Страница 29 из 38 ПерваяПервая ... 19282930 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 281 по 290 из 371

Тема: Теории Гуго Римана

              
  1. #281
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    <<... Каждый тон неизбежно воспроизводит весь ряд у-в; каждый из последних воспроизводится многократно, соответственно своему порядковому числу, — второй дважды, третий трижды и т.д., при чем однако эти у-ны протекают как раз таким образом, что вследствие интерференции уничтожают друг друга ...>>
    В общем, унтертоны есть, но их нет.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #282
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    И это как раз то, что важно для понимания несостоятельности ранних римановских попыток "обоснования" минора исключительно естественнонаучными методами. Другое дело, что Риман сам осознал эту несостоятельность и продвинулся дальше, но вот мои оппоненты в этой ветке никак согласиться с этим не хотят.
    так ведь давно уже найдено другое обоснование и вполне логичное... Идея обосновать именно через симметричность многими музыковедами признана красивой, но бессмысленной...

  • #283
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    ... Идея обосновать именно через симметричность многими музыковедами признана красивой, но бессмысленной...
    Многие ведь не все. Для одних многих бывает и красота без смысла. Для других многих не бывает и смысла без красоты. Музыкальный словарь Римана, статья Созвук:

    <<... Консонанс минорного аккорда нельзя вообще объяснить посредством ряда обертонов, и все попытки сделать это (Гельмгольц) должны были привести к результатам, которые музыканта не удовлетворяют. Зато вполне противоположный путь приводит к лучшим выводам. Еще задолго до открытия обертонов ... понимание минорного консонанса, как полярной противоположности мажорному консонансу, встречается, сколько известно, впервые у Царлино в 30-й главе его, "Institutioni armoniche" ( 1558 ); сторонниками этой теории были также Рамо (с 1737) и Тартини (1754 и 1767), два ученейших и остроумнейших теоретика, а в новейшее время, начиная с М. Гауптмана (1853), большое число молодых теоретиков, развивавших ее с большей или меньшей последовательностью (О. Краусгар, О. Тирш О. Гостинский); особенно определенно и последовательно развит этот взгляд А. ф. Эттингеном и автором этого словаря Г. Риманом ...>>

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    В общем, унтертоны есть, но их нет.
    Музыкальный словарь Римана, статья Созвук:

    <<... Звучащий тон производит созвучание в тех звукоспособных телах, собственный тон коих соответствует одному из унтертонов звучащего тона, или, что то же самое, когда этот звучащий тон является обертоном их собственного тона ...>>

  • #284
    Старожил Аватар для lubytel
    Регистрация
    22.10.2010
    Сообщений
    3,541
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Музыкальный словарь Римана, статья Созвук:

    <<... Звучащий тон производит созвучание в тех звукоспособных телах, собственный тон коих соответствует одному из унтертонов звучащего тона, или, что то же самое, когда этот звучащий тон является обертоном их собственного тона ...>>
    Тело отзываеся обертоном,но из-за нелинейнсти(или др.механизма) начинает звучать и основной тон.

  • #285
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    Идея обосновать именно через симметричность многими музыковедами признана красивой, но бессмысленной...
    Она и красива, и осмысленнна. Именно введение унтертонов (не слышимых и не существующих в природе, но реальных в том смысле, в котором реальны отрицательные числа в математике) позволило объяснить функциональность, т.е. то, почему мы слышим тяготения сверху и снизу от тоники, и притом одинаковые по силе, если между тоникой и неустойчивым аккордом одинаковые расстояния.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #286
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Именно введение унтертонов (не слышимых и не существующих в природе, но реальных в том смысле, в котором реальны отрицательные числа в математике)
    Т.е. унтертоны - это глюки?? Или условность?
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #287
    Постоянный участник
    Регистрация
    17.02.2007
    Адрес
    Воронеж
    Сообщений
    662
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    2cirkov:

    Цитата Сообщение от vcjrkov Посмотреть сообщение
    Каждый ищет то, что ему интересно.
    Разумеется. Но осмысленный, содержательный разговор получается лишь в том случае, если он идет на общую, ясно сформулированную тему, а не так, что каждый участник говорит о чем-то своем, кто в лес, кто по дрова.

