Opera musicologica
18.11.2009 в 09:13 (9395 Просмотров)
Странные вещи всё-таки происходят с нашей культурной жизнью. Вроде бы всё идёт враскосяк и трещит по швам, а вдруг - то концерт замечательный, то книжка хорошая, то новый журнал...
Откуда что берётся? Как подснежники среди зимы из сказки про 12 месяцев.
В Петербургской консерватории начал выходить новый музыковедческий ежеквартальник: Opera musicologica (в переводе с латыни - "Музыковедческие труды").
В Москве его ещё ни у кого нет (мне прислали в индивидуальном порядке).
В сети про него тоже почти ничего, хотя ушлые библиографы успели найти и вывесить содержание и аннотации (последние - на английском):
(Даже на сайте петербургской консерватории я этого не нашла!)
Что ж, научный уровень первого номера - на большой высоте.
Журнал совершенно западного типа, ничем не хуже какого-нибудь JAMS, разве что объём поскромнее. Предназначен исключительно специалистам.
На мой взгляд, "гвоздь" этого номера и настоящее событие в нашем музыковедении - статья (точнее, небольшая монография) Ирины Гулецки (из бывших "наших", вернее, "советских", она давно живёт на Западе и сейчас преподаёт в Канаде).
Статья называется "Manus Mysterialis: символика формы ренессансной мессы".
Она уже публиковалась в том или ином виде на Западе, но эти издания нам малодоступны (я, например, только тут узнала о существовании специального журнала по музыкальной иконографии: Journal for Music Iconography).
Идея статьи вкратце состоит в следующем.
Автор, изучая многочисленные ренессансные мессы 15-16 веков, улавливала в них некие закономерности, которые показались ей признаком присутствия некоей системы, причём системы не чисто формальной. Она создала компьютерную программу и обработала аналитические результаты с её помощью, выявив точные пропорции частей авторских многоголосных месс.
Обнаружилось, что часть месс (примерно 15%) имеет симметричную структуру - иногда абсолютно идеальную, напоминающую фасад ренессансного собора или композицию некоторых алтарных картин.
Другие же мессы, напротив, асимметричны, причём иногда резко и причудливо асимметричны: иногда "торчит", выделяясь непропорциональным размерами, Credo, иногда - Gloria, нередко - Gloria и Credo вместе, и т.д. Легче всего объяснить это разной длиной текстов, но автор допустила, что если закономерность, связанная с сакральной идеей, есть в первой группе, то она должна быть и во второй.
И Гулецки удалось найти и объяснить эту закономерность.
Несимметричные мессы, по её мнению (подтверждаемому наглядными схемами и сопоставлениями с изобразительными материалом), запечатлели сакральную концепцию "священной руки", незримо присутствующей над молящимися во время исполнения мессы.
Разновидности этой "руки" тоже бывают всякими: и перст указующий, и благословление двумя перстами, и простёртая длань - десница Божья.
Вывод на с. 77: "Форма-символ Ординария является уникальной в истории музыки. Она многозначна и связывает этот жанр со всеми областям средневекового знания. Но прежде всего она запечатлела основную идею жанра и его функции - благословление и отпущение грехов, которое выражено в последних словах литургического текста: "Ite, missa est". Именно создание такой формы, отражающей чисто сакральную идею, и являлось сверхзадачей композитора".
Возможно, коллеги-медиевисты и специалисты по Ренессансу найдут в концепции Гулецки какие-то уязвимые места (о некоторых она сама пишет - например, оговаривает, что в своих подсчётах игнорировала обычно невыписанный повтор Hosanna после Benedictus).
Но для меня она стала подлинным открытием, многое поставившим на свои места.
Поэтому искренне советую всем интересующимся найти этот журнал и прочитать прежде всего статью Гулецки (хотя там есть ещё много чего интересного и полезного).
Мой номер уже "пошёл по рукам".
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись