RSS лента

"Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка!"

Дуэль

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Что бывает, когда супруги расстаются после вечерней "аудиенции" РАВНОДУШНО? Расплата наступает незамедлительно. Последнее стихотворение Пушкина.
.
.
От меня вечор Леила
Равнодушно уходила.
Я сказал: "Постой, куда?"
А она мне возразила:
"Голова твоя седа".
Я насмешнице нескромной
Отвечал: "Всему пора!
То, что было мускус тёмный,
Стало нынче камфора".
Но Леила неудачным
Посмеялася речам
И сказала: "Знаешь сам:
Сладок мускус новобрачным,
Камфора годна гробам".

.
Версия.
Ек Ив Загряжская ввела НН в общество.
Неблагодарна - вместо того, чтоб полюбить императра, она влюбилась в Дантеса.
Тогда тётушка взялась за сложнейшее построение: устроить одновременно судьбу (счастье) и Таши и Коко.
.
Она написала пасквиль, очерняющий Наташу, но никак не касающийся Дантеса.
.
Расчёт прост (он был согласован с Императором): Женим Дантеса на Екатерине, и все будут довольны: Катенька получит мужа (этот муж - верх её мечтаний), а Наташа - любовника, их встречи не будут столь предосудительны в глазах света - ведь они теперь родственники! Кстати, у императора был ИНОЙ рассчёт: он думал супружеством ОТСТРАНИТЬ Дантеса от Натали.
.
Что при этом достаётся Пушкину - никого не заботило. И что он может сделать, оказавшись оплёванным и припёртым к стенке - никого не беспокоило.
.
Но когда и собственной жене, любимой Таше, он стал ненужен - жить совсем расхотелось (и до этого он жил только по инерции).
.
PS.
А предпоследние два стихотворения, которые даже стихотворениями назвать трудно!
" На играющего в бабки" - это просто вздох, крик, КОММЕНТАРИЙ к незбежной дуэли.
"На играющего в свайку" - Описание двух "джентльменов" перед дуэлью (Дантесу уделено больше внимания; он, действительно, вырисован, КАК ВИДНЫЙ представитель сильного пола - в такого было не зазорно и влюбиться НН!)

Отправить "Дуэль" в Google Отправить "Дуэль" в Facebook Отправить "Дуэль" в Twitter Отправить "Дуэль" в del.icio.us Отправить "Дуэль" в Digg Отправить "Дуэль" в StumbleUpon

Метки: пушкин
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Беназир
    PS.
    А предпоследние два стихотворения, которые даже стихотворениями назвать трудно!
    " На играющего в бабки" - это просто вздох, крик, КОММЕНТАРИЙ к незбежной дуэли.
    "На играющего в свайку" - Описание двух "джентльменов" перед дуэлью (Дантесу уделено больше внимания; он, действительно, вырисован, КАК ВИДНЫЙ представитель сильного пола - в такого было не зазорно и влюбиться НН!)
    Жжоте (с), Полувеков, "по всем фронтам" .

    Как обычно, всё не буду комментировать. Так, кое-что...

    Когда Вы, желая придать своим "версиям", некую легитимность, как бы некое отношение к правде, пытаетесь втиснуть их в "оправы" своих же "версий" о значении тех или иных произведений поэта, получается особенно неудачно.

    Двум упомянутым одновременно стихотворениям, чтобы притянуть их за уши, чтобы подогнать их под свои идеи, Вы даже названия присвоили
    иные . Вообще-то они называются "На статую играющего в бабки" и "На статую играющего в свайку".

    Статуи работы Н. С. Пименова и А. В. Логановского были сначала представлены на выставке в Академии художеств, а впоследствии их поставили перед Александровским дворцом в Царском Селе.
    А Пушкин эти статуи видел и описал.

    Особенно забавно было читать Ваши "версии" про содержание этих стихов


    На статую играющего в бабки
    Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
    Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
    Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
    Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.



    На статую играющего в свайку
    Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
    Строен, легок и могуч,— тешится быстрой игрой!
    Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
    Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.


