-
05.12.2006, 02:55 #11
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
На концертах не был. На Ма бы сходил, хотя...
А вот что касается "очередных грантов очередным" - зря г-н Трифонов это. Я бы хотел сравнить его средний месячный доход с таковым оркестранта "очередного оркестра", и после предметно обсудить, что он имеет в виду.
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
Йо-Йо Ма (центральные СМИ)
Танго Йо-Йо Ма
Самый известный виолончелист в мире выступил в Москве и Петербурге
Обладатель пятнадцати Grammy привез в Россию пеструю программу, которую он сравнил с "книжной полкой". Йо-Йо Ма сыграл ее вместе со своей давней партнершей, пианисткой Кэтрин Стотт.
На самом деле Йо-Йо Ма в Москве уже играл - это было в Зале Чайковского, еще в советские времена, когда сложно было предугадать в начинающем франко-американском китайце будущую звезду. Повсеместная слава музыканта, недавно отметившего свое 50-летие, держится конечно же не только на его умении извлекать из виолончели точные звуки, но и на необыкновенной открытости ко всему, что звучит в мире. Будь то уважаемая классика, джаз, фольклор африканских народов Калахари или музыка композиторов Средней Азии, которую он объездил несколько лет назад. Эти страны входят в его любимый проект "Шелковый путь", который, как и в античности, тянется от Средиземного моря до Тихого океана, но теперь имеет не торговые, а музыкальные, исследовательские и просто коммуникативные цели.
Йо-Йо Ма выступает и с солидными маэстро, и чернокожим гуру импровизации Бобби Макферрином. С равным удовольствием играет нечто совершенно серьезное и что-нибудь из разряда "ум-ца-ца". В нем много внемузыкального очарования — его улыбка, демократизм, попытка самому, в обход могучего работника сцены БЗК, поменять стул для пианистки, вызвали у консерваторской публики не меньше радости, чем само музицирование.
На сцене Большого зала консерватории работал невероятно слаженный, понимающий друг друга с полузвука музыкантский дуэт, где Кэтрин Стотт, одетая в вызывающую красную майку, отвечала за четкость и резкость, а улыбчивый Йо-Йо Ма — за элегантность и артистизм. Этот сплав не всегда приносил одинаковые результаты. Второе отделение прошло на спаде. Интереснее оказалось первое — с не похожим на себя Шостаковичем, аккуратной шубертовской "Арпеджионе" и "Le Grand Tango" Астора Пьяццоллы.
Сравнить нам эту долгожданную пару (гастроли были запланированы почти два года назад, но из-за болезни виолончелиста отменились) практически не с чем. Разве что — со сходными по статусу и качеству ансамблевой выучки Анне-Софи Муттер с Ламбертом Оркисом. Но там вопросов не было совсем — скрипачка номер один в мире ею и оказалась. Здесь все тоже было бы отлично, если бы это ровное и слишком уж беспроблемное музицирование не принадлежало виолончелисту номер один.
Последний раз редактировалось Tatra; 05.12.2006 в 13:24. Причина: форматирование
Йо-Йо Ма (Коммерсантъ)
Техника на грани виолончели
// В Москве выступил Йо-Йо Ма
Йо-Йо Ма был на московском концерте безупречен до скукиФото:
В Большом зале консерватории дал долгожданный концерт Йо-Йо Ма – знаменитейший виолончелист, культуртрегер, общественный деятель, лауреат полутора десятков "Грэмми", не говоря уже о других наградах. Музыканта, игравшего вместе с британской пианисткой Кэтрин Стотт, слушал СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
Приезд Йо-Йо Ма в Москву и Петербург должен был состояться еще в начале 2005 года – но в результате незадолго до события музыкант был вынужден отменить свой визит (а заодно и европейское турне) по болезни. Все эти неполные два года публика находилась в тем более напряженном ожидании, что ждать можно было, собственно, многого. Разумеется, вовсе не потому, что музыкант сам по себе явился бы сюрпризом – категорически нет, поскольку уж кого-кого, а Йо-Йо Ма с его безбрежным перечнем экспериментов в самых разных музыкальных направлениях знают буквально и стар и млад.
Все ж таки мало кто из бесспорно академических музыкантов позволяет себе такой размах деятельности, что аудитория его запросто может делиться на не сообщающиеся друг с другом группы. Есть ведь, надо полагать, люди, которые с наслаждением слушают его записи всевозможной этники, джаза и crossover ("параклассической" музыки вроде дуэта с Бобби Макферрином, к примеру), но при этом почти не знают о строго академическом реноме питомца Исаака Стерна и ученика Мстислава Ростроповича. Есть и такие, кто, наоборот, довольно туманно представляет себе всю "общедоступную" сторону популярности Йо-Йо Ма – хотя бы в виде закадровой музыки из "Крадущегося тигра..." или "Талантливого мистера Рипли".
