Нашел в интернете одно изобретение, касающееся усовершенствования смычка.
Здесь я приведу только краткий перевод изобретения с картинкой. Оставляю за кадром и страну, и автора изобретения, чтобы не было предвзятого мнения. Если кто-то случайно знает настоящее имя изобретателя, просьба: не разглашать его на форуме именно сейчас. Позже я и сам опубликую не только его имя, но и ссылку на ту страницу интернета, где я и нашел данное изобретение. Естественно, что это изобретение касается скорее исполнителей, чем смычковых мастеров, поэтому просьба высказываться всем скрипачам (альтистам и виолончелистам) по поднятому вопросу. То есть, мне хочется услышать действительную критику этого изобретения именно с позиции исполнительства.
----------------------------------------
Идея: Установить на трости смычка снимаемый блок, как дополнительный вес, который регулирует силу и скорость прыгания смычка своим перемещением вдоль трости. Предполагается, что этот дополнительный мобильный блок располагается скорее ближе к концу, а не к колодке. Удерживается блок на трости при помощи специальных упругих лапок, которые повторяют контур трости. Сила трения способствует как плотному удержанию блока на трости, так и скольжению его вдоль трости для регулировки положения веса относительно конца смычка.
Описание: Разные смычки имеют различные прыгательные характеристики: какие-то прыгают медленно, а какие-то быстро. Дополнительный вес на трости позволит скрипачу регулировать эти моменты, согласно исполняемой музыки. Предлагаемый блок можно не только передвигать вдоль трости относительно его конца, но и менять его вес.
Описание изобретения:
ФИГ. 1 - перспективный вид скрипичного смычка (12) с регулируемым блоком (14);
ФИГ. 2 - перспективный вид устройства блока, который устанавливается на смычке;
ФИГ. 3 - торцевой вид смычка с блоком со стороны линии 3-3 в ФИГ. 1.
Блок состоит из тела (26), который может быть изготовлен из любого материала требуемой плотности и веса. Лапки (28.) придают блоку конфигурацию перевернутой буквы U. В блоке также имеются дополнительные весовые вставки (32), которые помогают менять вес блока при необходимости. Закрепляются эти вставки в прорезях блока (30).
13.03.2011, 20:39
hobby
Re: Усовершенствование смычка
а я вот тоже изобрел. присоски к декам. разного веса. можно перемещать, снимать, устанавливать. таким образом добиваясь нужных игровых качеств инструмента. кроме того, пружину с регулируемым предварительным натяжением и душку с регулируемой длиной и с "поддушником", по которому душку можно легко передвигать, не царапая деку. кроме того, вставки в колковую коробку различной массы, подставка переменных: высоты, упругости и массы. задвижки на эфы (как у поддувала), для регулирования их сечения. в общем, скрипка с множеством степеней свободы. можно настроить на любые требуемые качества.
13.03.2011, 22:07
Brand
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от hobby
а я вот тоже изобрел. присоски к декам. разного веса. можно перемещать, снимать, устанавливать. таким образом добиваясь нужных игровых качеств инструмента. кроме того, пружину с регулируемым предварительным натяжением и душку с регулируемой длиной и с "поддушником", по которому душку можно легко передвигать, не царапая деку. кроме того, вставки в колковую коробку различной массы, подставка переменных: высоты, упругости и массы. задвижки на эфы (как у поддувала), для регулирования их сечения. в общем, скрипка с множеством степеней свободы. можно настроить на любые требуемые качества.
. Ха ха ха)))И по первой теме тоже.Какой нибудь Вадик Репин останавливает оркестр,во время концерта,и говорит,ща поправлю тут на смычке вот эту хрень,а то штрих не хиляет.
13.03.2011, 23:46
Роман Н
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от hobby
а я вот тоже изобрел. присоски к декам. разного веса. можно перемещать, снимать, устанавливать...
Давно хотел привести пример с присосками или чем-то подобным (жевательными резинками, кусочками пластилина и т.п.) в теме о настройке дек. Ведь с их помощью можно быстро и, что немаловажно, обратимо "настраивать" деки уже готовых скрипок. :-)
14.03.2011, 04:51
murom
Re: Усовершенствование смычка
Несколько лет назад один скрипач обратился ко мне за помощью, т.к. его смычок вел себя не адекватно и тот просто не мог им играть нормально. Я выяснил, что смычок ремонтировался и мастер закрепил поломку в конце смычка металлическим винтом. Этим он настолько испортил баланс в смычке, что смычок элементарно не слушался скрипача - он прыгал даже при легато. Я заменил металлический винт на деревянную втулку и смычок стал нормальным. Лишний
Один грамм в конце смычка испортил его полностью. А дополнительные граммы от блока, представленного изобретателем, еще больше усугубят проблему.
