Предлагается поучаствовать в следующем нехитром т.с. эксперименте по оценке степени восприятия на слух тонких особенностей музыкального строя. Вопрос, собственно, такой: скажите, пожалуйста, каков, по Вашему мнению, звукоряд следующей пьесы:
1) начальный фрагмент (187kb; всего 9 сек, в этом фрагменте представлен, конечно, не весь звукоряд, но хотя бы это; на всякий случай дублирую на rapidshare и ifolder):
2) пьеса целиком (12Mb):
20.10.2008, 13:07
Rouslan Khazov
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
А что это? Что-то турецкое такое...
20.10.2008, 13:16
Rouslan Khazov
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Мне показалось,что звукорял примерно такой: g-as-b-c-d-e(s)-f
20.10.2008, 16:05
murom
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
Мне показалось,что звукорял примерно такой: g-as-b-c-d-e(s)-f
Вам не показалось. Действительно - это фригийский от ноты соль. Это что касается лада. А строй нормальный - 12-й ступенный темперированный. Отклонений от темперации я так и не услышал нигде, и ми бемоль была явная без изменений.
Соль, ля бемоль, си бемоль, до, ре, ми бемоль, фа, соль.
21.10.2008, 14:27
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
Мне показалось,что звукорял примерно такой: g-as-b-c-d-e(s)-f
Спасибо. Это персидская пьеса в ладе "шур". Играет Фарамарз Пайвар (сантур) в сопровождении Мохаммада Эсмаили (зарб), запись 1974 г. Звукоряд здесь, теоретически, должен быть такой:
Соль, ля-полубемоль, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль,
где полубемоль означает понижение примерно на четверть тона.
Однако, насчет шестой ступени есть разночтения, по некоторым данным она в этом ладе - переменная: ми и ми-полубемоль.
Вот эти полубемоли меня в первую очередь и интересовали, какова их величина на самом деле, насколько устойчиво они выдерживаются и как воспринимаются на слух. По моим наблюдениям в данной записи шестая ступень ближе всего именно к ми-полубемоль. То что Вы указали для нее "e(s)", как раз может быть и связано с тем, что в силу своего такого
"промежуточного" положения она может субъективно восприниматься "европейским слушателем" как переменная. А вот вторая ступень здесь, похоже, настроена немного по-разному: в верхней октаве она вроде бы ближе к ля-бемоль (слышна в начальном фрагменте), а вот в нижней октаве - к ля-полубемоль (это, как мне кажется, заметно, например, на отрезке 1мин.52сек.-2мин.4сек.: ).
21.10.2008, 14:41
Rouslan Khazov
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
Спасибо. Это персидская пьеса в ладе "шур". Играет Фарамарз Пайвар (сантур) в сопровождении Мохаммада Эсмаили (зарб), запись 1974 г. Звукоряд здесь, теоретически, должен быть такой:
Соль, ля-полубемоль, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль,
где полубемоль означает понижение примерно на четверть тона.
Однако, насчет шестой ступени есть разночтения, по некоторым данным она в этом ладе - переменная: ми и ми-полубемоль.
Вот эти полубемоли меня в первую очередь и интересовали, какова их величина на самом деле, насколько устойчиво они выдерживаются и как воспринимаются на слух. По моим наблюдениям в данной записи шестая ступень ближе всего именно к ми-полубемоль. То что Вы указали для нее "e(s)", как раз может быть и связано с тем, что в силу своего такого
"промежуточного" положения она может субъективно восприниматься "европейским слушателем" как переменная. А вот вторая ступень здесь, похоже, настроена немного по-разному: в верхней октаве она вроде бы ближе к ля-бемоль (слышна в начальном фрагменте), а вот в нижней октаве - к ля-полубемоль (это, как мне кажется, заметно, например, на отрезке 1мин.52сек.-2мин.4сек.).
Спасибо,Дмитрий! А можете ещё что-нибудь такое выложить?
Про e(s) я указал,потому что не совсем был уверен,какая там была нота,т.е. я и не исключал некоторой четвертитоновости. В принципе,я довольно часто слушаю четвертитоновую музыку(см.: ),но в Вашем примере довольно сложно,мне показалось,что тут интервалы Уже четвертитонов. Скажем,в музыке Хабы или Каррильо микрохроматика лучше прослушивается. М.б. все дело в моих слуховых способностях...:-(
21.10.2008, 15:50
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
Спасибо,Дмитрий! А можете ещё что-нибудь такое выложить?
Это надо будет посмотреть. Вообще тема меня интересует.
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
в Вашем примере довольно сложно,мне показалось,что тут интервалы Уже четвертитонов. Скажем,в музыке Хабы или Каррильо микрохроматика лучше прослушивается. М.б. все дело в моих слуховых способностях...:-(
Ну, слуховые способности у Вас, судя по данному случаю, вполне подходящие. А вот остальное, честно говоря, я не совсем понял: Вы имеете в виду, что в этой пьесе сложно расслышать интервалы величиной в четвертитон и уже? - так их там и нет, т.к. расстояния между всеми ступенями порядка полутона и больше... Или Вы о том, что отклонения ступеней от соответствующих равномернотемперированных там имеют величину меньшую чем четверть тона?
PS: А насчет Хабы и Каррильо, да, я видел, что Вы их выкладывали. Интересно, конечно, спасибо. Жаль, только, что выкачать хоть что-нибудь из этого я вряд ли смогу.
21.10.2008, 17:36
Rouslan Khazov
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
Или Вы о том, что отклонения ступеней от соответствующих равномернотемперированных там имеют величину меньшую чем четверть тона?
Да,мне так показалось. Нужно ещё раз внимательно послушать,конечно. Но вообще,тут именно на уровне звукоряда сложности. Т.е. тут уже некий готовый звукоряд,а,скажем,у Хабы - нет,там варианты,которые сильно выделяются.
23.10.2008, 08:27
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
мне показалось,что тут интервалы Уже четвертитонов
Насколько я могу судить, шестая ступень (ми-полубемоль) здесь понижена почти точно на четверть тона по отношению к равномерно-темперированному ми. А вот вторая ступень лишь немного отклоняется от равномерно-темперированного ля-бемоль, причем нерегулярно - в первой октаве чуть выше, а во второй чуть ниже. Хотя, по распространенным представлениям, вторая ступень в звукоряде лада "шур" должна быть лишь примерно на четверть тона ниже, чем равномерно-темперированное ля.
В целом это согласуется с мнением Хормоза Фархата, высказанным им в статье о персидской классической музыке в словаре Гроува:
"Сегодня многие иранские музыканты полагают, что их музыка основана на 24-ступенной четвертитоновой системе...", однако
"все теории, которые предлагают строго упорядоченные точные интервальные структуры представляются нереалистичными, если на практике в музыке используются струнные инструменты с подвижными ладами и мостиками, или инструменты с нестандартизированным размером, толщиной и материалом", и еще "в персидской музыке интервалы часто нестабильны, они склонны варьировать в определенной полосе, в зависимости от лада и в соответствии со вкусом и предпочтениями исполнителя...", и еще (после указания диапазонов характерных величин интервалов между соседними ступенями): "...являются ли эти интервалы отклонениями от более точных значений, предлагавшихся классиками и Мехди Баркешли - это остается открытым вопросом. Действительно, гибкость интервалов в современной персидской музыке такова, что любое количество теорий может быть к ним в той или иной степени приспособлено." (перевод мой)
Цитата:
Сообщение от Rouslan Khazov
Да,мне так показалось. Нужно ещё раз внимательно послушать,конечно. Но вообще,тут именно на уровне звукоряда сложности. Т.е. тут уже некий готовый звукоряд,а,скажем,у Хабы - нет,там варианты,которые сильно выделяются.
Это так, но и в персидской музыке "звукоряд" является "готовым" лишь условно, лишь в рамках определенного исполнения определенной пьесы и т.д. А при выходе за эти рамки, или в рамках даже одного исполнения одной пьесы, но с участием вокала или смычковых, мы получаем и здесь весьма большое, по существу неограниченное количество вариантов.
23.10.2008, 08:53
Olorulus
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
В целом это согласуется с мнением Хормоза Фархата, высказанным им в статье о персидской классической музыке в словаре Гроува:
"Сегодня многие иранские музыканты полагают, что их музыка основана на 24-ступенной четвертитоновой системе...", однако
"все теории, которые предлагают строго упорядоченные точные интервальные структуры представляются нереалистичными, если на практике в музыке используются струнные инструменты с подвижными ладами и мостиками, или инструменты с нестандартизированным размером, толщиной и материалом", и еще "в персидской музыке интервалы часто нестабильны, они склонны варьировать в определенной полосе, в зависимости от лада и в соответствии со вкусом и предпочтениями исполнителя...", и еще (после указания диапазонов характерных величин интервалов между соседними ступенями): "...являются ли эти интервалы отклонениями от более точных значений, предлагавшихся классиками и Мехди Баркешли - это остается открытым вопросом. Действительно, гибкость интервалов в современной персидской музыке такова, что любое количество теорий может быть к ним в той или иной степени приспособлено." (перевод мой)
В связи с этим высказыванием вообще и с Вашим муз. примером в частности, кажется, лучше не употреблять слово "четвертитоновый", а говорить о "микроинтервалике" или о "диесах", обобщая этим словом любые интервалы меньше полутона - в том случае, если диесы на слух не отличаются друг от друга (т.е. нет четкого функционального слышания разных микроинтервалов внутри одного полутона).
Также непродуктивным представляется анализировать микроинтервалы "по сравнению с равномерно темперированными полутонами", а как-то пытаться воспринимать/изучать эту этническую разновидность модальности per se. Параллель простая: хрома и энармон у греков не были альтерациями диатона, а были родовыми инвариантами мелоса.
