После просмотра некоторых тем на форуме, решила поделиться информацией, касающейся оркестров Германии. Я сама живу в Германии почти 10 лет. Училась в Детмольде. Работаю в различных оркестрах с 2000 года. Последние три сезона - концертмейстером группы альтов в оркестре оперного театра.
Надеюсь, что мой опыт может оказаться кому-нибудь полезным.
Итак, в Германии около 130 профессиональных оркестров. Большинство из них – это оркестры оперных театров. В их репертуар входят как оперы, так и симфонические программы (от 2-3-х до 12-ти в сезон). Зарплата музыкантов в таком оркестре рассчитывается по тарифной сетке „TVK“ – тарифному соглашению, принятому в 70-е годы. По количеству «плановых мест» они делятся на категории A_B_C. Зарплата коррелирует, качество оркестра – не напрямую.
Есть оркестры «радио» - у них свои тарифы. Есть несколько камерных оркестров, признанных «TVK“.
Любое вакантное место в таких оркестрах должно быть (обязательно) по закону выставлено на открытый конкурс. Существует несколько официальных ресурсов, где можно найти информацию о вакансиях. Первый и главный источник – журнал „Das Orchester“. проблема в том, что доступ на страничку с вакансиями есть только у абонентов.
Существует совершенно бесплатный ресурс но там не все места, к сожалению, и опции переключения языка на английский я не обнаружила
И, наконец, еще один общеизвестный всемирный ресурс куча вакансий по всему миру.
Ну, хорошо, вакансию вы обнаружили. Что делать дальше? Дальше надо посылать на адрес оркестра резюме с краткой биографией. Вопрос: кто будет все это читать? И кто вообще решает, кого пригласить на конкурс? Так вот, в немецких оркестрах все непростоJ. Первым получит ваши документы «человек из бюро», который может пустить их дальше или положить в стол, руководствуясь своими соображениями - гражданства, визы, и т.д. Дальше, собственно, внимательно читает все эти бумажки оркестранты той группы, в которую вы собственно хотите попасть. И в основном решают, пригласить вас или нет, именно они. Главный дирижер тоже имеет голос, но скорее совещательный. Т.е. порекомендовать кого-то он может, но не более того. На данный момент в большинстве оркестров Германии людей без разрешения на проживание (или хотя бы студенческой визы) в Европе видеть не хотят. И дело тут даже не столько в ксенофобии и конкуренции. Просто оркестру очень трудно, практически невозможно сделать такому человеку разрешение на работу, в случае его победы на конкурсе.
Оставив проблемы визы в стороне, решим вопрос, что писать?
Резюме имеет стандартный вид, и состоит из пары фраз типа: увидел вакансию в ваш оркестр, хотел бы получить приглашение на конкурс. Формальность. Но соблюсти стоит.
Биография. Важна. Как форма, так и содержание. Лучше всего писать в виде таблицы. Сверху персональные данные и фотография. Потом места учебы и педагоги в хронологическом порядке. Потом места работы, тоже по годам. Можно ниже написать камерные концерты, сольные выступления, конкурсы. Но вот, в каких залах вы играли, и в каких странах гастролировали, не интересует вообще никого. В Германии оркестранту не нужно ездить на гастроли, чтобы зарабатывать деньги. Скорее наоборот, оркестр, который много гастролирует, воспринимается, как «халтурный», не имеющий своего театра-зала.
В Германии существует ограничение по возрасту – 35 лет – на приглашение музыканта в tutti. На концертмейстерское место ограничений нет.
Конкурс. Он же «Probespiel».
Программа стандартна: классический концерт (обычно Моцарт скрипачам, Хоффмейстер или Стамиц альтистам, Гайдн – виолончелистам); романтический концерт или «произведение по выбору» (Брамс-Сибелиус-Чайковский; Хиндемит-Барток; Шуман-Дворжак); оркестровые трудности. Список «трудностей» присылают вместе с приглашением. 90% взяты из издания „Orchester Probespiel“ издательства Schott. Существуют сборники для всех инструментов. Иногда оркестр присылает свои копии.
Приглашения на конкурс высылаются обычно не ранее чем за месяц до конкурса. Поэтому стоит большую часть программы иметь уже «в руках», чтобы не суетиться.
На конкурс приезжают иногда по 25 человек. И это притом, что резюме приходит гораздо больше. ( Нам на место альта tutti в нестоличный оркестр пришло 60 заявок.)
