Тема: Музыка и злодейство
-
20.04.2006, 02:50 #1Постоянный участник
- Регистрация
- 31.10.2005
- Адрес
- С.-Петербург
- Сообщений
- 666
Музыка и злодейство
Интересное наблюдение: если в персонаж в фильме любит оперную, симфоническую или прочую академическую музыку, то, как правило, мы имеем дело с изощрённым злодеем, маньяком или прочим антинародным элементом. (Классический пример – нехороший полицейский из «Леона»).
Если балет, то где-то неподалёку обязательно притаятся лица нетрадиционной сексуальной ориентации.
Тут, на мой взгляд, объединяющим моментом выступает именно антинародность: академическая музыка так же чужда «парню из народа» (a la Брюс Уиллис), как и маньячные устремления и прочая нездоровость.
Сразу оговорюсь: речь идёт о коммерческом, голливудско-массовом кино, триллерах, боевиках и т. п.
Кто-нибудь замечал подобную закономерность?
- Регистрация
- 04.01.2006
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 317
Re: Музыка и злодейство
В советском кино все было наоборот, а для западного это действительно очень характерно.
Причем не только для массового кино. Например, вспоминается известный фильм Бергмана "Осенняя соната", в котором его главная героиня, упорядоченно-эгоистичная всемирно известная пианистка, оказывается на более низкой моральной ступени, чем ее жизненно слабая и неумелая дочь.
Еще вспоминаю один детектив по Агате Кристи, где наказываемый предатель был поклонником "Тангейзера".
Re: Музыка и злодейство
Я конечно глубоко тут не знаю ничего.. но мне кажется, что тон этой тенденции задал еще Берджес своим Заводным апельсином...
Где, как известно, специально противопоставил созерцательной холодности совершения самых ужасных насилий, пламенную страсть героя к творчеству Людвига вана...
Т.е. выделил нравственность (безнравственность) в особую категорию, никак не связанную с воздействием высокого искусства.. Удовольствие от искусства - оно для себя любимого, а нравственность совсем наоборот, для других)...
А еще раньше, в фильме Чапаев, знаменитый эпизод, где под глубоковчувствованную игру Лунной (все того же Людвига вана..)отдается совсем немилосердный приказ об истязании... Или масса примеров любви к музыке нацистких бонз (у Гейдриха папа вообще директором консерватории был..)
Поэтому, думается, не в "антинародности" искусства тут скорее дело... а в зерне проблемы.. Что претендуя на влияние на духовность и мораль, искусство взваливает на себя непосильную ношу.. поднимает планку на мало кем достигаемую высоту.. И если пастор от искусства не берет вдруг этой высоты, то происходит как бы перевертыш... и то, что претендовало на образчик воспитания самого высокого в человеке, моментально оборачиватся в свою противоположность, становится особой степенью лицемерия...
"да знаю я, что ничего не знаю!"![]()
- Регистрация
- 31.10.2005
- Адрес
- С.-Петербург
- Сообщений
- 666
Re: Музыка и злодейство
Да, Вы, конечно, правы, говоря о внеморальности искусства и об отсутствии прямой связи между приверженностью к серьёзному искусству и высокими нравственными качествами слушателя.
Но, во-первых, мне всё же кажется, что по отношению к создателям музыки это уже не вполне верно – те самые «гений и злодейство» всё же несовместны... а это и слушателей-любителей некоторым образом приобщает к высоте помыслов – чем действительнее, адекватнее воспринимает человек музыку, тем ближе он к пониманию её творца, а, стало быть, и к нему самому, к его мироощущению, в которое и нравственность включена. Где-то мне встречалась фраза, что, учась понимать и любить Баха, человек приучается ценить хорошо сделанную работу, понимать, насколько хорошо она, работа, вообще может быть сделана, и чувствовать соотношение между качеством работы и нужным для этого ощущением красоты в человеке.
Во-вторых, в случае с кинематографом, мне кажется, всё обстоит проще. В массовом сознании человек, всерьёз любящий скучную, претенциозную и при этом часто тёмную, непонятную музыку всегда выглядит этаким freak'ом. От непонятного до опасного – один шаг. В демократическом обществе, где всегда право большинство, естественно считать остальных чудаками, вместо того, чтобы пытаться понять их, тем более, если это требует усилий и работы. Поэтому проще всего связать непонятное и трудное для понимания с ненормальностью, причудой, а то и отыграться за своё непонимание (подозревая в глубине души, что непонятность связана с ценностью, временной недоступностью) приписыванием странному человеку отрицательных качеств. Или наоборот - присваиванием заведомым злодеям "непонятых" пристрастий.
Выработка отношения к любителям серьёзной музыки в чём-то (структурно!) сродни попытке понять представителей меньшинств в современном обществе. К ним, вроде бы, внешне относятся благожелательно или нейтрально, но подчас прорываются вспышки агрессии в различных формах.
Связь музыки и злодейства в западном кино – одна из таких вспышек, выброс истинного отношения общества, большинства, к «классике» и её любителям.
