Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Синергетика в музыке

              
  1. #1

    По умолчанию Синергетика в музыке

    Делаю новую работу, от музыки очень далекую, связанную с синергетическим подходом. Неожиданно, наверное, в связи с частым, в последние дни, посещением форума, появилась мысль, что синергетика по смыслу должна быть очень близка к музыке, гораздо ближе, чем, например, живопись, у которой нет протяженности во времени.
    Я ничего пока не знаю об этом. Поиск в сети ничего стоящего не дал. Наверняка есть работы теоретиков музыки, должны быть. Кто-нибудь может помочь?

    P.S. Для тех, кто не встречался с этим: ликбез (см. ниже).

    Единственное знание,
    которое нам сейчас действительно нужно,
    это знание о том, как продолжать путь.
    Л.Витгенштейн
    Совокупность знаний о хаосе и порядке, переходных процессах, фракталах и нелинейности, которые называют синергетикой, понимают и как теорию, и как учение, и как науку, и как мировоззрение, исходящие из самых различных образов, фактов, представлений о хаосе, порядке, когерентности, переходных и кооперативных процессах в природе, обществе, духовном мире.

  • #2
    Активный участник
    Регистрация
    29.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    419
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Синергетика в музыке

    Вас посетила оч-ч-чень интересная, как мне кажется, мысль.

    Никогда не думал об этом в Вашей постановке вопроса, но проблемами синергетики (в области взаимодействия лазерного излучения с веществом) занимался лет 25 назад.

    Вот первые мысли - навскидку, как говорится.

    Ансамблевая музыка, видимо, может служить моделью возникновения синергетических, кооперативных эффектов. В том прямом смысле, который мы вкладываем в понятие синергизма - когда суммарный эффект не является простой суммой эффектов, а порождает качественно новое явление.

    То есть: многоголосье порождает новое (эстетически, эмоционально новое, а не в смысле сложения колебаний) состояние... Здесь, конечно, чрезвычайно затруднена, если вообще возможна, количественная оценка. И не так уж просто отделить "простую сумму" отдельных голосов (партий) и достигаемый этой "простой суммой" суммарный эффект, от предполагаемого "синергетического" эффекта, отличающегося (чем-то...) от "простого суммирования". Над этим, видимо, стоит поразмышлять...

    Что касается сложения акустических колебаний и возникающих в этой связи сложных кооперативных эффектов - это более простая и достаточно очевидная задача, которую, возможно, никто применительно к музыкальным явлениям не решал, но, в принципе, понятно, что и как там делать.

    Удачи.

  • #3

    По умолчанию Re: 2Beta

    Цитата Сообщение от Beta
    Вас посетила оч-ч-чень интересная, как мне кажется, мысль.
    Никогда не думал об этом в Вашей постановке вопроса, но проблемами синергетики (в области взаимодействия лазерного излучения с веществом) занимался лет 25 назад.
    Вот первые мысли - навскидку, как говорится.
    Ансамблевая музыка, видимо, может служить моделью возникновения синергетических, кооперативных эффектов. В том прямом смысле, который мы вкладываем в понятие синергизма - когда суммарный эффект не является простой суммой эффектов, а порождает качественно новое явление.
    То есть: многоголосье порождает новое (эстетически, эмоционально новое, а не в смысле сложения колебаний) состояние... Здесь, конечно, чрезвычайно затруднена, если вообще возможна, количественная оценка. И не так уж просто отделить "простую сумму" отдельных голосов (партий) и достигаемый этой "простой суммой" суммарный эффект, от предполагаемого "синергетического" эффекта, отличающегося (чем-то...) от "простого суммирования". Над этим, видимо, стоит поразмышлять...
    Что касается сложения акустических колебаний и возникающих в этой связи сложных кооперативных эффектов - это более простая и достаточно очевидная задача, которую, возможно, никто применительно к музыкальным явлениям не решал, но, в принципе, понятно, что и как там делать.
    Удачи.
    Я не хочу об акустических колебаниях и суммированиях звуков, я здесь не специалист, и мне это не интересно. (Это какая-то анатомия музыки.)
    Интересно другое - взаимоотношение синергетики и гармонии, например. Когда-то очень давно, наверное в 80-х годах, я познакомился (очень поверхностно) с работами В.Зайцева. Он математик, но перед этим закончил консерваторию. Я плохо помню эти работы, а смысл их в том, что, взяв в качестве исходного материала колоссальный массив музыки Моцарта, он, выделив в ней основные закономерности, мог "сочинять" (разумеется, на компьютере) симфонии в стиле Моцарта, "написал" их несколько. Только знающий специалист - хороший музыкант мог различить новодел.
    Насколько я помню, работы эти не финансировались, в отличие, например, от оборонки, в которой он, как и все тогда, участвовал, в профессиональном музыкальном кругу они вызывали стопор. Технически все это было очень трудоемко, поэтому не уверен, что было какое-то развитие темы-хобби.
    Чем это не вариант проекта, направленный на развитие своеобразного синергетического подхода в музыке? Здесь мог бы возникнуть новый взгляд на традиционные проблемы, связанные с реконструкцией создания новых форм и средств музыки, с попыткой увидеть неожиданные, парадоксальные связи в музыкальных событиях прошлого, в которых, при всей их кажущейся случайности и трудной объяснимости, удалось бы проследить универсальные системные механизмы. При этом создаваемые модели могут оказаться принципиально важными для анализа современных тенденций в музыке.
    Но, похоже, вопрос так никто не ставил.

  • #4
    Арев Аватар для Арам
    Регистрация
    10.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    492

    По умолчанию Re: Синергетика в музыке

    В свое время задавался этим вопросом. Если нужно, могу послать эти работы - автора знаю лично.
    Кобляков Александр Александрович - декан композиторского факультета МГК.


    1. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований // Синергетическая парадигма, Москва, 2000 г. 21 стр.
    2. Синергетика и творчество // Синергия культуры, Саратов, 2002г. 5 стр.
    3. Синергетика, язык, творчество // Синергетическая парадигма-2, Москва, 2002г.12 стр.
    4. Основы общей теории творчества ( синергетический аспект) // Философия науки, вып. 8, Москва, 2002г. 13 стр.
    Есть и другие работы по данной проблематике.
    А вот еще :применение квантово-вероятностной модели для объяснения снятия исходных противоречий в пространстве большей размерности ( совместно с Г. Г. Амосовым) // В печати.

  • Похожие темы

    1. Справедливость в музыке
      от Lois в разделе Философия и музыка
      Ответов: 70
      Последнее сообщение: 02.05.2011, 18:23
    2. Математика в музыке
      от ushliy в разделе Теория музыки
      Ответов: 22
      Последнее сообщение: 25.05.2009, 16:02
    3. Программность в музыке
      от Павел Якубчёнок в разделе Теория музыки
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 18.02.2009, 04:00
    4. Спам в музыке
      от sono-mute в разделе Современная музыка
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 22.04.2007, 22:35
    5. Классика не в музыке
      от MCM в разделе Про все на свете
      Ответов: 15
      Последнее сообщение: 26.02.2006, 22:52

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100