Теперь у меня вопрос о ноте в прелюдии №8 Скрябина, фа-диез минор. В тактах 13 и 14 четрертные ноты:
Ре - ля, потом ми-диез - ре. Кварта и секунда.
У меня вопрос к этому последнему ре. Почему-то я хочу слышать вместо него до-диез, то есть терцию. Не знаю, почему.
Вот в репризе звучит так: соль-бекар - ре, и ля-диез - фа-диез. Кварта и терция. Если сохранить логику этой ми-диез - ре в первом проходе, то во втором должно быть ля-диез - соль-бекар.
Слушая записи, я едва различаю эти ноты, но всё же именно на них мы опирамеся переходя к следующему такту.
Взмывая от частного к общему, поставлю вопрос шире.
Стоит ли копаться в подобных случаях, когда логика не очень ясна, и просто играть как написано? Или нужно постараться найти решение, разрешение, оправдание каждой ноты, которая вызывает сомнение? Особенно, играя музыку ХХ века?
Стоит ли копаться в подобных случаях, когда логика не очень ясна, и просто играть как написано?
Копаться, безусловно, СТОИТ !!
Вы нашли очень интересный момент у Скрябина, на примере которого можно продемонстрировать некоторые принципы его музыкального мышления, в частности, типичные для него (как и для Листа, например, а также встречающиеся у Рахманинова и у других композиторов) полутоновые сдвиги при сопоставлении тональностей.
Как видно из приведённого вами примера, во втором случае происходит именно это, т.е. сопоставление тональностей Fis и G. Правда, Fis представлен септаккордом, но это не меняет сути дела. Исходя из этого, можно и ответить на ваш вопрос, почему в первом случае звучит ход eis-d, а во втором случае ais-fis. Дело в том, что в первом случае звук cis всё равно появляется, но не сразу: сначала он опевается, а уже после этого появляется "собственной персоной", т.е. вокруг него звучит сначала d, затем his, а потом уже и он сам появляется, причём, не сразу на сильной доле и к тому же не фиксируется, а звучит в проходящем варианте, как бы "между прочим", окончательно и прочно утверждаясь лишь в следующем такте.
Во втором же случае в этом опевании нет необходимости, напротив: здесь звук fis появляется сразу, без обиняков, потому что в следующий момент он уже решительно сопоставляется со звуком g при сопоставлении тональностей, ибо здесь появляется типичное для Скрябина полутоновое тональное сопоставление. Т.е. во втором случае решение Скрябина более прямолинейное, потому что нету ни времени, ни места для переходов, а осуществляется сразу тональный скачок.
Вы пишете, что в первом случае вам хочется СРАЗУ взять звук cis – желание вполне объяснимое, ибо этот звук напрашивается ! ) Но в том-то и прелесть скрябинских композиторских решений, что автор даёт почувствовать свои намерения, но не реализует их ! В этом и состоит, если хотите, эротизм его творчества, присущий ему, как видим, даже на самом раннем этапе: Скрябин как бы "манит" нас, но не предоставляет желаемого, намекает, но не высказывается напрямую, демонстрирует желание, но не удовлетворяет его.
Таким образом, можно констатировать, что вы указали на проявление одной из типичных особенностей скрябинского композиторского стиля, над которой обязательно надо задуматься !! Да, вы правы в том, что надо не просто заучить ноты, а обдумать заученное, увидеть скрытые творческие пружины исполняемого произведения, услышать напряжённость композиторского высказывания, ощутить внутренние звуковые "тяготения", осознать их направленность и логику.
В частности, очень полезно сыграть так, как ВАМ хочется, а потом сравнить со скрябинским решением и понять, что сыгранный "в лоб" звук cis не создаёт того напряжённого ожидания его, которое имеет место, если его сначала окружить другими звуками и вскользь пройтись по нему, а уже позже прочно утвердить.
Спасибо за столь детальный ответ. Согласен с вашим видением этого произведения.
Особенно интересно слушать трактовку Рахманинова этой прелюдии, где он играет подчёркнуто медленно, и можно прочувствовать каждую нотку.
Спасибо за столь детальный ответ. Согласен с вашим видением этого произведения.
Особенно интересно слушать трактовку Рахманинова этой прелюдии, где он играет подчёркнуто медленно, и можно прочувствовать каждую нотку.
Сообщение от Pablito
Спасибо за столь детальный ответ. Согласен с вашим видением этого произведения.
Особенно интересно слушать трактовку Рахманинова этой прелюдии, где он играет подчёркнуто медленно, и можно прочувствовать каждую нотку.
Объяснение Predlogoff'а вполне правдоподобно, но я не исключаю здесь банальной опечатки... Скрябин очень тщательно прорабатывал голосоведение. Практически одновременное использование "тяжелых" неаккордовых звуков с аккордовыми для него не очень свойственно... По крайней мере, в этой прелюдии аналогично используемой неаккордики больше нигде нет... А вот где он там нашел Fis - мне не очень понятно... Там (во втором случае) самый что ни на есть си-минор...
Спасибо за столь детальный ответ. Согласен с вашим видением этого произведения.
Особенно интересно слушать трактовку Рахманинова этой прелюдии, где он играет подчёркнуто медленно, и можно прочувствовать каждую нотку.
Исполнение Рахманиновым этой вещи более всего любопытно, пожалуй, в том отношении, насколько по-разному можно воспринимать нотный текст при отличающихся взглядах на музыку ! Нет сомнения, что Рахманинов смотрит на эту вещь через призму собственного отношения к подобного рода музыке и фактуре, а также, разумеется, с учётом своего отношения ко всей предшествующей русской музыке, а Скрябин видел эту музыку через призму собственного исполнительского стиля, ещё не нашедшего в те годы адекватного выражения в нотах, а потому композитор адаптировал ранее выработанные чужие клише, знакомые также и Рахманинову.
В этом и состоит, если хотите, эротизм его творчества, присущий ему, как видим, даже на самом раннем этапе: Скрябин как бы "манит" нас, но не предоставляет желаемого, намекает, но не высказывается напрямую, демонстрирует желание, но не удовлетворяет его.
!!! Абсолютно. Когда играла этот цикл, тоже обратила внимание, но это "ре" меня даже не смутило.
(во втором случае) самый что ни на есть си-минор...
в первом случае Вы имеете в виду? Во втором там соль-мажор. Оно приходит, всё-таки, в ноту fis, а потом уже идёт си-минор )
Последний раз редактировалось Muusika; 24.07.2010 в 15:00.
Меня fis никоим образом не смущает, а вот в случе с d в 14 такте - допускаю возможность опечатки...
А Вы посмотрите на гармонию! Всё очень логично тогда. Я просто боюсь объяснять, я не теоретик.. ) Но там сначала получается аккорд cis-eis-gis-h-d, а после него cis-fis-a-his-dis по-другому объяснить не умею )))
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Духовые инструменты занимают особое место в музыкальной культуре. Они используются в классической, джазовой, народной и современной музыке, формируя характерное звучание ансамблей и оркестров....
Телеграм-каналы за последние годы стали одним из самых удобных инструментов для передачи информации, продвижения идей и развития личных или бизнес-проектов. Формат позволяет напрямую общаться с...
Социальные закладки