Опыт сравнительной критики.
04.11.2009 в 19:14 (6959 Просмотров)
Прежде всего: - Анатолий Иванович Ведерников играет "Хаммерклавир". Слушать всем!
У меня конечно нет времени прослушать все доступные варианты рихтеровского исполнения, но взяв Рихтера за точку отсчета, сравнил его с теми вариантами, что были под рукой. В том числе с Бакхаузом, Гринберг, Юдиной, Соломоном, оркестровым Вейнгартнером...
ну что сказать?
Прежде всего, "Хаммерклавир" в своем подлинном величии и глубоком художественно-этическом значении Рихтеру, по моему мнению не дался! Как так?! Воскликнут возмущенные «знатоки»...
Как это ни парадоксально звучит для его беззаветных поклонников - именно так!
Вольно ж было «знаковым» фигурам здешнего музоковедческого маркетинга приписывать нечто подобное другим исполнителям по своему произволу... как раз король -то оказался голее многих...![]()
И вовсе не по моему произволу. Я это докажу.
По виртуозному масштабу, напористости, технике, безусловно — удался! Иначе и быть не могло у пианиста такой виртуозной силы.
Но это все-таки представляется НЕДОСТАТОЧНЫМ в столь глубочайшем и судьбоносном сочинении. По одной глубокой и неустранимой причине - глубокого внутреннего этического несоответствия. Внутренняя мятежность Рихтера (которую б3 называет «страстностью») прорывается в отвратительно чувственном, даже можно сказать «разнузданном» звуке, временами переходящем в откровенную небрежность и грязь пианистических "артефактов" от напористого и форсированного жадно-азартного нажима. Попытка придать «невиданный масштаб», игнорируя сплошь и рядом бетховенские piano, искажают смысл музыки до натуралистического безобразия.
Как «пощечины» звучат чудовищные sforzandi. Фуга местами превращается в натуральную «долбежку».
Перчислять все не имеет смысла. Каждый может взять в руки ноты и проследить все драматическое несоответствие исполнения указаниям композитора. А, следовательно и искажению НАМЕРЕНИЙ в конечном итоге. Особенно разочаровывает 3 часть. В ней нет не только темпового единства и устойчивости (его нет и в других частях), но и сколько-нибудь осмысленной драматургии.
Рихтер в не справляется с возвращением начальной темы в 3 части. накакого смысла это возвращение не несет.
По сравнению с ясностью и поразительной точностью воплощения авторских художественных намерений Ведерниковым, скрупулезно исполняющимо указания Бетховена и делающего их своими - естественными и логичными, Рихтер постоянно игнорирует очень большой процент указаний. Произвольно меняет темп и динамику.
И все-таки это все — придирки (просто «из принципа» перед такими «экспертами»)
сейчас я скажу главное!
Чтобы играть эту сонату, нужно человеку многое для себя ОКОНЧАТЕЛЬНО РЕШИТЬ.
Понять если не ИСТИНУ, то нечто такое важное, что человек обретает только перед лицом смерти.
Эта соната не место для заурядной «страстности», чувственности и «эрегированной» гиперактивности.
Прежде всего — ЗВУК! Звук целомудренный и «нежадный» - нестяжательный!
Нельзя быть вульгарно- ненасытным в столь ОКОНЧАТЕЛЬНОМ произведении.
Странным образом, этому условию почти соответствуют другие пианисты, допуская нечто такое только временами.
Выше всего, конечно просветленная чистота исполнения Ведерникова. Это неслыханное достижение — его исполнение этой сонаты!
Я как-то уже писал, что после звука Ведерникова, слушать звук Рихтера почти неприлично...
Ей богу, это так!
Странно! Но ведь Рихтер мог быдь и целомудренным в своем звуке. Примеры тому в Чайковском, Бахе.
В Бетховене же 29-й вульгарная «страсть» просто убивает.
С другой стороны, романтическое прочтение этой сонаты мастерами прошлого по своему убедительное и гораздо более целостное, чем эта попытка «объятия» смыслов и стилей.
Получилось в итоге рыхло, похоже «на всех зверей». То, что называется - «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...»
Что касается всяких там претензий по «растягиванию» частей, то это не имеет под собой никаких оснований. Потому, что погружаясь в музыку не испытываешь обычного чувства времени, находясь в художественной реальности с совсем другим течением времени. Тут бОльшим преступлением будет потеря внутренней цельности, внутренних связей, а не внешних атрибутов формы. Ну, кто этого сделать не может, тот конечно будет смотреть на свой хронометр и доказывать на счетных палочках и преимуществах того, кому поклоняется.
Однако Рихтера не «спасает» его перемежающаяся подвижность в 3 части. Довольно бессмысленно она у него звучит по сравнению не только с Ведерниковым (который просто недосягаем для него) но и с другими музыкантами.
Сильная сторона Рихтера всегда была в его звуке. Он не очень озадачивался авторскими нюансами, играя иногда упрощенно (да и тут он, навскидку, игнорирует например sf 27-30 тт 1 части). Звук все «вывозил»... Но тут случилась промашка. Как раз звук (может быть благодаря роялю, допускаю) получился слишком чувственным, и все исполнение приобрело двусмысленный и непотребный вид его же собственной музы Ша-ю-Као...
После того как я заглянул на форум Предлогова, мой язык и степень допустимых сравнений несравненно обогатились и расширились.
Не могу забыть произведенное впечатление, как там сравнивают казалось бы культурные люди (вроде Могильницкого?) недавнее исполнение концерта Моцарта (великолепное на мой взгляд и взгляд многих музыкантов) с прилюдным доставанием из ширинки ... мужского достоинства...
Думаю, нечто аналогичное удалось и Рихтеру в Лондоне намного раньше в самой казалось бы возвышенной и целомудренной 29 сонате.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:










Отправить другу ссылку на эту запись