-
27.12.2011, 02:36 #1
«Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Итак, свершилась главная премьера Мариинского театра этого сезона! Сказки Гофмана поставили, выучили, отрепетировали, и что говорится - дали. По предварительным сообщениям Мариинский театр поработал с самой полной редакцией. Это как бы анонсировалось в плюс. Но я знаю эту оперу примерно как любитель бельканто «Гибель богов», и поэтому могу только доверять специалистам – на-гора выдана действительно самая полная версия, но сильно урезанная ))).
Главной изюминкой ожидалась режиссура Бархатова, который, как известно, блондин очень молодой и талантливый. « Бенвенуто Челлини» в его видении давно стал классикой пресловутого «режоперства», «Братья Карамазовы» же напротив впечатляли здоровым консерватизмом. Тем интереснее было ознакомиться с очередным творением повзрослевшего «вундеркинда».
По результатам поверхностного обследования постановка Сказок Гофмана создала впечатление некоего плода близкородственного скрещивания «черняковского тристана» с «бархатовским челлини и карамазовыми». От первого достались видеопроекции, коробочка – квартирка-гостиничный номер, конечно с люстрой, черная рамка, от вторых – Домик с балконами и псевдо-карнавальный настрой. Идея сделать комнату на просвет, и показать общий вид словно на плазменной панели - неплоха, но образовавшийся подиум несколько обесценил голоса вокалистов, отсек их от авансцены, лишил наклонного зеркала. И хотя всех было достойно слышно, суфлер, отраженный от подиума звучал в лучших традициях архивных записей.
Так как режиссер оперы должен быть непременно Оригинальным,наиболее трудная задача стояла перед Бархатовым в вопросе нетривиального представления куклы Олимпии. И он справился. Думаю, такого воплощения куклы еще не было. Достаточно впечатляюще. Но, не отрепетированы действия тенора по отношению к картинке, которую мы видим вместе с ним. «Прикол с севшим голосом» у колоратурной сопрано смешон только первый раз, на второй раз не смешно, а натретий грустно. Да и суеты в этой сцене слишком много.
Третья часть «Джульетта» вообще не читается, если в антракте не принять грамм 400 на грудь. То,что молодежь называет – «наворочено». Разбирать даже не буду – надо еще раз сходить и попробовать понять. Почему на подушке отпечаталась ксерокопия лица удушенного оной? Как тенор делал харакири, чем и зачем? Кто кого душил и резал на кровати опустившегося потолка – тоже большой вопрос. И чем опера закончилась? Придётся идти снова.
Наиболее цельно выполнено действие « Антония». Но лично для меня тут важна музыка. Я оперу слышу первый раз, и именно в «Антонии» она оказалась с первого прослушивания такая, как я люблю, - мощная, сильная, неделимая, очень красивая и трогательная. Душераздирающая музыка, почти, да и сопрано умирает, как и должно в правильной опере. По мне, темному, опера должна на этом и закончится. После антракта же, когда мертвая сопрано по-прежнему на сцене, только ленивый не отточил остроумие - "Весь антракт лежала!" "Забыли убрать" и так далее, и это все под чудную баркароллу!!! Когда сопровождаемое сказочными «хитовыми» звуками, тело и вовсе вдруг пошло под сцену - зал дружно засмеялся )).
Что хотел сказать Оффенбах, и тем более Бархатов, для меня осталось загадкой. Спектакль тянет под агитку – «Надо меньше пить», а то « и не такое привидится».
Но должен отдать должное визуальному ряду, дождю, и воде с потолка, вполне музыкально капающей. Хотя дождь идет уже третий месяц у нас, и мягко говоря осточертел, это смотрелось классно. В целом, хоть и с элементами бытовухи, но все достаточно стильно. Но и тут, зачем то появляется ёлка. Убогая, даже на фоне коробок и пустых бутылок. Словно на генеральную репетицию приехал партийный функционер с проверкой, и сказал посмотрев, "сносно, но у трудящихся Новый год на носу, а в вашей постановке нет ёлки – добавить!, и дед-мороза не забудьте, и эту, как ее….гирлянду!"
Как играли пели! Вот тут все куда более отрадно. Гергиев и Оркестр – потрясающе!!!! Уже это одно оправдывает все. Некоторые вокалисты порадовали.
Шилова умница, красавица, очень трогательно и тонко, хотя явно, что то напутали в любовном дуэте с тенором. (но режиссер настолько нагрузил всех суетой, что удивительно, что они вообще успевали петь).
Абдразаков – вообще без вопросов – высший класс.
Очень хорош Воробьев, жаль роль маленькая.
Остальные – нормально.
В целом интересно, но без драйва и нерва Гергиева, и вне премьерной самоотдачи вокалистов спектакль превратится в ребус, разгадывать который никому не интересно и не нужно.Последний раз редактировалось adriano; 27.12.2011 в 03:03.
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Оксана Шилова, как мне кажется, была самой интересной в спектале. Хотя режиссер сделал все возможное, чтобы создать ей условия самые невыгодные для существования на сцене. Обреченная на немоту певица - она устремлена душой к магии театра, но ради сохранения здоровья и жизни должна посвятить себя быту и не петь. Пение как шагреневая кожа отнимает у нее жизнь. Романтическая красавица по либретто, она появляется как невзрачная чумичка в желтых ботах и зелено -салатовом платье, в прозрачном дождевике. (Дождь особый разговор Он не только ниспадает потоками на крышу соседнего дома, но и льет сквозь крышу). Протечки реальной воды угрожали даже группе виолончелей в оркестре. Как создают дождевые потоки на заднем плане? Не вредят ли они дыханию певцов?) Звуки капель мешали музыке. ...
