-
03.12.2006, 02:10 #1Постоянный участник
- Регистрация
- 11.07.2003
- Адрес
- Из глубины
- Сообщений
- 680
Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Оригинал стаьи тут:
Между звонками мобильников и пустыми залами
30 ноября в Москве прошел концерт всемирно известного американского виолончелиста Йо-Йо Ма (2 декабря Йо-Йо Ма выступает и в Петербурге), а за месяц до этого - не менее известного датского скрипача Николая Цнайдера. Увы, московская публика и музыкальный менеджмент оказались не на высоте в обоих случаях.
Йо-Йо Ма родился в Париже 7 октября 1955 года в семье китайских музыкантов. В возрасте десяти лет он поступил Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке. Его учителем по классу виолончели стал Леонард Роуз. Однако Йо-Йо Ма не был вундеркиндом, и настоящая известность пришла к нему лишь в конце 70-х годов, когда он стал выступать в составе квартета, участниками которого были пианист Эммануэль Акс, скрипач Исаак Стерн и альтист Джейм Ларедо. Впоследствии репертуар виолончелиста пополнился и основными романтическим концертами для виолончели с оркестром, и камерной музыкой от Баха до Шостаковича. Огромную известность в среде неакадемической публики принесли Йо-Йо Ма диск Obrigado Brazil с записями переложений бразильской музыки, совместный альбом с Бобби МакФеррином и музыка Филиппа Гласса к фильму "Накойкаци". Йо-Йо Ма инициировал фестиваль "Шелковый путь", на котором исполняется музыка композиторов из Китая, Индии, Средней Азии, Турции и Закавказья. Сам он говорит о целях своего фестиваля так:
"Всемирная сокровищница культуры включает в себя элементы культуры большинства стран, будь то в области дизайна или в мире идей, религии и философии, математики, науки или текстильного производства. Я рос в обстановке смешения различных культур. Будучи музыкантом, я глубоко осознал, что суть моей профессии в установлении контакта с людьми на эмоциональном уровне. Путешествуя, я все время чувствую себя гостем в том или ином сообществе людей. Это чувство не покидает меня на сцене и вне ее. Самое главное - чтобы аудитория тебе поверила. Один из самых лучших способов установить взаимное доверие - это узнать, что важно для другого. В свою очередь, другой должен знать, что важно для тебя".
Йо-Йо Ма должен был порадовать российскую публику своими концертами еще в январе 2005 года, но в последнюю секунду заболел. В мае этого года музыкант дал концерт в Баку, а 30 ноября наконец-то добрался до Большого зала Московской консерватории. Хотя вполне возможно, что здесь Йо-Йо Ма ожидал увидеть несколько иную публику. Концерт начался почти на полчаса позже срока, когда свободные места в партере заняли все опоздавшие. Но аншлага все равно не было, несмотря на заверения организаторов концерта, что все билеты проданы. Ну а звуки мобильников и аплодисменты в середине сонат Шостаковича и Франка и вовсе вряд ли доставили удовольствие знаменитому музыканту.
Впрочем, и сам Йо-Йо Ма вместе с английской пианисткой Кэтрин Скотт поначалу не слишком воодушевили публику, сидевшую в амфитеатре. Соната "Арпеджионе" Шуберта и виолончельная соната Шостаковича (ор. 40) были сыграны так, будто писались в одно и то же время - во второй половине XX века. Причем отточенная фразировка и виртуозные украшения нисколько не добавили очарования этим произведениям. В Шуберте Йо-Йо Ма показался слишком бесстрастен и холоден, а в Шостаковиче вдруг проявились какие-то повизгивающие пассажи, скорее характерные для музыки 50-х-60-х годов, исполнявшейся в рамках Донауэшингенского фестиваля.
Но уже в "Большом танго" Астора Пьяцоллы, Йо-Йо Ма полностью завладел сердцами придирчивых слушателей. Во втором отделении он исполнил пьесу 60-летнего Эгберто Джисмонти "Серебряная свадьба и четыре песни", воскресившую в памяти редко исполняемую музыку итальянских неоромантиков. Ну а завершала концерт грандиозная соната Сезара Франка, изначально написанная для скрипки и фортепиано, но уже давно вошедшая в переложении в репертуар виолончелистов. Взяв весьма спокойный темп, Йо-Йо Ма обнаружил в этой довольно-таки заигранной пьесе массу новых интенций. В его исполнении Франка можно было услышать и отзвуки сюит Баха, и тягучих камерных произведений Регера, и страстность Сен-Санса, ощутить строгость формы сонат Брамса. Кроме того, именно в сонате Франка американский виолончелист наконец продемонстрировал все возможности своей звуковой палитры, изменяя звучание инструмента от изящного нежнейшего бархатного звука в адажио, до жесткого и даже скрипуче-пронзительного в престо.
