Люди, что-то заклинило... Как называется фортепианный штрих точка+тенуто?
какое-нибудь мартеллато?
Возможно portato? : http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sc...zr9.o9#4296223
Сообщение от invisible какое-нибудь мартеллато? Кажись, мартеллато - это некое "молоточковое" стаккато, martellato (ит.) - чеканно. "Клинышками" записывается, если не путаю...
Если мне не изменяет память, то именно подчеркнутая нота стаккато и есть портаменто...
По-моему у этого штриха нет общепринятого названия, кроме собственно "точка+тенуто".
Спасибо, коллеги. Немного запуталась, но всё же склоняюсь к мнению, что скорее всего, специального названия у этого штриха действительно нет. Портаменто не совсем то. Точка + тенуто, наверное, подразумевает всё-таки нонлегатность, но с более активным взятием ноты (лёгким, неакцентированным), чем при простом тенуто, нет? Или немного более тяжёлое стаккато - тоже может быть...
А как, по-Вашему, обозначается портаменто?
Сообщение от lerit А как, по-Вашему, обозначается портаменто? Мне почему-то кажется, что чёрточки под лигой.
В одном из музсловарей портаменто обозначается и черточками, и точками с черточками, и черточками под лигой... Если исходить из самого характера обозначения, то, очевидно, следует признать, что это три разных штриха. Первые два - нонлегатные (второй - менее протяжный, чем первый), а третий - легатный (!) с тенденцией к расширению длительностей.
Что штрих портато (не портаменто) [см. выше: комментарий №2] - вполне бытует у струнников - это известно. А вот насколько этот термин приложим к ф-но - я засомневался...
все штрихи идут от скрипичной техники. Если их применяют на других инструментах, значит подражают - не более. Точка под нотой = стаккато (staccato (ит.). Черточка = портато (portato (ит.),porte (фр.). Точка с черточкой = parlando (ит.) Выразительный декламационный штрих деташе. В нотах может обозначаться черточкой или точкой с черточкой над нотой. Подробнее о штрихах у меня вот тут: http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/bowing.shtml
Сообщение от lerit А как, по-Вашему, обозначается портаменто? portamento (ит.) Скользить пальцем от одной ноты до другой. Это, конечно же, не смычковый прием. Часто путается со смычковым приемом portato.
Суть скорее в том, что должен делать пианист, увидев то или другое артикуляционное обозначение... А название может быть любым.
Это верно - главное, понять сам знак. Но если кто-то называет штрих определенным словом (не значком в нотах), то желательно знать, о чем идет речь. Вон Стравинский иногда выстраивал целую пирамиду из черточек, точек, акцентов, лиг и пр. И он объяснял, как это все хозяйство исполнять. И действительно, название здесь не важно, понять характер прикосновения важнее.
Вроде всё ясно, спасибо, друзья!
все штрихи идут от скрипичной техники murom, я верю, что это правда, но — чем докажете? ))) Правда, интересны подтверждения.
Это - мания величия.
Сообщение от Moroka murom, я верю, что это правда, но — чем докажете? ))) Правда, интересны подтверждения. Наверное эти штрихи существовали как понятия еще в 18 веке.
Если сравнивать смычковые инструмента с ф-но, то вот что получается: смычковым инструментам очень много лет, и до скрипки играли смычком. Сама скрипка появилась в начале 16 века. Фортепиано же только в 1725 году. Именно с появлением молоточков появилась возможность как-то модифицировать звук. Вот и взяли основные приемы у тех инструментов, которые уже были раньше.
Не оспариваю Ваше мнение, но только датой появления пианофорте обычно считался 1709 год, а по современным данным чуть ли не 1698-й. Всё равно позже скрипки, бесспорно. Уточняю из чистого занудства.