О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Не знаю, была ли такая тема у нас, на форуме...
Все же предлагаю такую тему:
О современных исполнительских приемах игры на дер. духовых.
Просто есть желание поучаствовать на композиции, а там в предложенном ими составе есть Fl, Cl, Sax (s/a/t). С Fl. и Cl. еще можно как-нибудь справится. У нас, в Баку возможно найти нормальных флейтистов и кларнетистов. Но саксофонистов, знающих современную музыку, к сожелению нет. Поэтому, к сожалению, посоветоваться не с кем ...
06.08.2006, 16:13
Kontrakadenz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Во-первых, если вы знакомы с кларнетом и флейтой, принципиально новых приемов по сравнению с ними у саксофона нет. Т.е. те же слэпы, удары клапанами (у саксофона в несколько раз громче, чем даже у басовой флейты!), игра с голосом, шипы разные, с тростью можно творить все то же, что и с кларнетовой (пережимать/недожимать, касаться зубами и т.д. - то же, что у кларнета). Аккордов, как и у всех деревяшек возможны сотни. Т.е. писать можете и без специальной литературы, опираясь на имеющийся опыт с другими деревяшками. Вопрос только в точной записи аккордов - аппликатура, конечно же отличается. Но тут нужна книга (поищите в сети) или нужно спрашивать у саксофонистов. Есть вариант упростить работу - не выписыват весь аккорд, а выписать только тот звук (или 2), который вам особенно необходим в аккорде и от него, например, жирную стрелочку вверх или вниз или в обе стороны (т.е. указаный звук будет в основании аккорда, в верхнем голосе или в середине, а остальные звуки - ad lib (как вы понимаете, большинство аккордов звучат скорее как краска, а не аккорд как таковой, в мультифониках духовых все звуки неравноценны по динамике, тембру, стабильности и пр., поэтому при выборе аккорда нужно отталкиваться именно от "главного" звука)). Int?grales я хорошо знаю - их саксофонист справится с такой записью.8)
07.08.2006, 03:29
Firudin Allahverdi
Вложений: 2
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Cпосибо за ответ и полезных советов. Еше один вопрос: какой из нижеприводимых вариантов является правильным?
07.08.2006, 09:30
Kontrakadenz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от azericomposer
Cпосибо за ответ и полезных советов. Еше один вопрос: какой из нижеприводимых вариантов является правильным?
Оба хорошие. Во втором случае я бы начал стрелку прямо из центра картошки... И еще - залигованная нота уже без мультифоники? Тогда я бы еще горизонтальную стрелку нарисовал от аккорда к ней - такие стрелки обозначают плавный переход от одного приема к другому.
09.08.2006, 11:18
oboist
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
От лица исполнителей на деревянных духовых инструментах прошу не переусердствовать. Ограничьтесь фруллато, а все остальное отдайте всемогущим синтезаторам.
Вам скажут спасибо.
09.08.2006, 12:31
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от oboist
От лица исполнителей на деревянных духовых инструментах прошу не переусердствовать. Ограничьтесь фруллато, а все остальное отдайте всемогущим синтезаторам.
Вам скажут спасибо.
Не надо говорить за всех. Думаю, те исполнители, которым по-настоящему интересны возможности своего инструмента, скажут спасибо как раз за возможность их продемонстрировать. Кстати, с фруллато на гобое получаются такие замечательные мультифоники...
Про всемогущие синтезаторы – это, конечно же, шутка?
09.08.2006, 12:38
oboist
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Все шутка.
Говорить за всех не буду.
Пишите мультифоники.
09.08.2006, 12:52
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Ага, я их напишу, а Вы играть откажетесь... :angel: Вот теперь нарочно не стану писать, даже если очень захочется! :beer:
09.08.2006, 13:02
oboist
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Исполнить все, что написал композитор - это принцип профессионала, конечно.
Если для тебя пишет композитор и вставляет мультифоники одновременно с фруллато - очевидно, что несколько поздновато ему что-либо объяснять. Тут играть нужно.
21.08.2006, 17:28
composer
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Очень хорошая идея обсуждать на форуме технологиеческие проблемы игры на инструментах. Еще бы текстовую информацию и нотные примеры записи комбинировать с mp3-иллюстрированием.
21.08.2006, 23:28
Fritz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
По гобою, раз уж о нем зашла речь, есть едва ли не исчерпывающий компендиум с параллельным изложением на трех языках: Peter Veale (Невский его знает!), Claus-Steffen Mahnkopf et al. The Techniques of Oboe Playing. - Kassel: Baerenreiter, 1994. У меня есть 4-е издание, 2001 года. К книге прилагается компакт-диск с аудиоиллюстрациями; большую его часть занимает педантичное, по порядку, озвучивание систематизированных в таблице гобойных мультифоников, число около 400. Если кому-нибудь интересно, я могу эту таблицу отсканировать (но не сразу - это 50 страниц формата A4) и выложить сюда , вместе с переведенным в mp3 содержимым диска.