После трех бисов публика аплодировала музыканту стоя; впрочем, так же провожали месяц назад и еще одного знаменитого музыканта: тогда в ММДМ немногочисленные истинные ценители скрипичного искусства собрались на первый в Москве сольный концерт датско-израильского скрипача Николая Цнайдера. Похоже, что российская скрипичная элита всерьез невзлюбила Цнайдера - на XI конкурсе им. Чайковского его даже не пустили в финал, а накануне концерта 30 октября Дом музыки, кажется, недооценил роль рекламы. В результате Светлановский зал бы заполнен явно не по статусу исполнителя - все-таки играл победитель конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, скрипач, с которым почитают за честь выступать такие гранды дирижерского искусства, как Маазель, Янсонс, Баренбойм, Ростропович. А московские выступления Цнайдера с Владимиром Юровским и Валерием Гергиевым проходили при полном аншлаге.
На первом своем камерном концерте в Москве Николай представил весьма интригующую программу - поставив по ее краям две сонаты Бетховена ? Четвертую и Девятую, а в середину - Итальянскую сюиту Стравинского и четыре прелюдии Шостаковича в переложении Дмитрия Цыганова. Перед концертом он прокомментировал ее так:
- Николай, почему вы выбрали такую программу для концерта в Москве?
- Мне хотелось показать контраст между двумя сонатами Бетховена. Они написаны в тональности "ля", но одна в миноре, а другая - в мажоре, и у них совершенно разная фактура. Для меня "Крейцерова" - это не соната, это концерт для скрипки и фортепиано. Мне очень интересно было оттенить их необарочной сюитой Стравинского.
-А прелюдии Шостаковича - из-за юбилея?
- Нет, что вы. Я их просто очень люблю. Гениальное произведение. Мне не нравится, что музыку того или иного композитора массово начинают исполнять во время юбилейных торжеств. Это надо делать постоянно, каждый год.
- Насколько, по-вашему, может музыкант изменять темпы во время концерта, не входит ли это в противоречие с изначальной концепцией?
- Темп - это очень индивидуально. У меня нет заранее выбранного темпа. Я нахожу правильный темп, только выйдя в зал. Мой темп рождается в миг между тем, как я беру дыхание, и тем, как начинаю играть первую ноту...
- Недавно вы записали скрипичный концерт Брамса, а слушаете ли вы чужие записи перед концертами?
- Раньше слушал, а сейчас - почти нет. Точнее, слушаю, но записи других произведений того же композитора. Когда мы писали концерт Брамса, я слушал его симфонии, "Немецкий реквием", песни... это помогает лучше почувствовать образный мир композитора, чью музыку ты играешь.
Цнайдер играл в этот вечер на одном из трех имеющихся у него инструментов работы Гварнери дель Джезу. Виртуозность позволила музыканту не задумываться над проработкой технических трудностей - он их просто не замечал. Все внимание музыкант сосредоточил на "философском" содержании программы. Решив сыграть на стилевом контрасте, Цнайдер обнаружил неожиданную близость исполняемых им произведений. Сверхэмоциональная 4-я соната Бетховена более чем уместно продолжилась грациозной "Итальянской сюитой" Стравинского, а экспрессия прелюдий Шостаковича нашла свое продолжение в "Крейцеровой сонате". Вообще, произведения ХХ века выигрышно смотрелись на фоне сонат Бетховена. Их фактура была ближе неоромантическому настрою скрипача. К тому же сонаты Бетховена написаны для клавира и скрипки как равноценных инструментов, а пианист Роберт Кулек в этот вечер ограничился ролью не очень заметного аккомпаниатора.
Самое поразительное в интерпретациях Цнайдера - соотношения темпа и динамического диапазона. Сильнее всего они чувствовались в "Крейцеровой". Используя самые крайние темповые возможности, Николай извлекал из скрипки столь легкое и воздушное пианиссимо, что слышно было трение смычка о струны, а в фортиссимо звук его инструмента пробивал печально известную акустику Светлановского зала до самой галерки, ничуть не теряя своей упругости и насыщенности.
Глубина проникновения в музыкальное содержание произведения сильнее всего ощущалось в исполнении четырех прелюдий Шостаковича. Николай сумел передать в них и юношескую экспрессию, и отголоски любимого молодым Шостаковичем Малера - внеся в исполнение элементы "поздневенского" стиля, присущего скрипичным пьесам Фрица Крейслера. В игре Цнайдера напрочь отсутствовало надоевшее завсегдатаям московских концертов назойливое вибрато, и "вой" смычка. Перестраивая звук в зависимости от исполняемого произведения, Николай обнаружил возможности применения вполне "аутентичных" приемов "романтическим" скрипачом к музыке... Стравинского. Так что исполнение "Итальянской сюиты" оказалось одной из двух кульминаций вечера. Такой органичности, легкости и естественности в исполнении этого сложного как в техническом, так и в стилевом отношении произведения сейчас редко услышишь.
