделе Поиск партитур и оркестровых партий
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 27.04.2010, 15:09
    2. Й. Гайдн, "Сотворение мира"
      от Повеса в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 20.03.2009, 01:26
    3. В поиске музыка из балета "Сотворение мира" Петрова
      от ozone в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 23.09.2007, 21:58
    4. 27 января, БЗК - "Сотворение мира" Гайдна
      от Muehlbach в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 10
      Последнее сообщение: 01.02.2007, 10:08
    5. 27 января, БЗК. Гайдн. "Сотворение мира"
      от Теххи в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 18.12.2006, 15:26

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100