Тема: Натуральный звукоряд
-
29.12.2010, 03:36 #221Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Натуральный звукоряд
Спасибо, что обратили на него внимание. Вы, например, неоднократно демонстрировали свою особенную чувствительность к присутствию в музыке фальши.
А как Вы думаете, почему она у Вас есть? Почему, например, у чисто звучащей квинты величина интервала всегда оказывается равной расстоянию между элементами натурального звукоряда с номерами 2 и 3? Почему интервал фальшивой квинты всегда к этому расстоянию близок, но обязательно до равенства не дотягивает? Почему любой фальшивый интервал оказывается близок, но не равен расстоянию между какой-то парой элементов натурального звукоряда? Почему фальшивыми интервалами в музыке предпочитают не пользоваться?
Постараюсь при случае проверить Вашу информацию. Вы могли бы мне помочь в этом если бы дали примеры аккордов, где кварта может иметь повышенную способность к увеличению.... Хочу поделиться по этому поводу. Интересный факт: кварта при увеличении более чем на 3 цента звучит резковато, то есть фальшиво. Но в аккорде куда более увеличенная кварта при условии хоть какого-то баланса биений дает ощущение такой слитности, которая может конкурировать с чистыми интервалами ...
Да, Вы изложили понятно. Но не так всё просто на практике, как в теоретических предположениях. Контекст перехода плюс его пред и постистория могут не оставить никаких вариантов, кроме единственного из возможных. Если в этом случае необходимо слегка менять высоту общего звука, то приходится менять его и только его высоту. Если поступить по-Вашему, может зафальшивить. Причём до фальши может дойти не обязательно в месте перехода, а где-нибудь через пару или пару десятков тактов....
Мы как-то спорили относительно общих звуков в последовательности аккордов и микрохроматических изменениях. Я и раньше был убежден в том, что общий звук не может изменять свою высоту в переходах аккордов. Но разве не показательно, что вместо изменения высоты одного этого звука можно изменить несколько других. Выразительность от этого более ощутима на слух, причем, здесь есть элемент вкуса. Природа изменяется, а наблюдатель как бы остается прежним. Он позволяет проецировать эти изменения на экране своего восприятия, сам же не интерпретирует их, то есть не изменяет свою установку на восприятие. Не знаю, понятно изложил?
Насчёт теоретических рассуждений о подчёркнутой выразительности с элементами вкуса, главное не переборщить с этим в практике, я думаю. Теоретически допустимая выразительность на практике может оказаться нежелательной для музыки фальшью. Если такое происходит, то в теории есть слабые места, которые необходимо переосмысливать.
Последний раз редактировалось commator; 29.12.2010 в 13:06.
Re: Дуальное выявление добродетели.
Мне привелось долго возиться с пьесой П. И. Чайковского "Январь. У камелька". Я усмотрел в ней желание комрозитора изобразить пламя и треск горящих в камельке дров.
Изобразительными возможностями музыка всё-таки обладает. Может и речь изображать, разумеется.
Мой внучатый племянник ещё не научился говорить. Но он интенсивно учится интонировать и может передавать некоторый смысл через освоенные интонационные азы. В качестве интеллектуального развлечения он конструирует нехитрые попевки и между делом упражняет ими свой голос. И закрепляет (для дальнейшего использования в речи) навыки использования освоенного интонационного материала. Известно, что неуместные интонации в речи способны опасно исказить смысл словесного содержания.
Re: Натуральный звукоряд
Она - кто: - фальшь или особенная чувствительность?
Здесь тоже ничего не понял; не похоже на Ваш стиль изложения. Кто предпочитает не пользоваться фальшивыми интервалами? Вы опечалены этим, - сами-то пользуетесь 31РДО.Почему, например, у чисто звучащей квинты величина интервала всегда оказывается равной расстоянию между элементами натурального звукоряда с номерами 2 и 3? Почему интервал фальшивой квинты всегда к этому расстоянию близок, но обязательно до равенства не дотягивает? Почему любой фальшивый интервал оказывается близок, но не равен расстоянию между какой-то парой элементов натурального звукоряда? Почему фальшивыми интервалами в музыке предпочитают не пользоваться?
Понятие фальшивый интервал - само по себе вообще не корректно, поскольку фальшь ощущается через отношение одного интервала с другим в их последовательности. Если, конечно, мы говорим о звуках приближенных к чистым. Но мера приближения у всех разная: Б.терцию можно качать на сколь угодное расстояние, кварта же - интервал менее к этому приспособленный, на что я, собственно, и указал. Ч. интервал - нулевая выразительность, - эталон. А вот куда интонировать его - дело не только вкуса. Взять хотя бы эллипсы вращения планет, - они строго сбалансированы.
Далеко ходить не нужно, возьмите кварту 31РДО. Но для наглядности я расширил кварту на 15 ц., а терцию сузил.мажор.mp3Постараюсь при случае проверить Вашу информацию. Вы могли бы мне помочь в этом если бы дали примеры аккордов, где кварта может иметь повышенную способность к увеличению.
Во втором созвучии звучит та же кварта, что и в аккорде. При аналогичных ситуациях начинает звучать сам по себе басовый обертон.
Мастерство нар. исполнителей и заключается в полной свободе, ограниченной балансом, - это не теория.Насчёт теоретических рассуждений о подчёркнутой выразительности с элементами вкуса, главное не переборщить с этим в практике, я думаю. Теоретически допустимая выразительность на практике может оказаться нежелательной для музыки фальшью. Если такое происходит, то в теории есть слабые места, которые необходимо переосмысливать.