    Скульптуры "Парень, играющий в бабки" и "Парень, играющий в свайку" в Царском Селе:


    http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/...df_3fdd8209_XL


    ------------------

    Что касается стихотворения поэта, с текста которого Вы начали эту тему "Опошленная дуэль". Такое впечатление может сложиться, читая Вашу "версию", что перо, которым оно было написано, от чернил не успело обсохнуть, а Пушкин уже двигался к месту назначенной дуэли....

    Это стихотворение печатается последним в современных собраниях сочинений. Достоверно же о нём известно, что оно написано в ноябре (после 8-го) 1936 года. И намеренно "подгонять" его под дату гибели поэта не стоит.

    Обычно в Ваших псевдопушкинских темах я комментировала лишь отдельные детали и практически не комментировала Ваши «версии». Но здесь… Я вот прочла Вашу «версию» про тётку Натальи Николаевны, которая, якобы, написала пасквиль, очерняющий её племянницу и мать всех её крестников.
    Почему же Вы остановились на этом?!
    Если так оказались «осмыслены» слова «и концы в воду», а слова эти тётушка писала Жуковскому, так это же может означать одно! - Значит Жуковский – её сообщник! Ай-яй-яй! А его ведь считали приличным человеком!

    Хотя во 2-ой половине 20 века после очередной почерковедческой экспертизы специалисты остановились на том, что никакой «человек низкого звания» не переписывал пасквиль, прежде, чем все экземпляры были разосланы… но Вам же это неважно, да? - раз Вы стоите на своём.

    Так Вы могли бы сочинить очередную серию про то, что подельник Загряжкой - Жуковский переписал «-надцать» раз этот пасквиль и хихикал дома за занавеской!
    Ну, и «обкрасивить» эту «версию» «версиями толкований» нескольких стихов ( а если будет нужно - подменив их названия и толкование смысла).
    Обновлено 24.01.2012 в 08:10 Беназир
  2. Аватар для Беназир
    PS
    Забыла написать о стихотворении "От меня вечор Леила..."

    Это стихотворение VI - довольно точное переложение-перевод с французского одной из арабских песен Агуба. Он, будучи по происхождению арабом, частично сам их сочинил, частично взял из арабского фольклора, переведя на французский прозой. Автор относил эти произведения к жанру устной арабской поэзии мауал.

    V
    О погонщик, который гонит перед собой этих проворных верблюдов! Если ты проведешь эту ночь возле обители Леилы, передай ей мои нежные сожаления и скажи ей особо на том безмолвном языке, которым скорбь наделяет наши глаза, скажи ей: "Не бойся, о Леила, что наши судьбы близятся к концу и что время кончится для нас прежде, чем одна ночь счастья соединит тебя с твоим другом".
    VI
    Она приподнялась. „Останься”, — я говорю ей. Она отвечает: „У тебя появилась седина”. — „Увы! — воскликнул я. — Это случилось не сегодня, что камфора была прежде мускусом”. — „Ты верно говоришь, — возразила мне она. — Но видно, ты не знаешь, что мускус служит для праздников Гименея, меж тем как камфора хороша лишь для погребения”.


    Так что если "подтягивать" смысл этой песни к преддуэльному выражению себя Пушкиным, придётся, видимо, дополнительно сочинить историю, про то, что Агуб, узнав о вызове на дуэль, немедленно сочинил песню, переведя её на французский, а Пушкин мгновенно её перевёл. Правда, к этому времени Агуб уже неск. лет как отошёл в мир иной, а последовательное чтение хотя бы V-ой песни вместе с VI-ой
    ясно показывает откровенное несоответствие между смыслом цикла и тем, какой "смысл" Вы VI-ой песне навязали... Ну, да это пустяки.

