-
11.05.2004, 15:22 #1
Романтизм и модернизм в музыке. Водораздел между ними?
В одной приватной беседе возник именно этот вопрос, ответ на который найден не был. Но найти его хочется.

Итак, где же этот водораздел? В литературе все более или менее понятно -- Бодлер, Рембо и прочий декаданс. А в музыке?Дьявол прячется в деталях.
- Регистрация
- 10.06.2003
- Адрес
- Красногорск
- Сообщений
- 421
Наверное, с позднего Скрябина все начиналось
В России модернизм начался с Аренского.
- Регистрация
- 02.02.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 28
ODA писала:
А зачем вам такой "чисто конкретный" водораздел? Разве не интересно в последующих стилях находить черты предыдущих: в классицизме черты барокко, в романтизме классицзма и т.д...?Итак, где же этот водораздел?
Да мне в общем не нужен никакой водораздел.Сообщение от Viola
) Меня скорее интересовали не стили, а художественные системы, у каждой из которых есть не только свои внешние приметы, но и также своего рода философская база. Известно, что модернисты много чего унаследовали от романтиков, поэтому меня и интересует, где в истории музыки виден вот этот переход от одной художественной системы к другой. Например, мне как-то попалась статья, где сказано, что черты модернизма присутствуют уже в творчестве Вагнера. Но это была статья, ориентированная на литературоведов, и говорилось там о либретто Вагнера. В то же время в истории музыки ему отводят место среди поздних романтиков. Как это понимать?
Дьявол прячется в деталях.
- Регистрация
- 02.02.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 28
Мне кажется приблизительно так же , как и в случае когда в творчестве Бетховена говорят о романтизме. Почему бы и нет? У всего есть черты предыдущего и предвосхищение последующего...
А можно бездоказательно, не ввязываясь в дискуссии?
Ощущая модернизм почти на телесном уровне, как вполне определенное "веяние", не нахожу и следов его у Вагнера, Чайковского и даже Грига. То - все "созревший" плодами, готовыми оторваться, романтизм.
Бердслей, Оскар Уайльд, Массне, Аренский, Климт... - в их творчестве появляется "гнильца" - непременный признак модернизма. Скрябин? Как раз ранний - потом он преодолел в силу духовных исканий дух модерна. Дух модерна, запомниете (хе-хе) - всегда с тлением.
- Регистрация
- 10.06.2003
- Адрес
- Красногорск
- Сообщений
- 421
4 и 5 сонаты Скрябина - вот Вам и водораздел![]()
Да, да, да!Сообщение от Gtn
Скрябин здесь не причём. Он вообще другой.
У Вагнера, Чайковского, Грига нет и тени модернизма. Зато после них "вагнеровщины", "чайковщины" и...гм, как сказать-то? "григовщины" было хоть отбавляй. Как только возникает открытие - оно присоединяется к уже наработанному в прошлом. То есть получается такой снежный ком - в нём и самые первые снежинки, и собранные со всей тропы, палки лыжника и чья-то варежка.
everything in its right place (c)
Re: Романтизм и модернизм в музыке. Водораздел между ними?
Ода, мне всегда казалось, что это Стравинский и Прокофьев. В "Хронике моей жизни" Стравинский называет себя антиромантиком и иронизирует ВагнераСообщение от ODA
Ранний Прокофьев: 2 симфония, Токата, Мимолетности, Сарказмы ( в исполнении Frederick Chiu, он записал всего Прокофьева для ф-но соло; порой кажется, что Прокофьев так и должен звучать, театрально, со стороны, с веянием модерна и без всякого тления![]()
Похожие темы
-
Классика и романтизм...
от хулиганка в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 8Последнее сообщение: 29.01.2012, 10:51 -
Модернизм в опере. за и против.
от Queen of the night в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 2Последнее сообщение: 04.07.2010, 21:53 -
Хоровые неполадки и как с ними бороться
от Rexmager в разделе Хоровая музыкаОтветов: 70Последнее сообщение: 09.02.2009, 23:33 -
Римский-Корсаков и модернизм
от katrinkinka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 14Последнее сообщение: 17.08.2008, 00:39 -
Неоконченные опусы... Что с ними делать?
от RU в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 45Последнее сообщение: 31.10.2006, 01:32




Ответить с цитированием



Социальные закладки