RSS лента

Ciaccona D-moll

Как верно!!!

Рейтинг: 4.00. Голосов: 1.
              
Это, мне кажется, одно из самых трезвых суждений, которое многое может объяснить в исторических и даже современных акцентах на развитие музыки:

"6. Каким же образом возникла зловещая легенда о Сальери? По-видимому, прежде всего стоит упомянуть общую тенденцию мифологизации Гения. Особенно это было свойственно XIX веку с его романтизмом и, соответственно, культом Гения. Гений искривлял пространство вокруг себя, все привычные представления о масштабах - физических и моральных - смещались. Романтическое воображение представляло Гения в окружении враждебной среды, в борьбе с таковой, часто с трагическим исходом. Кстати, при этом создавалась и благоприятная психологическая ситуация для реципиентов мифов, поскольку они как бы возвышались до уровня Гения над косной средой. "Эти ничтожества не приняли "Свадьбу Фигаро", но мы-то с Моцартом знаем!" Другой стороной медали оказывалось принижение исторических лиц, "обыкновенных талантов", действовавших рядом с Гением, и даже демонизация тех из них, кто хоть как-то и в чём-то Гению возражал. Здесь можно вспомнить о Николае Первом и Пушкине. Очень похожим образом освещались в бесчисленных романтических биографиях отношения Моцарта и Князя-Архиепископа Зальцбургского графа Колоредо. В последнем случае сказался и известный феномен анахронизма, когда представления и нормы данного времени проецируются в давно прошедшие времена. Между тем и граф, и семья Моцартов жили именно в своей эпохе, и по нормам и обычаям тех времён действия Колоредо вовсе не выглядели такими злодейскими, можно даже утверждать, что в ряде случаев он проявлял и терпение и великодушие. Анахронизм той или иной степени - порок весьма распространённый в исторической литературе и избежать его очень нелегко. Что же касается принижения окружающих Гения фигур, то это явление распространено весьма широко. Например, ученик и сотрудник Моцарта Зюсмайер, завершивший после смерти Учителя Реквием, почти всегда снабжается в романтической литературе эпитетом "бездарный". Такова благодарность человеку и музыканту, без которого, вполне возможно, мы бы не имели сегодня этого чуда Искусства - Реквиема. Таким же эпитетом награждали и замечательного пианиста-виртуоза XIX века Тальберга (Thalberg, Sigismund, 1812-1871) только за то, что он рассматривался как соперник Листа. Сам Лист высоко ценил коллегу, заимствовал у него ряд приёмов исполнения, которые так и назывались тогда "тальберговскими", и когда пришло время, пожертвовал значительную сумму на памятник этому замечательному артисту. Бездарным величали и другого замечательного музыканта, композитора и пианиста-виртуоза Калькбреннера (Kalkbrenner, Friedrich, 1785-1849). Его вина состояла в том, что молодой Шопен, приехав в Париж, хотел у него брать уроки. И вот с вершины прошедшего столетия публика возмущается: "Как это - Шопен и учиться у какого-то Калькбреннера?!" К сожалению, здесь угадывается неприятная сторона человеческой натуры, стремление ударить слабого, тем более, что это можно сделать безнаказанно. Ведь и миф Моцарт-Сальери наверняка не смог бы существовать в версии, скажем, Моцарт-Бетховен или Моцарт-Шуберт. Одним словом, мы снова возвращаемся к известной евангельской максиме: "...всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Лука, 19-26).
Моцарт - одна из самых мифологизированных фигур в истории искусства. Центральный моцартовский миф говорит о чуде-ребёнке, триумфально покорившем Европу, затем о молодом музыканте на службе у злобного феодала, далее о гениальном артисте, свободном художнике в бурлящей жизнью и музыкой Вене, сначала имевшем огромный успех, но затем оставленном косной знатью и буржуазией, неумолимо погружавшемся в бедность, даже в нищету, умершем в нищете, и похороненном, как нищий, в общей могиле... Этот центральный миф распадается на множество отдельных мифов, вроде Моцарт и Архиепископ Зальцбургский, Моцарт и Иосиф Второй, необыкновенная лёгкость композиционного процесса у Моцарта, Моцарт и его жена Констанца, Моцарт и масоны, Моцарт и Сальери, Реквием, болезнь, смерть и похороны Моцарта... Все эти мотивы наполнили бесчисленные романтические биографии, начиная с XVIII века и вплоть до наших дней. Приведём, например, следующее выразительное название недавней работы: "Моцарт. От вундеркинда к трагическому Герою" (Michel Parouty, Mozart. From Child Prodigy To Tragic Hero, - Discoveries, Harry N. Abrams, Inc., Publishers, New York, 1993, пер. с фр.).
Спокойный научный анализ мало что оставляет от укоренившихся мифов. Из появившихся в последние годы работ можно специально упомянуть монографии Браунберенса "Моцарт в Вене, 1781-1791" и Стеффорда "Мифы о Моцарте. Критический пересмотр": V.Braunbehrens, Mozart in Vienna, 1781-1791. - Grove Weidenfeld, New York, 1989 (пер. с нем.) и W. Stafford, The Mozart Myths, A critical Reassessment. - Stanford University Press, Stanford, California, 1991. Неоценимым источником информации оказалось также уникальное собрание комментированных документов, составленное Отто Дойчем, и ставшее уже классическим двухтомное издание на английском языке писем Моцарта и членов его семьи под редакцией и в переводах Эмили Андерсон: O.E.Deutsch, Mozart, A Documentary Biography. - Stanford University Press, Stanford, California, 1965 (пер. с нем.) и E.Anderson, The Letters of Mozart and His Family. - Macmillan, London, Melbourn, Toronto, St.Martin's Press, New York, v.1-2, 1966 (пер. с нем.)."



Полный текст этой замечательной в своем роде многочастной статьи здесь:
http://www.vestnik.com/issues/1999/0...i/kushner2.htm

Отправить "Как верно!!!" в Google Отправить "Как верно!!!" в Facebook Отправить "Как верно!!!" в Twitter Отправить "Как верно!!!" в del.icio.us Отправить "Как верно!!!" в Digg Отправить "Как верно!!!" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для yohji_nap
    С первым абзацем согласен настолько, насколько вообще можно быть с чем-то согласным. К сожалению, последствия описанной тенденции ощущаются по сей день..

    (с остальными абзацами тоже согласен, насколько позволяет образование, но первый - это вот самое оно)
  2. Аватар для Servolf
    Только сейчас для себя открыли эту замечательную работу? Поздравляю!
  3. Аватар для Elga
    Спасибо, очень интересно.
  4. Аватар для Ciaccona D-moll
    Смею заметить, дорогой Servolf, что меня интересует прежде всего добаховская музыка. А на эту публикацию сегодня случайно наткнулся. Мне важен здесь не столько разбор мифа "Отравление Моцарта", сколько совпадение мыслей автора и моих собственных размышлений о причинах неимоверной популярности одних Мастеров, и напрочной забытости других. Причем других - именно, что Мастеров.
    Вот. Для почитателя музыки 17-го века это место статьи - как бальзам на душу.
  5. Аватар для Servolf
    Так я ведь не в упрек говорю! Наоборот - поздравляю с тем, что эта публикация Вам попалась. Она очень хороша в целом - не только в процитированном Вами фрагменте. Удивительно качественно избавляет от избыточно-романтического отношения к прошлым эпохам.
  6. Аватар для Aybolit
    Наблюдаются 2 интересных подхода.
    1. Мы ничего не должны знать о личности и о бытовых подробностях жизни Гения, мы просто должны слушать его Музыку, в которой и так слышно Всё!
    2. Чем больше мы узнаем о том, как жил Гений, что он ел, с кем спал, тем больше мы приблизимся к пониманию его творчества.
  7. Аватар для lerit
    Первому - да. Второму - нет.
  8. Аватар для yohji_nap
    Наблюдаются 2 интересных подхода. [...]
    По-моему, тут совсем не о том речь. Тут об извечном людском желании сделать себе идола. Ну, и один исторический пример. Конечно, не самый показательный. Но всё же.
  9. Аватар для Aybolit
    Да я как раз о том.
    Но идола делают двумя отмеченными мною способами - либо возводят в небожители-noli-tangere (элитный идол), либо опопсяют и начинают копаться в понятно чём (попсовый идол).
  10. Аватар для yohji_nap
    Но идола делают двумя отмеченными мною способами - либо возводят в небожители-noli-tangere, либо опопсяют и начинают копаться в понятно чём.
    Упс, пардон, не подумал
  11. Аватар для Muzylo
    Другой мощный удар по мифу о Моцарте - письма самого Моцарта...
  12. Аватар для Aybolit
    Самое смешное - это то, что в большинстве случаев детали быта ничего нам не скажут о том, как ЭТО делается, потому что всё ЭТО происходит не в бытовом контекте, а в некотором изменённом состоянии сознания творца, называемом "состояние высокой креативности". Единственное, что я точно знаю, что после обеда оно редко наступает )))

    У некоторых оно вообще наступает один раз в жизни...
  13. Аватар для Ciaccona D-moll
    Да, об идолах. Об одном таком случае-конфузе из биографий Моцарта, который сделал из меня скептика, расскажу.
    Всем известно одно из доказательств огромных способностей юного Моцарта - запись на слух сочинения Аллегри "Мизерере", которое под страхом отлучения от церкви запрещено было выносить из папской капеллы или переписывать. Так вот, все ахи по поводу этого случая показались мне фарсом, когда я познакомился с самим сочинением. Написанно Мизерере до крайности просто, фактически на основе одного легко запоминающегося мотива, а его усвоение упрощается еще и тем, что состоит Мизерере из множества разделов, где разный текст поется на одну и ту же неизменную музыку. Кроме того, Моцарт мог быть знаком с другими попытками записи этого сочинения на слух (таких партитур ходило по рукам несколько вариантов, во всех партия сопрано была выписана правильно и лишь бас был приписан произвольно слушателем-контрапунктистом). Записал Моцарт его только со второго прослушивания. Так что, если это и чудо, то весьма блеклое
    Очевидно, рассчет биографов был на то, что большинство читателей книг о Моцарте просто не знакомы с музыкой Аллегри. А возможно, я хорошего мнения о биографах .
  14. Аватар для Aybolit
    А я вот честно признаюсь, что до сих пор не могу написать даже самую простую симфонию, и до сих пор не могу определиться - плакать или смеяться по этому поводу... нужна помощь зала!
  15. Аватар для lerit
    Все зависит от того, хочется Вам ее написать или нет...
  16. Аватар для Aybolit
    Мало ли кому чего хочется...

    Да я тут подумал, не написать ли нам коллективно, методом народной стройки "Форумную симфонию".. композиторов-то на форуме - как кракодилов непуганных в болотах Луизианы, а весь их пыл в эпистолярное творчество уходит.. ежели с каждого по нотке востребовать, и народный контроль к их творчеству приложить, то я думаю, на шедевр локального мастштаба запросто потянет!
  17. Аватар для Elga
    Всем известно одно из доказательств огромных способностей юного Моцарта - запись на слух сочинения Аллегри "Мизерере", которое под страхом отлучения от церкви запрещено было выносить из папской капеллы или переписывать...
    Насколько я понимаю, Моцарт записал его со всеми импровизациями и украшениями, которые пел хор. Каковые украшения, по мнению современников, и делали это Miserere шедевром. В настоящее время украшения утеряны, Miserere поется "так, как оно предположительно могло бы звучать", но не так, как его слышали Моцарты.
    Во всяком случае, удачная попытка Моцарта современников его очень впечатлила, говорят.
  18. Аватар для VIOLAIL
    Вот интересный тест: http://reverent.org/mozart_or_salieri.html Многие ошибаются....
  19. Аватар для Ciaccona D-moll
    Я очень сомневаюсь, что Моцарт записал его со всеми украшениями и проч., которые утеряны, хотя бы потому, что он сделал это в 1770г., а издано сочинение было в 1771г., т.е., теряться было некогда. Кроме того, если судить по воспоминаниям некоего Ч.Берни, современника событий, главное впечатление производила не столько сама музыка, сколько чрезвычайная торжественность и театрализованность ритуала ее исполнения.

    А насчет восторгов современников - так они тоже слабо знали это сочинение, звучавшее только два раза в год и только в папской капелле. Известен скандал, когда император Леопольд I обвинил папского капильмейстера в подмене, ибо, когда его певцы исполнили присланную САМИМ капельмейстером копию сочинения Аллегри, музыка оказалась совершенно несоответсвующей ожиданиям императора и восторженным слухам. Так что это не аргумент.

    То же самое и о ранних композициях Моцарта. По крайней мере, его сонаты для флейты и клавесина, написанные в восьмилетнем возрасте и восторгавшие современников, вполне этому возрасту соответствуют. Вот симфонии тринадцатилетнего Мендельсона и то интереснее, хотя являются сплошными подражаниями зрелому Моцарту, чуть ли не до прямого цитирования.
    P.S. Это все ко второй части кусочка, о мифах.
    Обновлено 01.05.2008 в 00:23 Ciaccona D-moll
  20. Аватар для pochetta
    """...симфонии тринадцатилетнего Мендельсона и то интереснее..." - интереснее всего это "и то", здесь явно кроется что-то личное, не иначе

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100