    Еще можно продолжить о седине - о том, что этот мотив уже был в "Цыганах" и т.д. Ну, да ладно...
    Обновлено 24.01.2012 в 08:18 Беназир
  3. Аватар для Беназир
    Добавила фото скульптур в свой 1-ый коммент.
  4. Аватар для Artadg
    Цитата Сообщение от Беназир
    Добавила фото скульптур в свой 1-ый коммент.
    Рассыпаюсь в благодарностях. Действительно, тексты стихотворений "На статую..." совершенно необходимы. Изображения - желательны. Ещё раз приношу извинения перед читателями за КОНСПЕКТИВНОСТЬ моих сообщений - каждое слово в тексте (хоть отправить, хоть прочитать) даётся мне с трудом, изображения осиляю на пределе сил, а moves (ВИДЕО) мне совсем практически недоступны.
    .
    Благодаря заботе Беназир высветилось ещё одно свойство этих стихотворений, ещё одна ГРАНЬ ПУШКИНСКОГО ТАЛАНТА. Зачем в названия введено слово "статуя"? Дело в том, что происходящее на рубеже 36\37 годов вокруг Пушкина имеет такое огромное значение для потомков, что все, имеющие отношение к интриге - запечатлеваются, как статуи - НА ВЕКА!!!
  5. Аватар для Nikita2112
    Сорри... не поняла комментариев Беназир, всю эту информацию знает КАЖДЫЙ уважающий себя человек.... Зачем "лить воду", время вспомнить "мы ведь не в школе" (с)
  6. Аватар для Nikita2112
    Оправы своих версий.... А разве мы здесь для того, чтобы интерпретировать чужие истины? Ничто так не украшает человека…, как дружба с собственной головой=))) Нужно иметь мужество, чтобы вслух высказывать своё мнение. Человек изучает творчество А.С.Пушкина. Взгляд Полувекова-Artadgа мне интересен, потому что я незнакома с этой (его) точкой зрения. Я тихо впитываю и переживаю информацию. Ремарки Беназир не содержат ничего нового, обычный перессказ преждних источников. ЗАЧЕМ? Чем они ценны? НУ, ДА ЛАДНО... идиотские выражения типа "жжоте", "по всем фронтам" вызывают ощущения, что мы где-то в сельпо,или в сельском клубе в начале 20-30г.г., а не здесь ((( Господи, велико терпение Твоё.........
  7. Аватар для Dmitrii
    Цитата Сообщение от Nikita2112
    не поняла комментариев Беназир, всю эту информацию знает КАЖДЫЙ уважающий себя человек....
    Да неужели, вот прямо каждый? А я вот не знал источники стихотворения "От меня вечер Леила..", прочитал с большим интересом, от этого раскрутилась ниточка к статье Строганова на эту тему, к книге о Жозефе Агубе и т.д. Арабский мавваль, как музыкально-поэтический жанр мне давно был известен, а вот о таком интереснейшем контакте его с русской поэзией не знал... А оказывается каждый уважающий себя знает.

    Цитата Сообщение от Nikita2112
    ЗАЧЕМ? Чем они ценны?
    Хотя бы затем, что показывают весьма слабую обоснованность "сплетен в виде версий".
  8. Аватар для Artadg
    Прежде, чем хлынул проток за и против "сплетен в виде версий", я хотел отметить, что приведённые Беназир дополнения (о происхождении ЛЕИЛЫ) ЗАНИМАТЕЛЬНЫ.
    .
    Возвращаюсь ещё раз к понятию ДОКАЗАТЬ. (извините мою безграмотность - для меня это то же, что и обосновать, только разная мера ВЫЗОВА НА СПОР.). В литературоведении мы не доказываем, мы ВЫРАЖАЕМ СВОЁ МНЕНИЕ.
    .
    ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение - это такое, которое обжигает, пронзает, наносит душе неисцелимые раны (после того, как мы его поймём). А "просто перевод" - зачем, ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ? Могу сто раз повторить вслед за Nikita2112.
  9. Аватар для Nikita2112
    Притчи.
    ________

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её.

    Когда младший ангел увидел это, то поинтересовался, зачем он сделал это. Старший ответил:
    — Вещи – не такие, какими кажутся.

    На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве.

