Тема: Внимать музыке
-
05.01.2010, 14:37 #1
Внимать музыке
Много писалось и пишется об умении слушать музыку- и для любителей.Несомненно существуют люди,глухие к музыке,хотя их слух в полном порядке.
Вот фрагмент из книги W.A.Mathieu The listening Book (Книга вслушивания),описывающий это явление , его причины; и пути решения проблемы :
Слушать музыку
Музыка отражает то,для чего она создана.Текстуры и формы музыки,созданной для танцем отличаются от партитуры,созданной для ужастика.Один вид музыки стремиться смешаться с вашим телом,другой хочет на вас ощущение ужаса и страха.Есть разновидность музыки,которая звучит в спектаклях;или заставляющая почувствовать себя романтичным; вечерняя музыка;тематическая музыка;музыка к рекламе;патриотическая музыка; музыка,с которой можно потеряться в пространстве ;музыка,просто-заполняющая –отрезок-времени.
Нет ничего предосудительного в рассказах,или фильмах,или танцах,или грезах, или мыслях.Все это замешано различными,приятными нами путями, в музыке,которую слушаем.Однако все это не есть вслушивание в музыку,и не заменяет ее.Если вы никогда не слышали музыку без одного из этих сопровождающих атрибутов-вас ожидает новое замечательное переживание!
Есть забавная история, в которой рассказывается о музыке типа New Age: один посетитель ресторана обращается к официанту :»Иголка вашего патефона застряла на пластинке,которая играет».Ответ официанта:»Нет,иголка не застряла; это музыка Новой эпохи.Она звучит бесконечно повторяющейся только неискушенному уху,которая не умеет НЕ слушать эту музыку...».
Действительно,что большинство людей должны специально учится этому единственному чистому действию – вслушиванию в музыку.Иногда музыка сама прилетает к вам,окутывает неожиданным образом.Потрясенные,вы пробуждаетесь в новой прекрасной обители звуков.
Однако в большинстве случаев,учиться вслушиванию требует времени и терпения-это как мускульная тренировка.Это именно то,чему учатся музыканты помимо игры-чтобы стать профессионалами:они тренируются в вслушивании,сосредоточенности и внимании, которые постепенно углубляются.
Музыка,предназначенная только для прослушивания,и не в качестве фона к чему-то другому,называется абсолютной музыкой . Это может быть нелегким делом-найти ту музыку,которую вы любите.Это должна быть музыка,которая что-то говорит вам ; которая показывает вам нечто,спрятанное внутри вас.
Наиболее легкодоступная классическая музыка находится много поколений сзади нас.Музыка северной Индии находится на другой половине земного шара.Современная художественная музыка прибывает к нам в неапробированной упаковке.Все таки существует достаточно прекрасной абсолютной музыки в мире; так что любой ищущий в конце-концов найдет свою предпочтительную фонотеку.
Мой предпочтительный список включает много Баха,немного квартетов Моцарта и Бетховена,немного Терри Рэйли,немного средиземноморской музыки,североиндийской и болгарской; немного Стэн Кентона и Майлса Дэйвиса...Однако это не ваш список,а мой. Всю свою жизнь искал музыку,которой мог довериться,как сельский подросток может довериться своей спине во время плавани я - так что каждое нырок вглубь будет идеальным и лишенным всякой обеспокоенности.
Мой список действителен только для меня.Никто не может сказать вам,что должно фигурировать в вашем списке- это придает ценность вашему списку .
Что же превращает столь простое действие как слушать музыку в нечто сложное?
Проблема –размышление.Мысли –они всегда голодные, а мозг –их пища.Когда мысли пируют,трудно услышать что-то вне шума и суматохи этого пиршества.
Существуют много видов размышлений,и вслушивание не является ни одним из них.
Вид размышлений,когда мы строим какие-то планы- на сегодняшний день,или на всю жизнь;воспоминания есть разновидность размышления,а также фантазирование.Существует вид размышления ,расставляющий по местам происходящее в рамках взаимосвязей,и объясняющий его смысл.Существует аналитическое мышление,изолирующее событие;существует всеобщий подход,увязывающий происходящее с космосом.Все эти виды мышления могут быть РЕАКЦИЕЙ на музыку,или могут усилиться в музыкальной атмосфере.Невозможно уклониться ни от одного из них; однако каждый из них является охватывающем вас щупальцем,отдаляющим от объятий(музыки).
Людей учат тому,что они могут понимать музыку только тогда,если им будет о ней что-то известно.Смысл этого заключается в том,чтобы знать: сколько детей было у Баха,или какие взаимоотношения были у Моцарта с его отцом,или какой звук издает Corno Inglese, или когда появляется прерванный оборот.В этом что-то есть;однако ,на мой взгляд,музыка расшифровывается интеллектуально изнутри;она сама по себе сияющее мышление,озаряющее своими отголосками ваше мышление.Музыка нуждается только в вашем признании того,что она течет,чтобы превратиться совершенно в то, чем она является.Музыка должна только зазвучать.