Пестрая, словно восточный ковер, деятельность улыбчивого музыканта, вежливо скрещивающего культуры, традиции, жанры, космополита буквально по рождению (он американский подданный китайского происхождения, родившийся в Париже), с легкостью создает заманчивый стереотип, который трудно было совсем сбросить со счетов, даже зная о том, что программу Йо-Йо Ма и Кэтрин Стотт привозят довольно строгую. "Арпеджионе" Шуберта, ре-минорная соната Шостаковича, виолончельная транскрипция скрипичной сонаты ля-мажор Франка. В середине, правда, уклонения от европейского контекста в виде сочинений Астора Пьяццоллы ("Le grand tango") и бразильца Эгберто Гисмонти ("Серебряная свадьба и четыре песни"); но и у тех музыкант перед концертом обещал продемонстрировать серьезную европейскую генеалогию.
Сразу скажу, что в этом он скорее преуспел. В остальном же получилось вот как: улыбчивость действительно была, с первых тактов сонаты Шуберта игра Йо-Йо Ма впечатляла какой-то летящей легкостью, мягкостью, изящной простотой. Расслышать в ней ощущение какого-либо усилия было невозможно, сам контакт музыканта с виолончелью казался настолько невесомым и безоблачным процессом, будто инструмент был не из дерева, а из папье-маше и только каким-то чудом звучал так, как звучал: прозрачно, камерно, самую капельку хрипловато. Несмотря на пару помарок, получалось вкупе с ненавязчивой поддержкой Кэтрин Стотт, пожалуй, довольно красиво, хоть и не без "игрушечности".
И кряду – соната Шостаковича. Нельзя сказать, чтобы и тут была все такая же игрушечность, но ровная, гладко выстроенная прямолинейность была, и чем дальше, тем больше она отдавала поверхностностью. Впору было бы ждать после этого от Пьяццоллы пустоватой банальной обаятельности, но нет, как раз на "Большом танго" дуэт исполнителей порядком встряхнул зал, причем и вправду подчеркнул в музыкальном языке композитора не столько развлекающую пряность, сколько умную изощренность.
Однако спад не заставил себя ждать – и Эгберто Гисмонти, и Сезар Франк после антракта прозвучали элегантно, даже пригоже, гладко, но однослойно. Можно сказать в итоге, что те, кто хотел удивиться, действительно были удивлены – но скорее уж тем, что при поразительном техническом мастерстве в игре Йо-Йо Ма на этом концерте оказалось так мало захватывающего или хотя бы по-настоящему трогающего – лишь учтивость, аккуратность, лоск и повсеместное добродушие.
Последний раз редактировалось Tatra; 05.12.2006 в 13:23. Причина: форматирование
Йо-Йо Ма (Время новостей)
Веселья час
Йо-Йо Ма выступил в Москве
Йо-Йо Ма, самого высокооплачиваемого виолончелиста в мире, ждали в Москве в начале 2005 года, концерт отменился из-за болезни музыканта. А ждали, надо заметить, с трепетом, схожим по масштабу и силе эмоций с ожиданием московского концерта Мадонны. Тому, кстати, есть объяснение -- фигуры этих двух деятелей культуры имеют много общего. У обоих все мыслимые и немыслимые награды, бешеные гонорары, всемирная слава, толпы восторженных фанатов и, как ни печально, при всем профессионализме, доведенном порой до какого-то прямо-то фантастического совершенства, статус поп-звезды взамен желаемого образа серьезного музыканта. Разумеется, Йо-Йо Ма это касается в меньшей степени, но все же касается. Его учителями были Леонард Роуз и Мстислав Ростропович -- две легенды научили способного китайца, родившегося в Париже и в пять лет переехавшего в Нью-Йорк, играть на виолончели отменно. Он так всю жизнь играет -- весело, легко и невероятно светски. Причем что бы ни играл -- этнику, джаз, crossover, киномузыку или классику.
