"Страсти по Иоанну", или Московское действо
08.04.2008 в 09:33 (3634 Просмотров)
И.С.Бах: "Страсти по Иоанну". Театрализованное представление.
Москва, Римско-Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, 4, 5 и 6 апреля.
Совместный проект (Россия - Германия).
Дирижер - Винфрид Бёниг (Германия), режиссер-постановщик Игорь Меркулов, художник-постановщик Юлия Акс, продюсер Михаил Черняк.
Оркестр Pratum integrum (худ. рук. Павел Сербин), Камерный хор кафедрального собора.
Я была на представлении 5 апреля, в субботу.
Впечатление осталось очень яркое, хотя и не однозначное.
Мало того, что "Страсти" - в соборе, что само по себе сразу меняет и акустику, и ауру, и восприятие произведения, - и даже мало того, что исполнение - в аутентичной манере, на барочных инструментах и по возможности с барочным вокалом, - так ещё и сопровождаемое неким театрализованным действом, как старинная мистерия.
Сразу оговорю (и устроители это безусловно знали): баховские пассионы в 18 веке никогда не ставились в таком духе. Певец или актёр, реально изображающий Христа - нет, такого бы тогда не потерпели не только в строгом Лейпциге, но даже, наверное, и в Гамбурге (пусть знатоки меня поправят, если не так).
С другой стороны, народные мистерии на страстные темы продолжали в это время жить своей жизнью, благополучно досуществовав аж до 20 века (С.С.Прокофьев видел нечто подобное в Эттале, и под сильным впечатлением от увиденного сотворил "Огненного ангела").
Вот и нам предложили не только услышать, но и увидеть церковное действо с привлечением самых современных технических средств: на белые завесы, шатром украшавшие сценическое пространство, всё время проецировались медленно проплывавшие фрагменты произведений европейской живописи (в основном ренессансной) на соответствующие сюжеты.
Хор (Камерный хор кафедрального собора) и солисты, исполнявшие арии, оставались, как и предписано Бахом, анонимными и были одеты в чёрное.
Евангелист (великолепный тенор Ульрих Кордес) был облачён в чёрную сутану, наподобие священника. Он вел свою партию абсолютно безупречно - все слова были слышны, все интонации отточены и эмоционально поданы, но нигде не "переиграны".
Квазиисторические костюмы носили исполнители партий Христа (обладатель прекрасного баса и не менее эффектной сценической наружности Ральф Риль), Петра (также впечатляющий в своей роли бас Эдем Ибраимов), Пилата (несколько тускловатый в вокальном отношении, но внешне импозантный Кристиан Пальм), а также несколько анонимных персонажей - слуги, народ, стражники.
Смотрелось всё это достаточно органично, хотя и несколько непривычно (всё-таки мы с самого начала привыкли воспринимать пассионы прежде всего как гениальную музыку и слушать ее с партитурой в руках, не отвлекаясь на внешние моменты). Единственное, что меня иногда несколько раздражало - девушки из миманса, облаченные в художественную дерюгу: они делали красивые жесты руками и замирали в изящных позах, совершенно не сообразуясь с содержанием звучащего в это время текста, шла ли речь о сочувствии Христу, о его отвержении и поношении (жуткие turbae из 2-й части) или об оплакивании. Впрочем, мешали они не сильно. Поскольку же исполнители основных партий прекрасно понимали, что и как они делают, никакого ощущения неуместности не возникало.
Выглядело это в общем плане примерно так (снято после концерта, во время аплодисментов; в центре - Евангелист и Христос).
Что касается собственно музыкальной стороны...
По-моему, при всех издержках живого исполнения, она была очень хороша - особенно в отношении охвата целого (спасибо дирижеру!), мягкого, но властного звучания оркестра (спасибо "пратумам", но и храмовой акустике тоже!), сочного, вопреки малочисленности, звучания хора и прекрасных инструментальных соло (гамба, виоль д'амур, гобой да качча и прочие раритеты). Континуо, на мой взгляд, было просто безупречным - естественным, как дыхание.
О солистах, исполнявших арии, того же самого с полной откровенностью сказать не могу.
Конечно, в таком контексте обычные наши оперные вокалисты с их неистребимым грудным вибрато и звездным гонором были никак не уместны. Но, при всем моем уважении к героически осилившим свои партии Дмитрию Синьковскому (контртенор) и Филиппу Чижевскому (тенор), честно признаюсь: в 10-м ряду, где я сидела, половина звуков и слов была просто не слышна. Получше обстояло дело у прелестной певицы-сопрано Валерии Сафоновой (у нее, однако, есть оперный опыт!), но тоже иногда казалось, что она не может пробиться сквозь гущу инструментальных контрапунктов - особенно в арии Ich folge dir gleichfalls... из 1 части. Тембр ее голоса создавал почти "детское" ощущение, однако в первой октаве континуо почти заглушало вокал.
В итоге человек, хорошо знающий музыку "Страстей по Иоанну", мог представить себе, чего хотели солисты, но тот, кто слышал произведение впервые, вряд ли мог это понять и прочувствовать.
Иногда дирижера и музыкантов охватывала модная болезнь пресловутой "секты аутентистов" - безумно быстрые темпы (в частности, в упомянутой арии сопрано, но также и в предшествующей арии альта Von der Schtricken). Так ли уж следует пытаться во что бы то ни стало сделать музыку Баха (особенно в пассионах!) "нескучненькой" и даже "весёленькой"?.. Чего эти люди так боятся, исполняя Adagio как Andante, а Andante как Allegro?..
Впрочем, были и очень впечатляющие моменты: медленный раздел альтовой арии Es ist vollbracht из 2 части, ария сопрано Zerfliesse, mein Herze (спетая без всякой сентиментальности, но притом очень прочувствованно; на сцене в это время высвечивались фигуры трех Марий, молча стоящих у стилизованного креста).
Однако в любом случае, при всем понимании и при всей культуре звукоизвлечения, нашим солистам недоставало пространственного объёма голоса и дыхания, особенно в сравнении с немецкими коллегами.
Прекрасно звучали все хоралы, выглядевшие достойным обрамлением драмы; хор "выкладывался" с полной эмоциональной отдачей.
А вечером собор выглядит так:
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:










Отправить другу ссылку на эту запись