Конкурс проходит в несколько туров. Первый или первые два – за ширмой. Пианист предоставляется. Репетиция с пианистом – обычно нет. Условия для «разыгрывания» - подчас 7-8 человек в комнате. 2-3 считается очень хорошо. Не рассчитывайте на то, что играть вам удастся больше 5-ти минут в первом туре. Это нормально. Кусочек первой части и каденция в лучшем случае. Иногда на этом конкурс и заканчивается. Первый тур – и все по домам. Бывает часто. Не означает ничего. Ни о качестве вашей игры, ни о ситуации в оркестре выводов делать не стоит.J По своему опыту ( а я сыграла около 20-ти конкурсов в Германии и близлежащих странах) не могу сказать, что обидней – уйти с первого тура или с последнего.
Кто в жюри? Вы будете смеяться, но весь оркестр. С главным дирижером во главе.
И решение о пропуске кандидата в следующий тур принимается голосованием. Группа имеет больший вес. Дирижер – право вето. Это в Германии. В других странах не знаю точно. Иногда имеется действительно жюри – несколько человек (сталкивалась с этим в Бельгии).
Это все касалось «постоянного места». В „TVK“ оркестрах в Германии, если человек выиграл конкурс на постоянное место и прошел испытательный срок - первый год работы – его уже не уволят. Никогда. То есть надо очень постараться, чтобы уволили. Таким образом, довольно низкие зарплаты компенсируются стабильностью и социальными льготами.
Очевидно, что если оркестрант уходит в отпуск по уходу за ребенком, или просто в неоплачиваемый отпуск, приходится брать замену. Так появляются временные контракты, куда и конкурс легче и требования другие, и на конкурсе обычно присутствует только группа и несколько человек «интересующихся».
Существует еще особый тип мест – практиканты. На один сезон приглашаются студенты (возрастные ограничения 27-29 лет, справка с места учебы) на 15 вызовов в месяц, получающие стипендию от оркестра – около 700 евро, не облагаемую налогом. Обычно по одному практиканту в каждую группу может позволить себе большой оркестр категории «А».
Пройдя практику в „Deutsche Oper am Rein“ , и сыграв за сезон 15 разных опер плюс 10 концертов, могу сказать, что лучшей «школы» для человека, решившего работать в оркестре, представить себе сложно.
В заключение хочу сказать, что Германия – страна оркестров. И образование (музыкальное) нацелено здесь на подготовку оркестрантов. Грамотных «средних» музыкантов, имеющих понятие о разных стилях, достаточную техническую подготовку,чтобы играть Вагнера, и умеющих играть в группе. Для большинства немецких студентов попасть в оркестр – цель и предел мечтаний с самого начала обучения. Выводы делайте сами...
Я тoже слышaл чтo в Гермaнии дoвoльнo труднo с прoживaнием для инoстрaнцев , и врoде бы двoинoгo грaждaнствa oни не признaют (мoгу и oшибaться) .
Нo у меня другoи вoпрoс , чистo из-зa любoпытствa , чтo oзнaчaет Дирижер , прaвo Ветo ?
Нo у меня другoи вoпрoс , чистo из-зa любoпытствa , чтo oзнaчaет Дирижер , прaвo Ветo ?
Главный дирижер оркестра (GMD - General Musik Direktor) имеет проаво не взять музыканта на работу, даже если конкурс на место он выиграл большинством голосов оркестра. Т.е. наложить свое ветона решение оркестра. В обратную сторону не действует: пропихнуть кого-либо без согласия на то большинства оркестрантов он не имеет права.
ну... это они так в демократию играют...
с другой стороны. если представить, что это дирижеры приходят и уходят, а люди в оркестрах тут, бывает и по 30-40 лет сидят... не так уж и идиотично получается.
Спасибо,интересная информация.Сейчас все чаще приходится слышать,что не стоит даже пробовать попасть в Германии в оркестр,если ты русский(ая).Не знаю,что играет роль - гражданство или национальность?Или просто предпочтение отдается своим кадрам,т.к. им не хватает рабочих мест?
Спасибо,интересная информация.Сейчас все чаще приходится слышать,что не стоит даже пробовать попасть в Германии в оркестр,если ты русский(ая).Не знаю,что играет роль - гражданство или национальность?Или просто предпочтение отдается своим кадрам,т.к. им не хватает рабочих мест?
1. про различия между гражданством и национальностью большинство людей в Германии даже не догадывается
2. тем не менее, обычная бытовая ксенофобия при делении на "своих" и "чужих" проявляется не меньше (но и не больше), чем везде.
3. оркестры финансируются государством-городом, поэтому и условия подчас диктует "работодатель". например, запрещая приглашать на конкурс людей без европейского гражданства.
4. пробовать стоит всегда и все. вопрос только в том, зачем вам лично это надо. если ответ вам лично ясен абсолютно, то удачи
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Социальные закладки