Учить предварительно о музыке есть приготовление урока.Разумеется,стоит изучить предварительно историю нового города,чтобы иметь удовольствие от вашего визита в нем ; естественно,что раннее знакомство с расположением улиц поможет вам в ориентации.Однако эти знания не являются похожими на город как переживание.Есть виды туристов,зазубривающие историю и интересные городские объекты, и никогда не покидающие туристский автобус.Пешая прогулка может заставить прочувствовать новое место только тем,что там находишься,сидишь в кафе ,свободно внимая пробуждающемуся городу.
Так вы сможете внимать музыке,посвятив себя этому полностью:найдите правильное для вас произведение абсолютной музыки; найдите место без помех-концертный зал или ваша комната.Во время прослушивания музыки будьте по возможности спокойны.Закройте глаза,расслабьте лоб.Может вы увидите формы-приятные,абстрактные,полные света-которые являются попросту нервной реакцией на звуки.Появятся картины,мысли,маленькие судороги,точечные уколы,зуд и другие реакции тела.Не надо с этим бороться,только вернуться каждый раз к звукам.Ухватитесь за каждый признак звука - кларнет,виолончель,тарелка,чтобы вернуть себя обратно.Сосредоточьтесь на звучащем,войдите внутрь,вдыхайте музыку и выдыхайте ее.У вас нет нужды ни в чем,кроме осознания и желания,чтобы предоставить музыке стать всей вашей явью.В соответствии с биениями сердца продолжайте возвращаться к звукам, и только к звукам – ко всем их элементам,разглядывайте их вверх и вниз;стремитесь к ним, и дайте им устремиться к вам.
Вот хорошее упражнение,использующее записанную музыку: выберите чистую запись короткого(3-6 мин.) инструментального произведения,которое вы можете слушать всем сердцем- классическое,джаз,каунтри,рок-все,что вы любите;прослушайте несколько раз подряд ежедневно,в течение5 дней.Во время прослушивания не занимайтесь ни чем другим: ни грезить,ни читать,ни петь,ни смотреть,ни думать,ни танцевать ,ни планировать.Войдите в дневной ритм чистого вслушивания по открытым каналам.
Это звучит как попытка продать вам нечто,и это именно так.В нашей культуре мы забыли,как слушать музыку.Музыка превратилась враспространенную обесцененную валюту.
Меня радует,что музыка звучит везде; меня печалит,что ее назначение всюду-продать вам чего-то,как ,к примеру,еще пластинок , или еще еды.В менее развитых обществах музыка тоже находится всюду,потму что люди создают ее.Пение,танец,хлопки в ладоши, ритмичное стучание и игра на инструментах – все это пути к тому,чтобы быть вместе-или одному.Однако большая часть того,что мы слышим в нашей культуре,записано.Музыка стала специализацией,отданной в руки профессионалам.Несмотря на то,что она выглядит столь близкой нам,находящейся везде и всюду.I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Вот еще извлечение из той же книги:
Хитрый трюк с радио.
У рекламодателей,покупающих радиовремя для своих реклам,есть маленькое,но настоящее преимущество над нами:мы не любим мешать собственному прослушиванию,и снимать громкость.У рекламщиков есть,разумеется , точно такое же право рекламировать, как и у меня –право слушать или нет.Все рекламы хотят заставить вас что-то сделать.Даже если ваши уши прекратили внимать- благодаря вашей избирательности,направленная при этом энергия СТАНОВИТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ВАШЕЙ ЖИЗНИ.ЭНЕРГИЯ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ-ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ЧЕГО-ЛИБО- СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ВАС.
Потребители ТВ решили эту проблему частично,используя дистанционный пульт управления( сегодня то же самое и со стереоустановками- NbP),однако большинство из нас –слушателе радио- все еще должны дотянутся до кнопок; немногие из это делают.Я много слушаю радио-спорт,новости,радиособеседования;и ввел в привычку ассигновать в моем мозгу ограничение,продолжительностью в 60 секунд.Я рефлективно могу снять и добавить громкость ровно через минуту .Это превратилось в привычку.
Реклама есть изысканое изуверство.Ее опасность не в том, что она нас потталкивает; а как раз в том ,что мы -для обороны от нее - облачаемся в неосознаный панцырь.МЫ ПОСТЕПЕННО ПОГРУЖАЕМСЯ В НЕКУЮ СЛУХОВУЮ ДРЕМУ.Если я имею возможность улучшить свое звуковое пространство,я хочу познать ее ,и научиться ей пользоваться. Когда есть выбор,я предпочитаю более слушать,чем не слушать.