"Все теории... представляются нереалистичными" - это мне напоминает один нечаянно подслушанный разговор двух девушек в эпоху ранней перестройки (когда еще существовали определенные трудности с покупкой западного тряпья). Одна спрашивает, где в Москве можно купить джинсы. Другая вместо того, чтобы дать точный адрес и подробную инструкцию о том, как добраться до магазина, отвечает: "Да везде!"
Как бы ни были "нестабильны интервалы", уверяю Вас, нормальная позитивная наука способна определить границы этой "нестабильности", и эти границы при ближайшем рассмотрении окажутся вовсе не такими уж "нестабильными". Если слух (пусть не наш, но перса) воспринимает традиционную музыку как когнитивную (плохое слово, но для быстроты сгодится) и цельную, то вопрос (для ученого, конечно) сводится лишь к тому, чтобы эту цельность структуры аккуратно вербализовать. Проще, конечно, объявить непонятную модальную структуру "нестабильностью", объяснить "вкусовыми предпочтениями исполнителя", сложностью и переменчивостью конструкции инструментов (можно подумать, что муз. инструменты всех остальных народов кроме персов до унылого примитивны) и т.п.
24.10.2008, 14:53
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Спасибо за отклик, надеюсь и на Ваше дальнейшее участие в разговоре.
По существу я согласен с Вами почти по всем пунктам. Единственно, хотел бы несколько оправдать Хормоза Фархата, которого я цитировал. Он молодец все-таки, я считаю. Судя по всему он был первым, или одним из первых, кто еще в 60-е годы стал систематически обрабатывать имевшиеся к тому времени записи персидской классической музыки, определять характерные значения интервалов, диапазоны их изменчивости и т.п. То есть, насколько я понимаю, он как раз и делал то, что по Вашему мнению, следовало бы делать.
Вот как он кратко излагает некоторые свои результаты:
"Целый тон относительно устойчив, приближаясь к пифагорейскому целому тону в 204 цента. Полутон, хотя и более гибкий, но обычно близок к пифагорейской лимме в 90 центов. Есть два неустойчивых интервала, которые лежат между полутоном и целым тоном. Меньший из них варьирует в диапазоне около 120 и 140 центов ('малый нейтральный тон'), а больший - колеблется между 160 и 180 центами ('большой нейтральный тон'). В большинстве случаев эти два типа нейтрального тона идут последовательно, образуя в совокупности интервал малой терции. Есть также изменчивый интервал между 260 и 280 центами ('увеличенный тон'), он ощутимо меньше, чем увеличенная секунда. Этот 'увеличенный тон' имеет относительно малое применение; там где он используется, он следует или предшествует 'малому нейтральному тону', образуя вместе с ним интервал большой терции."
Попробую также кратко изложить, как это согласуется с результатами моего скромного домашнего анализа вышеприведенной пьесы. У меня получились следующие значения (все в центах, в скобках после значения интервала - приблизительная погрешность его определения, очень большая, конечно, но пока я не понимаю, как надежно определить их здесь с более высокой точностью):
Целый тон:
по Фархату: около 204 центов,
у меня: 212 (21), 204 (19), 212 (14)
Малый нейтральный тон:
по Фархату: 120-140 центов
у меня: 128 (25), 147 (17), 87 (13)
Большой нейтральный тон:
по Фархату: 160-180 центов
у меня: 157 (24), 138 (16)
Таким образом, достоверное сильное расхождение с Фархатом получилось только для интервала (соль2) - (ля2 "полубемоль"), он получился существенно уже (87 центов вместо 120-140). Возможно это следствие случайной расстройки или ошибки в настройке инструмента.
24.11.2008, 11:02
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Вот еще один пример. Это последовательность фрагментов совместного звучания двух голосов. Скажите, пожалуйста, в каких фрагментах, на Ваш слух, унисон звучит лучше, а в каких - хуже (например по по "двухбалльной" шкале - плохо/хорошо, или по пятибалльной, или как-либо иначе). Где унисон можно считать точным, а где слышна расстройка? Интересует именно слуховое
восприятие. Опять дублирую один и тот же файл (3.6Mb) на rapidshare и ifolder:
Всего 32 фрагмента, для удобства счета они объединены в группы по четыре, на каждую группу приходится по 20 секунд.
Если у кого-нибудь хватит терпения это все прослушать и ответить здесь или в личку - буду весьма благодарен.
25.11.2008, 22:38
Узюм
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
Если тема еще представляет для Вас интерес, предлагаю заглянуть (сообщение 12).
Спасибо за ссылку. Честно прослушала, но в ощущениях не разобралась, т.к. слабо владею теорией вопроса. Какие-то звучат стройно, другие - как бы плывут, третьи - едва заметно распадаются на половинки - ощущения примерно такие. Но запомнить, где что, не удалось, очень уж они похожи для нетренированного уха. Надо бы послушать в свободное время с карандашом в руках что ли...
26.11.2008, 19:15
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Цитата:
Сообщение от Узюм
Надо бы послушать в свободное время с карандашом в руках что ли...