    Младший ангел спросил старшего:
    — Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

    — Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и зол. Я отремонтировал стену, и клад он никогда не найдет. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.

    Многие вещи в жизни – не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всего. Быть уверенными можем быть в одном: поступки возвращаются. Событиями, действиями других людей, случайностями и совпадениями. А поймём мы это со временем.
  10. Аватар для Nikita2112
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    А я вот не знал источники стихотворения "От меня вечер Леила..", прочитал с большим интересом, А оказывается каждый уважающий себя знает.
    Искренне рада за Вас. Хоть кому-то пригодился комментарий Беназир. Стыжусь собственной невыдержанности.... Мне казалось, это настолько очевидным, .... ((((
  11. Аватар для Nikita2112
    в качестве компенсации
  12. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Artadg
    ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение - это такое, которое обжигает, пронзает, наносит душе неисцелимые раны (после того, как мы его поймём). А "просто перевод" - зачем, ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ? Могу сто раз повторить вслед за Nikita2112.
    ..."наносит душе раны"?..настоящая поэзия залечивает раны...

    ...Ваши исследования - это прежде всего Ваши личные раны, Ваше желание их понять...но себя самого Вам больно раздирать на части, стыдно и трусливо залезать к самому себе в кровать и мозги...а к Пушкину и его окружению можно, они ведь уже мёртвые...
  13. Аватар для Полувеков
    Цитата Сообщение от Юка+
    ..."наносит душе раны"?..настоящая поэзия залечивает раны......Ваши исследования - это прежде всего Ваши личные раны, Ваше желание их понять...но себя самого Вам больно раздирать на части, стыдно и трусливо залезать к самому себе в кровать и мозги...а к Пушкину и его окружению можно, они ведь уже мёртвые...
    "Душа обязана трудиться, и день, и ночь, и день, и ночь." - автор известен.А залечить может только ЖИВОЙ человек.Ваше же "залечивание поэзией" приводит (в конце концов) к тому, что "хвать-похвать, а сердца нет!".
  14. Аватар для Nikita2112
    Письмо Богу Рассказ удостоен второй премии на международном литературном конкурсе
    Алеко-2002 (Болгария)
    Пер. с иврита .....
    Письмо Богу.
    - Будем говорить откровенно,- сказал доктор, - болезнь ваша неизлечима и осталось вам не так уж долго. Я могу назначить вам химиотерапию, от которой вас будет тошнить и выпадут все волосы, но это лишь продлит ненадолго ваши мучения. Мой вам совет - не нужна вам никакия химиотерапия. Будь я вашим врачом в России, я бы вам этого не сказал.
    - И что, действительно ничего нельзя сделать? - Марков не узнал своего голоса.
    - Неужели вы думаете, что если бы существовало какое-нибудь лекарство, то я бы вам его не выписал?
    - Так что же мне делать?
    - Я вам дам направление к психологу. Вы сможете обсудить с ним все проблемы. Извините, но меня ждут другие больные.
    Маркова подташнивало. От намеченного похода в Русский Магазин за селедкой и салом нечего было и думать.
    На улице сновали взад-вперед девушки в облегающих брюках и юбках, сквозь которые отчетливо проступала линия трусов.
    Ноготки их ножек в босоножках были выкрашены лаком разного цвета - у одной - желтые, у другой - зеленые...
    - Они тут будут бегать взад-вперед, живые, а я... Ну почему я? И за что? Что я такого сделал? Не воровал, детей вырастил. Даже не курил.
    Марков изо всех сил попытался представить себе - как все это будет без него. Девки так же будут сидеть в автобусах, закинув ногу за ногу, в Русском Магазине так же будут продавать все 50 сортов колбасы и селедку «матиас», только его самого не будет. Эта простая мысль в голове не укладывалась. И тогда Марков решил написать
    письмо:
    "Уважаемый Бог! Я всю жизнь вкалывал по полторы смены, чтобы поднять детей, А дети сейчас в Израиле вкалывают по две смены, чтоб за квартиру заплатить. Сын говорит, что у них на заводе только русские и работают, израильтяне по 12 часов в день работать не приучены. Про меня дети уже не вспоминают. Материально им помощь я не могу, а советы мои им не нужны.
    Что я видел в жизни? Придешь домой вечером после работы - ноги гудят, перед телевизором посидишь, покушаешь и спать. И вот здесь теперь вроде кажется - живи в свое удовольствие, когда нет хамсина. А в Русском Магазине - и вареники, и колбаса всякая, только денег нету. Я первое время оглядывался - а ну подойдет кто-нибудь и скажет: "Ваш пропуск, гражданин?!"
    Что мне в жизни осталось?
    Жена меня давно бросила, дети не звонят. В прошлый раз лекторша очень интересно говорила про разнообразное питание, но где взять на это деньги, так она этого не сказала. Я уже не говорю про икру, но больше ста грамм колбасы я себе позволить не могу, ну там еще грибы маринованные, капуста квашеная. Я пробовал сам делать, выходит гораздо дешевле, но как в Русском Магазине не получается. Женщины на меня уже внимания никакого не обращают. Так вот теперь еще это. Ну кому будет легче, если ... А?"
    Марков вложил в конверт копию удостоверения личности, написал на конверте "Господу Богу". Потом подумал и дописал на иврите: "Адонай элокейну адонай эхад". Марков ходил в пенсионерскую ешиву - там платили сто шекелей в месяц и приносили на занятия печенье и колу. Приклеил марку и опустил письмо в почтовый ящик местной почты "только для корреспонденции в Иерусалим".