    Цитата Сообщение от vcjrkov Посмотреть сообщение
    Если дело только в обосновании минора, по этому поводу у меня к Вам вопросов и не было, так как эта проблема на мой взгляд связана не только с акустикой.
    Опять Вы не поняли. Не в этом дело было, не в "акустическом обосновании минора" как таковом (см. ниже мой ответ Фальстафу). Речь была о другом. В своей статье Филин сказал:

    Цитата Сообщение от Filin
    При этом Римана очень мало заботило то, что унтертонов не встречается в природе. Для него они (так же, впрочем, как и обертоны) были абстрактными математическими символами
    Это вызвало возражение Комматора:

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Кто-то когда-то выдумал, что унтертонов не встречается в природе; Вы, похоже, добавили и свою толику к живучести этого мифа, а унтертоны в природе встречаются.
    В связи с этим я объяснил в своем первом сообщении в этой ветке, в каком именно смысле эти римановские унтертоны действительно "не встречаются в природе". Комматор не согласился, мне пришлось объяснять снова и снова. Вы же регулярно включались в дискуссию с настойчивыми требованиями объяснять еще и Вам что-то, о том, что интересует Вас, но не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Вот это я и пытался безуспешно довести до Вашего сознания - не надо валить в кучу еще и это, я тут и без того еле успеваю разгребать завалы, хорошо хоть DJ Хруст помог.

    ----------------------------

    2commator:

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    В статье Унтертоны риманов Музыкальный словарь сообщает:
    <<... Каждый тон неизбежно воспроизводит весь ряд у-в; каждый из последних воспроизводится многократно, соответственно своему порядковому числу, — второй дважды, третий трижды и т.д., при чем однако эти у-ны протекают как раз таким образом, что вследствие интерференции уничтожают друг друга ...>>
    Я уже давным-давно упоминал в этой ветке об этой забавной попытке Римана сохранить унтертоны как реальные частичные тоны звука определенной высоты. Она совершенно нелепа - как заметил Лерит "в общем, унтертоны есть, но их нет." По сути, это как раз и свидетельствует о том, что Риман был фактически вынужден признать несуществование своих унтертонов как акустической реальности. Но Риману простительно - он жил более ста лет назад, не был ни акустиком, ни физиком вообще - он был выдающимся теоретиком музыки. Да и взгляды свои под воздействием критики менял, корректировал. А вот когда Вы, более чем сто лет спустя, когда эти вопросы уже тысячи раз разобраны во всех деталях, начинаете опять твердить его заблуждения - это уже даже не смешно, это скучно.

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Может быть Вам не стоит оставлять голословным своё утверждение об осознании Риманом упомянутой несостоятельности?
    Да надоело мне с Вами нянчиться тут. Добро бы Вы хоть вопросы задавали по-человечески, а то же Вы все в язвительности изощряетесь, в обычной своей витиевато-косноязычной манере. Разберитесь сами. Прочитайте хоть ту статью Тары Тачовски, ссылку на которую я уже давно дал, а Математик повторил недавно. Или хоть статью Мазеля о Римане. Да хоть в том же римановском музыкальном словаре, в статье Созвук, на которую Вы постоянно ссылаетесь, прочитайте наконец:

    В последнее время музыкальная наука вступила в новый фазис развития. Она отказывается обосновывать на акустических феноменах принципы родства тонов, т.е. консонанс и диссонанс
    и далее по тексту:

    могут быть найдены определенные градации, для коих акустические феномены не представляют достаточной точки опоры. Новейшая музык. наука переносит, следовательно, обоснование музык. теории из области математики, физики и физиологии в область психологии.
    ----------------------------------------

    2Фальстаф:

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    так ведь давно уже найдено другое обоснование и вполне логичное...
    Ну, я не знаю в точности, какое именно "обоснование" Вы подразумеваете, но если говорить не вообще о мажоре и миноре как тональностях, а только лишь о том, почему в основу новоевропейской гармонии легли именно большое и малое трезвучия и их обращения (еще до установления мажорно-минорной тональности), то это, действительно, может быть совсем просто объяснено - но только если взять как исходно заданные: 1) деление интервалов на консонансы и диссонансы; 2) стандартный диатонический звукоряд. А вот если этот звукоряд и это деление тоже пытаться вывести из чисто "акустических" соображений - то тут все-таки некоторые тонкие моменты возникают. Ну, скажем, почему 8/5 (м.секста) - консонанс, а 7/4 и 7/5 (варианты септимы и тритона) - диссонансы, и т.д.
    Может, и эти сложности можно как-то разрешить чисто "акустическими" средствами, не знаю, но дело даже не в этом. Насколько я понимаю, большинством музыковедов признан бессмысленным сам поиск "обоснований" подобных феноменов в рамках одной лишь акустики. Поскольку понятно, что все это - и деление интервалов на консонансы и диссонансы, и стандартный диатонический звукоряд, и основополагающая роль большого и малого трезвучий, и мажорная и минорная тональности - это все феномены не только и даже не столько акустические сколько музыкально-исторические. Не одними "акустическими" причинами их формирование объясняется, а еще и историческими, и отбрасывать эту историко-культурную составляющую - попросту ненаучно. В общем-то на форуме уже и были другие обсуждения, затрагивающие близкие вопросы, например, тема Про обертоны и Хиндемита.

