-
17.09.2009, 16:58 #1
Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
Уж не знаю, почему, но о работах Вольфганга Вагнера, как и о работах Б.А.Покровского, принято говорить либо восторженно, либо хорошо, либо уважительно, либо никак. Но у меня почему-то не получается. Наверное, у мэтров оперной режиссуры есть работы, заслуживающие безоговорочного приятия, но мне на глаза почему-то ни одна из них не попадалась...
Нынешний "Летучий голландец" был поставлен в Дрездене двадцать лет назад и сегодня представляет собой одно из самых блёклых и невыразительных сценических прочтений этого шедевра, чем вызывает законное недоумение: а как такое столько времени вообще на сцене протянуло?..
Сомнамбулическая статика постановки выматывает: все двигаются, словно в тумане, смотреть не на что, основные дуэты исполняются артистами в позиции "равняйсь на середину, руки по швам"... Ну монолог в таком истуканистом положении исполнить, пожалуй, еще можно, но дуэт... Отчаяния добавляет сценография: серо-сине-чёрно-бурое такое всё, как среднестатистическое представление о северной деревянно-скалистой натуре у дремучего крестьянина-оленевода... Серый задник, по нему анимационные тучи, электрические разряды молнии... Находка на находке... Я не настаиваю ни на проливном дожде, ни на девятибальном шторме, но хотя бы окошко в светёлке, где девушки над прялками горбатятся, можно же было нарисовать... что ж они бедные сидят-то - света дневного не видят?..
Но основное нагромождение постановочных нелепостей касается, как легко догадаться, культовых кульминаций сюжета и партитуры. Корабль Голландца причаливает под световой всплеск красного зарева, что хорошо, но выглядит огромной - в всю боковину сцены - занавеской, которая просто поворачивается по диагонали, как створка ворот: была занавеска - стал корабль. Причем если торговое судно Даланда изображено по сравнению с типовым дизайном детской песочницы весьма убедительно, то на его фоне абстрактное полотняное страшилище Голландца выглядит чудовищным танкером.
Как эти несоразмерные конструкции "расплываются", нам не показывают, так как все антракты исполняются при закрытом занавесе (а сам спектакль идет с одним перерывом на шампанское после первой картины).
Вторая картина убивает портретом Голландца, который пускает искры из глаз с беспросветно мрачной стены. О том, что "классически" нелепый оперный расклад персонажей мы наблюдаем здесь во всей его комической неубедительности, даже говорить не нужно: тётушка Мэри сидит и "контролирует процесс" на самом что ни на есть первом плане спиной ко всем остальным участникам действия и вынуждена постоянно к ним оборачиваться, произнося свои реплики; Сента сидит спиной к зрителям и неподвижно, свесив руки по бокам, неотрывно смотрит на портрет; никто из присутствующих, кроме папы Даланда и Голландца, не пользуется входной дверью: Эрик входит в дом через левую кулису (может, там черный ход есть - специально для охотников?), девушки, узнав о прибытии моряков, тоже убегают не в дверь, а в левую кулису... Создается впечатление, что в Норвегии все дома либо имеют два входа-выхода, либо соединены между собой, как вагоны электрички... Во всяком случае, любое из этих допущений многое бы расставило по своим местам в данной постановке...
Третий акт - стал кульминацией всего режиссерского решения, выстроенного по принципу "от плохого к недопустимому": голландских моряков мы на сцене не видим вообще, а хор их звучит - через динамики... В этой связи совершенно неясно, почему вдруг разухабистая тема пьяных норвежцев сменяется грозным воем, от которого все разбегаются, а нос норвежского корабля-песочницы задом уползает в левую кулису (навреное, там слева, по мысли режиссёра, какой-то глобальный Notausgang). На заднем плане мы видим какую-то вертикальную матрицу, в которой должны быть угаданы, по-видимому, трюмы голландского "танкера", но на раз это бюджетное режиссерское решение не считывается.
Сента, конечно, ни в какой водоем в финале не прыгает, а уходит "от всех" и укладывается на тело Голландца (когда успел умереть Голландец, швырнувший перед расставанием за кулисы распятие, я, признаюсь, не углядел).
С охватывающей тоской, окутывавшей во время просмотра этого спектакля, бороться было просто невозможно, равно как и отделаться от мысли о том, что, скорее всего, именно такого рода "классические постановки" породили нездоровый ажиотаж вокруг навязчивого "режоперного" оживляжа на границе XX-XXI вв.
P.S. Об исполнении.
Оркестр Саксонской Штаатскапеллы под управлением Павла Балеффа вдумчиво и аккуратно артикулирует все пассажи и звучит намного тоньше и проникновеннее, чем солисты.
Мужские голоса - безусловно, хорошие сами по себе, - совершенно не справляются с тесситурами своих партий.