Второй кульминацией вечера стали бисы - пока зал аплодировал стоя, Цнайдер исполнил 17-й, 7-й и 5-й "Венгерские танцы" Брамса в переложении Иоахима. Столь блестящего, "здорового", антисалонного исполнения этих пьес в Москве не слышали давно. Секрет же заключается в том, что Цнайдер не воспринимает их как "бисовые безделушки", а исполняет даже самые заигранные пьесы, как серьезный концертный номер.
Сравнение двух концертов обнаружило серьезную проблему: если уж в Москве сложно собрать полный Большой зал публики, чувствующей и понимающей академическую музыку, то мы стоим перед дилеммой - камерные залы с "правильной" публикой или же почти полные залы на 1500-2000 мест, но с публикой, не привычной к слушанию академической музыки. И дело здесь не только в мобильных телефонах и аплодисментах между частями, но и в энергетике зала, которая передается от публики к исполнителю. Самый гениальный музыкант не сможет играть с полной отдачей, увидев в зале откровенно скучающую, постоянно поглядывающую на часы публику, которая пришла только потому, что "это крутой япошка" (как сказал один из посетителей концерта Йо-Йо Ма).
Именно поэтому многие замечательные музыканты отказываются выступать в России. А после "Фестиваля симфонических оркестров мира" Россия может оказаться в положении страны, активно поставляющей свои музыкальные ресурсы за границу, но абсолютно отделенной от мировой музыкальной жизни. Так, может, вместо того чтобы , Министерству культуры стоит вложить хоть какие-то деньги в подготовку и воспитание грамотной и понимающей публики, а государству озаботиться созданием условий для подготовки качественного менеджмента для музыкальной сферы? Если этого не произойдет в ближайшее время, то, даже утопив в золоте и нефти все двадцать московских симфонических оркестров, публику собрать не удастся. Слушать их лет через пятнадцать будет некому.
1 декабря 2006 г. | 22:13Будьте счастливы!
Zarastro.
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
ну не знаю!... Никаких "перемещений" Шуберта и Шостаковича в 50-е годы ХХ века на концерте в Питере я не нашёл, наоборот, стилистическая разница, на мой взгляд, была им даже подчёркнута и выражалась даже в сценическом поведении виолончелиста. Звонки, апдисменты между частями, опоздавшая к началу толпа так же наличествовали, но плюсом к ним был ЧУДОВИЩНЫЙ скрип паркета и стульев, периодически закрывавший чудесное пианиссимо...А зал консерваторского театра был полон!
...а что до предложений правительству вместо озолочения оркестров воспитать публику, так надо другое: на деньги правительства изменить ход времени.
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Пианистку Кэтрин Стотт зовут, а не Скотт.
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Леша, ты первый раз обнаружил неполный зал? Сравнение именно этих двух концертов обнаружило проблемы, о которых ты говоришь? Гранты отменить нафиг, и не давать?
По-моему, концерт Йо-Йо Ма был скучнейшим из тех, на которых я побывала в этом сезоне, я не знала куда деваться от скуки, причем тут неграмотность публики?
- Регистрация
- 03.12.2006
- Сообщений
- 556
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
Не знаю специфики обсуждаемых концертов, не был и не могу судить о мнении автора относительно неграмотности публики. Но мне не понятен ход мысли о том, чтобы развивать публику "вместо раздачи грантов оркестрам". Почему вместо а не параллельно? Я так за россиян обрадовался было, а тут - не знаю что и думать, свои ведь, а такие "советы" даете правительству, как можно?
Добавлю следующее. Проблема неподготовленной и малограмотной публики, являющейся на концерты известных по прежней поп-раскрутке имен, либо концерты с участием приглашенных посольствами их соотечественников-зарубежных исполнителей, существует и в других городах, в Киеве, в частности. На такие концерты нередко приходит немало случайных людей. Они и рады бы, да просто не знают, что такое "хорошо" и что такое "плохо". И в происходящем концерте, и даже в поведении в зале. Я не в оправдание, а констатирую. Не бывало прежде, чтобы во время игры в зале филармонии поднялся и вышел слушатель. Или аплодисменты между частями возникали. А теперь иногда бывает. Те, кто получает такую публику, знают, на что идут. Т.к. есть уже устоявшийся тип музыкантов, сознательно "раскручивающих" себя в качестве поп-академическом, после чего вернуться в статус без приставки "поп" им уже нелегко. Подчас они к тому и не стремятся... Заработки и популярность греют.