Ещё одна аналогия – отношение к церкви и её служителям в СССР. Уж чего только священникам, как классу, ни приписывали! В силу непонимания и смутного чувства их правоты. И это при том, что по отношению к священникам как нельзя более верно всё то, что высказал Незнайка:
только надо заменить слово «искусство» на «церковь» или «служителей церкви».Что претендуя на влияние на духовность и мораль, искусство взваливает на себя непосильную ношу.. поднимает планку на мало кем достигаемую высоту.. И если пастор от искусства не берет вдруг этой высоты, то происходит как бы перевертыш... и то, что претендовало на образчик воспитания самого высокого в человеке, моментально оборачиватся в свою противоположность, становится особой степенью лицемерия...
Что-то мне подсказывает, что негодяи, любящие музыку, любят её не так полно, не так искренне, не так «по заслугам», что ли... Именно – «получают от неё удовольствие». И только.
И вот интересно – а любил ли музыку Бёрджес?
Про режиссёров Голливуда, наверное, такой вопрос задавать нет смысла...
И напоследок: в этой проблеме с музыкой в кино отражается, наверное, главная особенность демократического (или»демократического»?..) общества: всё, что разделяет большинство, что понятно большинству – правильно, остальное – подозрительно и\или опасно.
Последний раз редактировалось vsm; 24.04.2006 в 04:36.
Re: Музыка и злодейство
Что-то мне подсказывает, что негодяи, любящие музыку, любят её не так полно, не так искренне, не так «по заслугам», что ли... Именно – «получают от неё удовольствие». И только.![]()
![]()
Мысль свежая. А как это измерить?
Мне бы тоже очень хотелось думать, что музыка формирует личность... в известной степени так оно и есть, но откуда столько обратных примеров в жизни?Почему-то мне кажется, что Берджес глубокую любовь к музыке, потребность в ней приравнивает к извращению.И вот интересно – а любил ли музыку Бёрджес?
И что есть любовь - потребность или нет?
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
- Регистрация
- 10.01.2006
- Сообщений
- 30
Re: Музыка и злодейство
Наше моральное чувство – продукт времени и случая, а отнюдь не отождествление с какой-то мифической сущностью общечеловеческого. В таких вопросах как «гений и злодейство» нужно развернуться от абстрактного к конкретному, от попытки найти какие-то однозначные ответы к разговору об идиосинкразических случайностях нашего индивидуального существования. Словарь психоанализа, такие термины как «инфантильный», «садистский», «параноидальный», больше подходят для такого безоценочного и детализированного разговора о человеке, чем унаследованные от греков и христиан абстракции пороков и добродетелей. Наивное морализирование не поможет нам объяснить, почему можно быть одновременно нежной матерью и беспощадным охранником в концентрационном лагере. Радикальный пример – Гейдрих, архитектор Холокоста, всегда находил время после трудного рабочего дня исполнять с друзьями квартеты Бетховена. «Истинное» удовольствие он получал или нет? Это наивный вопрос. Любовь к музыке, как и всякая любовь – это попытка (впрочем, всегда безуспешная) избавиться от психологических травм, идеологический экран, заслоняющий эти травмы. Наша психика сплетена из случайностей, поэтому мы в одних случаях порицаем жестокость, а в других – наслаждаемся ею. Поэтому наша способность любить ограничена определенными формами, размерами и цветами людей, вещей и мыслей. И потом – почему всегда рассуждающие на эту тему говорят «они»? Злодеи – это Они. Разве хоть один человек на этом форуме «истинных» любителей музыки не мучил своих близких или не предавался грязным фантазиям?
Re: Музыка и злодейство
Я - злодей,Сообщение от Сельский хозяин
и ты - злодей.
Мы с тобой - злодеи.
![]()
а если серьезно...Так и подмывает согласиться то с vsm, то с СХ. Но что-то не пускает. Надо еще подумать.
Во всяком случае, пришли к тому, что любовь к музыке и злодейство вовсе не исключают друг друга?
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
- Регистрация
- 04.01.2006
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 317
Re: Музыка и злодейство
Да, природа устроена гораздо сложнее, чем хотелось бы всевозможным религиям, моральным учениям и этически мыслящим индивидуумам. И ее создатели (если таковые существовали) изначально ни о какой морали не думали.Сообщение от invisible
Re: Музыка и злодейство
Баховская система чистой гармонии, множество звуковых комбинаций, ... ЕГО произведения это откровения, коды, которые требуют расшифровки. И глубоко искренне работающий над этим музыкант, на подсознательном уровне, обретает то, что мы называем нравственностью или духовностью. Бах - это необходимая, неуязвимая величина, КАНОН для художника.Сообщение от vsm
Метко сказано...Сообщение от vsm
Только поверхностность фальшивит и искажает суть
Re: Музыка и злодейство
Да совсем не обязательно! Можно искренне и глубоко чувствовать Баха (и даже плакать) и быть негодяем и подлецом в жизни. Это...как разные ипостаси одного человека.Сообщение от Karina
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
Похожие темы
-
Гений и злодейство - все же совместимы или нет?
от bezmEniha в разделе БеседкаОтветов: 259Последнее сообщение: 03.03.2008, 09:08 -
Гений и злодейство несовместимы?
от Sodashi в разделе БеседкаОтветов: 5Последнее сообщение: 15.04.2007, 21:21 -
Гений и злодейство
от regards в разделе Техническая поддержкаОтветов: 38Последнее сообщение: 02.06.2003, 11:43



Ответить с цитированием



Социальные закладки