Да, если будет время, хорошо бы. Извиняюсь за то что предлагаю такую довольно-таки нудную и кропотливую работу, но имхо сколько-нибудь достоверную картину можно получить только на достаточно больших выборках. Я потом выложу свои результаты и некоторые предварительные выводы, но не хотел бы т.с. преждевременно раскрывать карты, может быть все-таки кто-нибудь еще откликнется.
01.12.2008, 12:10
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Ну, раз никто не откликается, придется самому отвечать. Если максимально кратко, то вывод такой: В данном случае расстройка приводит к ощутимому ухудшению звучания унисона лишь когда она превышает примерно 10 центов.
Если более подробно, то можно достаточно уверенно сказать, что:
а) фрагменты с расстройкой менее 7 центов звучат заметно лучше, чем с расстройкой более 13 центов;
б) при расстройках менее 7 центов ощутимой корреляции между величиной расстройки и качеством звучания не наблюдается (т.е. нельзя сказать, по крайней мере, на мой слух, что фрагменты с расстройкой, к примеру, около 2 центов звучат в целом заметно лучше, чем с расстройкой около 5 центов).
Понятное дело, подобного рода опыты проводились бесчисленное множество раз, и Гарбузов сто лет назад и т.п., но интересно было т.с. услышать собственными ушами. Это все, конечно, имеет некоторое отношение (хотя, еснно, далеко не исчерпывает т.с. тему) к вопросу "какую долю тона слышит человеческое ухо?", который бегло затрагивался (сообщение 21), и к несоответствиям между слуховыми ощущениями и показаниями тюнера, обсуждавшимся . Разумеется, полученная величина критической расстройки в 10 центов не является универсальной - для звуков с другими характеристиками (длительностью, тембром, основной частотой, стабильностью всех параметров) ее величина могла бы быть и значительно больше и значительно меньше. Но для вокальной практики, полагаю, это значение (10 центов) дает некоторую разумную "оценку снизу", в том смысле, что расхождение по высоте на величину меньшую чем 10 центов можно смело считать (ну, имхо) пренебрежимо малым, поскольку (см. выше) при меньших расстройках ощутимой корреляции между величиной расстройки и качеством звучания не наблюдается (ну, по крайности, на мой слух, а подозреваю, что и на любой). А для для более коротких длительностей и/или более низких голосов эта критическая величина будет, судя по всему, и еще больше.
03.12.2008, 15:37
Olorulus
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Мне кажется, эксперименты по поводу "слышно - не слышно" (кроме тсазать "общефизиологического" значения) и "важно - неважно" осмысленны только в связи с логикой (= значений-функций ступеней) звуковысотной системы. Материя и форма нераздельны. :-)
Например, порог чувствительности в (микрохроматической) монодии т.наз. Востока более высокий, чем в многоголосии зап.-евр. классико-романтической тональности. На последнюю опирался Гарбузов. 8)
04.12.2008, 21:50
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Хорошо, вот с логикой:
Если кому сложно скачивать весь файл, то вот отдельно его маленький фрагмент (148kb), "dives nunc deprimitur", представляющий последовательность параллельных терций, которые собственно и предлагаются к обсуждению:
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какова, на Ваш слух, величина этих терций? Они ближе к чистым или к равномернотемперированным, или к пифагорейским, шире их или уже? (разумеется, имеет смысл говорить не про все терции скопом, а отдельно про первую (di-), вторую (-ves), и т.д.; все эти вопросы относятся также и к аналогичной фразе во втором куплете "terra cornu protulit"). Представляется ли это Вам художественно-значимым в данном случае?
PS: На всякий случай (Olorulus-то в теме), вот мы обсуждали раньше (в частности, в сообщениях 271-303, 309) и эту пьесу и терции в ней и вообще в данном репертуаре.
28.12.2008, 15:11
Dmitrii
Ответ: Музыкально-акустические эксперименты
Итак, две рассматриваемые фразы, "dives nunc deprimitur" и "tеrra cornu protulit" в вышеприведенной пьесе по нотам идентичны и представляют собой последовательность параллельных терций в следующем порядке: большая-большая-малая-малая-малая-малая-большая.
По результатам моих измерений приблизительные величины этих терций в данном исполнении получились следующие (в центах).
Большие терции: 427, 428, 458; 395, 388, 377.
Малые терции: 325, 341, 311, 294; 326, 322, 301, 299.
Сравним это с величинами, известными в музыкальной теории:
Большая терция: 400 (равномернотемперированная), 386 (натуральная), 408 (пифагорейская).
Малая терция: 300 (равномернотемперированная), 316 (натуральная), 294 (пифагорейская).
Можно видеть, что в данном исполнении величины интервалов гуляют в весьма широких пределах. Например, последний слог в первой фразе ("-tur") - 458 центов, а во второй ("-lit") - 377 центов, хотя по нотам это одна и та же большая терция "до-ми". В целом же, сравнение измеренных и теоретических значений показывает, что разброс измеренных значений намного больше, чем различие между равномернотемперированной, натуральной и пифагорейской терциями. Поэтому никак нельзя сказать, что вокалисты здесь "поют в равномернотемперированном строе", или "приближают пение к чистой (т.е. натуральной) интонации", или к пифагорейскому строю. Нет, они сильно отклоняются от любого из этих вариантов и никакой отчетливой системы в этих отклонениях не просматривается.
И даже более того: величины интервалов варьируют здесь не только от слога к слогу, но и внутри одного слога, т.е. весьма сильно плавают на протяжении одной ноты. И это отнюдь не следствие некачественного исполнения, нет, это естественный результат нерегулярных изменений амплитуды, частоты и прочих параметров звука, неизбежных при "живом" исполнении относительно коротких по длительности нот, как в данном случае. Вернее сказать даже так: спектр звукового сигнала для любого отрезка времени здесь представляет собой не набор бесконечно узких линий (такого просто и не могло бы быть, даже теоретически, в силу ограниченной длительности сигнала), а ряд весьма широких пиков, шириной в несколько десятков центов. Как правило, даже положения максимумов этих пиков сложно определить с точностью большей чем плюс-минус 10-20 центов. Иначе говоря, звук любой ноты здесь слишком далек от комбинации нескольких синусоидальных гамоник, чтобы его "высоту" можно было "объективно" определить с более высокой точностью. По крайней мере, я такого способа не знаю. Или скажем так: как-нибудь формально определить можно и с точностью до цента, но насколько это будет соотносится с субъективными слуховыми впечатлениями слушателей - совершенно не ясно. Ясно лишь, что такое соотнесение лежит уже за пределами "физической акустики", а относится к, так сказать, "акустике психологической" (эта сфера исследований, собственно, так и именуется "психоакустикой" :)), и как все связанное с "психологией", имеет, на мой взгляд, довольно косвенное отношение к "позитивной науке" ;).
25.06.2010, 04:24
Dmitrii
На всякий случай выложу еще раз звуковые файлы из сообщения 17.
Пьеса целиком:
Фрагмент "dives nunc deprimitur":
25.06.2010, 23:31
imina
А не могли бы Вы выложить еще раз персов (то, с чего началась тема)?
Что-то ссылка не открывается :-(
И вообще всё было бы интересно послушать, а то у меня открылось только то, что Вы догадались обновить.
26.06.2010, 03:01
Dmitrii
Пожалуйста, вот персы:
И вот файл с унисонами из сообщения 12 (но в 320kbps):
26.06.2010, 23:36
imina
Прослушала персов. Интересно. От 12-ступенной равномерной темперации отличается и весьма (на мой слух), но четвертьтонов не услышала.
Вообще, мне кажется, такие опыты надо проводить с уже подготовленным слухом, когда не только слышишь, ощущаешь разницу, но, услышав, можешь и как-то обозначить, зафиксировать ее.
26.06.2010, 23:58
imina
Честно прослушала унисоны. С первого раза ничего сказать не могу. Во-первых, стоит чуть повернуть голову - и восприятие меняется. Во-вторых, грубые начало и конец всякий раз сбивают с настройки. В-третьих, прослушать столько звуков вне музыки - очень утомительно, под конец просто в голове зазвенело. Вы бы разбили их, например, на 4 группы и по одному звуку, но более протяженному, чтобы можно было настроиться и прочувствовать, т.к. опыт сам по себе интересный. Жаль, конечно, что сразу не подготовила карандаш - к повторному эксперименту пока не готова.
27.06.2010, 00:09
imina
Просмотрела сейчас всю тему и вот какой у меня вопрос. А как Вы определяете величину интервалов в центах? У Вас аппаратура?.. Или это программа?..
28.06.2010, 13:05
BaleMale
В записи, где унисоны, там в каждом примере есть фрагмент примерно в 0.1 сек (во второй четверке он достигает 0.5 с), где слышится не только голос, а как будто тихий "бряк" какого-то аккорда на клавишах пианино. Так вот этот "бряк" сильно разный, и я постарался его отсечь при прослушивании.
1-4 звучат хорошо
4-8 - звучат плохо, номер 7-й особенно "плохой". Слышится рассогласование.
9-12 - еще хуже, слышится какие-то блуждание частот.
13-16 - вроде бы расстройка еще заметнее, но при том звучит хорошо. Как будто два певца немного не в унисон, но каждый сам по себе устойчив, не "плавает" как в 9-12.
17-20 - то же самое плюс колебания по громкости. не сказать, что хуже чем 13-16, просто как бы другая манера.
21-24 - колебания по громкости остались но более "в унисон". тоже нормально, но немного неестественно - живые певцы редко синхронизируются настолько точно
25-26 - а здесь мне стало казаться что их уже трое :) субъективно хорошо
27-28 - опять двое, похоже на 21-24
29-32 - неотличимо от 21-24
28.06.2010, 20:44
Orlando
темперации
Предлагаю послушать гамму в нескольких темперациях: Слышны отличия? Как можете охарактеризовать их? Эти файлики я создал в Finale 2010, там в одном из плагинов есть возможность менять темперации и высоту строя (оставил ля=440).