Далее: диаметр трости не постоянный. Такой блок будет держаться довольно крепко, например, далеко от конца, но при передвижении его ближе к концу, где диаметр меньше, блок просто напросто не удержится на трости.
И самое главное: ну будет использовать скрипач этот блок при исполнении какого-то штриха лучше и интереснее, чем обычным смычком (почему бы и нет?), но как он будет исполнять остальные штрихи произведения, которым нужен "другой смычок"? Остается предположить только одно: некий композитор напишет произведение на один вид штриха, который лучше всего исполняется именно с этим грузом. Хотя, я думаю, любой скрипач его исполнит и нормальным штрихом. В общем, бесполезная весчь.
14.03.2011, 20:45
hobby
Re: Усовершенствование смычка
или, например, для бедных скрипачей, которые делят на пятерых (N-рых) один смычок, и у каждого свои предпочтения. тогда каждый имеет зарубку на смычке, на которую устанавливает штуковину. или каждый имеет свою штуковину, которую устанавливает перед игрой.
дальнейшее усовершенствование того же принципа: приспособление, уменьшающее вес смычка. к потолку над скрипачом укрепляется блок (или на специальном штативе), к смычку привязывается тонкая леска, которая проводится через блок, и к ней далее привязывается тоненькая резиночка, которая, в свою очередь, укрепляется где-нибудь (можно даже на ноге исполнителя). поднимая-опуская ногу, солист может регулировать "вес смычка". если он делает это в такт музыкальным фразам, может получиться неповторимый эстетический эффект.
14.03.2011, 21:38
hobby
Re: Усовершенствование смычка
а вообще в каждой идее, даже если она в таком виде, или с этой целью не может найти применения, имеется нечто, что может быть позаимствовано. например, нам кажется, что смычок был бы лучше (для нас), если бы он был потяжелее, или если бы его центр тяжести сместить к головке (или наоборот). с помощью этого приспособления можно попробовать - насколько. а затем уже скорректировать его конверциональными методами.
14.03.2011, 22:46
lubytel
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Роман Н
Давно хотел привести пример с присосками или чем-то подобным (жевательными резинками, кусочками пластилина и т.п.) в теме о настройке дек. Ведь с их помощью можно быстро и, что немаловажно, обратимо "настраивать" деки уже готовых скрипок. :-)
Так,я слышал,иногда можно от волчка избавиться или переместить его на другую ноту.
15.03.2011, 00:08
Роман Н
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от lubytel
Так,я слышал,иногда можно от волчка избавиться или переместить его на другую ноту.
Совершенно верно - так можно избавиться не только от волчка, но и от звука ваще. :-)
15.03.2011, 01:14
Роман Н
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Amateur
И есть ещё один момент: например смычок всем хорош, но для данного скрипача легковат и достаточна просто постоянная коррекция веса, если только она не скажется на игровых качествах смычка.
А на фига тогда нужен этот набалдашник, если игровые качества смычка никак не изменятся? И что значит "смычок всем хорош, но для данного скрипача легковат"? Я еще могу понять, что смычок может оказаться легковатым для данной скрипки (дубовой) или тяжеловатым для субтильной скрипачки, но легковатым для скрипача, при том, что он "всем хорош" кроме веса - это выше моего понимания (чуть не написал "скудоумия"). :-)
15.03.2011, 08:42
lubytel
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Роман Н
Совершенно верно - так можно избавиться не только от волчка, но и от звука ваще. :-)
Нет,это вполне реальный случай(хотя свечку не держал:-)).У начинающего мастера на скрипке был волчёк в нижнем регистре(си-бемоль,кажется).И его то ли осенило,то ли он это как-то понял,что причина в подгрифе.Ну и взял,прилепил кусок пластелина,волчёк переместился на более низкую ноту.Тогда он таким образом опустил его ниже тона баска и потом сделал для этой скрипки новый подгриф,более тяжёлый.
