Le Grandi Voci (часть II) - Тамара Милашкина
13.09.2014 в 00:03 (5609 Просмотров)
...Уникальный голос, в течение трех с лишним десятилетий являвшийся украшением сцены Большого театра. Обладательнице этого голоса - Тамаре Андреевне Милашкиной - исполняется 80 лет. Выдающаяся певица, первое сопрано Большого, многие годы по праву занимавшая место примадонны в главном театре страны, Милашкина оставила о себе благодарную память в сердцах слушателей и поклонников ее таланта. Голоса такого калибра и природного качества составляют эпоху в истории вокального искусства. Их невозможно забыть. И пусть певица давно простилась со сценой Большого театра и уже четверть века живет за границей, для отечественных поклонников "большой оперы" именно она остается олицетворением высших достижений и высшего уровня вокального искусства.
Природа одарила Тамару Милашкину более чем щедро: голос такой невероятной красоты и наполненности является настоящим раритетом. Однако даже такой природный дар нуждался в тщательной и любовной огранке. Милашкиной повезло: ее талант попал в руки выдающейся певицы и не менее выдающегося педагога Елены Климентьевны Катульской. Крайне редко бывает, чтобы знаменитые певцы воспитывали учеников, ставших не менее знаменитыми, чем они сами. Дар блестящего исполнительства и педагогический талант далеко не всегда совпадают. Но, как известно, нет правил без исключений. Из класса Катульской вышли такие замечательные и такие разные певцы, как Тамара Милашкина, Алексей Масленников, Раиса Котова, Лилия Правдина, Надя Добриянова... Тамара Андреевна была одной из самых любимых учениц Катульской. Их человеческие и дружеские отношения продолжались вплоть до кончины Елены Климентьевны. Поддержка знаменитой солистки Большого 10-40-х годов в немалой степени способствовала становлению и утверждению Милашкиной в труппе театра.
Тамара Милашкина пришла в Большой театр в 1958 году. Ее талант и вокальные возможности были настолько очевидны, что ей сразу стали поручать ответственные партии текущего репертуара (первой стала Татьяна в "Евгении Онегине"). В группе сопрано Большого всегда было тесно, но с приходом Милашкиной пришлось потесниться еще больше. Причина одна, но зато генеральная - уникальность голоса. В нем сошлось очень многое: невероятной красоты и теплоты тембр, равного которому просто не было на отечественной оперной сцене (да и не только на отечественной, надо признать); широта дыхания и полный контроль над ним; огромный диапазон; мягкость и одновременно насыщенность и сила звука; глубина центрального регистра и яркость верхов; умение держать долгую и правильную вокальную линию; интонационная чистота. Такому голосу был подвластен любой репертуар, но все же его окраска всегда воспринималась как чисто славянская. И это при том, что итальянская опера занимала в творчестве Милашкиной очень большое место. Этот голос представляет собой изумительное лирико-драматическое сопрано, которое без проблем может петь бронебойные драматические партии, но при этом лишено таких явных отрицательных особенностей чистого драмсопрано, как пестрота регистров, резкость звучания верхов и узловатость низов. К тому же прекрасная техническая оснащенность позволяла Милашкиной иметь в постоянном репертуаре партии, являющиеся прерогативой лирического и легкого лирического сопрано (Иоланта, Волхова).
Достоинства голоса Тамары Андреевны были оценены и за рубежом на самом старте ее карьеры. Ведь именно она стала первооткрывательницей сцены "Ла Скала" среди отечественных певцов, причем в далеко не обычной ситуации. В начале 60-х годов певица была направлена на стажировку в прославленный миланский театр. Ее вокальные достоинства и успехи оказались настолько впечатляющими, что руководство "Ла Скала" предложило ей принять участие в исполнении "Битвы при Леньяно" Верди, которая шла в начале сезона 1961 года. Это было безоговорочным признанием ее таланта и не могло не вызвать зависти у ее коллег-конкуренток по оперному цеху Большого...
