Показано с 1 по 6 из 6

Тема: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

              
  1. #1

    По умолчанию Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Оголевец, скорее, воспитан на традициях гевартовского учения о гармонии. Бельгийский теоретик Франсуа Геварт (1828 — 1908 ) , современник Римана, построил теорию классико-романтической гармонической тональности на существенно иных, чем Риман, основаниях.
    http://px-pict.com/7/3/2/3/14a/1.html

    По-видимому, для Геварта было бы вполне естественным утверждение, что “пифагоров строй является “папой” 12-ступенного равномерно-темперированного”:
    ---------------------------------------

    О Франсуа Геварте (Gevaert):
    http://www.music-dic.ru/html-music-enc/g/2020.html
    http://px-pict.com/7/3/2/1/4/7/1.html

    Некоторое сопоставление трех трактатов о гармонии (Рамо, Геварта и Римана):
    In his "Traite de l'harmonie" (1722), Jean-Philippe Rameau (1683-1764) proposed the daring (for the time) concept that harmony was more basic than melody. His first example of the dominant/tonic cadence is written in 5 voices (the 4 voice-leading lines, plus the fundamental bass) and he had the audacity to suggest that the subdominant (counter) chord would posses a sixth as fourth note. His work had no appreciable lasting influence and music theory remained proximity-oriented.
    In his "Traite d'Harmonie" (1907), François-Auguste Gevaert (1828-1908 ) , after the usual painful presentation of harmony in triads, established light and order with progressions of tetrads by fifths, considering the seventh a true chordal tone, with its own clear and definite function. Unfortunately, he did not go back over the first section to differentiate the different categories of triads, real and deceptive, as incomplete tetrads. Very few academic theoreticians have even heard of Gevaert.
    In his "Handbuch der Harmonielehre" (Simplified Harmony, 1887), Hugo Riemann (1849-1919) presented in great detail the whole process of harmonic symmetrical inversion, the logical development of Rameau's symmetry between the dominant/tonic and sub-dominant/tonic progressions. However, Riemann still constructed his chords on a single note, the root (instead of in a 2-note frame), and, in the process of inversion, had the misfortune of calling the A minor chord the chord of E minor. The academic fraternity pounced on this weakness and threw out the precious baby with the relatively clean bath-water. Riemann is better known than Gevaert, but his influence was minimal and harmony remained unidirectional, with "seventh" chords only.
    http://www.musicnovatory.com/history.html
    В России последователем Франсуа Геварта был Г. Л. Катуар.
    http://enc-dic.com/enc_music/Katuar-G-L-3271.html
    http://www.music-dic.ru/html-music-enc/m/4687.html
    http://www.qibet.ru/kniga/isbn-9785397025461

    Возможно, кто-либо сможет поспособствовать в получении первой части его “Теоретического курса гармонии”, вышедшего в 1925 году.

  • #2

    По умолчанию Re: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    О Франсуа Геварте с большим уважением (как о музыканте) отзывался Б. Л. ван дер Варден:
    Опытный музыкант Геварт неоднократно уверяет нас, что 'настройка по консонансу', т. е. по чистым квартам и квинтам, представляет единственный действительно точный способ настройки; еще и в настоящее время таким способом пользуются наши настройщики.

    Б. Л. ван дер Варден. Пифагорейское учение о гармонии. В кн.: Б. Л. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука.
    Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. Гос. издательство физико-математической литературы,
    М.:, 1959, сс. 421 — 426.
    http://px-pict.com/7/3/2/1/4/7.html
    (в конце указанной страницы)

  • #3

    По умолчанию Re: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    Ю. Н. Холопов пишет о Катуаре и Геварте:
    ... Такие интервалы принято считать диатоническими по существу, но хроматическими по положению (диахроматическими; см. у Г. Л. Катуара в "Теоретическом курсе гармонии", часть I; в свою очередь Катуар использует здесь идеи из книги Ф. О. Геварта "Трактат о гармонии" ...):
    http://www.px-pict.com/7/3/2/5/14/8/9.html

  • #4

    По умолчанию Re: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    В России последователем Франсуа Геварта был Г. Л. Катуар.
    Оголевец упоминает о Катуаре в связи с его теорией “ультрахроматизмов”:

    “Происходит тщательное различение диеза и бемоля, система постепенно расширяется. Одновременно прозорливый теоретик Катуар создает учение об ультрахроматизмах, которое идет по линиям этой системы (чего он не представляет себе) и упирается как в тупик в интервал, составляемый соединением двух крайних звуков системы. Он говорит в орфографическом плане и о 17-звучном ряде. А именно к этому ряду растет самое 15-звучие.”
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/50/1.html

  • #5

    По умолчанию Re: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    Оголевец о Геварте в контексте своего построения 22 – звучной системы:
    “Как распределяли степени напряжения на этих звуках? Теоретики вроде Геварта не представляли себе бесконечно продолжаемых рядов квинт иначе, чем в виде орфографической цепи. Дюрютт, продолжавший эти ряды квинт, ввел для обозначений расстояний между квинтами цифровку, и расстояние большой секунды обозначал двойкой по количеству квинт (до -- соль -- ре), вкладывая в это понятие только математическое содержание, необходимое ему для разного рода выкладок.”
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/50/3.html

    О концепции Дюрютта в изложении Лесмана:
    http://www.px-pict.com/7/3/2/5/8/5/1/12.html

    Лесман характеризует ее как “первую научно-теоретическая попытку разрыва с терцо-квинтовым строем и возврата к квинтовому строю как основе музыкального интонирования”.

  • #6

    По умолчанию Re: Теории Франсуа Геварта (не Риманом единым)

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Думаю, Вам хорошо известно, что 12-ступенный равномерно-темперированный строй может быть получен из Пифагорейского ряда чистых квинт без необходимости каких-либо апелляций к конструкциям “чистого строя”:
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/2/7.html

    Именно этот медицинский (или математический) факт я и имел в виду, когда писал:
    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Вы ошибаетесь. На западном пути развития музыкальная пифагорейская гармония, как гармония октавно-квинтовая (ЧИП3), была исторически поглощена 12-ступенным равномерно-темперированным строем.
    Возможно, что этот медицинский и математический факт послужил отправной точкой для создания музыкальной теории Франсуа Геварта:

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Оголевец, скорее, воспитан на традициях гевартовского учения о гармонии. Бельгийский теоретик Франсуа Геварт (1828 — 1908 ) , современник Римана, построил теорию классико-романтической гармонической тональности на существенно иных, чем Риман, основаниях.
    http://px-pict.com/7/3/2/3/14a/1.html

    По-видимому, для Геварта было бы вполне естественным утверждение, что “пифагоров строй является “папой” 12-ступенного равномерно-темперированного”:

  • Похожие темы

    1. La Flore ФРАНСУА КУПЕРЕН.
      от sergej7779 в разделе Поиск фортепианных записей
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 02.01.2011, 20:26
    2. Франсуа Лангле
      от Prosto pianist в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 21.09.2008, 04:27
    3. "Не хлебом единым" Говорухина
      от Оксиген Аш в разделе Про все на свете
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 06.04.2006, 22:43
    4. Записи гобоиста Франсуа Лелё
      от Sofik в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 22.12.2005, 00:36
    5. Франсуа Куперен. Lecons de Tenebres
      от b-moll в разделе Старинная музыка
      Ответов: 36
      Последнее сообщение: 18.08.2005, 11:58

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100