RSS лента

Gtn

Опыт сравнительной критики...

Оценить эту запись
              
Сегодня у меня настоящий праздник. Я прослушал 29 сонату в исполнении Гилельса.

Это, я вам скажу - такая высота! просто боюсь впасть в пафос... Но кроме как "божественным" такое исполнение не назовешь.

Мне всегда нравилась абстрактность Ведерникова, и его звуковая "окончательность", потому что я не считал вообще возможным наполнить такое творение, как "Хаммерклавир" человеческим содержанием. это слишком неохватный объективный мир - почти книга бытия, или та апокалиптическая книга жизни, снятие печатей с которой чревато глобальными потрясениями...
Опыт Рихтера, придвинувшегося к нему как будто в плену страстей, неутоленных желаний и "сатанинской гордыни", давал в итоге результат просто чудовищный...
Романтический подход пианистов прошлого был определенным решением, но не совсем соответствовал масштабу и потенциальным силам материала.
И вот наконец я услышал потрясающее ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ воплощение. На таком запределном нравственном уровне личности, на котором каждая нота наполняется святой любовью ко всему миру.
Не думал вообще-то, что такое возможно!
Все! на сегодня никакой музыки.
Это нужно носить в себе как драгоценный дар.
Господи! какое же счастье иногда жить и слышать такое.

Отправить "Опыт сравнительной критики..." в Google Отправить "Опыт сравнительной критики..." в Facebook Отправить "Опыт сравнительной критики..." в Twitter Отправить "Опыт сравнительной критики..." в del.icio.us Отправить "Опыт сравнительной критики..." в Digg Отправить "Опыт сравнительной критики..." в StumbleUpon

Метки: Критика
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Alexander Москва
    Верю на слово...
  2. Аватар для Muzylo
    У меня вопрос (просьба "на книжку" не посылать, а объяснить - при наличии времени, разумеется, - самостоятельно): что такое "объективное" в музыке и фортепианной игре?
  3. Аватар для Gtn
    Попытаюсь определить.
    Объективность - это ненагружение интерпретации готовыми образами. Помните как индифферентно произносит свой монолог Гамлет - Смоктуновский. Он намеренно позволяет интонации быть сверхмногозначной. Начни он выражать пусть даже самым искусным образом чувства, подобно актерам старых школ, то многозначность сразу сузится и восприятие зрителя будет НАПРАВЛЕНО в определенное русло.
    В искусстве вобщем-то давно просекли этот момент. И начиная с 20 - века исполнители оторвались от традиций Романтизма. Такая казалось бы - "сухость" игры (по сравнению с роскошеством эмоциональности предыдущей эпохи) оказалась весьма продуктивной.
    Не секрет, что лучше не договаривать и изображать что-либо полунамеками. Воображение слушателя гораздо лучше работает при такой "стимуляции" и само наполняет произведение смыслом.
    Вы же наверное знаете секрет фильмов ужасов. Страшно не то, что показывают, а то, чего нет но твое воображение чего-то ждет и рисует намного ужаснее, чем все. что можно изобразить...
    Ну вот идите по этому пути рассуждений и Вы сами себе ответите на все вопросы.
    В частности, когда вот такое полотно грандиозное. то никаких ресурсов души не зватит НАПОЛНИТЬ его духовно-эстетическим содержанием. Поэтому подать его в конструктивистском обличье с многовариантным "недоговариванием" было бы самое то!
    Что. собственно и делает Ведерников абсолютно безупречно.
    Но вот Гилельс оказывается совершил настоящее чудо!
    Но какой же высочайшей нравственной личностью нужно быть, чтобы "твой материал" соответсвовал этой сонате!!!
    А у Рихтера (сугубо на мой взгляд) этого не получилось. Сам "матерьял его души" не тот! Получилось неспокойно, мятежно, сложно, эклектично, крикливо и неряшливо. Звук, прости господи, просто развратный какой-то...."красивый" как ярок накрашенная девица...совершенно не к месту.
    перед этой сонатой вообще-то поститься нужно недели две и молиться...
    Обновлено 05.11.2009 в 23:22 Gtn
  4. Аватар для pianofan
    Представляете, вчера, когда я читала в Вашем дневнике про Хаммерклавир и запись Рихтера, мне так хотелось написать про запись Гилельса...а тут Вы прямо прочитали мои мысли и написали сегодня сами о записи Гилельса. Подписываюсь под каждым словом! да, да и еще раз, да!! Запись Гилельса - это что-то совершенно невероятное и гениальное!! Заоблачное мастерство, звук, мера во всем!
  5. Аватар для Gtn
    у меня не было записи. А вот ночью все скачалось по торрентам. Как раз Вы и навели меня на мысль поискать Гилельса. Я-то думал он у меня есть...
  6. Аватар для Muzylo
    Цитата Сообщение от Gtn
    Попытаюсь определить.
    Объективность - это ненагружение интерпретации готовыми образами. Помните как индифферентно произносит свой монолог Гамлет - Смоктуновский. Он намеренно позволяет интонации быть сверхмногозначной. Начни он выражать пусть даже самым искусным образом чувства, подобно актерам старых школ, то многозначность сразу сузится и восприятие зрителя будет НАПРАВЛЕНО в определенное русло.
    В искусстве вобщем-то давно просекли этот момент. И начиная с 20 - века исполнители оторвались от традиций Романтизма. Такая казалось бы - "сухость" игры (по сравнению с роскошеством эмоциональности предыдущей эпохи) оказалась весьма продуктивной.
    Не секрет, что лучше не договаривать и изображать что-либо полунамеками. Воображение слушателя гораздо лучше работает при такой "стимуляции" и само наполняет произведение смыслом.
    Вы же наверное знаете секрет фильмов ужасов. Страшно не то, что показывают, а то, чего нет но твое воображение чего-то ждет и рисует намного ужаснее, чем все. что можно изобразить...
    Ну вот идите по этому пути рассуждений и Вы сами себе ответите на все вопросы.
    В частности, когда вот такое полотно грандиозное. то никаких ресурсов души не зватит НАПОЛНИТЬ его духовно-эстетическим содержанием. Поэтому подать его в конструктивистском обличье с многовариантным "недоговариванием" было бы самое то!
    Что. собственно и делает Ведерников абсолютно безупречно.
    Но вот Гилельс оказывается совершил настоящее чудо!
    Но какой же высочайшей нравственной личностью нужно быть, чтобы "твой материал" соответсвовал этой сонате!!!
    А у Рихтера (сугубо на мой взгляд) этого не получилось. Сам "матерьял его души" не тот! Получилось неспокойно, мятежно, сложно, эклектично, крикливо и неряшливо. Звук, прости господи, просто развратный какой-то...."красивый" как ярок накрашенная девица...совершенно не к месту.
    перед этой сонатой вообще-то поститься нужно недели две и молиться...
    Спасибо. Вы внятно определили то, что мне было непонятно: я понял, что "объективное" в Вашем понимании - не сколько то, что подразумевается под этим словом в обиходе, сколько некая образная сфера, некий образный тонус исполнения.

