1. #1
    Гармонизатор Аватар для h-moll
    Регистрация
    20.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    654

    По умолчанию Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Все знают, как извлекается звук из рояля: пианист нажимает на клавишу, клавиша приводит в движение систему рычагов, они приводят в движение молоточек, молоточек ударяет по струне... Вроде бы просто! Но почему фортепианный звук столь разный? Как этого добиваются исполнители? Почему у одних рояль "поет", а у других - нет? Из чего состоит звук фортепиано? Какими средствами он меняется?


  • #2

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Цитата Сообщение от h-moll
    Все знают, как извлекается звук из рояля: пианист нажимает на клавишу, клавиша приводит в движение систему рычагов, они приводят в движение молоточек, молоточек ударяет по струне... Вроде бы просто! Но почему фортепианный звук столь разный? Как этого добиваются исполнители? Почему у одних рояль "поет", а у других - нет? Из чего состоит звук фортепиано? Какими средствами он меняется?
    Потому что, все зависит от силы удара. Фортепианная игра - это прежде всего искусство фортепианных приемов. На каждый звук существует свой прием, способ погружения пальца в клавишу, либо грубый и жесткий, либо плавный и мягкий. Имеет значения даже угол погружения пальца в клавишу. Кроме того, существет природная индивидуальность пальцев у каждого пианиста, - мягкость так назывемых пальцевых подушечек, причем, у каждого разная, что тоже влияет на характер звука - тембра и громкости. Вот и говорят, что у одного пианиста природные мякгие пальцы, поэтому и звук более приятный, а у другого костистые и жесткие пальцы, поэтому звук по природе не очень красивый. А пение рояля - это совокупность всех фортепианных приемов: плавное легато, искусная педализация, фразировка, и виртуозное распределение динамики.

  • #3
    Гармонизатор Аватар для h-moll
    Регистрация
    20.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    654

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Как Вы все здорово объяснили! Только вот вопрос - как, например, угол погружения пальца влияет в конечном итоге на удал молотка по струне?
    Я сам пытаюсь (смею думать, небезуспешно) добиваться в своей игре максимально богатых и красивых звучаний. Вот интересно узнать, как другие думают.

  • #4

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Цитата Сообщение от h-moll
    Как Вы все здорово объяснили! Только вот вопрос - как, например, угол погружения пальца влияет в конечном итоге на удар молотка по струне?
    Все очень просто, прекрасная Маркиза . Чем больше угол, или более вытянутые горизонтально пальцы, тем тише и мягче будет удар по клавише. Ведь пальцевые подушечки находятся почти параллельно к поверхности клавиши, вот поэтому Нейгауз и твердил своим ученикам, что нужно стараться играть вытянутыми пальцами. А если Вы играете закругленными пальцами,угол 90 градусов) то к клавишам прикасаются больше костяшки пальцев, нежели подушечки, поэтому соответственно удар по клавише будет чуть сильнее. Но самое главное, когда Вы играете "вытянутыми" пальцами, Вы можете вполне спрогнозировать заранее, или предвосхитить извлекаемый звук, его силу, краску, и наполненность, потому, что у Вас на это будет как бы немного больше времени, ведь Вы же будете клавишу "гладить", а не сразу лупить по ней. В том и другом случаях будет произведен удар молоточка по струне, но разница лишь в силе удара, который зависит от способа погружения пальца.

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    07.11.2004
    Сообщений
    356

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Если гoвoрилoсь o пении рoяля , тo пoмимo "сингулярнoгo" прикoснoвения к клaвише , нужнo иметь в виду "пoследoвaтельнoсть".
    Oтсюдa сaмo прoсится влaдение легaтo , умение пoльзoвaться педaлью , и нaибoлее пoстепеннoе рaспределение , рaсчет , кaк хoтите , - диминуендo и крещендo .

  • #6

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Прикосновения к клавишам, конечно, важны, но они - ничто без души пианиста. Сам человек и его внутреннее содержание (настроение) определяют характер исполнения.
    Чем совершеннее пианист как человек, тем совершеннее его звукоизвлечение.

  • #7
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    По-моему в исполнении и в слушании такового очень большую роль играет ещё иллюзия: скажем, два звука, взятые вне контекста произведения, могут звучать одинаково, но в разных контекстах могут восприниматься как обладающие разными громкостью и характером. А иллюзия эта в частности возникает благодаря этому контексту, т.е. тому. что звучало до, звучит вместе и прозвучит после этой ноты.
    Кроме того, часто поведение рук пианиста, даже после взятия ноты, т.е. которое по мысли Фейнберга уже никак не влияет на качество взятого звука, в значительной степени имеет своим следствием моделирование (в значении не "воссоздания", а "лепки") состояния психики исполнителя, т.е. в каком-то смысле мы поведением своих рук сами влияем на своё состояние, от которого зависят последующие звуки.