15.03.2011, 13:47
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Amateur
Не факт: Ваша деревянная втулка тоже имеет "лишний" вес, но, по Вашему же утверждению, игровым качествам не помешала
Хорошо, я объясню подробнее: у смычка сломался конец - отделился именно по волокнам. Это часто встречающаяся поломка, как Вы знаете. Мастер склеил поломку, просверлил (т.е. удалил часть дерева) головку через эту склейку и вставил металлический винт. Естественно, что винт занял место удаленного дерева. Я этот винт удалил и вставил деревянную втулку, которая встала на место удаленного сверлением дерева. Никакие даже доли грамма при этом не прибавились, если сравнивать с оригинальным смычком. Металлическая же втулка добавляла лишний вес к концу смычка - вот это и испортило физические свойства смычка. Изготовитель смычка ведь серьезно работает над весом смычка в каждой его части и портить это не рекомендуется. При прыгинини смычка (спиккато, например), вес конца смычка влияет очень сильно на характер этого прыгания. При легато малейший толчок (смена смычка, смена струны, резкое падения пальца на струну) заставляет смычок вибрировать ну очень незначительно. Почти незаметно. Правда, у начинающих скрипачей такой толчок может привести к дрожанию смычка. Если же на конце смычка будет лишний вес, то это почти незаметное дрожание смычка перерастает в его прыгание как рикошет. Вот скрипач и не может выполнять свои техгнические приемы, когда в смычке нарушена балансировка. Это ведь не просто утяжеление смычка, а именно утяжеление только конца, тогда как сама трость осталась тонкой и гибкой.
Например: если для моей скрипки понадобился бы более тяжелый смычок, то я сделал бы именно тяжелый смычок с соответствующим распределением толщин по всей трости, а не утяжелял бы вес конца смычка.
Цитата:
Не факт: материал может быть эластичным (сейчас это не проблема) и при таком весе может надёжно удерживать втулку, тем более, что внутреннюю поверхность можно изготовить с большим коэффициентом трения.
Ладно, это не столь важно, как крепить грузик на трости. Не в этом главная проблема.
Цитата:
Так же, как это делают обычно: либо выбирают один смычок с компромиссами между игровыми качествами, либо используют разные, а для обсуждаемого случая передвинуть втулку, например, между исполнением пьес не представляет проблемы. И есть ещё один момент: например смычок всем хорош, но для данного скрипача легковат и достаточна просто постоянная коррекция веса, если только она не скажется на игровых качествах смычка.
Как смычковый мастер (и исполнитель тоже) я Вам совершенно серьезно заявляю, что вес смычка должен правильно распределяться по всей его длине, а не концентрироваться в какой-то его части. Например, Вы попросили мастера сделать Вам смычок не 59 гр, как сейчас у Вас, а несколько грамм тяжелее. Мастер может сделать смычок двумя путями:
1 - распределить дополнительный вес по всей трости.
2 - просто скопировать Ваш смычок, но головку сделать более массивную
Поверьте, второй смычок Вы просто забракуете, как несостоятельный для игра на инструменте.
Цитата:
Для тех, кто не играет - да.
я еще не видел, чтобы кто-то, когда-то, где-то был очень доволен, если во время ремонта его смычка мастер вдруг утяжелил верхнюю часть смычка.
А Вы представляете, сколько грамм лишнего веса на конец смычка добавит этот блок от изобретателя? Я думаю, что многовато.
Я Вам предлагаю следующий эксперимент: закрепите на конце смычка перед самой головкой или даже на ней самой какой-нибудь груз. Поиграйте какое-нибудь произведение. которое у Вас "в руках" и расскажите нам здесь свои ощущения: какие штрихи пошли лучше, а какие штрихи пошли хуже. Можете даже поэкспериментировать с разными грузиками: от полуграмма до 3-4-х грамм. И тогда у Вас все будет понятно. Я эти эксперименты делал и не в пользу смычка и его игровых свойств. Я же много делал смычков и очень серьезно изучал их свойства.
Этому изобретению уже 26 лет. Сколько скрипачей Вы видели с таким грузиком? Сколько таких грузиков Вы видели в продаже хотя бы в интернете?
Вот Вы говорили, что можно передвинуть втулку между пьесами. А как быть с одной пьесой но с разными штрихами? Следовательно, этот грузик нужно ставить только на пьесу, которая исполняется одним штрихом, а не комбинацией из нескольких. Вы много знаете таких пьес? Ну, Вечное движение, написанное одним штрихом, легко исполняется нормальным смычком, без дополнительных грузиков. Или Вы предполагаете, что оно будет звучать интересней с грузиком? Попробуйте сами и поделитесь своими впечатлениями. Может быть Вы тогда будете первым промоутером этого изобретения.