Re: Натуральный звукоряд
Вон оно что. Вы эталон лишаете выразительности. Чем более криво эталон скопирован, тем более выразительным будет результат.
Я не соглашусь с Вами, что чисто звучащий интервал не имеет никакой выразительности. Даже наооборот скажу, что выразительность чисто исполненной музыки меня и многих других особенно восхищает. С другой стороны, можно так исполнить музыку, что интонация всех интервалов будет чистой, но музыка зазвучит фальшиво, т. е. сверхвыразительно по-Вашему.
В противовес Вашему утверждению заявляю, что не пользуюсь фальшивыми интервалами. Я пользуюсь такими аппроксимациями натуральных интервалов, которые ещё не вызывают ощущения их фальшивости. Уверяю Вас, что никто никогда не сможет добиться абсолютно чистой интонации, но исполнять музыку чисто могут многие. Могли всегда и всегда смогут. Если ощущение фальши не возникает, то исполнение назовут чистым, даже если измерения покажут, что отклонения от идеальных высот имеются. Разве не на эту особенность системы восприятия высот опирается искусство интерпретации? Эта особенность позволила пользоваться хорошей темперацией. Она же позволит воспользоваться улучшенными темперациями, которые обеспечат почётный покой для хорошей и восстановят энгармоническую составляющую в западной музыке.
Не поддержу и Вашего утверждения о том, что отдельно взятый интервал не бывает фальшивым. Вы же сами пишете, что ч. кварта с отклонением более 3-х центов фальшивит. Я и с этим соглашаюсь лишь потому, что Ваша особая чувствительность мне известна. По Гарбузову и 30 центов разницы может не фальшивить.
Самооценками границ возникновения фальши у кварты я ещё не занимался. Про квинту скажу, что минус 5 центов для меня ещё не фальшь, тогда как плюс-минус 7 центов у богатых обертонами инструментов фальшивят заметно. Я, разумеется, имею ввиду отклонение от интервала между элементами идеального натурального звукоряда с номерами 2 и 3.
Ещё добавлю, что даже отдельный тон может звучать фальшиво из-за негармоничности обертонов. Из-за этого, например, недолюбливаю колокольный звон. Колокола не воспринимаются как ударные без определённых высот, а до определённости высот не дотягивают из-за негармоничности спектров. Воспринимаются как фальшивящие высоты, что не очень радует, когда в них трезвонят по церковному расписанию.
За Ваш примерчик в формате mp3 спасибо. Но лучше бы Вы его в MIDI формате дали. Mp3, в отличие от MIDI нельзя анализировать с исчерпывающей точностью. Всегда будет оставаться пища для сомнений.
Последний раз редактировалось commator; 30.12.2010 в 09:55.
Re: Натуральный звукоряд
Re: Дуальное выявление добродетели.
Над природой ощущения фальши никогда не задумывался, только имел от нее удовольствие- если считать блюзовые звуки за фвльш.Кстати люблю слушать и старинную музыку в аутентичных ладах.
Я не теоретик , а только практик; поэтому исследование для ответа на Ваш вопрос о речевой курице и музыкальном яйце начал бы с наблюдения за новорожденным ребенком с момента рождения до школьного возраста - используя записи его голоса...
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Дуальное выявление добродетели.
Когда-то хроматические изменения диатонических ступеней действительно называли фальшивыми ступенями, но кажется и в те времена их правильное употребление не считалось фальшью.
Я уверен, что и джаз и восточную музыку, так же как западную академическую можно играть чисто, а можно и фальшиво. Мне интересно и важно узнать как Вы объясняете своим ученикам где заканчивается выразительное интонирование и начинается фальшивая игра.
Последний раз редактировалось commator; 30.12.2010 в 10:03.
Re: Дуальное выявление добродетели.
Я не понял суть возражения.
А. Суть моего замечания Комматору в том, что все эти калкины-малкины попросту воспользовались пифагорейским алгоритмом, не удосужившись даже сослаться на источник своих "дерев", как этого требует научная добросовестность во всем мире.
В. В Вашей цитате фигурирует (замечательный ученый) ван дер Варден, ссылающийся на великого пифагорейца Евклида. Кстати, из цитаты непонятно, кому принадлежит слово antanairesis, я бы взглянул источник.
Если отставить вопросы научной этики, обсуждаемый мной алгоритм действительно был значим в теории музыки (гармонике) каноников и Птолемея. Последнего нельзя отнести ни к каноникам, ни к гармоникам, но несомненно, что он испытал сильнейшее влияние пифагореизма. Для него наилучшие "эммелии" (мелодические, пригодные для мелодии, интервалы) те, что являются сверхчастичными (по-гречески, эпиморными), даже если отношение такого интервала идет поперек музыкальной практики (с которой Птолемей все-таки вынужден считаться). Ну чего я пересказываю, всё это можно прочитать в оригинале и переводах.
PS. Тот же алгоритм, что можно вычитать у Никомаха (в "Арифметике") и , в Средние века (через Боэция, который "разжевал" Никомаха в обоих своих квадривиальных трактатах) получил повсеместное распространение под название saltus Gerberti, по имени Герберта Аврилакского (он же папа ). Задолго до , заметьте.
Последний раз редактировалось Olorulus; 30.12.2010 в 10:42.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Похожие темы
-
Миксолидийский или натуральный? Модально или тонально?
от Martin Ludenhoff в разделе Теория музыкиОтветов: 87Последнее сообщение: 21.09.2011, 23:27 -
Звукоряд
от Dashed в разделе Теория музыкиОтветов: 9Последнее сообщение: 28.02.2008, 10:47




Ответить с цитированием


Социальные закладки