    ***
    Звонок телефона звучал нахально и без перерыва:
    - Вы писали на имя Господа? - строго спросил женский голос,- не кладите трубку.
    - Алло! - голос в трубке отдавал колоколом. Так наверно, читал первосвященник в Храме. В трубке звучало какое-то эхо, повторявшее каждую фразу:
    - Мы с товарищами прочли ваше письмо. Нам непонятно, чего же вы, собственно, просите.
    - Как чего? Жить?
    - Зачем?
    - Как это зачем?
    - Ну, понимаете, люди к нам обращаются с конкретными просьбами - одному нужно три месяца, чтобы роман дописать , другому - полгода на завершение открытия, третий просит неделю, чтобы слетать в Баку - дать по морде лучшему другу, что стучал на него в КГБ. А вам для чего?
    - Да, Господи, выйдешь утром , пока не жарко, птички это самое, у девчонок бретельки от лифчика выглядывают из-под футболок, в лавке сметана 30-процентная без очереди...
    - Значит, просто так? Этого многие хотят. (В трубке задумчиво промолчали). Ну, хорошо. Знаете что, в порядке исключения. Мы тут с товарищами посовещались и решили отменить ваш диагноз.
    - Спасибо, товарищ Бог! А мне ... Я что должен делать? Если вы рассчитываете на добровольные пожертвования, так у меня вместе с социальной надбавкой... - сами знаете.
    - Знаем, знаем, как же.
    - Может, в ешиву круглосуточную записаться?
    - Эти ортодоксы у меня уже в печенках сидят.
    - Господи,вы что, не дай Бог, реформист?
    - Да ортодокс я, только пусть эти, в черных лапсердаках не выставляют себя Моими единственными интерпретаторами. Давайте не будем касаться этой непростой темы.
    - Так что же мне делать, Господи?
    - А ничего. Просто живите.
    - Господи, если уже все равно жить, так может сразу жить хорошо, а ? Вы можете как-то договориться в нац. страховании насчет увеличения пособия? А то в магазин зайдешь, так слюна течет, а купить ничего не можешь.

    - Э, нет, куда мне с ними тягаться? Ну ладно, меня другие клиенты ждут. Если что, пишите. Только не заказным.
    В трубке послышались гудки.
    Сразу же после разговора у Маркова созрел План. Он положал в кулек ложку, поехал в Русский Магазин, купил за 28 шекелей баночку красной икры и сожрал ее, не отходя от кассы. Так он отметил свое второе рождение.

