В теме о создании струнных смычковых инструментов вдруг возник вопрос, касающийся баянов. Перенесу сюда темку с уже готовыми комментариями.
-------------------------------------------------
Сообщение от murom
Когда я настраивал и ремонтировал баяны-аккордеоны, то заметил зависимость строя язычков от размеров камер. Еще на строй язычков влияет длина отверстия в камеру. Как я это заметил: во время изготовления настроечной машины, чтобы быстрее настраивать голоса. Ведь как у нас в училище некоторые баянисты сами настраивали баяны: вынимали шпильки, разъединяли корпус, доставали входную камеру, подчищали язычок чуть-чуть, вставляли камеру в корпус, соединяли его (без шпилек), играли и опять повторяли всю эту процедуру. Например, дуть в камеру (для ускорения процесса) нельзя, так как входное отверстие будет короче, чем в сборе, а значит и не правильно настроишь.
А вот когда я делал эту машину, то должен был соблюдать все параметры, чтобы отверстие во входную камеру соответствовало инструменту. А эти отверстия были разными для каждого инструмента (баян, аккордеон - да еще модификации разные). И вот когда я сравнивал все эти размеры и высоту звучания язычка, то и пришел к выводу о зависимости между самим язычком и камерой с отверстием. Особенно важно оказалось именно отверстие.
Это было давно, когда мне еще было только 25 лет. Вот именно в тот момент и пришла гениальная мысль, что итальянцы делали свои инструменты конечно же по определенной технологии с соблюдением многих параметров, но... последним этапом было - работа над отверстиями, т.е. эфами. Здесь и площадь отверстия, и его конфигурация, и даже толщина стенок деки в районе эфа.
Если при изготовлении скрипки ты следуешь своим традиционным параметрам, то все равно получаешь при сборке разные варианты. А вот корректировать их и нужно эфами. Две деки, имеющие одинаковый вес, свод, настройку, распределение толщин, качество дерева - все равно на корпусе будет вести себя по разному. Вот эфы и отрегулируют отклонения от желаемого результата по акустике.
Аметист;1045291 - Муром! ваше мнение понравилось! Действительно, сколько не настраивай голоса на дувачке, в корпусе всё будет по другому. Что касается скрипки, то эфы наверное не последний этап в корректировке. Есть ещё подставка и душка.А у них своя тайна.В идеальном варианте было бы неплохо ограничится только эфами...
Ваша машинка по подстройки язычков заинтриговала, нельзя ли поподробнее, если конечно она ещё существует.
Нет, конечно же, я ее в Австралию с собой не взял. А здесь на баянах не играют совсем и очень редко можно встретить аккордеон.
Итак:
1 - обычный стол, в крышке которого вырезано прямоугольное отверстие.
2 - в это отверстие вставляется дека с круглыми отверстиями под голоса (это может быть или от оригинальной деки старого баяна, на которую крепятся входные камеры, или специально сделанная). Так как инструменты имеют разную толщину этих дек и разное расположение отверстий, то желательно иметь и разные вставки-деки. Обычно это делается так: сначала делается одна, самая популярная дека для трехрядного баяна, потом по мере поступление в настройку баянов с другими параметрами изготавливается вторая дека. И так далее.
3 - под крышкой стола крепится баянный мех, естественно, что с перекрытием вместо корпуса. Одна сторона меха закрепляется, чтобы она не расходилась, а вторая свободная.
4 - при свободном опускании меха - это разжим, поднимаю коленкой мех - это сжим. Никаких особых технических приспособлений для сжима-разжима нет - все коленкой.
5 - шлифовка голосов для настройки делал не надфилем (как многие), а бормашиной (как у зубного врача).
6 - процесс настройки идет так: звук, остановка, подшлифовка бормашиной, опять звук. Все очень быстро.
7 - естественно, что при настройке нужно, чтобы звучали только те голоса, которые нужны именно сейчас. Для этого делал задвижки между камерой и декой из тонкого но крепкого целлулоида, которые двигались между такими же целлулоидными прокладками между отверстиями (все должно быть плотно и герметично).
Сфоткать такую установку не могу, т.к. ее просто нет, а вот нарисовать, если нужно, могу.
--------------------------
Правда, если хотите и есть возможность настраивать по специальному тюнеру, то можно сделать все проще, т.е. маленькая дека с отверстием только для двух голосов - на сжим и разжим. При настройке просто нужно положить на это отверстие только настраиваемые.
Но я настраивал только на слух и , поэтому, использовал всю камеру и деку со множеством дырок, перекрывающихся отдельно.
Последний раз редактировалось murom; 05.12.2010 в 10:33.
Есть необходимость настроить басовую клавиатуру баяна в стандартную раскладку, поэтому ищу ссылки на справочный материал. Подскажите пожалуйста, если встречали такое.
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Социальные закладки