Что поделать, конкуренция - штука жестокая... Однако если в театре она и имела место и была до определенного момента бескомпромиссной, то в студии грамзаписи фирмы "Мелодия" конкуренции как таковой не было. Надо признать, что Тамара Милашкина - самая записывавшаяся оперная певица страны на "Мелодии". На ее счету 10 полных оперных записей, а также несколько сольных рецитальных дисков. К счастью, с ее участием было снято несколько спектаклей Большого и даже Кировского театра ("Иоланта", "Пиковая дама", "Садко", "Князь Игорь", "Евгений Онегин"), Ее голос звучал за кадром в фильмах-операх и даже в фильме "Крепостная актриса", снятом по оперетте Стрельникова "Холопка". Но все-таки самым ценным в этом немалом исполнительском наследии являются студийные записи на "Мелодии". Именно они зафиксировали самое ценное из того, чем обладала певица, - ее неповторимый голос огромных возможностей.
Я бы разделил записи Тамары Андреевны на "Мелодии" на те, что сделаны в ранний период творчества, и те, что пришлись на годы расцвета ее дарования.
К первым я бы отнес великолепную пластинку с записями арий из русских опер (Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский). На ней зафиксированы фрагменты из тех опер, которые Милашкина могла бы записать целиком в студии, но в их записях приняли участие другие исполнительницы. Я имею в виду "Демон", "Иоланту" и "Орлеанскую деву". Конечно, соревноваться с Ириной Архиповой за право записи партии Иоанны было немыслимо, но вот Тамарой в "Демоне" Милашкина была бы превосходной (что никак не умаляет достоинств работы Нины Лебедевой в записи Хайкина), как и замечательной Иолантой (здесь хотя бы существует запись спектакля со сцены Большого).
В середине-конце 60-х годов Милашкина записалась в трех операх: "Пиковой даме" Хайкина, "Дон Карлосе" Найденова и "Тоске" Светланова. Очень жаль, что оперы Верди и Пуччини в то время у нас записывались на русском языке. Особенно это относится к "Дон Карлосу", в котором был собран экстраординарный состав солистов, включавший таких всемирно известных певцов, как Иван Петров и Ирина Архипова. Уверен, что если бы эту оперу записали по-итальянски, она смогла бы занять ведущие позиции в мировом листинге исполнений этого оперного шедевра. Но эта запись продолжает оставаться малоизвестной и не переиздавалась несколько десятилетий. В результате "Мелодия" попросту обкрадывает любителей музыки, оставляя в пыльных запасниках эту интерпретацию.
Самой первой полной записью для Милашкиной стала "Пиковая дама" под управлением Бориса Хайкина. Надо сказать, партия Лизы как нельзя более точно подходила голосу певицы. Не случайно Милашкина спела Лизу за кадром фильма-оперы, а также была приглашена для полной записи в студии. Запись Хайкина оказалась дебютной для двух великих отечественных певцов - Милашкиной и Мазурока. Голос Тамары Андреевны звучал тогда светло и звонко. Лиза в ее исполнении представала как по-настоящему молодая и порывистая особа, готовая без сомнений пойти за Германом на край света или столь же отчаянно закончить жизнь в темных водах Зимней канавки. И все же эта Лиза стала как бы прологом к тому образу, который был создан в записи Марка Эрмлера. Впрочем, как и первая ее Тоска, записанная по-русски, была ступенью к великолепной студии, записанной в 1972 году на итальянском.
О скандальности ситуации, возникшей вокруг записи этой "Тоски", написаны горы воспоминаний. Об этой ситуации говорили многие ее непосредственные участники, находившиеся в данном конфликте по разные стороны баррикад. Не будем вновь поднимать ту муть, которая давно осела на дно этой не всегда "музыкальной истории". Лучше оценим то, что сохранилось в сухом остатке. А в сухом остатке мы имеем великолепно спетую версию популярнейшей итальянской оперы, которая выдерживает сравнение со многими записями с участием мировых звезд. Милашкина отлично звучала в партии Тоски, что было крайне немаловажно для создания образа. Не будем забывать, что Флория Тоска по сюжету - оперная примадонна. И именно голосом примадонны Милашкиной был написан этот яркий портрет и этот рефлексирующий женский характер. По складу темперамента Тамара Андреевна произвела на меня наибольшее впечатление в больших дуэтах первого и третьего акта.