    ----------------------------------

    2commator:

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    В общем, унтертоны есть, но их нет.
    Музыкальный словарь Римана, статья Созвук:
    <<... Звучащий тон производит созвучание в тех звукоспособных телах, собственный тон коих соответствует одному из унтертонов звучащего тона, или, что то же самое, когда этот звучащий тон является обертоном их собственного тона ...>>
    Это Вы так пытаетесь возразить, мол, есть, есть унтертоны, звучат. Неудачно пытаетесь. Поскольку здесь Риман говорит о самом обычном резонансе: когда у тела имеется обертон, совпадающий по частоте со звучащим тоном, то этот обертон и возбуждается в этом теле в результате резонанса, на той же самой частоте. Т.е. на тело воздействует звук с частотой f, и резонансный отклик возникает на той же частоте f. Ни о каких унтертонах, как реальных акустических составляющих отклика, здесь Риман не говорит.
    Он мог бы говорить о связанном с нелинейностью системы отклике на половинной и других дробных частотах (см. сообщение Любителя выше), если бы знал, что такое параметрический резонанс, но в любом случае не получил бы требовавшихся ему унтертонов (см. окончание моего предыдущего сообщения).
    А говорит он здесь об унтертонах совсем в другом смысле, фактически изначальном гельмгольцевском - как о наборе частот, по отношению к которым заданная частота является одной из гармоник. Т.е. не как о частичных тонах, возникающих "в природе" - в самом звуке или его слуховом восприятии, а как о сугубо мысленной конструкции - некотором наборе теоретически рассчитываемых частот (см. мое старое сообщение в этой ветке). Это как раз пример того, как Римана, действительно, мало волнует наличие или отсутствие унтертонов в "природе" - ему достаточно их как мысленной конструкции, теоретически рассчитываемого набора частот.
    Последний раз редактировалось Dmitrii; 03.07.2012 в 01:45. Причина: опечатка

  • #288
    Режим чтения Аватар для commator
    Регистрация
    14.07.2006
    Адрес
    Lugansk, Ukraine
    Возраст
    72
    Сообщений
    4,102

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    ... Прочитайте хоть ту статью Тары Тачовски, ссылку на которую я уже давно дал, а Математик повторил недавно. Или хоть статью Мазеля о Римане. Да хоть в том же римановском музыкальном словаре, в статье Созвук ...
    Вы, конечно, можете посылать меня читать кого угодно, но лучше бы Вам показать место у Римана, где он заявил, что унтертонов нет в природе, и его, римановы теории несостоятельны. Иначе Ваше заявление:
    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    ... Риман сам осознал эту несостоятельность ...
    если не клевета, то слишком похоже на сплетню.

    В статье Созвук он пишет, что музыкальная наука пробует вместо акустики приспособиться к психологии, но не сообщает, что он забросил гармонический дуализм Эттингена и переметнулся в психологию. Науке же музыкальной и по сей день не удалось удрать в психологию от математики, акустики да физиологии. Тем временем и психоакустика подросла.