Вот, например, киевский оперный солист Владимир Гришко.
Пел даже что-то в Мет, работал у Гергиева. Он - кум нашего президента и его официальный советник по культуре.
![]()
Теперь уже голос не тот, и на западе его не хотят. Так он впал в полную тяжелую попсу. Поет везде, где ни попадя, что попало и с кем попало. Например, вот ссылка. Компания - мрак в кубе.
Приезжайте насладиться бель канто (шутка юмора). Вместе будем
и
![]()
Последний раз редактировалось писака; 04.12.2006 в 02:22.
- Регистрация
- 31.08.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Возраст
- 63
- Сообщений
- 162
Йо-Йо МА в СПб
На концерте Йо-Йо Ма в СПб публику можно было разделить на две части. Одна - т.н. "музыкальная общественность" - студенты музучилищ, Консерватории, старшеклассники музыкальных школ, педагоги, а также филармонические завсегдатаи, лишенные в этом году своего зала. И вторая часть - кажется. все питерские китайцы, и - в партере за 5000 - те самые, с мобильниками... Вот эта-то вторая часть хлопала между частями. И, конечно, раздражал чудовищно неподходящий для таких концертов зал Оперной студии. Скрипы, шумы, посторонние звуки безмерно разражали. Это все - впечатления немузыкальные.
А что касается собственно концерта - абсолютно очаровало ощущение внутренней свободы. Единственное, что немного пришлось "не в жилу" - соната Шостаковича. Такой Шостакович получился тоже, в общем, солнечный... А Франк и Шуберт - на мой вкус, изумительно. Особенно к концу, когда ему все-таки удалось пробить очень тяжелую акустику. Замечательная пианистка, и от ансамбля - ощущение единого организма... И даже в последнем бисе - невероятно заигранный и растиражированный Сен-Сансовский Лебедь прозвучал как откровение... Может быть, музыкальные критики меня осудят (было тут чуть выше такое мнение, что это, мол, попса и вообще...), но мы получили истинное удовольствие.
- Регистрация
- 03.12.2006
- Сообщений
- 556
Re: Йо-Йо МА в СПб
Увы, и ах -- в точку. Так оно и на всех концертах: профессионалы + какие-нибудь "корейцы", дисциплинированно пришедшие поддержать своего соотечественника.
Сен-Санс отнюдь не попса. Халтуры, да, у него немало. Но то, что хорошо, как например 5-й ф-но концерт, то хорошо в самом деле.
- Регистрация
- 31.08.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Возраст
- 63
- Сообщений
- 162
- Регистрация
- 16.03.2005
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 119
Re: Йо-Йо МА и Цнайдер в Москве
По-моему Алексей неправильно расставил акценты.
Что касается концерта Ма,то зал был полон,хотя на люстрах не висели.Но билеты были очень дорогие!
А в ММДМ публика не очень любит ходить.И в самом деле акустика там неважная,да и просто атмосфера какая-то не та,что в консерватории.Сам же Алексей пишет об аншлагах на концертах с участием Цнайдера в БЗК.
Алексей пишет: "Так, может, вместо того чтобы , Министерству культуры стоит вложить хоть какие-то деньги в подготовку и воспитание грамотной и понимающей публики..."
Хотелось бы узнать каким образом надо воспитывать публику.На мой взгляд поддержка оркестров имеет своей целью повысить их художественный уровень.А проведение более качественных концертов в какой-то степени как раз может способствовать воспитанию публики.
Последний раз редактировалось altist; 04.12.2006 в 13:35. Причина: орфография
Похожие темы
-
Переподчинение ДМШ в Москве ?
от Predlogoff в разделе БеседкаОтветов: 11Последнее сообщение: 03.01.2012, 03:41 -
Шоу в Москве
от Фальстаф в разделе Хоровая музыкаОтветов: 3Последнее сообщение: 15.06.2009, 16:50 -
Симфоническая музыка 20 апреля БЗК Гергиев, Цнайдер. Сибелиус, Малер.Малер
от Muehlbach в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 10Последнее сообщение: 22.04.2009, 11:00 -
Хор в Москве
от olechka_leo в разделе Хоровая музыкаОтветов: 14Последнее сообщение: 16.08.2007, 20:26 -
Блехач, Цнайдер и Гергиев в БЗК (7 мая)
от h-moll в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 8Последнее сообщение: 20.05.2006, 21:50



Ответить с цитированием



Вот, например, киевский оперный солист Владимир Гришко.
и

Социальные закладки