    ***
    - Это поразительно - врач был в шоке,- неоперабельная опухоль в последней стадии исчезла! Скажите, что вы принимали?
    - Да ничего, разве пива иногда выпьешь. Но конечно, не каждый день. С моей пенсией...
    - Это просто поразительно! Я напишу статью в американский медицинский журнал.

    ***
    А теперь мы оставим Маркова и перенесемся в другую семью где разговаривают муж и жена:
    - Ох и доиграешься ты, Сашка, с этими письмами. С таким трудом тебя на почту пропихнули. Кто тебе дал право открывать чужие письма, звонить незнакомым людям, представляться то Снегурочкой, то президентом Израиля?
    - А кто узнает? Ну кто? Письма-то не заказные. Кто проверит? А, может, я человеку жизнь спас.
    - Тебе-то кто тебе спасибо за это скажет? Кто хоть шекель даст? Лучше бы в ночную охрану пошел. Худо-бедно, еще полторы тысячи приносил бы.
    - А спать когда?
    - Спать, спать. А за квартиру за тебя Герцль платить будет?
    Но Саша не слушал. Он распечатывал очередное письмо.
    На конверте аккуратным детским почерком было выведено:
    Israel, Jerоsоlimo, santa Madonna.
    Письмо было из Италии.
  15. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Полувеков
    "Душа обязана трудиться, и день, и ночь, и день, и ночь." - автор известен.А залечить может только ЖИВОЙ человек.Ваше же "залечивание поэзией" приводит (в конце концов) к тому, что "хвать-похвать, а сердца нет!".
    "...Упанишады прекрасны, их поэзия - чистый родник, но никто не читает Упанишады ради поэзии. Упанишады стали читать ради доктрины, и они превратились в тюрьму. Они удивительно прекрасны как поэзия. Их не с чем сравнить, они несравненны!

    Только сейчас я читал интервью одного журналиста с Джидой Кришнамурти. И я не думаю, чтобы журналист мог бы последовать тому, что он сказал. А Кришнамурти сказал: " Я прочитал Новый Завет. Это прекрасная поэзия, я просто полюбил его, но как писание - это скучно." И он абсолютно прав. Нужно прочитать Библию, чтобы понять, что она - одно из величайших свершений литературы всех времён. А Новый Завет воистину превосходен. Нигде больше вы не сможете найти книги, где каждое слово было бы так насыщено мыслью и значением, но не смыслом, потому что когда входит господин смысл - поэзия исчезает: это становится доктриной. Значение, но не смысл. Красота,величие, но не догма...

