Тема: Синергетика в музыке
-
24.11.2005, 12:14 #1Новичок
- Регистрация
- 16.05.2005
- Сообщений
- 85
Синергетика в музыке
Делаю новую работу, от музыки очень далекую, связанную с синергетическим подходом. Неожиданно, наверное, в связи с частым, в последние дни, посещением форума, появилась мысль, что синергетика по смыслу должна быть очень близка к музыке, гораздо ближе, чем, например, живопись, у которой нет протяженности во времени.
Я ничего пока не знаю об этом. Поиск в сети ничего стоящего не дал. Наверняка есть работы теоретиков музыки, должны быть. Кто-нибудь может помочь?
P.S. Для тех, кто не встречался с этим: ликбез (см. ниже).
Единственное знание,Совокупность знаний о хаосе и порядке, переходных процессах, фракталах и нелинейности, которые называют синергетикой, понимают и как теорию, и как учение, и как науку, и как мировоззрение, исходящие из самых различных образов, фактов, представлений о хаосе, порядке, когерентности, переходных и кооперативных процессах в природе, обществе, духовном мире.
которое нам сейчас действительно нужно,
это знание о том, как продолжать путь.
Л.Витгенштейн
Re: Синергетика в музыке
Вас посетила оч-ч-чень интересная, как мне кажется, мысль.
Никогда не думал об этом в Вашей постановке вопроса, но проблемами синергетики (в области взаимодействия лазерного излучения с веществом) занимался лет 25 назад.
Вот первые мысли - навскидку, как говорится.
Ансамблевая музыка, видимо, может служить моделью возникновения синергетических, кооперативных эффектов. В том прямом смысле, который мы вкладываем в понятие синергизма - когда суммарный эффект не является простой суммой эффектов, а порождает качественно новое явление.
То есть: многоголосье порождает новое (эстетически, эмоционально новое, а не в смысле сложения колебаний) состояние... Здесь, конечно, чрезвычайно затруднена, если вообще возможна, количественная оценка. И не так уж просто отделить "простую сумму" отдельных голосов (партий) и достигаемый этой "простой суммой" суммарный эффект, от предполагаемого "синергетического" эффекта, отличающегося (чем-то...) от "простого суммирования". Над этим, видимо, стоит поразмышлять...
Что касается сложения акустических колебаний и возникающих в этой связи сложных кооперативных эффектов - это более простая и достаточно очевидная задача, которую, возможно, никто применительно к музыкальным явлениям не решал, но, в принципе, понятно, что и как там делать.
Удачи.
- Регистрация
- 16.05.2005
- Сообщений
- 85
Re: 2Beta
Я не хочу об акустических колебаниях и суммированиях звуков, я здесь не специалист, и мне это не интересно. (Это какая-то анатомия музыки.)Сообщение от Beta
Интересно другое - взаимоотношение синергетики и гармонии, например. Когда-то очень давно, наверное в 80-х годах, я познакомился (очень поверхностно) с работами В.Зайцева. Он математик, но перед этим закончил консерваторию. Я плохо помню эти работы, а смысл их в том, что, взяв в качестве исходного материала колоссальный массив музыки Моцарта, он, выделив в ней основные закономерности, мог "сочинять" (разумеется, на компьютере) симфонии в стиле Моцарта, "написал" их несколько. Только знающий специалист - хороший музыкант мог различить новодел.
Насколько я помню, работы эти не финансировались, в отличие, например, от оборонки, в которой он, как и все тогда, участвовал, в профессиональном музыкальном кругу они вызывали стопор. Технически все это было очень трудоемко, поэтому не уверен, что было какое-то развитие темы-хобби.
Чем это не вариант проекта, направленный на развитие своеобразного синергетического подхода в музыке? Здесь мог бы возникнуть новый взгляд на традиционные проблемы, связанные с реконструкцией создания новых форм и средств музыки, с попыткой увидеть неожиданные, парадоксальные связи в музыкальных событиях прошлого, в которых, при всей их кажущейся случайности и трудной объяснимости, удалось бы проследить универсальные системные механизмы. При этом создаваемые модели могут оказаться принципиально важными для анализа современных тенденций в музыке.
Но, похоже, вопрос так никто не ставил.
Re: Синергетика в музыке
В свое время задавался этим вопросом. Если нужно, могу послать эти работы - автора знаю лично.
Кобляков Александр Александрович - декан композиторского факультета МГК.
Есть и работы по данной проблематике.
- Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований // Синергетическая парадигма, Москва, 2000 г. 21 стр.
- Синергетика и творчество // Синергия культуры, Саратов, 2002г. 5 стр.
- Синергетика, язык, творчество // Синергетическая парадигма-2, Москва, 2002г.12 стр.
- Основы общей теории творчества ( синергетический аспект) // Философия науки, вып. 8, Москва, 2002г. 13 стр.
А вот еще:применение квантово-вероятностной модели для объяснения снятия исходных противоречий в пространстве большей размерности ( совместно с Г. Г. Амосовым) // В печати.
Похожие темы
-
Справедливость в музыке
от Lois в разделе Философия и музыкаОтветов: 70Последнее сообщение: 02.05.2011, 18:23 -
Математика в музыке
от ushliy в разделе Теория музыкиОтветов: 22Последнее сообщение: 25.05.2009, 16:02 -
Программность в музыке
от Павел Якубчёнок в разделе Теория музыкиОтветов: 2Последнее сообщение: 18.02.2009, 04:00 -
Спам в музыке
от sono-mute в разделе Современная музыкаОтветов: 13Последнее сообщение: 22.04.2007, 22:35 -
Классика не в музыке
от MCM в разделе Про все на светеОтветов: 15Последнее сообщение: 26.02.2006, 22:52



Ответить с цитированием

Социальные закладки