RSS лента

Leonore

Плетнёв в БЗК

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Вчера понимающие люди пошли на концерт в БЗК. "Лома" не наблюдалось, но лишние билеты спрашивали.

Михаил Плетнёв с РНО сделал удивительно органичную и небанальную программу. В первом отделении - Гайдн: Интродукция к "Семи словам Спасителя" и Симфония № 49, фа минор ("Страсти"). Во втором - оратория Бетховена "Христос на Масличной горе" с хором Владимира Минина и солистам из разных краёв: Пол Найлон (тенор из Англии), Симона Кермес (Германия) и Анджей Белецкий (баритон, Москва).

Конечно, ни о каком формальном аутентизме тут речь не шла. Забавно, но мой слух уже отвык воспринимать Гайдна на обычных струнных, да ещё с шестью контрабасами (около 1770 года у князя Эстергази был, кажется, один, зато - виртуоз своего дела; ну, в крайнем случае - два).
Но именно в данном случае вполне можно было вести речь о высокой духовности - вопреки пошлой затасканности этих слов в наше время.
Гайдн у Плетнёва выглядел... как наш современник ( и не абы какой, а alter ego самого дирижёра). Это был Гайдн, который каким-то образом прекрасно знал и позднего Моцарта, и позднего Бетховена, и Чайковского, и Малера, и Веберна и даже Шнитке с Денисовым - но всё равно остался Гайдном, не из-за старческой консервативности, а из-за искренней убеждённости в незыблемости своих этических и эстетических идеалов.

Что касается оратории, то она прозвучала просто на одном дыхании.
Те коллеги, которые никогда не слышали эту музыку раньше (мало кто изучает её специально - она не входит ни в какие курсы, а "упёртых" бетховенистов в наши дни - единицы), были поражены свежестью и необычностью этого произведения, которое почему-то считается "слабым".
Это, конечно, смотря как исполнить.
Вчерашние вокалисты были небезупречны. По-моему, Симона Кермес (Серафим) находилась не в лучшей форме - повизгивала на верхах, иногда "проваливалась" в середине (в дуэте с Иисусом), "жевала" слова (странно, она же немка!). Впрочем, нам легко судить - а попробуйте это спеть; я всегда говорю, что у Бетховена, выросшего в певческой семье, был уникальный талант - писать для вокалистов фантастически неудобно. И подозреваю, что петь его - очень нелёгкое испытание. Это вам не Гендель и даже не Моцарт...
Полу Найлону, мне кажется, не всегда хватало объёма голоса, да и образ был не совсем тот: Бетховен мыслил своего Иисуса всё-таки как героя, а не как нежного страдальца. Он вышел у Найлона слишком чувствительным, чтобы не сказать - сентиментальным. Партия Петра (Белецкий) скромнее по масштабам и задачам, и тут певец был вполне в образе.
Но всё искупалось поразительным ощущением живого целого, и тут роль дирижёра оказалась ключевой. Идеальные темпы, точная "пригнанность" всех частей, шедших практически attacca, выверенный баланс вокальных и инструментальных партий, неослабное внимание к деталям нюансировки и фразировки, прекрасно отделанные и "преподнесённые" соло инструментов (кроме, увы, виолончели)...
Гениально прозвучала гениальнейшая Интродукция в беспросветном ми бемоль миноре - от жутких соло литавр шёл просто мороз по коже.
Чрезвычайно мощно прозвучали два последних хора - вселенское славление Христа. Стилистически финал оратории несколько пестроват и модулирует от генделевского антема к какой-нибудь фанфарной кантате эпохи Французской революции. Но как органично был сделан Плетнёвым этот переход!

В общем, по силе художественного впечатления этот концерт для меня сравним с "Орландо" 5 апреля.

А "картинок с выставки" на сей раз почти не будет: сидела высоко, и даже зум не очень помог... Зато слышно было, думаю, намного лучше, чем в партере.


Отправить "Плетнёв в БЗК" в Google Отправить "Плетнёв в БЗК" в Facebook Отправить "Плетнёв в БЗК" в Twitter Отправить "Плетнёв в БЗК" в del.icio.us Отправить "Плетнёв в БЗК" в Digg Отправить "Плетнёв в БЗК" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Игорь Г
    Я пришел на концерт уставший и больной - вышел здоровый и вдохновленный. Хотите верьте - хотите нет!
    Магия.
  2. Аватар для lerit
    Цитата Сообщение от Игорь Г
    Я пришел на концерт уставший и больной - вышел здоровый и вдохновленный.
    Я на Качу ехал плача,
    Возвращался хохоча...
  3. Аватар для Leonore
    Я пришел на концерт уставший и больной - вышел здоровый и вдохновленный. Хотите верьте - хотите нет!
    Верю! Искусство иногда творит чудеса.
  4. Аватар для NeDo
    Дорогая Leonore! Было бы здорово, если бы Вы анонсировали стоящие - на Ваш просвещенный взгляд - концерты заранее.

    Вот на Генделя не пошла - А после Вашего анонса, глядишь, - и преодолела бы свою инертность. Мне чуточку не хватило энтузиазма для преодоления пространства и усталости. Думаю, я не одна такая.
  5. Аватар для Leonore
    Было бы здорово, если бы Вы анонсировали стоящие - на Ваш просвещенный взгляд - концерты заранее.
    Я не рискну взять на себя такую обязанность, поскольку:
    - сама хожу далеко не на все интересные концерты (иногда просто нет сил),
    - а про некоторые узнаю совсем накануне.
    Например, плетнёвскую афишу увидела случайно, дня за два до концерта (она висела сбоку, на втором корпусе консерватории).
    - наконец, вдруг буду агитировать, а концерт окажется не очень?..
    - ну, и вкусы у всех разные. Я вот не пошла на "Павла" Мендельсона, а некоторые пошли и были в восторге. Другие же жалели, что потратили время...
  6. Аватар для До ля
    Ох, я бы тоже хотела...
  7. Аватар для mari7
    Спасибо за интересное сообщение.
    Для меня останется загадкой,почему Плетнев
    не приглашает русских вокалистов участвовать,
    ведь есть замечательные голоса?
    Почему ищут всякий полупевческий мусор на окраинах Европы.
    Вот самый простой патриотизм,любовь к своей Стране,своим соотечественникам.
    Так и хочется сказать-Не ходите за семь верст киселя хлебать!
  8. Аватар для Leonore
    Для меня останется загадкой,почему Плетнев
    не приглашает русских вокалистов участвовать,
    ведь есть замечательные голоса?
    Почему ищут всякий полупевческий мусор на окраинах Европы.
    Вот самый простой патриотизм,любовь к своей Стране,своим соотечественникам.
    Так и хочется сказать-Не ходите за семь верст киселя хлебать!
    Видите ли, это вопрос скорее к Михаилу Васильевичу Плетнёву. Однако я его позицию вполне разделяю. В искусстве ни национальность, ни градус патриотической истерики, ни умение хлебать кисель лаптем не значат ровно ничего. Да и красивый голос тоже сам по себе ничего не значит. Им нужно уметь пользоваться.
    Если бы у нас имелась певица, способная спеть партию Серафима - наверное, пела бы она, а не Симона Кермес.
    Вот баритон на роль Петра нашёлся - и спел.
  9. Аватар для CHIZH
    Я эту ораторию не числю среди "слабых", другое дело, что героический накал, да и шедевриальность в ней затухают по экспоненте. Уж больно возвышаются над остальным Интродукция и речетатив с арией Иисуса, последие очень люблю на Этерновской пластинке с необычным, дивным голосом Йозефа Ретти.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100