    Вы так искусны в создании тюрем для себя, что всё, что ни попадало бы к вам в руки, становится цепями. Даже Будда, Иисус, пришедшие освободить вас, пытавшиеся освободить вас, даже они в конце концов стали рабством для вас... из-за вас." (Ошо)
  16. Аватар для Artadg
    Цитата Сообщение от Полувеков
    "Душа обязана трудиться, и день, и ночь, и день, и ночь." - автор известен.А залечить может только ЖИВОЙ человек.Ваше же "залечивание поэзией" приводит (в конце концов) к тому, что "хвать-похвать, а сердца нет!".
    Это придумал не Блок, не Гумилёв, и даже не Пушкин. Хотя в юбилейной речи Н.Минский более ста лет тому назад говорил:
    .
    ...Второй завет Пушкина гласит, что художник призван {его ПРИЗВАНИЕ} не с тем, чтобы баюкать и согревать души людей, а с тем, чтобы вечно их мучить и жечь. Вот почему Серафим вкладывает в замёрзшие уста пророка искушающее и уязвляющее "жало мудрыя змеи", а в отверстую грудь - разрушающий огненный угль, и вот почему глас Бога велит ему "глаголом жечь сердца людей".
    .
    А теперь поговорим о том, ПОЧЕМУ люди двести лет подряд ОТРИЦАЮТ этот завет.
    .
    Сначала присмотримся к стихотворению, в которое Пушкин втиснул этот завет. Когда (в какое время это делать) он рекомендует "жечь сердца людей"?
    - ОБХОДЯ МОРЯ И ЗЕМЛИ.
    Очевидно, что в прямом смысле ни моря, ни земли здесь прочитать невозможно. Если пророки иногда и отваживались ходить в чужие земли со своими проповедями (и их там побивали камнями!), то поэты - НИКОГДА!!
    Поэт - это не проповедник, не глашатай, не возвещатель истины (как можно было бы подумать, слушая превозноситетлей Пушкина). ПОЭТ ТОЛЬКО ГОВОРИТ О СВОЕЙ БОЛИ.
    Моря и земли - это места, поглощённые (занимающиеся) эротикой (моря) и сухие от неё (высушенные или ЕЩЁ не познавшие влечение пола) места.
    И под словом "людей" (кроме того, что это полезно ВСЕМ) здесь подразумевается только ОДИН ЧЕЛОВЕК, та самая Бессменная Муза Пушкина, о которой написаны ВСЕ произведения Пушкина (кроме единичных, которые можно по пальцам перечислить) - тема этого завета СОВПАДАЕТ с "Анчаром" - задача та же: ДОСТУЧАТЬСЯ до неё (отвергающей нашего поэта на протяжении 12-ти лет. И у неё были для этого причины (читай "Полтаву") - собственная трагедия).
  17. Аватар для Юка+
    ...а что Вы, Artadg, делаете своим "глаголом"? чего добиваетесь? на что хотите обратить внимание? в чём для Вас самого смысл Ваших расшифровок?

    ...желание объяснить людям, как надо правильно понимать поэзию Пушкина, может быть? что без Ваших открытий нельзя проникнуть в глубину его поэзии? что без Вашей головы, его поэзия не будет "жечь сердца людей"?

    ...что на поэзию Басё не надо тратить время?..
  18. Аватар для Artadg
    Цитата Сообщение от Юка+
    ...а что Вы, Artadg, делаете своим "глаголом"? чего добиваетесь? на что хотите обратить внимание? в чём для Вас самого смысл Ваших расшифровок?