    Я не приемлю Вашего мнения о Ведерникове, Рихтере и Гилельсе - потому, что у нас совершенно разные представления о 29 сонате, и доказывать, какое лучше, а какое хуже, бессмысленно. Исходные посылки наших впечатлений и рассуждений - разные, и поэтому смысл в самих рассуждениях отпадает. (Я, например, слышу в музыке Скерцо ту самую "сатанинскую гордыню" - или даже "чего похуже", - которую Вы вменяете в вину Рихтеру). Но я хочу уточнить Вашу параллель со Смоктуновским, которая мне кажется убедительной, но не совсем точной: не смешиваете ли Вы обобщение (Смоктуновский) с упрощением (предположим, Ведерников)?
    Ведь интонирование на ф-но может быть "скупым" (минимум крупных градаций при максимуме едва заметных), а может быть простым, упрощенным (минимум всяких градаций)...
    Параллель Смоктуновскому, которую мне подсказывает мое воображение - именно Рихтер (и конкретно в этой сонате, и "ваще").

    ЗЫ: кстати, Ваше восхищение точностью Ведерникова мне тоже не совсем понятно - его запись пестрит интонационными "приблизительностями" вроде неточного пунктира в том же Скерцо.
  7. Аватар для Alexander Москва
    [QUOTE=Muzylo;bt60874]
    Ведь интонирование на ф-но может быть "скупым" (минимум крупных градаций при максимуме едва заметных), а может быть простым, упрощенным (минимум всяких градаций)...

    Извините, что встрял.
    Представьте, два пианиста играют одну и ту же фразу. Играют тихо... Но, в одном случае звучит по ученически, а в другом слышится Мастер.
    Разница между "скупым" и "упрощенным" интонированием не столько в градациях, а сколько в смысловом наполнении фразы.

    Достигается это комплексом средств, где рубато и туше отнюдь не на последних местах. Ну и микроградации...И еще что-то, трудноформулируемое.
  8. Аватар для Muzylo
    Разница между "скупым" и "упрощенным" интонированием не столько в градациях, а сколько в смысловом наполнении фразы.

    Достигается это комплексом средств, где рубато и туше отнюдь не на последних местах. Ну и микроградации...И еще что-то, трудноформулируемое.
    Именно это я и имел в виду, говоря о "микроградациях". Трудноуловимое туда тоже входит - на то они и микро .

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100