Зато "дождь" обладал некой химической активностью. Его использовали как проявитель для рентгеновских снимков.
Полный скелет несчастной пациентки Антонии предъявил доктор Миракль папаше Креспелю. Мама же (Лариса Гоголевская) появилась не в виде бесплотной тени, но, наоборот во всем филармоническом величии- на фоне красного атласного занавеса, в столь же ярком концертном платье и прическе с черным эспри из перьев и в сопровождении оркестра.
При этом света в зрительном зале прибавили как бы усилив доминанту "театральной ауры". Антония не просто становилась "жертвой искусства". Суициднальная склонность к пению была подчеркнута применением некоего "кинжала Мельпомены" , которым нанесла себе смертельный удар несчастная дочь великой певицы. При всех этих навотортах Оксана Шилова смогла остаться и естественной и трогательной и при этом прекрасно справилась с вокальными сложностями.
п
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Спасибо за рецензию, Adriano, пойду сегодня - уже не так страшно
Забавно, что до сих пор на сайте нет состава сегодняшнего спектакля...
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Ну, а смысл ускользает, потому что Гофман не романтический художник -визионер, а как мне приходирсь слышать из околотеатральных разговоров, такой менеджер среднего звена. Он вовлекается в какие-то необязательные романы, хотя прямо напротив окон его жилища обитает некая вполне себе преуспевающая леди, (не девочка с персиками и не девушка с косой до попы), нет - вполне положительная, но одинокая молодая женщина, которая вполне соответствовала бы созданию семьи "среднегокласса", но
в финале она съезжает (очевидно, снимает квартиру в более престижном районе, где вид из окна лучше).
Гофман же оказывается "на бобах" и в при последних аккордах нахлобучивает себе на голову картонную коробку, символизирующую башку " Цахеса".
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Замечу также, что первое действие показалось мне удручающе скучным. Медицинская тема из разряда обязательных при "актуализации" опер. Врачи, белые халаты, осцилографы, капельницы, каталки и прочая "игра в больницу" - уже просто даже и не смешно...
Олимпия в виде фотомодели несуразно маячила на экране как некий симулякр, возбуждаемый в мозге пациента воздействием электродов. Звуковое сопровождение - "озвучка экранного образа"- принадлежало "певице" с микрофоном (Лариса Юдина). Виртуозные ее фьиоритуры не всегда были "стаккатны", скоре тяготели к глиссандо. ее одели в "шикарное" сверкающее плптье.
По моему наблюдению, избранниц Гофмана поголовно отличали ярко рыжие парики.
Второе и третье действия оказались значительно более интересными. Второе - в силу сюжетной и музыкальной драматургии, которое никакие режиссерские ухищрения не могут испортить. Третье - за счет карнавальности и пестроты. Бархатов (в отличие от Чернякова) не дает себе труда поработать с песонажами второго и треьего-четвертого плана. А потому - гопники сидящие на крыше вдруг делают некие "балетные" жесты. В общем же, впечатление от спектакля позитивное, чему способствуют хорошие певцы, оркестр и Гергиев.
Последний раз редактировалось Андрей C.; 27.12.2011 в 09:31.
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Это даже не из разговоров, а прямо с сайта Мариинки:
Именно эта цитата меня и "напугала"Василий Бархатов считает, что ««Сказки» – драма человека, придумавшего себе мечту, давшего ей женское имя и погрузившегося в болезненные грезы. Из впечатлительного художника Гофман превратится в самого обычного человека – не способного, правда, провести границу между собственной фантазией и действительностью. Герой, пережив драму любви и поняв, что он, говоря условно, никакой не Джими Хендрикс, идет работать менеджером среднего звена и лысеет».- но то, что и у Вас, и у Adriano "общее впечатление положительное" - внушает надежды
(С чего бы это, интересно, у "молодого и талантливого блондина"((С) Adriano) мечты ассоциируются с болезненными грезами? Вроде бы творческий человек, сам, по идее, должен быть "впечатлительным художником"... Или в нынешнем рыночном мире мечтать стало глупо и беспонтово? По сравнению с работой менеджером...)
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
Специально для Справочного Бюро, мама у Антонии, по замыслу режиссера, Мария Калласона прижимала к груди грампластинку с большим портретом Каллас и разрывалась между любовью и искусством...
Знаю, милый, будешь мой...
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Re: «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – премьера Мариинского театра
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Похожие темы
-
Опера "Сказках Гофмана" Оффенбаха в Московской филармонии
от femmina в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 4Последнее сообщение: 07.10.2010, 11:03 -
«Сказки Гофмана» в Мет (11.12.2009)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 12Последнее сообщение: 26.12.2009, 19:52 -
Ищу партитуру "Болеро" Ж.Оффенбаха из "Сказок Гофмана".
от Китти в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 2Последнее сообщение: 28.04.2009, 22:44 -
Гастроли Краснодарского театра балета Юрия Григоровича на сцене Мариинского театра
от sonyko в разделе БалетОтветов: 10Последнее сообщение: 10.08.2008, 14:48 -
"Сказки Гофмана" в Тель-Авиве
от Повеса в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 18Последнее сообщение: 06.03.2007, 14:05



Ответить с цитированием


Социальные закладки