21.08.2006, 23:34
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Fritz
...Если кому-нибудь интересно, я могу эту таблицу отсканировать (но не сразу - это 50 страниц формата A4) и выложить сюда , вместе с переведенным в mp3 содержимым диска.
Уважаемый Fritz, это очень интересно, выложите, пожалуйста:-)
22.08.2006, 04:27
Fritz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Завтра, как на работе окажусь, все выложу. Получается порядка 80Mb. Sendspace или Turboupload устраивают?
22.08.2006, 10:16
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Fritz
Завтра, как на работе окажусь, все выложу. Получается порядка 80Mb. Sendspace или Turboupload устраивают?
Конечно, устраивают!!!:beer:
22.08.2006, 18:33
Fritz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Итак, voila. Поскольку Sendspace заглючил под конец, а заливать в него 80 метров заново не было времени, пришлось ограничиться Turboupload. Ниже три ссылки: первая на сложенный в архив сканированный текст (помимо собственно таблицы, там помещаются условные обозначения к ней и треклист диска), две другие на аналогично упакованные аудиопримеры. Пришлось поделить пополам из-за ограничения, поставленого сервером на объем загружаемых файлов, но это не многотомный архив, оба файла открываются независимо друг от друга. Использовался WinRar версии 3.42.
Если потребуется по данному номеру страницы определить, какой мультифоник будет на ней первым (вторым, третьим... восьмым), то вычисления можно производить по формуле x = (n-75) x 8 + 1 (2, 3...8), где x - номер искомого аккорда, а n - номер страницы. Обратная операция - на какой странице искать данный аккорд: n = (x - 1) : 8 + 75, целое число слева от точки - искомое.
22.08.2006, 22:17
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Фриц, нет слов... НИЗКИЙ ПОКЛОН :appl:
и так, петитом: если вдруг когда-нибудь соберетесь выложить остальные страницы книги (с начала до 75 стр.) – мы все будем у Вас в долгу.
22.08.2006, 22:44
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Fritz, СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!!!:appl::appl::appl: Буду изучать.
Я ваш должник:beer:
24.08.2006, 16:45
Fritz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Люди, я вот что подумал: может, пока я потихоньку сканирую книгу, выложить сюда запись/ноты Unity Capsule, если их у кого-то нет? Пьеса такая, что сама по себе тянет на руководство по новым техникам игры на флейте - но гораздо меньше весит в мегабайтах. Что, залить, или не стоит?
24.08.2006, 17:00
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Fritz
Люди, я вот что подумал: может, пока я потихоньку сканирую книгу, выложить сюда запись/ноты Unity Capsule, если их у кого-то нет? Пьеса такая, что сама по себе тянет на руководство по новым техникам игры на флейте - но гораздо меньше весит в мегабайтах. Что, залить, или не стоит?
СтОит, конечно же, стОит!!! Fritz, выложите, пожалуйста!:beer:
25.08.2006, 14:24
Fritz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Вот все и готово.
Книжку превратил в pdf целиком, т.е. включая и ранее выложенные страницы. Надеюсь, что смогу быть полезен.
25.08.2006, 14:32
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Peter_Veale_The_Techniques_Of_Oboe_Playing.pdf
Скачал. Ознакомился. Славный труд, имеющий мало практического толка. Половина мультифоник, к примеру, будет разной на разных гобоях. Глиссандо звучит малоудовлетворительно, приемы игры только на гобое без трости или только на трости - это детский сад. Двойные трели, губное глиссандо, стуки клапанами, etc... Увольте. Цирк.
Надеюсь, что мне никогда не придется играть сочинение, написанное автором, который изучил эту книжку. Да и к сочинению музыки эта книга не имеет никакого отношения.
25.08.2006, 17:06
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
во-первых, петер вил просто пошутил. во-вторых, тем, кто прочел его смешную книжку, вас-то зачем неволить?
26.08.2006, 20:20
Kontrakadenz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от oboist
Половина мультифоник, к примеру, будет разной на разных гобоях.
Истина! Но он там пишет из какого конкретно гобоя именно эти аккорды извлечены. На других возможны все те же по звучанию аккорды - может чуть-чуть отличаться аппликатура, давление и положение губ и т.д.
Цитата:
Сообщение от oboist
Глиссандо звучит малоудовлетворительно
А вот это, пардон, не правда. Сам слышал, живьем. Эффект поразительный - точно как на фаготе (см. запись Секвенции Берио Паскаля Галуа) - ровное, плавное глиссандо почти через весь диапазон. Может, опять-таки, аппликатуру нужно другую подобрать?
