-
31.03.2016, 09:58 #701
Re: Почему Прокофьев вернулся в СССР?
легенда - это событие, в котором участвуют легендарные (мифические) герои и совершают легендарные деяния... в Сальери же и Моцарте нет ничего легендарного - это вполне реальные (уж куда более) люди с совершенно реальными их делами и творениями.
а версия об отравлении Моцарта именно Сальери действительно была общепринятая в то время, и, как справедливо указал здесь недавно Dudin Vladimir - обвинять Пушкина в том, что он ее типа злонамеренно поддержал, просто абсурдно!
Re: Почему Прокофьев вернулся в СССР?
Вот прям зачитываюсь...А где ж Прокофьев? Моцарт и Сальери по моему темка отдельная...
Re: Почему Прокофьев вернулся в СССР?
говорите, слухи... но как же тогда относиться к таким фактам, подмеченным Бэлзой... (ссылку на работу я давал)
Пушкин достаточно критически относился к сенсационным сообщениям прессы. И коль скоро он создал «Моцарта и Сальери», то, видимо, был совершенно убежден в виновности Сальери. Эта уверенность обусловила и решение Пушкина выступить с таким тягчайшим обвинением — не анонимно, а с поднятым забралом — в защиту погибшего мастера. Нельзя не заметить, что именно в 1830 году, когда создавалась эта трагедия в творчестве Пушкина приобретает особое звучание «тема яда», проходящая и в «Моцарте и Сальери», и в «Скупом рыцаре», и врывающаяся даже в любовную лирику («Паж или Пятнадцатый год»).
Нельзя не обратить также внимания на одно, казалось бы, странное обстоятельство. Если не считать замечания Катенина, никто не порывается выступить в защиту Сальери. Прочитав «Моцарта и Сальери», Жуковский написал Пушкину, что в этой трагедии, так же как и в «Скупом рыцаре», кое-что «еще можно усилить» (XIV, 203). Гоголь в письме к А. С. Данилевскому от 1 января 1832 года назвал «Моцарта и Сальери» «чудной пьесой». Жуковский и Гоголь были чрезвычайно близки к миру музыки, и творец «Портрета» в статье «Скульптура, живопись и музыка» тревожно вопрошал: «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?». А в своей трагедии Пушкин непосредственно обращался к судьбам музыки.
Далее. Трагедия «Моцарт и Сальери» выходит из печати, ставится на сцене, и на ней появляется преступник, бросающий яд в стакан, который подносит к губам великий композитор. И преступник этот, волею великого поэта, носит свое собственное имя, Антонио Сальери, свыше полувека прослужившего при том императорском дворе, с которым поддерживает дипломатические и дружеские отношения российский императорский двор. Куда же смотрит свирепая николаевская цензура? Разве не боится она высочайшего гнева или хотя бы демарша австрийского посла?
Но вот вопрос — и он был поставлен на обсуждении публикуемой работы авторитетнейшими пушкинистами нашего времени М. П. Алексеевым, Б. П. Городецким, Т. Г. Зенгер-Цявловской: не в салоне ли самого австрийского посла графа Фикельмона, женатого на Дарье Федоровне (Долли), дочери Е. М. Хитрово и, следовательно, внучке фельдмаршала Кутузова, получил Пушкин достовернейшие сведения об истинном облике Сальери и о тайне смерти Моцарта? Такому источнику, конечно, можно было доверять куда больше, чем статьям в «некоторых немецких журналах».
Тогда становится понятным, почему Пушкин так смело назвал действующих лиц трагедии их подлинными именами, а не вымышленными. Иначе поступил немецкий писатель Густав Николаи, который в своей новелле «Враг музыки» («Der Musikfeind. Ein Nachtstück») разработал тот же сюжет, но вывел Сальери под именем Antonio Doloroso, ein Venetianer von Geburt.
Re: Почему Прокофьев вернулся в СССР?
Пожалуйста, снизьте градус вашего обвинительного по отношению к Пушкину пафоса. Ведь вы же не ненавистник русской культуры. Пушкин ни в чем не виноват. Он прочел в европейской прессе, которой доверял, версию, у него возник замысел произведения - и трагедия вышла такой, какая есть. Она не могла быть иной, с иными именами, потому что это не "сконструированное" произведение, а плод вдохновения поэта.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
кумир для сердца своего.
Re: Почему Прокофьев вернулся в СССР?
Что думал Пушкин о Сальери он сам нам сообщает:
"В первое представление «Дон Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистию.
Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении великого Моцарта.
Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца."
( ПСС, том шестой)
Стало быть, ничего более определенного он не знал.
ОДУМАЙТЕСЬ
Похожие темы
-
Говорят, Леон Фляйшер вернулся
от беглец с ноева ковчега в разделе Исполнители-солистыОтветов: 3Последнее сообщение: 15.09.2012, 13:44 -
Венгеров вернулся или не вернулся?
от andreyviola в разделе Исполнители-солистыОтветов: 3Последнее сообщение: 07.11.2011, 22:43 -
Вернулся. Соскучился...
от Борис Тараканов в разделе Академический большой хор РГГУ п/у Бориса ТаракановаОтветов: 2Последнее сообщение: 16.06.2009, 13:27 -
Почему Прокофьев так ненавидел 39-й опус Рахманинова?
от Ёпрст в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 40Последнее сообщение: 03.06.2008, 15:57 -
Почему Генрих Густавович вернулся в Россию?
от Chaika в разделе Исполнители-солистыОтветов: 131Последнее сообщение: 30.04.2005, 05:05





Ответить с цитированием

Социальные закладки