    ...желание объяснить людям, как надо правильно понимать поэзию Пушкина, может быть? что без Ваших открытий нельзя проникнуть в глубину его поэзии? что без Вашей головы, его поэзия не будет "жечь сердца людей"?..
    М.О.Гершензон
    .
    Мудрость Пушкина
    .
    -1-
    .............
    -2-
    .
    Наши символисты неправы, когда утверждают, что искусство бывает двух родов: символическое, то есть открывающее тайны; и - только пленительное. Нет:
    .
    Всякое искусство открывает тайны
    .
    и всякое в своём совершенстве непременно пленительно.
    .
    Дело художника - выразить своё вИдение мира, и другой цели искусство не имеет {вот тут как раз уместно спросить, какую именно часть мира видит поэт перед своим мысленным взором, когда пишет? Полувеков отвечал так: "...то мир сжимался до охвата рук, то бесконечной песнею казался, когда лукавый месяц, страх старух, своим лучом его копья касался"}; но таков таинственный закон искусства, что видение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. {Математики, например, или физики-теоретики иногда шутят (?): "Эта теория верна, потому что она КРАСИВА". И Гершензон, вместе с этими теоретиками, конечно, правы. Потому что КРАСОТА, представления о красоте, о том, что именно красиво, и каково то, что красиво - сформировались под действием той самой действительности, которую взялся изображать поэт. То есть, понятия красота и правда сближаются настолько, что различает их только тот, кто преследует ОСОБЫЕ цели, или же слеп.}
    .
    Пленительность искусства - та гладкая, блестящая, переливающаяся радугой ледяная К О Р А, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с ЯВЬЮ. Или иначе: певучесть формы есть плотское проявление того самого гармонического ритма, который в духе образует видение. Но как бы ни описывать это явление, оно навсегда останется непостижимым {Сам обьяснил, и кричит:"Непостижимо!"}. Ясно только одно: Чем сильнее кипение, тем блестящее и радужнее форма.
    .
    Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль (пыльцу, с помощь которой растения продолжают род свой). Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей; ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем БЛЕСТЯЩАЯ ЛЕДЯНАЯ КОРА СКРЫВАЕТ ОТ НИХ ГЛУБИНУ, ДЕЛАЕТ ЕЁ НЕДОСТУПНОЙ {точнее, труднодоступной}. В этом - мудрая хитрость природы. Красота - приманка, но КРАСОТА - и ПРЕГРАДА. Прекрасная форма (произведения) искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть.И поистине красота никого не обманет. НО СЛАБОЕ ВНИМАНИЕ ОНА ПОГЛОЩАЕТ ЦЕЛИКОМ, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной - и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. Природа оберегает малых детей своих, как щенят, БЛАГОДЕТЕЛЬНОЙ СЛЕПОТОЮ. Искусство даёт каждому вкушать по силам его - одному всю свою истину, потому что он созрел, другому часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть ФОРМЫ - для того, чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.
    .
    Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. Только теперь, через столько лет, мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.
    .
    В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, как раздельны наши внешние органы чувств; но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. И это высшее знание присуще всем без изьятия, во всех полное, и в каждом - иное. Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытиё в ЖЕЛАНИЯХ и ОЦЕНКАХ. Оно также - плод опыта, и обладает всей уверенностью опытного знания. Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, беспримерного, неповторимого видения вселенной, как бы тайнописи вещей, которая, констатируя сущее, из него же узаконяет ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ. И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, КАК оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. Лишь изредка и на мгновение озарпит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы не полностью, в обрывках целого. И это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. Оно неизобразимо в понятиях {Язык всегда отстаёт от мышления. Язык создаётся ПО МЕРЕ ТОГО, как в мышлении возникает потребность в том или ином слове}; о нём можно рассказать только бессвязно, уподоблениями, образами. {Данное ограничение к Пушкину не относится. Пушкин ТОЧНО ЗНАЛ, О ЧЁМ ГОВОРИЛ, но из коньюнктурных соображений ПОЛЬЗОВАЛСЯ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ, своего рода поэтический шифр}.
    И Пушкин в образах передал нам своё знание. В образах оно тепло укрыто и приятно на вид; я же вынимаю его из образов {то есть, из ОБОЗНАЧЕНИЙ}, и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть И НЕВЕРОЯТНЫМ {то есть: Никто не поверит. Пока НЕ ПРИВЫКНУТ}
    .
    .
    Так и дети, которым дали конфету в красивой обёртке, любуются только УПАКОВКОЙ, не зная, что внутри находится нечто несравненно более ценное, потому что НЕ ЗНАЮТ, что это - упаковка, а внутри ЧТО-ТО ЕСТЬ; или подученные злым дядей: "Не открывайте! Там яд!!!", или другим, возгордившимся своей тупостью: "Не трудитесь напрасно! Там всё равно ничего нет."
  19. Аватар для Artadg
    Цитата Сообщение от Юка+
    ...а что Вы, Artadg, делаете своим "глаголом"? чего добиваетесь? на что хотите обратить внимание? ...что на поэзию Басё не надо тратить время?..
    "Тратить время". Я бы поостерёгся так громко говорить о широкопризнанном поэте. А ответ очень простой:
    .
    Кто читает - и обогащается: пусть читает ещё и ещё.
    .
    А кто читает - и ничего не получает, понятно, что это пустая трата времени. Можно и прекратить. Нюанс: если найдётся ДРУГ, который посоветует обратить внимание у Басё на то-то или то-то - тогда можно попробовать ещё.
  20. Аватар для Юка+
    ...но если глупый человек съест конфетку и обернётся в её обёртку, и будет утверждать, что он - конфетка и что противный вкус, который теперь появился, и есть настоящий вкус изначальной конфетки... что тогда?
    Обновлено 28.01.2012 в 20:34 Юка+

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100