28.06.2010, 23:41
imina
Цитата:
Сообщение от Orlando
Предлагаю послушать гамму в нескольких темперациях: Слышны отличия? Как можете охарактеризовать их? Эти файлики я создал в Finale 2010, там в одном из плагинов есть возможность менять темперации и высоту строя (оставил ля=440).
Перекочевала. Со всем скарбом - вопросами и ответами :-))
Отличия слышны. От первой было "окосение", вторая - немузыкальна, последняя (пятая) слуху наиболее приятна (ИМХО).
А для чего такие опыты? Просто?
Цитата:
Сообщение от Orlando
Вторая - равномерная, применяемая сейчас повсеместно
А последняя - почитается исполнителями клавесинной музыки
Что Вы скажете в сравнении с другими о предпоследней, "Рамо"?
...Интересно потому что я слышу разницу очень условно, и хочу проверить не является ли это лишь психологической предустановкой, при том что программа, например, не работает .
28.06.2010, 23:50
imina
Прослушала еще раз.
Первая - слух не приемлет.
Вторая - неживая, но точная. Так играют на рояле бездарные пианисты.
Третья - не по мне. Тяжело слушать.Давит.
Четвертая - приятно слуху
Пятая - самая любимая
Ничего, что не в центах ? :-)
29.06.2010, 00:05
Orlando
Цитата:
Сообщение от imina
Прослушала еще раз.
Первая - слух не приемлет.
Вторая - неживая, но точная. Так играют на рояле бездарные пианисты.
Третья - не по мне. Тяжело слушать.Давит.
Четвертая - приятно слуху
Пятая - самая любимая
По поводу 4 и 5 - полностью согласен.
Третья, наверное, за всю историю музыки звучала больше всего :) На сколько я знаю, имено в пифагорейской темперации настраивали клавишные инструменты вплоть до барокко.
Цитата:
Сообщение от imina
Ничего, что не в центах ? :-)
Ничего, мы не снобы :-)
29.06.2010, 02:40
Dmitrii
Цитата:
Сообщение от imina
Прослушала персов. Интересно.
Спасибо.
Цитата:
Сообщение от imina
От 12-ступенной равномерной темперации отличается и весьма (на мой слух), но четвертьтонов не услышала.
Так там и нет интервалов в четверть тона. Есть примерно четвертитоновые отклонения от обычной европейской диатоники. А интервалы там все больше четвертитона (см. сообщение 11).
Цитата:
Сообщение от imina
Вообще, мне кажется, такие опыты надо проводить с уже подготовленным слухом, когда не только слышишь, ощущаешь разницу, но, услышав, можешь и как-то обозначить, зафиксировать ее.
Мне кажется, здесь достаточно подготовки в виде стандартного сольфеджио, музыкальных диктантов. Можно же выделить какой-нибудь фрагмент, где наиболее ощущается разница, и попытаться определить входящие в него ноты.
Цитата:
Сообщение от imina
Честно прослушала унисоны. С первого раза ничего сказать не могу. Во-первых, стоит чуть повернуть голову - и восприятие меняется. Во-вторых, грубые начало и конец всякий раз сбивают с настройки. В-третьих, прослушать столько звуков вне музыки - очень утомительно, под конец просто в голове зазвенело. Вы бы разбили их, например, на 4 группы и по одному звуку, но более протяженному, чтобы можно было настроиться и прочувствовать, т.к. опыт сам по себе интересный. Жаль, конечно, что сразу не подготовила карандаш
Ну да, тут надо записывать уже в процессе прослушивания, конечно, иначе не запомнишь. Ставить периодически на паузу, что-то повторно прослушивать, сравнивать и записывать. Примерно как BaleMale. Утомительно, да, но только так имхо можно получить сколько-нибудь представительную статистику.
Цитата:
Сообщение от imina
к повторному эксперименту пока не готова.
Понимаю. В любом случае, спасибо.
Цитата:
Сообщение от imina
Просмотрела сейчас всю тему и вот какой у меня вопрос. А как Вы определяете величину интервалов в центах? У Вас аппаратура?.. Или это программа?..
Если в двух словах, то - да, это программа. Я беру фрагмент реальной записи человеческого голоса, слегка изменяю частоту, посредством его растяжения или сжатия во времени, и накладываю на исходный фрагмент (* см. примечание в конце). Получается как бы виртуальный дуэт, слегка расстроенный унисон. При этом величина расстройки определяется степенью растяжения или сжатия исходного сигнала. Понижение частоты звука на 1 цент эквивалентно растяжению сигнала на 0.06 процента. Так что расстройку можно задать какую угодно, практически со сколь угодно высокой точностью.
Цитата:
Сообщение от BaleMale
В записи, где унисоны, там в каждом примере есть фрагмент примерно в 0.1 сек (во второй четверке он достигает 0.5 с), где слышится не только голос, а как будто тихий "бряк" какого-то аккорда на клавишах пианино. Так вот этот "бряк" сильно разный, и я постарался его отсечь при прослушивании.