Нынешний концерт должен был, видимо, продемонстрировать публике серьезную сторону дарования виолончелиста, в программу господин Ма поставил сплошь академические хиты: «Арпеджионе» Шуберта, ре-минорную сонату Шостаковича, сонату Франка и две небольшие пьесы (Астора Пьяццоллы и Эгберто Гисмонти) в качестве гарнира. Его легковесное, мимолетное исполнение «Арпеджионе» можно было при желании считать концепцией, хотя и неясно, как в какую бы то ни было концепцию может вписываться невнятная, безвольная, путаная игра пианистки Кэтрин Стотт. Но когда та же легкомысленность плавно перекочевала и в сонату Шостаковича, это стало выглядеть, мягко говоря, странно. Никто, конечно, не говорит, что, играя эту сонату, нужно непременно помнить об отношениях Шостаковича и Сталина или что-нибудь в этом же пафосном духе. Но все же играть ее как милую бисовочку, обаятельную финтифлюшку -- тоже странно. Все четыре части сонаты были сыграны примерно с одной интонацией, в минимальном диапазоне оттенков, тембров и динамики. Ровно, стабильно, уверенно и весело. Есть такая известная байка, мол, на светских обедах в Америке существует запрет на одну тему, на одно слово. И это слово совсем не, например, смерть или что-нибудь такое ужасное. Это слово -- Бог. Американец Йо-Йо Ма так активно, так рьяно отпихивается от всего серьезного в игре, что впору принять байку на веру. Серьезное совсем не означает высокопарное, глобальное или занудное. Означает известную степень глубины, которую этот сияющий виолончелист, кажется, не считает обязательной частью исполнительского искусства. Он в то же время совсем не шут, как, скажем, скрипач Максим Венгеров, своими цирковыми исполнениями вызывающий экстаз в зрительном зале, что выглядит более честным -- человек публику развлекает. Йо-Йо Ма играет с безупречным вкусом, изящно, точно, чисто и никак. Даже в жарком пьяццолловском Le Grand tango виолончелист ни на секунду не вышел из себя, не сделал ни одного лишнего движения, ни одной ноты не сыграл незапланированно, неожиданно. Его британская партнерша по ансамблю и вовсе рубила все сильные доли с размахом, уместным скорее в кулачном бою, нежели в экстравагантном танго.
Абсурд достиг апогея в сонате Франка, где четыре части изумительной романтической сонаты были сыграны примерно в одном -- бешеном -- темпе, и если во второй части, Allegro, с этим еще можно было примириться (хотя Allegro, как известно, означает «весело», а вовсе не «с дикой скоростью»), то найти объяснения безумному темпу третьей части, томного речитатива, мне не удалось.
Собственно, проблема этого концерта не в том, что чему-нибудь пришлось, скажем, возмутиться. Скорее в том, что ничто не удивило. Йо-Йо Ма оказался ровно таким же, как на афишах, расклеенных по городу, с улыбкой до ушей, элегантным, обаятельным космополитом. И будь он, скажем, не виолончелистом, а дипломатом, послом каким-нибудь, министром -- цены бы ему не было. А так -- есть.
Варвара ТУРОВА
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Борь, не сочти за претензию, по сути я стобой согласна, но по форме твое сообщение -- типичное нарушение правила форума о переходе на личности. Человек, ведь, имеет право на мнение, вне зависимости от своей зарплаты.
Хотя, повторюсь, я с тобой согласна, а с Трифоновым -- вовсе нет.
- Регистрация
- 11.07.2003
- Адрес
- Из глубины
- Сообщений
- 680
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Варь, интересно кто это так говорит?Большинство знакомого мне народа ушло посередине второго отделения, сразу после того как Цизак петь закончила, не оставшись слушать 41-ю симфонию.
Можешь у Ходнева спросить или у Фихтенгольца.....
Да вон хоть у Бори спроси - он там играл, как ощущения из оркестра?
А насчет того что хорошо что музыкантам больше денег дали, это вопрос сложный. Если с точки зрения материального положения музыкантов - то конечно хорошо, никто с этим спорить не будет. А вот с точки зрения качества игры оркестров......
Будьте счастливы!
Zarastro.
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Извините Хайнц, не имела цели сбить Вам настроение, только описать СВОИ впечатления от концерта.
спасибо за "блестящие".
- Регистрация
- 03.12.2006
- Сообщений
- 556
Re: Йо-Йо Ма (Время новостей)
Блестящая рецензия!
Я всегда говорил, что дальневосточные исполнители чисто поп-механика.
Только не понял этого места.
Я спросил у Гугля. Гугль мне ответил.
Лауреат Сталинской премии композитор Дмитрий Шостакович: 1941, 1942, 1950, 1952.
Количество Государственных премий не поддается учету.
1939 -- профессор Ленинградской консерватории.
В год смерти (1953) народного артиста РСФСР С. Прокофьева (р.1891) композитор Д.Шостакович (р.1906) уже находился в звании народного артиста СССР. Для несведующих в табели о рангах справка: разница в этих званиях все равно, что между генералом и маршалом.
В самом деле, разве не достаточно причин для искреннего веселья?
Похожие темы
-
Переподчинение ДМШ в Москве ?
от Predlogoff в разделе БеседкаОтветов: 11Последнее сообщение: 03.01.2012, 03:41 -
Шоу в Москве
от Фальстаф в разделе Хоровая музыкаОтветов: 3Последнее сообщение: 15.06.2009, 16:50 -
Симфоническая музыка 20 апреля БЗК Гергиев, Цнайдер. Сибелиус, Малер.Малер
от Muehlbach в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 10Последнее сообщение: 22.04.2009, 11:00 -
Хор в Москве
от olechka_leo в разделе Хоровая музыкаОтветов: 14Последнее сообщение: 16.08.2007, 20:26 -
Блехач, Цнайдер и Гергиев в БЗК (7 мая)
от h-moll в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 8Последнее сообщение: 20.05.2006, 21:50




Ответить с цитированием



Социальные закладки