Цитата:
Сообщение от oboist
приемы игры только на гобое без трости или только на трости - это детский сад. Двойные трели, губное глиссандо, стуки клапанами, etc... Увольте. Цирк.
Всему можно найти адекватное приминение. Только вот стук клапанов - совсем тихий. Только с амплификацией нужно использовать (тогда уже и вообще электроники наворотить).
Цитата:
Сообщение от oboist
Надеюсь, что мне никогда не придется играть сочинение, написанное автором, который изучил эту книжку. Да и к сочинению музыки эта книга не имеет никакого отношения.
Думаю, дорогой oboist, если, все же, придется - с блеском сыграете:beer:
26.08.2006, 22:35
Владимир Горлинский
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Книга просто замечательная.
Этим летом я имел счастливую возможность проверить многие из представленных в пособии мультифонов аж на двух разных гобоях (Loree и Amati - аппликатурно инструменты не идентичны). После некоторого количества попыток удалось найти гармонически сопоставимые мультифоны (сила зажима трости и динамика различалась).
Из своих опытов я сделал следующий вывод - наиболее стабильными являются мультифоны, использующие закрытые аппликатуры (полуклапанная аппликатура сложнее - малейший сдвиг пальца и звучит уже или не та мультифоника или чистый звук).
А самыми простыми являются мультифоны с вилочными аппликатурами. При таких аппликатурах очень различимы гармоники - спектр становится "чище", исчезает шумовые составляющие.
При более сложных аппликатурах возможен аддитивный синтез (когда возникает новый тон из сложения гармоник спектра-ов) и частотная модуляция.
27.08.2006, 20:54
Roman
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от oboist
Скачал. Ознакомился. Славный труд, имеющий мало практического толка. Половина мультифоник, к примеру, будет разной на разных гобоях. Глиссандо звучит малоудовлетворительно, приемы игры только на гобое без трости или только на трости - это детский сад. Двойные трели, губное глиссандо, стуки клапанами, etc... Увольте. Цирк.
Надеюсь, что мне никогда не придется играть сочинение, написанное автором, который изучил эту книжку. Да и к сочинению музыки эта книга не имеет никакого отношения.
Андрей, вы не отдете себе отчета в какое осиное глездо вы попали. Здесь скрежет зубовный, т.е. клапанное клацанье музыкой и считают.
27.08.2006, 21:26
Initio
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Roman
Андрей, вы не отдете себе отчета в какое осиное глездо вы попали. Здесь скрежет зубовный, т.е. клапанное клацанье музыкой и считают.
Да ,вот такое вот оно, глездо!..
27.08.2006, 21:28
Kompozitor
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Fritz, огромное спасибо:-)
27.08.2006, 21:46
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Roman
в какое осиное глездо
в американских ужастиках про всякую нечисть есть стандартный сюжетный ход: после фрагментарных встреч с "чужими", одна другой отвратительнее, герои попадают к инопланетной свиноматке, мерзость которой превосходит всякое воображение (конечно, воображение зрителя, каким его представляют продюсеры). бедный роман! слушал отдельные мультифоны то здесь, то там, а тут из тьмы выплывает петер вил как рассадник скрежета зубовного...
27.08.2006, 21:58
Initio
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от 8u8
, а тут из тьмы выплывает петер вил как рассадник скрежета зубовного...
прям оса настоящая! Из глезда вылетела. Гудит мультифониками.
Щас ужалит!!! (slap- оса ввонзила жало, после паузы мультифоник - крик жертвы):silly:
27.08.2006, 22:07
Roman
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от 8u8
в американских ужастиках про всякую нечисть есть стандартный сюжетный ход:
И, как говорят, много сопроматообразного музона, кластеров, скрежета етс. Я их принципиально не смотрю.
27.08.2006, 23:52
Сергей Невский
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от oboist
Скачал. Ознакомился. Славный труд, имеющий мало практического толка. Половина мультифоник, к примеру, будет разной на разных гобоях. Глиссандо звучит малоудовлетворительно, приемы игры только на гобое без трости или только на трости - это детский сад. Двойные трели, губное глиссандо, стуки клапанами, etc... Увольте. Цирк.
Да и к сочинению музыки эта книга не имеет никакого отношения.
да, но совершенно не нужно использовать всю его книжку.
я например ограничиваюсь 5-6 "флажолетами", типа d"-a";он их выписаывает отдельно они очень мягко и внятно звучат и звуки слышны...
28.08.2006, 00:55
gravizapa
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
да, но совершенно не нужно использовать всю его книжку.