    Всё это не отменяет душу, о которой писал Crow, но это--если угодно, частичка механизма влияния души на исполнение.
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #8

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Ну а как же легенды о Скрябине, который вроде как умел на одной ноте физически крещендо сделать? Мистика, однако
    P.S. Барго, ты, конечно, хотел сказать: "Чем меньше угол"
    МММ

  • #9

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Возможно Барго и прав, но я бы не упрощал и подошел бы ко всему вот с какой стороны.
    Если для внимания исполнителя существуют самые невероятные вещи, вроде крещендо на одной ноте - это услышат и слушатели.
    Каким-то образом ВНИМАНИЕ передается.
    И можно, конечно, объяснять это каким-то якобы выделением, силой нажатия, но это будет то самое нежелательное упрощение о котором и говорить не хочется.
    Самый простой пример - если исполнитель слышит скрытый голос - то его слышу и я, если он слышит пение баса. значит слышим и мы. А если даже выделяя сильнее ученик не слышит (не осознает!) скрытый голос или бас или кантилену - не услышим этого и мы.
    Опять некий закон обратной связи.
    Я думаю что о силе нажатия можно говорить лишь условно. В том и искусство что в звуки закладывается невероятно сложная и тонкая картина и какими средствами достигается тот или иной эффект трудно сказать даже самому исполнителю.
    Он достигается одним - ВНИМАНИЕМ и осознанием. Если исполнитель уделяет внимание оркестральной звучности и осознает её - то это воспримут и другие, как и в случае с крещендо (вероятно раскрытием педали) на одном (скорее всего тихом) звуке, с последующим более громким.
    И в третий раз повторю: если иллюзия есть в сознании одного - она появится и у другого.
    Это тайна направленного внимания.

  • #10

    По умолчанию Re: Фортепианный звук: звукоизвлечение

    Цитата Сообщение от Gtn
    Возможно Барго и прав, но я бы не упрощал и подошел бы ко всему вот с какой стороны.
    Я думаю что о силе нажатия можно говорить лишь условно. В том и искусство что в звуки закладывается невероятно сложная и тонкая картина и какими средствами достигается тот или иной эффект трудно сказать даже самому исполнителю.
    Он достигается одним - ВНИМАНИЕМ и осознанием. Если исполнитель уделяет внимание оркестральной звучности и осознает её - то это воспримут и другие, как и в случае с крещендо (вероятно раскрытием педали) на одном (скорее всего тихом) звуке, с последующим более громким.
    И в третий раз повторю: если иллюзия есть в сознании одного - она появится и у другого. Это тайна направленного внимания.
    Петя, да все правильно ты говоришь. Конечно же, говоря о фортепианной игре в целом, мы в первую очередь исходим из поставленной конкретной цели - создание некого художественного образа, при котором включается и внимание пианиста, и его сознание, и весь мыслительный творческий процесс в целом. Но что нам нужно для этого в первую очередь? Умение, способ изобразить все это, то есть найти нужные фортепианные приемы, которым обучают специально. Вот и говорим - как именно это сделать, с какой силой погрузить палец в клавишу, как научиться дышать руками, как вообще прикоснуться к инструменту, и т.д. Ибо без знания этих конкретных приемов, способов звукоизвлечения, всяческие разговоры о художественной выразительности, мысли, понимании, становятся бесполезными. Если, предположим, вокалист толком не может правильно раскрыть рот, сделать нужную маску, взять дыхание, владеть головными резонаторами, диафрагмой, то о чем можно его просить, какой образ с него требовать, если он не умеет конкретно извлекать звук?

  • Страница 1 из 7 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Гибридное звукоизвлечение в Южной Африке
      от Guitar Magazine в разделе GuitarMag.Net
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 14.02.2012, 14:00
    2. Фортепианный звук
      от RobinWilliams в разделе Инструментарий
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 30.03.2009, 19:03
    3. Звукоизвлечение на скрипке и учеба
      от tima-s в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 27
      Последнее сообщение: 20.11.2007, 23:39
    4. Звукоизвлечение. Фортепиано.
      от Дарья302 в разделе Мастер-класс
      Ответов: 97
      Последнее сообщение: 05.10.2007, 01:15
    5. Из чего сделана музыка и фортепианный звук?
      от arkdv в разделе Мастер-класс
      Ответов: 34
      Последнее сообщение: 23.09.2005, 10:39

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100