Эти примеры сделаны из фрагмента реальной записи, в оригинале там звучит только голос, никаких инструментов. Этот начальный металлический звон - реверберационный хвост от предыдущей ноты. Мешает, да, но как аккуратно эту реверберацию оттуда вырезать я не представляю. В идеале, конечно, нужно было бы, чтобы была исполнена только одна нота, без каких-либо предыдущих.
Цитата:
Сообщение от BaleMale
1-4 звучат хорошо
4-8 - звучат плохо, номер 7-й особенно "плохой". Слышится рассогласование...
Спасибо. Я в этом один любопытный момент для себя обнаружил. Ответил в лс. Указал там значения расстройки во всех этих фрагментах. Можете теперь сопоставить с Вашими впечатлениями.
Цитата:
Сообщение от Orlando
Предлагаю послушать гамму в нескольких темперациях: Слышны отличия? Как можете охарактеризовать их? Эти файлики я создал в Finale 2010, там в одном из плагинов есть возможность менять темперации и высоту строя (оставил ля=440).
Я Вам частично ответил в соседней ветке, впрочем, Вы видели. А Вы сначала мои примеры послушайте. :silly:
---------------------------------------------------------------------------------
(*) Небольшое уточнение (дело давнее, я уже сам забыл немного как и что там делал, сейчас посмотрел, вспомнил): я взял не один, а два разных фрагмента одной записи, где исполняется одна и та же нота, чуть-чуть подправил один из них по частоте, посредством растяжения, так чтобы добиться максимально точного унисона при наложении, контролируя это по спектру, по биениям и в целом на слух. А потом уже искусственно вносил расстройку, как описал выше, т.е. дополнительно растягивал или сжимал один из фрагментов и накладывал на другой.
29.06.2010, 19:36
imina
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
... беру фрагмент реальной записи человеческого голоса, слегка изменяю частоту, посредством его растяжения или сжатия во времени, и накладываю на исходный фрагмент (* см. примечание в конце). Получается как бы виртуальный дуэт, слегка расстроенный унисон. При этом величина расстройки определяется степенью растяжения или сжатия исходного сигнала. Понижение частоты звука на 1 цент эквивалентно растяжению сигнала на 0.06 процента. Так что расстройку можно задать какую угодно, практически со сколь угодно высокой точностью.
...... два разных фрагмента одной записи, где исполняется одна и та же нота, чуть-чуть подправил один из них по частоте, посредством растяжения, так чтобы добиться максимально точного унисона при наложении, контролируя это по спектру, по биениям и в целом на слух. А потом уже искусственно вносил расстройку, как описал выше, т.е. дополнительно растягивал или сжимал один из фрагментов и накладывал на другой.
А на Sony Sound Forge это возможно?
29.06.2010, 20:19
Dmitrii
Цитата:
Сообщение от imina
А на Sony Sound Forge это возможно?
Я в Sound Forge такой возможности не нашел, впрочем особенно сильно и не искал. Мне проще выполнять анализ и обработку звукового сигнала привычными мне неспециализированными программными средствами, пожертвовав удобством интерфейса ради возможности все держать под своим контролем.
29.06.2010, 20:55
BaleMale
Dmitrii, вы учтите одну вещь: вы выкладываете в mp3, а mp3 - формат "с потерями". Тут у вас очень тонкие различия, которые, возможно, страдают при переводе в mp3. Возможно, для пущей чистоты эксперимента есть смысл это приготовить в формате RIFF/WAV и запаковать zip-ом. Я распаковал вашу mp3 и упаковал в zip получилось терпимо - 14 мегов.
Попробовал преобразовать во FLAC (говорят там сжатие без потерь - проверил - и правда!), все получилось, меньше 4 мегов, вот только винамп его проигрывать не умеет :)
29.06.2010, 21:00
BaleMale
Dmitrii, еще вопрос: а чем вы высчитываете высоту тонов у перса - дискретным преобразованием товарища фурье или еще как-то?
29.06.2010, 21:07
Dmitrii
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Dmitrii, вы учтите одну вещь: вы выкладываете в mp3, а mp3 - формат "с потерями".
Ну да, теперь, когда выгладывание и скачивание довольно больших объемов стало относительно беспроблемным даже для меня, не говоря уж о более продвинутых пользователях, можно было бы перевести все в лосслесс, да. Если буду еще что-такое делать, то так и поступлю.
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Dmitrii, еще вопрос: а чем вы высчитываете высоту тонов у перса - дискретным преобразованием товарища фурье или еще как-то?