я например ограничиваюсь 5-6 "флажолетами", типа d"-a";он их выписаывает отдельно они очень мягко и внятно звучат и звуки слышны...
Абсолютно согласен! Изучить книгу внимательно нужно, но никто не собирался употреблять всё в одном сочинении - аудиоиллюстрации к этой книге уже существуют:lol:
31.08.2006, 10:06
composer
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Fritz
Итак, voila. Поскольку Sendspace заглючил под конец, а заливать в него 80 метров заново не было времени, пришлось ограничиться Turboupload. Ниже три ссылки: первая на сложенный в архив сканированный текст (помимо собственно таблицы, там помещаются условные обозначения к ней и треклист диска), две другие на аналогично упакованные аудиопримеры. Пришлось поделить пополам из-за ограничения, поставленого сервером на объем загружаемых файлов, но это не многотомный архив, оба файла открываются независимо друг от друга. Использовался WinRar версии 3.42.
Если потребуется по данному номеру страницы определить, какой мультифоник будет на ней первым (вторым, третьим... восьмым), то вычисления можно производить по формуле x = (n-75) x 8 + 1 (2, 3...8), где x - номер искомого аккорда, а n - номер страницы. Обратная операция - на какой странице искать данный аккорд: n = (x - 1) : 8 + 75, целое число слева от точки - искомое.
Хотел скачать все, но файлы инфецированы "троянским конем", а у меня на работе стоит мощная защита, поэтому любая инфекция удаляется и нельзя обойти эту защиту. Ох, жаль. А так хотелось заполучить эти материалы. Где можно купить книгу и диск с примерами? Сообщите, Fritz, что еще можно по современным техникам купить по другим инструментам?
31.08.2006, 10:11
composer
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Fritz
Вот все и готово.
Книжку превратил в pdf целиком, т.е. включая и ранее выложенные страницы. Надеюсь, что смогу быть полезен.
Fritz, ты молодец!!! Спасибо! Только вот этот файл не могу скачать так так ресурс, на который закачен файл для скачивания, инфецирован. Возможно ли через SendSpace зполучить материалы .
31.08.2006, 10:16
composer
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Владимир Горлинский
Книга просто замечательная.
Этим летом я имел счастливую возможность проверить многие из представленных в пособии мультифонов аж на двух разных гобоях (Loree и Amati - аппликатурно инструменты не идентичны). После некоторого количества попыток удалось найти гармонически сопоставимые мультифоны (сила зажима трости и динамика различалась).
Из своих опытов я сделал следующий вывод - наиболее стабильными являются мультифоны, использующие закрытые аппликатуры (полуклапанная аппликатура сложнее - малейший сдвиг пальца и звучит уже или не та мультифоника или чистый звук).
А самыми простыми являются мультифоны с вилочными аппликатурами. При таких аппликатурах очень различимы гармоники - спектр становится "чище", исчезает шумовые составляющие.
При более сложных аппликатурах возможен аддитивный синтез (когда возникает новый тон из сложения гармоник спектра-ов) и частотная модуляция.
Приятно слышать из уст практика. Для композитора - это бальзам насердце. Спасибо.
31.08.2006, 10:18
Kontrakadenz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Олег, у меня есть ксерокс всего Вила с диском - могу при встрече дать на пару дней. Еще у меня Арто по флейте - не самая лучшая вещь, но вполне практичная (особенно мультифоны для пикколо, альта и баса). Правда, у него без диска. В 316 классе, кстати, все это тоже есть (и давно - лет так пять), плюс хорошая книга по бас-кларнету. А вот фаготом никто не поделится?
31.08.2006, 10:38
Kontrakadenz
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Кстати, вот сайтик с кучей информации: - но с моими скоростями я только тексты там могу почитать...
31.08.2006, 11:15
Сергей Невский
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Kontrakadenz
Кстати, вот сайтик с кучей информации: - но с моими скоростями я только тексты там могу почитать...
еще только что вышла книжка Кэрин Левайн про альт, пикколо и басовую флейту.
Еще не проверили на практике. Книжка лежит скучает у меня на войковской.
Сами флейтисты говорят что лучшим, вроде, остается Роберт Дик.
У арто, особенно в мультифониках для пикколо, хромает каждый второй аккорд.
Флейтисты иногда обижаются на это и бьют композитора нотами по голове.
31.08.2006, 12:15
8u8
Re: О современных исполнительских приемах игры на деревянных духовых.
Цитата:
Сообщение от Kontrakadenz
В 316 классе, кстати, все это тоже есть (и давно - лет так пять), плюс хорошая книга по бас-кларнету. А вот фаготом никто не поделится?
там же, насколько я знаю, книжка пенацци (penazzi) по фаготу. с диском. москвичи, помогите иногородним :)