Михаель Эдер ровно выдерживает все характерные реплики Даланда, но теряется на главном переходе в диалоге с Голландцем "Wie? Hör ich recht? Mein Tochter sein Weib?" Сам Голландец в исполнении Юкки Расилайнена выглядит измотанным (особенно в эффэктном декольте, придуманном Райнхардом Хайнрихом - художником по костюмам), звучит надломленно: голос у Расилайнена крепкий и в середине, и в низу, верхние же форте, без которых эту партию вообще не споёшь, - сплошной крик.
Мартин Хомрих в партии Эрика звучит аккуратно, но неуверенно: верх шатается и "подсипывает", но, слава богу, не "петушится".
Ярчайшее вокальное впечатление произвела Катерина Фостер в партии Сенты: стальной тембр, чистейшее интонирование, изумительно гладкие переходы между регистрами и чёткая артикуляция - ну всё, что надо для счастья, если бы не гренадерская внешность певицы... Папа ей по плечо, Голландец - по пояс... Один Эрик вроде бы с этой Сентой вровень, да и то, если приглядеться, Эриков хохолок на самом деле завершается где-то на уровне Сентиных бровей... В общем знатная барышня... Корабль на плаву остановит...
P.P.S. Вообще дрезденцы как-то не очень тепло принимали спектакль, хотя, если судить по реакции этой публики на другие постановки, то можно не сильно ошибиться, предположив, что местная публика лишь чуть-чуть потемпераментнее московской... то есть почти ледяная
Последний раз редактировалось AlexAt; 17.09.2009 в 17:21.
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
ну, у нас в Питере, пожалуй, поглупее будет, но еще и попафоснее - с прямыми цитатами из Каспара Давида Фридриха на занавесе и загадочной красной линией, которая чертит по сцене таинственные зигзаги... мне постановка Конвичного в БТ как- то свежее кажется
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
Да уж, насчет выдающейся глупости отдельных режиссерских решений в МТ Вы правы! У нас бедный корабль-призрак представлен не занавеской, а огромной уродливой фанерной конструкцией, призванной, видимо, изображать корабельный нос (красная занавеска над ним изображает только парус) - при этом Голландец выезжает на сцену перед своей выходной арией, стоя в корзинке, укрепленной на "форштевне", на манер носовой фигуры, т.е. аккурат в том месте, где на старинных парусных судах располагался гальюнА со входами в дом Даланда еще веселее: все входящие спускаются в комнату по высокой лестнице - при этом в помещении имеются окна, этакого "небоскребного" панорамного типа, так что создается полное впечатление, что люди заходят с вертолетной площадки на крыше - это при вполне средневековых (приблизительно) костюмах
...
Жаль, постановку Конвичного я не видела, только читала о ней
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
притом лестница эта то ли "пожарного" типа, то ли трап - металлическая, лязгающая конструкция уводящая под колосники. У меня как раз в памяти застрял не "спуск", а подъем всех трех персонажей.
Это был смертельный номер - Сента, подобрав юбки,
семенит, мужики тяжеловесно шагают, лестницу качает.... Слава богу, ничего страшного не случилось, но такие инженерные решения порой чреваты катастрофой. Ну не цирк же в самом деле где барабанная дробь, -нервных просят не смотреть, сальто-мортале, "Аппп" ....![]()
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
а портретик-то в Дрездене хорош- не мудрено, что Сента спятила. У Конвичного она его таскает повсюду с собой подмышкой - ну прикол такой у девушки, что поделать. Притом портет размером где-то 60х80 см
И когда она сталкивается с Голландцем (тот большим кожаным чемоданом) на пороге фитнессцентра, то публика радостно ржет -вот два фрика нашли друг друга![]()
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
да, накалить статику - это умение крупных постановщиков и исполнителей. Я вот в опере суеты не люблю - это другой грех режиссерский. Кстати, в МТ Сента отвратительно суетливая, да еще и руки распускала по отношению к своим товаркам- кого щипнет, кого толкнет - крайне невыдержанная особа, не удивительно, что не сказав друг другу и полслова они уже валялись с Голландцем под пресловутой железной лестницей.
- Регистрация
- 15.01.2008
- Адрес
- Сейчас -в Питере
- Сообщений
- 1,140
Re: Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
Похожие темы
-
Единственная премьера Байройтского сезона 2009 года – "Летучий Голландец для детей".
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 1Последнее сообщение: 07.08.2010, 00:38 -
Ищу ноты оперы Вагнера"Летучий Голландец"
от dzhek в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 1Последнее сообщение: 03.12.2008, 21:05 -
«Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 47Последнее сообщение: 15.06.2008, 19:35 -
"Летучий Голландец" Большого в Петербурге
от Zub01 в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 20Последнее сообщение: 18.10.2005, 14:19



Ответить с цитированием


Социальные закладки