Я горжусь своим умением выкинуть на 60 секунд из моей жизни людей,пытающиеся беспрерывно продать мне мто-нибудь; хотя и оцениваю эту свою гордость как обратную сторону их амбиций.
В данный момент протягиваю руку к кнопке радио.Ветер предпочтителен.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
К книге W.A.Mathieu The listening Book присоединяется и другая книга,вышедшая за 10 лет до нее- Ear Cleaning by R. Murray Schafer.В этой книге ее автор вводит термин Soundscape , составленный из двух слов: Sound и Scape ( как часть ландшафт)- по- русски нечто вроде звукопейзаж.Это попросту звуки в окружающем нас пространстве - близком и далеком.
В обеих книгах говорится о том же:прежде чем мы начинаем сознательно слушать музыку- чужую и свою,мы впитываем с младенчества(и до этого тоже) звуки из окружающего нас пространства точно так же,как и вбираем в себя виды на окружающий ландшафт.Монотонность и малая изменчивость окружающего утомляет,поэтому чтобы отдохнуть, люди переезжают в другие места-с другими ландшафтами,запахами и звукопейзажами. Ритм жизни меняется,появляются новые впечатления,которые откладываются в памяти,смешиваются с предыдущими воспоминаниями; и в конце -концов обогащают нас.Главное утверждение тут: чтобы научиться СЛУШАТЬ музыку(не понимать ее),надо научиться постоянно внимать звукопейзажу в любом месте,где мы находимся.А для этого необходимо стать привередливым в выборе звукопейзажей,и если надо -использовать ушные затычки.И все это направлено на тот момент,когда наши уши раскрываются по нашему решению музыке.
Чтобы иметь удовольствие от звуков музыки,надо предварительно иметь удовольствие от вашего звукопейзажа.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Регистрация
- 12.03.2009
- Сообщений
- 2,072
Re: Внимать музыке
Какая же у человека должна быть размеренная и обеспеченная жизнь, чтобы такими глазами, ушами воспринимать окружающий тебя мир.
Исключительно, с белой завистью говорю...
Это же здорово, что такие люди есть.
Как по Чехову..."с молоточком", хотя наличие западного акцента, весьма заметно.
У нас, чаще доминирует - " волка ноги кормят"
Спасибо NЬP и W.A. Mathieu за напоминание о возможности остановиться и прислушаться к окружающему, к себе.
Re: Внимать музыке
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Регистрация
- 12.03.2009
- Сообщений
- 2,072
Re: Внимать музыке
Это же ясно как божий день! Нас , музыкантов , учили : "Слушайте музыку , слушайте себя и других во время игры! Слышать и слушать -не одно и то же !". Однако согласно восточной философии мы не внимаем звукам ,но медитируем на них; мы раскрываем душевные створки ,чтобы звуки проникли внутрь , а не застревали во внутреннем ухе. Эго во всех его видах - главное препятствие этому , поэтому требуется вести с ним постоянную войну.
W.A.Mathieu по происхождению балинезиец ;и весь его подход основан на восточной философии. Он ,по- моему, организовал первый суфисткий хор в северной Америке .
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Регистрация
- 12.03.2009
- Сообщений
- 2,072
Re: Внимать музыке
Но это же различные мировоззрение и мировосприятие, требующие своего воспитания и образования.
Это формируется с детства.
Как пример: наш ребенок, в силу любопытства, подойдет и сорвет цветок, а ребенок воспитанный на восточной философии, подойдет и будет разглядывать , нюхать, но рвать не будет. И этот подход, будет ко всему в их жизни. Они же разному створки раскрывают.
Разве можно стать, но не быть, так как уже сформировался?
Наверное можно приблизиться к какому то уровню...наверное. Говорят " дорогу осилит идущий".
А вообще...я недостаточно хорошо знаю философию Востока, чтобы быть Вам оппонентом.
Похожие темы
-
Справедливость в музыке
от Lois в разделе Философия и музыкаОтветов: 70Последнее сообщение: 02.05.2011, 18:23 -
Математика в музыке
от ushliy в разделе Теория музыкиОтветов: 22Последнее сообщение: 25.05.2009, 16:02 -
Программность в музыке
от Павел Якубчёнок в разделе Теория музыкиОтветов: 2Последнее сообщение: 18.02.2009, 04:00 -
Спам в музыке
от sono-mute в разделе Современная музыкаОтветов: 13Последнее сообщение: 22.04.2007, 22:35 -
Классика не в музыке
от MCM в разделе Про все на светеОтветов: 15Последнее сообщение: 26.02.2006, 22:52



Ответить с цитированием

Социальные закладки