16.03.2011, 00:55
Роман Н
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Amateur
Это не объяснишь. Типа как молоток должен быть по руке, а иначе не удобно даже если молоток и хорош (пятка, распределение веса). :-)
Игровые качества молотка зависят в первую очередь от его массы и размеров и уже во вторую - от упругости. Вес и размер молотка, как впрочем и смычка, подбираются в соответствии с конкретными задачами "исполнителя". Никому ведь не придет в голову забивать десятидюймовые гвозди пятидесятиграммовым молоточком или играть концерт Чайковского барочным смычком. Можно конечно утяжелить маленький молоточек, подвесив к нему пару килограммов и заколотить один-два здоровенных гвоздя, только рукоятка скорее всего не выдержит - сломается на третьем. Если же Вы подвесите дополнительную массу на легкий барочный смычок, доведя его вес до "современного", и не позаботитесь об увеличении его жесткости, то его игровым качествам настанет кирдык.:-)
16.03.2011, 01:39
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Роман Н
Если же Вы подвесите дополнительную массу на легкий барочный смычок, доведя его вес до "современного", и не позаботитесь об увеличении его жесткости, то его игровым качествам настанет кирдык.:-)
Вот об этом и я толкую. Увеличение веса должно сопровождаться увеличением жесткости и, что самое главное, балансировке. С большим трудом наконец-то в начале 19 века выяснили, в какой точке должен находиться баланс смычка для удобства игры им. А тут хотят какими-то дополнительными грузиками все сломать напрочь. И ведь в самой заявке нет ни слова, какую музыку конкретно удобнее и качественнее исполнять именно с таким грузом, а не нормальным смычком, что немаловажно. Заявитель пишет только, что с этим грузиком можно исполнить прыгающие штрихи медленнее вдали от колодки, где обычно это и исполняется. А нужно ли это исполнителю и самой музыке? А может быть именно вблизи колодки это и легче исполнить? Я думаю, что это изобретение просто шутка, иначе она бы вошла в практику исполнителей за эти 26 лет.
16.03.2011, 01:44
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Amateur
Это не объяснишь. Типа как молоток должен быть по руке, а иначе не удобно даже если молоток и хорош (пятка, распределение веса). :-)Вот и опишите результаты. Чего всякое писать - не будет держаться ... ерунда, не стоящая опровержения.
Будет держаться, не будет держаться - это не самое главное, так третьестепенное. Главное - нарушение балансировки. Вот я и описал всем результат нарушения балансировки, когда смычок прыгает даже при легато сам и его очень трудно удержать в плавном ведении. Особенно при смене струн.
Удобство смычка - это важный момент. Но скрипач подбирает смычок не по руке, а по инструменту, струнам и исполняемой музыке.
16.03.2011, 01:46
АнатолийКонтрабасист
Re: Усовершенствование смычка
Я играю "немецким" смычком, или смычком с высокой колодкой (хват не сверху, а сбоку).
В принципе, при такой постановке с весом проблем нет - но ради интереса попробовал бы такое изобретение. :)
16.03.2011, 13:57
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от Amateur
murom, вопрос напоследок: какого уровня смычки Вы делали/делаете в результате столь долгих опытов? Кто на них играет?
Моим смычком играл Видик Репин (скрипка Страдивари), Максим Венгеров (скрипка Амати) и др. ученики Турчаниновой и Брона. Мои ученики, я сам, некоторые виолончелисты и альтисты. Когда следующий раз будете разговаривать с Вадиком, спросите его, он Вам подтвердит.
16.03.2011, 15:23
АнатолийКонтрабасист
Re: Усовершенствование смычка
Муром, а с контрабасовыми смычками Вы не работаете? :)
16.03.2011, 16:09
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от АнатолийКонтрабасист
Муром, а с контрабасовыми смычками Вы не работаете? :)
Нет, никогда не делал.
17.03.2011, 14:11
АнатолийКонтрабасист
Re: Усовершенствование смычка
Интересно Ваше мнение, как специалиста.
Как Вы относитесь к конструкции "немецкого" смычка для контрабаса - т.е. смычка с высокой колодкой?
17.03.2011, 14:47
murom
Re: Усовершенствование смычка
Цитата:
Сообщение от АнатолийКонтрабасист
Интересно Ваше мнение, как специалиста.
Как Вы относитесь к конструкции "немецкого" смычка для контрабаса - т.е. смычка с высокой колодкой?
Я думаю, что такой вопрос нужно скорее задавать исполнителям. Одни любят немецкий смычок, другие французский. А вот кривизна тростей, я думаю, у этих смычков должна быть разной именно из-за разной высоты колодки.
17.03.2011, 16:25
АнатолийКонтрабасист
Re: Усовершенствование смычка
Так меня интересует именно мнения мастера. :)
С мнением исполнителей проблем нет - я предпочитаю немецкий, как и большинство моих знакомых, некоторые - французский.