  • #289
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Т.е. унтертоны - это глюки?? Или условность?
    Почему глюки или условность? Просто абстракция. Математика, ясное дело, возникла из подсчёта предметов. Т.е. можно сказать "2 яблока" или "5 яблок", и сложить 2 яблока и 5 яблок или отнять от 5 яблок 2 яблока. Но если нужно уже умножить 2 на 5 или разделить 2 на 5, то только одно из чисел будет яблоками. Т.е. 2*5=2 яблока, взятое 5 раз, а 2/5=2 яблока, поделенное на 5 частей. Т.е. мы абстрагируемся от реального значения числа (яблоки) и считаем, что 2*5=5*2, хотя в первом случае это 2 яблока, взятые 5 раз, а во втором - это 5 яблок, взятые 2 раза. Но если один из сомножителей (или делитель) непременно должен быть абстрактным, то при возведении в степень думать (скажем) яблоками уже нельзя: понять "2 яблока, умноженных на самих себя 3 раза" решительно невозможно. Приходится абстрагироваться от яблок. А с отрицательными числами абстракция наступает сразу. Нельзя представить -2 яблока. Что это такое? Двух яблок нет? Так ведь 5 тоже нет. Тем не менее абстракто можно измерить -2, как число, на 2 меньше 0, а -5 как число, на 5 меньше 0. Так устроена вся математика. Но она отнюдь не условность.
    Поэтому если какого-то явления не существует в природе, физически, то это не значит, что математически его сущности нельзя доказать, оперируя абстрактными величинами. Устойчивость и неустойчивость мы слышим, причём аккорд становится неустойчивым независимо от того, расположен от выше или ниже тоники. И их (устойчивости/неустойчивости) природу вполне можно объяснить, используя отрицательные логарифмы. Но если ряд этих отрицательных логарифмов симметричен обертоновому ряду, то Риман назвал этот ряд унтертоновым - но это чистая математическая абстракция, не существующая в природе. Об этом всём сказано у меня в статье, которая стала началом спора: commator статью похвалил, но придрался к маленькой детали, из-за которой и начался спор. Статью никто не читал, а за аргументами лезли даже не в самые лёгкие римановские работы по гармонии, а всего-навсего в словарь. У Римана же (в "Упрощённой гармонии") ясно сказано, что унтертоновый ряд - ряд, состоящий из тех же интервалов, что и обертоновый, и что консонансы и диссонансы располагаются в нём на тех же местах, но симметрично (относительно оси 0, т.к. он считает в логарифмах)*. Только и всего. Т.е. это математическая абстракция той же природы, что и отрицательные числа вообще. Поэтому те унтертоны, о которых говорят vchirkov и murom, независимо от того, существуют они или нет, просто совсем не то, о чём говорит Риман, как и указал Dmitrii.
    PS. В предыдущем посте Dmitrii совершенно справедливо сослался на статью Мазеля, где написано, что Риман признал, что унтертоны - это абстракция.
    ----
    * Пересказываю кратко (в статье очень длинно), но смысл таков.
    Последний раз редактировалось Filin; 03.07.2012 в 08:14.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #290
    Постоянный участник
    Регистрация
    17.02.2007
    Адрес
    Воронеж
    Сообщений
    662
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Re: Теории Гуго Римана

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Вы, конечно, можете посылать меня читать кого угодно, но лучше бы Вам показать место у Римана, где он заявил, что унтертонов нет в природе, и его, римановы теории несостоятельны.
    Я Вам именно цитаты из Римана и показал. Вы и в них не разобрались.
    Ладно, объясню еще раз. Я говорил о

    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    несостоятельности ранних римановских попыток "обоснования" минора исключительно естественнонаучными методами.
    и о том, что

    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    Риман сам осознал эту несостоятельность и продвинулся дальше
    Теперь читайте внимательно еще раз:

    Цитата Сообщение от Риман
    В последнее время музыкальная наука вступила в новый фазис развития. Она отказывается обосновывать на акустических феноменах принципы родства тонов, т.е. консонанс и диссонанс
    Цитата Сообщение от Риман
    ... могут быть найдены определенные градации, для коих акустические феномены не представляют достаточной точки опоры. Новейшая музык. наука переносит, следовательно, обоснование музык. теории из области математики, физики и физиологии в область психологии.
    Т.е. Риман говорит здесь, что исключительно акустические соображения не предоставляют достаточной базы для музыкальной теории, а следовательно и для "обоснования минора". О чем я и говорил.
    Что там еще Вам нужно? "Показать место у Римана, где он заявил, что унтертонов нет в природе"? Читайте еще раз внимательно:

    Цитата Сообщение от Риман
    Каждый тон неизбежно воспроизводит весь ряд у-в; каждый из последних воспроизводится многократно, соответственно своему порядковому числу, — второй дважды, третий трижды и т.д., при чем однако эти у-ны протекают как раз таким образом, что вследствие интерференции уничтожают друг друга.
    Если Вы вдумаетесь в написанное здесь, то Вы поймете, что это и есть, как я уже говорил, фактическое признание несуществования римановских унтертонов как акустической реальности. Дескать, воспроизводятся, но тут же сами друг друга и уничтожают. Так что, в общем итоге, нигде их и нет.

    Цитата Сообщение от commator Посмотреть сообщение
    Ваше заявление...
    Цитата Сообщение от Dmitrii
    ... Риман сам осознал эту несостоятельность...
    если не клевета, то слишком похоже на сплетню.
    Да пошли бы Вы, в самом деле, Римана почитали прежде. Да подумали.

  • Страница 29 из 38 ПерваяПервая ... 19282930 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. “Формулы Римана” и комбинаторная теория групп
      от Математик в разделе Теория музыки
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.08.2012, 23:51
    2. Куплю Римана
      от Olorulus в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 30.05.2011, 09:57
    3. День Рождения Гуго Вольфа !!
      от Повеса в разделе С праздником!
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 16.06.2009, 08:25
    4. Музыкальный словарь Римана (2004 г.)
      от SergeCpp в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 06.03.2009, 19:36
    5. Труды Г. Вебера, А. Б. Маркса и Г. Римана
      от Vic в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.04.2007, 20:52

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100