Спектр строю с помощью дискретного преобразования Фурье, конечно, других вариантов-то ведь и нет. А вот последующее определение высоты тона - это отдельная тема. И в особенности оценка погрешности этого определения. Как правило, за высоту тона я брал частоту, соответствующую спектральному максимуму, а за погрешность - полуширину пика в спектре мощности на его полувысоте . И здесь обнаруживается принципиально важный момент: чем нота короче, тем шире этот пик в спектре и соответственно тем больше погрешность в определении высоты тона. Т.е. если звук имеет длительность порядка 1 секунды, то определить его частоту с точностью существенно выше, чем 1 герц весьма проблематично в принципе. А 1 герц это немало. На уровне до малой октавы это составляет примерно 13 центов. Т.е. если определять высоту тона таким образом, то будет вот такая довольно большая неопределенность - плюс-минус 13 центов для ноты секундной длительности в районе до первой октавы. Есть, правда, другой вариант определения высоты, который вообще не требует построения спектра - по биениям при сложении с эталонным сигналом с точно заданной частотой. Эти биения можно и на слух воспринимать и визуально на графике суммарного сигнала. Я и так пробовал, но результаты и их неопределенность и в этом случае получаются примерно такие же, как при анализе спектра. На тему этой принципиально неустранимой неопределенности тона я уже писал немного в сообщении #18.
29.06.2010, 22:27
Orlando
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
А Вы сначала мои примеры послушайте.
То что может потянуть мой слух (увы, далеко не абсолютный):
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
...Это последовательность фрагментов совместного звучания двух голосов. Скажите, пожалуйста, в каких фрагментах, на Ваш слух, унисон звучит лучше, а в каких - хуже (например по по "двухбалльной" шкале - плохо/хорошо, или по пятибалльной, или как-либо иначе). Где унисон можно считать точным, а где слышна расстройка? Интересует именно слуховое
восприятие.
Наиболее удачно, по-моему, звучит 9 :roll:
Жду расшифровки теста :)
29.06.2010, 22:53
BaleMale
Цитата:
Сообщение от Dmitrii
Как правило, за высоту тона я брал частоту, соответствующую спектральному максимуму, а за погрешность - полуширину пика в спектре мощности на его полувысоте . И здесь обнаруживается принципиально важный момент: чем нота короче, тем шире этот пик в спектре и соответственно тем больше погрешность в определении высоты тона.
Угу, сам с этим ковыряюсь. Только не полуширину пика беру, а расстояние между частотами в преобразовании Фурье (samplesPerSecond / N), где N - число отсчетов в преобразовании. На практике именно туда оно и попадает, а то что вокруг пика - это либо эффект рассеяния от того, что истинная частота не попадает точно на одну из частот преобразования (samplesPerSecond * k / N), либо из-за того, что там еще амплитудная модуляция (нарастание, затухание).
Вообще есть еще пара методов уточнения, кроме проверки биения, если оно вам интересно.
29.06.2010, 23:40
Dmitrii
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Угу, сам с этим ковыряюсь. Только не полуширину пика беру, а расстояние между частотами в преобразовании Фурье (samplesPerSecond / N), где N - число отсчетов в преобразовании.
Понятно, проходили, так сказать. Это получается, как легко видеть, 1/t, где t - длительность сигнала. Это не всегда правильно, брать эту величину в качестве меры частотной неопределенности звука, так как звук может обладать собственной частотной неопределенностью, превосходящей эту величину. Как за счет модуляции, так и за счет множества других причин. Соответственно, и ширина пика в спектре может быть существенно шире, чем расстояние между частотами в ДПФ. Но во многих случаях, да, это разумный подход.
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Вообще есть еще пара методов уточнения, кроме проверки биения, если оно вам интересно.
Ну, изложите, обсудим.
30.06.2010, 00:05
BaleMale
Если исходная частота плавает, то тут, конечно, уже ничего не поделаешь.
Другие методы:
1. Взять два соседних отсчета (один - максимальный), предположить, что сработал эффект рассеяния, решить численно систему уравнений.
- от слов "численно решить систему уравнений"
Для чистых искусственных сигналов метод дает точную частоту (с точностью до погрешностей вычислений), для естественных - всяко.
2. Использовать оконную функцию. Не спасет кардинально, но пик часто сужает.
3. Метод Бернси: делаем два преобразования Фурье с небольшим смещением по оси времени. Смотрим, как изменились фазы. Если изменение фазы не соответствует смещению между преобразованиями, делаем предположение, что это из-за неточного определения частоты. Пытаемся высчитать поправку, исходя из этой неточности. Для чистых искусственных сигналов метод также дает точную частоту.
- от слов "From Phase to Frequency"
30.06.2010, 00:50
Dmitrii
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Если исходная частота плавает, то тут, конечно, уже ничего не поделаешь.
Об том и речь, если упрощенно. Эту самую мысль я и старался донести. Можно добавить, что помимо частотной модуляции имеется еще масса причин высотной неопределенности естественных акустических сигналов.
Цитата:
Сообщение от BaleMale
Другие методы:
Понятно в общих чертах. Уместно и полезно на своем месте, но не в данном случае, как мне представляется. Если не ошибаюсь, методы (1) и (3) подразумевают, что сигнал представляет собой отрезок чистой синусоиды. В музыкальной практике, с вокалом или акустическими инструментами, это почти всегда очень далеко от реальности. А метод (2) имхо сведется здесь к тривиальному - если мы хотим найти высоту какой-нибудь ноты, то надо брать не всю запись, а фрагмент (окно), когда эта нота звучит.