Эта "Тоска" открывает собой список студийных записей периода расцвета дарования певицы. В нем особое место занимает второе обращение Милашкиной к партии Лизы. Запись Эрмлера была сделана в 1974 году, когда и Милашкина, и Атлантов находились в зените своих вокальных возможностей и смогли выдать совершенно фантастическую по художественному уровню продукцию. Я уверен, что запись "Пиковой дамы" Эрмлера невозможно превзойти. Это тот образец, к которому можно только стремиться. Такие записи я называю "предельными". Это тот самый "золотой фонд", ценность которого с течением времени только растет. Милашкина спела Лизу роскошным звуком и очень драматично, с массой нюансов. Здесь перед нами была скорее не неопытная девушка, но страстно любящая женщина. Отсюда иной накал страстей, иные краски, иной подход к общей интерпретации.
Помимо "Тоски" и "Пиковой дамы" есть еще одна опера, которую Тамара Андреевна записала в студии дважды. Это хрестоматийный "Евгений Онегин". О своем впечатлении по поводу записи Эрмлера я уже говорил в дневнике, потому не стану повторяться. http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=7546 А вот записи Черкасова в моей фонотеке нет, как-то она прошла мимо меня. Вероятно, рассказом об этой записи поделятся читатели дневника...
Не стану подробно останавливаться и на записи "Каменного гостя". О ней говорилось в еще одном моем дневниковом посте. http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=7967 Однако нельзя не отметить, что постановка "Каменного гостя" в Большом оказалась удачной и была представлена к госпремии РСФСР. В числе лауреатов этой премии была и Тамара Андреевна.
Наконец, существуют записи еще двух опер Чайковского, в которых Милашкина оставляет незабываемое впечатление. Это "Опричник" и "Мазепа". Обе записи - выдающиеся явления в области звукозаписи. Их трудно комментировать - их надо просто слушать. В "Опричнике" Милашкина демонстрирует необъятный диапазон голоса не только в верхнем регистре, но и в контральтовых низах. Достаточно послушать песню о соловушке, а также изумительно спетое ариозо. Это высший класс оперного пения! Когда случаются такие записи, они становятся событиями. Не меньшее впечатление оставляет работа Милашкиной и в "Мазепе". Это самая драматически насыщенная партия, зафиксированная певицей в студии. Нагрузка на голос огромная, но как же красиво и женственно он звучит! Вся партия Марии очень трудна. И вокально, и психологически. В ней требуются разные краски, разные технологические приемы. И обязателен хороший вкус. Тамара Андреевна тут оказалась на недосягаемой высоте. Трудно выделить что-то одно в этой записи, но все же сцена Марии и Любови в исполнении двух великих певиц (а к Ирине Архиповой и Тамаре Милашкиной этот термин употребим без преувеличений) оставляет самое ошеломляющее впечатление.
Мне довелось слушать Тамару Андреевну на сцене всего дважды. Это были спектакли "Отелло", в которых главную партию пели Владимир Атлантов и Джеймс Кинг. http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=4787 Оба спектакля были совершенно незабываемы. Вот если бы еще раз услышать нечто подобное... Мечты, мечты...
У Тамары Милашкиной была успешная международная карьера. Ее знали и любили и в США, и в Европе. Она выступала на престижнейших сценах лучших мировых оперных домов. Более тридцати лет ею было отдано сцене Большого театра. Причины ее ухода из него - отдельный разговор.
Четверть века певица живет в Вене со своим супругом Владимиром Атлантовым. Для обоих артистов нынешний год - юбилейный.
Хочется поздравить Тамару Андреевну с круглой датой и пожелать как можно больше здоровья. Это то самое земное благо, которого никогда не бывает в избытке. С юбилеем!
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись