Листмейстер и Шостакович
17.04.2008 в 21:26 (3404 Просмотров)
Этими днями (16 - 19 апреля) в Одессе проходит фестиваль новой музыки "". Не спрашивайте, отчего фестиваль с таким названием идет четверо суток - я не знаю. Впрочем, концерты первых двух дней названы "прелюдиями". Поскольку прелюдий аж 4, то удовольствие от основного действа обещает быть просто фантастическим. Правда, я ограничился одной-единственной, поэтому не знаю, как подействует именно на меня.
Однако не об этом я хотел написать.
А хотел я написать о теме, которая некогда была популярна на Форуме: И даже не столько о ней, сколько о вопросе, вынесенном в ее заголовок. И если кратко: да, таки нужен этот самый листмейстер - это было доказано эмпирическим путем. В одесской филармонии. Сегодня. Я - свидетель.
Подробнее. Только вот пришел с третьего концерта-прелюдии, состоявшего целиком из произведений Шостаковича. Исполняли:
1. d-moll'ную скрипичную сонату Op.134,
2. Второе трио памяти Соллертинского Ор.67,
3. Сюиту из "Овода" Ор.97а.
А. Козаренко - ф-но, Лидия, Остап и Ольга Шутко - скрипка 1, скрипка 2 и виолончель соответственно.
На сцену исполнители вышли с несколько печальными лицами, что, в принципе, было неудивительно - в зале собралось от силы 50 человек, а поскольку зал не из маленьких, то то, что слушателей было немного, бросалось в глаза особенно откровенно.
Вместе с исполнителями вышла и листмейстер. И если первая часть скрипичной сонаты прошла без эксцессов (во всяком случае, видимых), то во второй, намного более динамичной и нервной, процесс взаимодействия пианиста и листмейстера составлял, по сути, еще одно представление, на этот раз - зрительное.
Александр Козаренко - пианист эмоциональный, причем эмоции свои на сцене он не сдерживает. В особо быстрых местах произведения он, по всей видимости, или забывал, что рядом с ним есть листмейстер, либо не совсем доверял ей, но пытался переворачивать страницы нот самостоятельно. Естественно, именно в этот момент и листмейстер тянула руку перевернуть страницу. Результат - столкновение рук, страница не перевернута. Через какое-то мгновение оба повторяют движение - опять столкновение, опять страница не перевернута. Проходит секунд пять. Оба явно уступают друг другу честь перевернуть страницу. Пианист уже не смотрит в ставшие бесполезными ноты. Он уже и на клавиши не смотрит. Козаренко смотрит на листмейстера, которая под его взглядом (могу только представить, что в нем было) опять начинает тянуть руку к нотам. Но в этот момент пианист высоко вскидывает правую руку и указывает на свою партнершу - Лидию Шутко, чья скрипка не останавливается ни на секунду, и которой также надобно листы перевернуть. Листмейстер вскакивает и подбегает к Шутко одновременно с тем, как последняя, в особо виртуозном пассаже разворачивается градусов этак на 30 и гриф скрипки проходит буквально в нескольких миллиметрах от лица перевертмейстера. И все же лист был перевернут!
Я знал, что следующий номер - трио. Воображение отказалось нарисовать картинку, как листмейстер будет разрываться уже между тремя исполнителями. Однако все прошло просто замечательно и трио памяти Соллертинского было исполнено великолепно. Да и несмотря на проблемы с листмейстером, и скрипичная соната оставила вполне удовлетворительные впечатления.
Вообще, фестиваль радует. В качественно отпечатанном, объемном и недорогом буклете-программке есть подробная информация о исполняемых произведениях, их авторах и исполнителях. Если кого интересует - на сайте фестиваля можно скачать пдф-файл с программой (адрес сайта в самом начале этой записи).
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись