RSS лента

Gtn

Опыт сравнительной критики.

Оценить эту запись
              
Прежде всего: http://files.mail.ru/FLUK4W - Анатолий Иванович Ведерников играет "Хаммерклавир". Слушать всем!

У меня конечно нет времени прослушать все доступные варианты рихтеровского исполнения, но взяв лондонское выступление Рихтера за точку отсчета, сравнил его с теми вариантами, что были под рукой. В том числе с Бакхаузом, Гринберг, Юдиной, Соломоном, оркестровым Вейнгартнером...
ну что сказать?
Прежде всего, "Хаммерклавир" в своем подлинном величии и глубоком художественно-этическом значении Рихтеру, по моему мнению не дался! Как так?! Воскликнут возмущенные «знатоки»...
Как это ни парадоксально звучит для его беззаветных поклонников - именно так!
Вольно ж было «знаковым» фигурам здешнего музоковедческого маркетинга приписывать нечто подобное другим исполнителям по своему произволу... как раз король -то оказался голее многих...

И вовсе не по моему произволу. Я это докажу.
По виртуозному масштабу, напористости, технике, безусловно — удался! Иначе и быть не могло у пианиста такой виртуозной силы.
Но это все-таки представляется НЕДОСТАТОЧНЫМ в столь глубочайшем и судьбоносном сочинении. По одной глубокой и неустранимой причине - глубокого внутреннего этического несоответствия. Внутренняя мятежность Рихтера (которую б3 называет «страстностью») прорывается в отвратительно чувственном, даже можно сказать «разнузданном» звуке, временами переходящем в откровенную небрежность и грязь пианистических "артефактов" от напористого и форсированного жадно-азартного нажима. Попытка придать «невиданный масштаб», игнорируя сплошь и рядом бетховенские piano, искажают смысл музыки до натуралистического безобразия.

Как «пощечины» звучат чудовищные sforzandi. Фуга местами превращается в натуральную «долбежку».

Перчислять все не имеет смысла. Каждый может взять в руки ноты и проследить все драматическое несоответствие исполнения указаниям композитора. А, следовательно и искажению НАМЕРЕНИЙ в конечном итоге. Особенно разочаровывает 3 часть. В ней нет не только темпового единства и устойчивости (его нет и в других частях), но и сколько-нибудь осмысленной драматургии.
Рихтер в не справляется с возвращением начальной темы в 3 части. накакого смысла это возвращение не несет.
По сравнению с ясностью и поразительной точностью воплощения авторских художественных намерений Ведерниковым, скрупулезно исполняющимо указания Бетховена и делающего их своими - естественными и логичными, Рихтер постоянно игнорирует очень большой процент указаний. Произвольно меняет темп и динамику.
И все-таки это все — придирки (просто «из принципа» перед такими «экспертами»)
сейчас я скажу главное!

Чтобы играть эту сонату, нужно человеку многое для себя ОКОНЧАТЕЛЬНО РЕШИТЬ.
Понять если не ИСТИНУ, то нечто такое важное, что человек обретает только перед лицом смерти.
Эта соната не место для заурядной «страстности», чувственности и «эрегированной» гиперактивности.
Прежде всего — ЗВУК! Звук целомудренный и «нежадный» - нестяжательный!
Нельзя быть вульгарно- ненасытным в столь ОКОНЧАТЕЛЬНОМ произведении.
Странным образом, этому условию почти соответствуют другие пианисты, допуская нечто такое только временами.
Выше всего, конечно просветленная чистота исполнения Ведерникова. Это неслыханное достижение — его исполнение этой сонаты!
Я как-то уже писал, что после звука Ведерникова, слушать звук Рихтера почти неприлично...
Ей богу, это так!
Странно! Но ведь Рихтер мог быдь и целомудренным в своем звуке. Примеры тому в Чайковском, Бахе.
В Бетховене же 29-й вульгарная «страсть» просто убивает.
С другой стороны, романтическое прочтение этой сонаты мастерами прошлого по своему убедительное и гораздо более целостное, чем эта попытка «объятия» смыслов и стилей.
Получилось в итоге рыхло, похоже «на всех зверей». То, что называется - «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...»
Что касается всяких там претензий по «растягиванию» частей, то это не имеет под собой никаких оснований. Потому, что погружаясь в музыку не испытываешь обычного чувства времени, находясь в художественной реальности с совсем другим течением времени. Тут бОльшим преступлением будет потеря внутренней цельности, внутренних связей, а не внешних атрибутов формы. Ну, кто этого сделать не может, тот конечно будет смотреть на свой хронометр и доказывать на счетных палочках и преимуществах того, кому поклоняется.
Однако Рихтера не «спасает» его перемежающаяся подвижность в 3 части. Довольно бессмысленно она у него звучит по сравнению не только с Ведерниковым (который просто недосягаем для него) но и с другими музыкантами.
Сильная сторона Рихтера всегда была в его звуке. Он не очень озадачивался авторскими нюансами, играя иногда упрощенно (да и тут он, навскидку, игнорирует например sf 27-30 тт 1 части). Звук все «вывозил»... Но тут случилась промашка. Как раз звук (может быть благодаря роялю, допускаю) получился слишком чувственным, и все исполнение приобрело двусмысленный и непотребный вид его же собственной музы Ша-ю-Као...
После того как я заглянул на форум Предлогова, мой язык и степень допустимых сравнений несравненно обогатились и расширились.
Не могу забыть произведенное впечатление, как там сравнивают казалось бы культурные люди (вроде Могильницкого?) недавнее исполнение концерта Моцарта (великолепное на мой взгляд и взгляд многих музыкантов) с прилюдным доставанием из ширинки ... мужского достоинства...

Думаю, нечто аналогичное удалось и Рихтеру в Лондоне намного раньше в самой казалось бы возвышенной и целомудренной 29 сонате.

Отправить "Опыт сравнительной критики." в Google Отправить "Опыт сравнительной критики." в Facebook Отправить "Опыт сравнительной критики." в Twitter Отправить "Опыт сравнительной критики." в del.icio.us Отправить "Опыт сравнительной критики." в Digg Отправить "Опыт сравнительной критики." в StumbleUpon

Обновлено 04.11.2009 в 19:35 Gtn

Метки: Критика
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Светлана Надлер
    У меня проблемы со скачкой (скорость низкая), и для составления впечатления мне потребуется некоторое время, но...
    У Вас перо, дорогой Gtn!
    Впрочем, Вам ,вероятно ,многие говорили об этом
    Сам текст целостный, читается легко!
    А по смыслу...
    Что ж, чуть позже попытаюсь прослушать
    Во всяком случае, Ваш текст побуждает к ознакомлению и активному обмену мнениями
  2. Аватар для Gtn
    Спасибо! Я никогда не думаю о "стиле". Как-то само так говорится... пытаюсь прежде всего наполнить смыслом текст.
    Я обнаружил к своему стыду, что нет у меня "хаммерклавира" Гилельса. Вот сейчас скачиваю. Очень хочется быстрее прослушать и вспомнить его. Думаю , он тоже как никто более подходит под "этическое" содержание этой сонаты.
    Она все-таки не терпит "дионисийского" начала.
    Слишком у Бетховена преобладала сознательная нравственность.
  3. Аватар для pianofan
    ничего себе....Ваш текст заставляет задуматься и пересмотреть многие вещи!!
  4. Аватар для Muzylo
    Я не понял этой фразы:
    Как раз звук (может быть благодаря роялю, допускаю) получился слишком чувственным, и все исполнение приобрело двусмысленный и непотребный вид его же собственной музы Ша-ю-Као...
    Какое отношение Рихтер имел к Лотреку и ночному Парижу?
  5. Аватар для Gtn
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Я не понял этой фразы:
    Какое отношение Рихтер имел к Лотреку и ночному Парижу?
    значит вы не читали книгу Борисова "Приближение к Рихтеру", в которой он говорит, что у него есть собственная "муза" - лотрековская Ша-ю-Као, которая реально ему помогает, как наверное древнегреческие "гении" мест и источников помогали поэтам...
    Учите матчасть.
    http://www.sviatoslavrichter.ru/books/Borisov/07.php
  6. Аватар для Walter Boot Legge
    Ах, какой блестящий аргумент!
    Рихтер был сознательно безнравственен!
    В отличие от Бетховена. В этом все дело!

    Как легко и целостно! (с)
  7. Аватар для Gtn
    Цитата Сообщение от Walter Boot Legge
    Ах, какой блестящий аргумент!
    Рихтер был сознательно безнравственен!
    В отличие от Бетховена. В этом все дело!

    Как легко и целостно! (с)
    ну, несмотря на Ваше ёрничанье, Вы. мой друг, почти попали в точку... Но не в том смысле, что Рихтер был "сознательно безнравсвенен" а в другом... Что своей сознательной "нравственностью" Бетховен сузил "ворота" возможного толкования своего творчества. И Рихтер с его культом небывалой внутренней свободы и "дионисийским" началом не вписался в "вороты". Нет ничего удивительного. правда, мы отдаем себе отчет, что говорим словами о весьма неуловимых и "призрачных" понятиях. Но не наша вина, что люди до таких понятий "дотрехали", вопреки несовершенству языка...
  8. Аватар для Muzylo
    Цитата Сообщение от Gtn
    Спасибо за информацию.
    Дорогой Gtn,
    я искренне уважаю Вас за Ваши замечательные тексты о Моцарте. Не разочаровывайте меня - не опускайтесь до банальных поучений. Думаю, каждый из нас читал нечто такое, чего не читали его собеседники
  9. Аватар для Mishul
    Спасибо за записи. Ведерников (даже без сравнения с кем-то другим) на первый взгляд кажется каким-то бескрылым.
    Сравнение явно студийной записи (Ведерников) с концертной (Рихтер) представляется чем-то некоррректным.
    Обновлено 05.11.2009 в 11:58 Gtn
  10. Аватар для Gtn
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Спасибо за информацию.
    Дорогой Gtn,
    я искренне уважаю Вас за Ваши замечательные тексты о Моцарте. Не разочаровывайте меня - не опускайтесь до банальных поучений.
    Эх! в последний момент думал смайлики поставить, но не стал... Надеялся на "понимание меня" - неулыбающегося комика Китона Бастера..
    Конечно же я не такой упырь, чтобы поучать здесь кого-либо... Неужели такой образ "создался"...? ))
    Совершенно наоборот. Я сам готов учиться у любого, кто выскажет новую мысль или точку зрения...
  11. Аватар для Gtn
    Цитата Сообщение от Mishul
    Спасибо за записи. Ведерников (даже без сравнения с кем-то другим) на первый взгляд кажется каким-то бескрылым.
    Сравнение явно студийной записи (Ведерников) с концертной (Рихтер) представляется чем-то некоррректным.
    это ничего... послушайте еще а еще раз... по-настоящему сильная энергия на первый взгляд довольно незаметна... Это закон...[/QUOTE]
  12. Аватар для jevlampij
    ХТК напомнились...
  13. Аватар для Nataly
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Спасибо за информацию.
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Дорогой Gtn,
    я искренне уважаю Вас за Ваши замечательные тексты о Моцарте. Не разочаровывайте меня - не опускайтесь до банальных поучений. Думаю, каждый из нас читал нечто такое, чего не читали его собеседники


    Уважаемый Пётр! Вы блестяще пишете и хорошо мыслите. Но,повторю слова Muzylo - "я искренне уважаю Вас, не разочаровывайте меня" - не опускайтесь до цитирования пошлости и мерзости "известных своей подлостью" людей.


    После того как я заглянул на форум Предлогова, мой язык и степень допустимых сравнений несравненно обогатились и расширились.
    Не могу забыть произведенное впечатление, как там сравнивают казалось бы культурные люди (вроде Могильницкого?) недавнее исполнение концерта Моцарта (великолепное на мой взгляд и взгляд многих музыкантов) с прилюдным доставанием из ширинки ... мужского достоинства...

    Думаю, нечто аналогичное удалось и Рихтеру в Лондоне намного раньше в самой казалось бы возвышенной и целомудренной 29 сонате.

  14. Аватар для Gtn
    ладно. попробую не опускаться...
    хотя, Вы знаете... когда отвечаешь им "симметрично", они затихают на какое-то время... Просто начинают понимать, что к ним эхом вернется то "лихо", которое они сами разбудили.
    А потом, сопротивление заставляет их обнажиться и показать свою глупость более отчетливо, нежели, когда они тут с умным видом "втирают" людям свои реакционные и вредные идеи.
    Хотелось бы на форуме хоть чуть выправить ситуацию. Что бы больше людей научились разбираться в истинных ценностях и не было бы после концертов замечательных музыкантов вакханалии недоумия и злобной тупости.
    Хотелось бы, чтобы и Рихтер занял свое подобающее место, как равный среди великих музыкантов, в каких-то вещах непревзойденный, а в иных остались непревзойденными - другие из великого разнообразия и богатства человеческого гения.
    Я ведь не зря ратую за Ведерникова. Его лучшие достижения - вообще улет! Никакому Рихтеру не снилось подняться до таких высот духа.
    А виртуозность у них была вполне одного уровня. По "выделанности" и точности, наверное у Ведерникова и покруче.
    Только он никогда это не показывал. Ему чуждо было стремление к эффектам.
    Затмевать же таких как он постоянным "культом личности" одного музыканта - путь к невежеству, особенно опасный для музыкальной молодежи.
    Рихтер и так уже "ответственен" за определенный упадок пианистического искусства. Плохо понятый механизм его исполнительской психики стал предметом поверхностного подражания целыми поколениями пианистов и привел к формализму и выхолащиванию самой сути музыкального искусства. Школа Доренского, к слову, штампует таких "недорихтеров" у которых за блестящей внешней оболочкой нет никакого содержания, склеивавшего бы все в единое целое.
    Обновлено 05.11.2009 в 13:55 Gtn
  15. Аватар для учащийся
    Земля, Земля, я Вова! Как слышно, как слышно? Полет нормальный, 15-й коммент, уважаемый Юрий пока не врубился.
  16. Аватар для Gtn
    Юрий просто жалок в своем последнем беспомощном комментарии. Из чувства гуманизма его не трогаю и не добиваю. Все-таки он "ненарошно" не понимает в музыке ничего... Игрушка в руках злобной клаки. А Рихтера он любит конечно не за его подлинные гениальные достижения. которых Юрий просто не в состоянии уловить и отследить. Он честно поклоняется памяти великого человека, с которым общался и который действительно велик.
    Это же легко - поклоняться опщепризнанному кумиру.
    Это так же легко, как орать "СЛАВУ!" действующему президенту или любой другой власти...
    Это и есть опора для любого системного "сталинизма"...
    (заметьте! - принципиальным противником которого был в первую очередь сам Рихтер, поразительно внутренне СВОБОДНЫЙ)
    Почему получается такой парадокс?
    над Рихтером берут "шефство" люди - глубоко и принципиально чуждые его натуре. Ужели таким образом общество обывателей "мстит" за его гениальность и свободу?

    Исполнение "коммуникатора" действительно - рекордно демократично и доступно для самого "немузыкального" восприятия. Более того, оно в определенном смысле - "магично". Как бы сейчас сказали - использует некоторые "психо-лингвистические методики", в сути которых еще предстоит людям разобраться.

    Я же считаю, что говороить об этом в открытую рано... Вой поднимется похлеще, чем от первых интервью Гаврилова... Хотя механизм мне в общем-то понятен.
    Что конечно не делает достижение Рихтера доступнее или "ниже".. Скорее наоборот! Это уникально! Но это прежде всего достижение (и "счастливое" стечение обстоятельств!) ГЕНИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, который волею случая занимался исполнительством на ф-но.
    А вовсе не МУЗЫКАЛЬНОЕ по генезису достижение.
    А вот достижение Ведерникова - именно музыкальное по своей природе. Более того - настоящий подвиг человеческого духа и нравственности.
    Обновлено 05.11.2009 в 14:38 Gtn
  17. Аватар для учащийся
    "Эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил."

    PS. А за выкладывание записей, конечно, респект.
    PPS. Юрию.
  18. Аватар для Gtn
    Вот ЭТОЙ его деятельности - Не то, что респект, а РЕСПЕКТИЩЕ!
    Я вот думаю нужно бы сделать выборку без лишних комментов (и розовых "соплей") и где-то у себя в мемориз поместить. Уникальная информация!
  19. Аватар для murom
    "Опыт сравнительной критики" по моему не удался.
    В чем проблема критикующего? Принятие только одной концепции исполнения за эталон, а что-то другое смешать с грязью.
    Сравнительная критика подразумевает СРАВНЕНИЕ. Сравнение по многим исполнительским параметрам, включая саму концепцию и её воплощение. Объясняйте нам, невеждам, в чем же отличие в исполнении одного музыканта от другого, но не давайте ОЦЕНКУ.
    Мне Ваша критика, Петр, напомнила Соловьева с его "К Барьеру", где ведущий превращался в судью, что категорически не допустимо. Он тоже, как и Вы, показывал и блестящую эрудицию, и владение слогом, и даже свое отношение к поднимаемым вопросам.
    Сравнительная критика подразумевает только сравнение и ничего более. Избегайте быть судьёй.
    Слушатель прислушается к Вашим словам, будет искать в исполнении критикуемых музыкантов те моменты, которые Вы подчеркнули, но без негативного подтекста. Относиться негативно или положительно к тому или иному исполнению слушатель будет уже сам. И не важно: на основе своего слышания или при помощи Ваших анализов, - одно другому не мешает.
    Но, повторяю еще раз, не старайтесь быть судьей. От этого Ваши прекрасные тексты только выиграют.
  20. Аватар для Nataly
    «Исполнение "коммуникатора" действительно - рекордно демократично и доступно для самого "немузыкального" восприятия. Более того, оно в определенном смысле - "магично". Как бы сейчас сказали - использует некоторые "психо-лингвистические методики", в сути которых еще предстоит людям разобраться»

    Замечательно сказано.
    Но.
    Пётр, как я понимаю, Вы человек еще молодой.
    Во времена моей молодости было мало (а , может быть, и совсем не было), «коммуникаторов» , подобных Рихтеру. Он был единственным, в котором объединилось нечто привлекательное и для молодого человека, каким была я, и для людей старшего поколения – живших в то «мёртвое» время. Вот - слово найдено. Рихтер был живым.
    Я уже писала где-то, как однажды в разновозрастной компании я завела свою песню: Рихтер, Рихтер, Рихтер… – ну представьте себе восторженную барышню. И вдруг один старичок (наверное, и не такой уж старичок, просто мне все, кому было за пятьдесят, казались старичкам) - большой знаток фортепианной музыки сказал: « зря Вы так. Есть и кроме Рихтера». Помню, меня он огорошил.
    Сделайте скидку на время, в котором я жила. Никакой информации. Сплошные комсомольские и партийные собрания, доклады, политинформации, проработки неугодных. Рихтер нёс информацию, которой так не хватало. И людей такого калибра уже мало оставалось. И – плюс - его внутренняя свобода, магия его личности, «в сути которой еще предстоит людям разобраться».


    И юношеский восторг.


    Юрий – молодец. Он делает большую культтреггерскую работу. Умный читатель отсеет мишуру его личного трепета и получит нужные знания. Хорошо бы нашелся такой же поклонник Ведерникова, а то забудут.


    Ну, а предлогов – больной человек. Только пожалеть можно.
    Да его никто и не читает.


    А Вам – флаг в руки, Бог в помощь!
    Обновлено 05.11.2009 в 16:01 Nataly

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100