-
13.07.2007, 18:02 #21
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Возможно, просто не разработано дыхание.
Если дело все же в слухе - тяните с ней ноту, показывая рукой горизонтально. При подъеме мелодии - показывайте подъем (поступенно или скачком), при спуске - соответственно тоже вместе с пением.
Естественно - в унисон песть легче, чем в октаву, наверное поэтому большинство педагогов-теоретиков для малышей - женщины!Положительные моменты
1) При пении фальцетом попадание чаще (повторяет за высоким женским голосом)
Пойте фальцетом, ничего не поделаешь. Пока так
Самый лучший вариант для начала - даже не фортепиано, а синтезатор, на котором звуки тянутся долго - это дает время подстроить голос. Ксилофон совсем не годится, там еще бывают фальшивые призвуки2) На ксилофоне угадывает (примерно 70 процентов) из двух нот (высокая - низкая).
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Ну вот, я вернулась и постараюсь сейчас описать испытанные общие приемы, как обещала…
Сразу уточню: для маленького ребенка нужно постараться максимально превратить занятия в игру: так будет намного эффективнее. Психологический комфорт в таком процессе обеспечен, а он, как Вы понимаете, необходим для заинтересованного и успешного продвижения. По поводу инструмента: мне кажется, что фортепиано наиболее удобно (все-таки звучание "живого" инструмента, а звук и педалью можно продлить по необходимости). Но, согласна с Инной, качественный синтезатор тоже возможен или миди-клавиатура, подключенная к компьютеру с профессиональной музыкальной программой и хорошей библиотекой звуков. Качественные колонки тут, понятно, необходимы… Да, Михаил, я тоже считаю, что в Вашем случае придется петь фальцетом, только старайтесь, чтоб звучало не напряженно (ребенок будет копировать практически все, вплоть до выражения лица). Постоянно нужно заботиться об естественно-удобной позе ребенка во время пения, осанке. Следить, чтоб не было напряжения и зажатости губ: никаких «специальных» положений и артикуляции, все максимально естественно. Сразу следите за естественным дыханием (разбивайте мелодии заранее на короткие фразы, чтоб не попадало на середину слова и т.п.) И, понятно, всячески избегайте форсированного, громкого звука.
1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.
2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. «Репертуар» может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое кол-во интересных ребенку стихотворных текстов.
3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона. Сразу уточню: на начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты. Запаситесь доступными Вам сборниками сольфеджио для начинающих.
4. Пение с движением руки. (Inna вкратце уже упомянула о нем). Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.
5. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Так как в фольклорном материале «тоника» как таковая может отсутствовать, и могут меняться звуковые «опоры». Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
Для пятилетнего ребенка это может быть достаточным, а вот далее идут в ход типичные интонационные обороты в тональности с называнием звуков: вводные тоны, опевания, разрешения неустойчивых звуков в устойчивые, движение по звукам тонического трезвучия и т. д. Но это, повторяю, уже позже, если сами почувствуете, что можете квалифицированно усложнить процесс…
6. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.
Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»…
Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у малышей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.
Да, и конечно, создавайте ежедневно, но ненадолго вокруг ребенка нужный музыкальный фон. Совсем не обязательно усаживать его для этого и заставлять слушать музыку: так, негромко, ненавязчиво, во время его игры, под «сказку на ночь»…
Уф-ф!. Ну вот, пока, в основном, всё, что касается работы с интонацией… Понятно, даже не касаюсь приемов по развитию слуха, чувства ритма, подбору мелодий, так как все это уже выходит за рамки конкретной темы, хотя и входит в процесс обучения малышей.
Удачи, терпения и… побольше на занятиях чувства юмора, чтоб ненароком ребенка не «закомплексовать»!Да, и если что-либо нужно уточнить, спрашивайте! Да и другие педагоги, надеюсь, подключатся: дополнят, поспорят, подправят! Всё на пользу…
Ответ: Методика координации слуха и голоса
- Регистрация
- 08.07.2007
- Сообщений
- 6
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Огромное спасибо, Сольмина.
Рукой непроизвольно я уже начал показывать (нота тянется, высоты).
И на одной ноте пока сидим. Дочка радуется, когда у нее получается.
А вот приемы развития слуха тоже важная вещь. Напишите, пожалуйста.
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Все правильно. Если позволите - дополню историей из своего опыта.
Я - организатор частной музыкальной студии, занимаюсь с детьми старше 2-х лет по программе "Софт Моцарт". Я арендую кабинет в доме культуры, там много других детских студий/секций/кружков, но музыка только у меня, занятия слышно, поэтому регулярно в дверь заглядывают дети, иногда и с родителями.
В апреле прошлого 2006 года в кабинет заглянула девочка, следом за ней мама. Девочка звонко сообщила, что ее зовут Марина, ей пять лет и она будет играть. Повезло, у меня как раз заканчивался урок и следом было "окно". Я попросила их тихонько посидеть до конца урока, закончила занятие и позвала Марину играть. К концу урока я поверила, что мне в руки попал гениальный ребенок. У девочки оказались великолепно координированные кисти рук, любое движение она повторяла моментально, за эти 45 минут она успела мягкими свободными руками сыграть 1 ганона двумя руками, двумя же руками сыграть пару пьесок (у нас на первом этапе используются картинки, так как главное - руки ребенка, их координация и "постановка", а линейки он будет считать чуть позже, когда с руками разберемся), сыграла хроматическую гамму, одну из двух пьесок сыграла наизусть... В общем, я была в полном восторге. До пропевания мы просто не дошли.
Мама весь урок просидела молча, улыбаясь и кивая, когда я на нее оглядывалась. После урока я обратилась к маме "какая Ваша дочка умница, мне она очень понравилась, я буду рада, если вы решите заниматься..." и пятилетняя Марина влезла между мной и мамой и... начала переводить мои слова на язык глухонемых. У меня был шок. Мама и папа глухонемые, ребенок общается с ними только жестами.
Дома у них тишина, не звучит музыка, не включается даже телевизор. У Марины не было слухового опыта никакого.
Марина и сейчас моя ученица. Первые полгода я впадала в отчаянье. На одном уроке выучили НАИЗУСТЬ упрощенную волынку Баха (в С), сыграли ее раз десять, на следующем я сажусь ей сыграть, чтобы она послушала как оно должно звучать, а Марина меня спрашивает "Я это точно играла?". Не слышала вверх или вниз идет нота, не интонировала вообще (даже не въезжала в высоту звука). Песни узнавала только по словам
Прошло чуть больше года. Марина более-менее чисто интонирует в пределах до-соль первой октавы, ушками первую октаву слышит четко, может нажать услышанную "вслепую" клавишу в пределах от до первой октавы до ре второй включительно, остальное уже хуже.
Так что слух развивается даже в таких форсмажорных случаях
Единственное, я стою на той позиции, что мозгу чтобы "зацепиться" за высоту звука нужно этот звук назвать-обозначить. Поэтому все пропевания на уроке были только сольфеджио, с правильным называнием нот. Когда за одной и той же высотой закрепляется разное "имя"-название (разный слог в песнях) задача усложняется.
А Марина на последнем уроке сказала мне, что вырастет и станет учительницей музыки. Лапушка с хвостиками![]()
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Уважаемый Михаил! По роду деятельности я всю жизнь занималась вопросами развития слуха (просто у меня скрипачата), и может мои советы Вам немного помогут.
1). Попробуйте поиграть в такую игру: поверните её спиной к клавиатуре ф-но, дайте послушать ноту 1-2 октавы. Затем ребёнок методом тыка ищет "куда спряталась нотка"? А сами смотрите- с какого раза она найдёт ноту. Через 2-3 недели нотка должна найтись буквально сразу.
2).Советую петь ноты не "голяком" - дайте ей аккорд и пусть она споёт или подтянет ноту, которая подходит.
3).Пусть Ваша дочка попоёт песенки из одной ноты. В скрипичном репертуаре их уйма.А Вы аккомпанируйте. Когда идёт смена гармонии, интереснее петь и легче.
Буду рада если немножко помогла Вам.![]()
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Верно подмечено! Запоминание и воспроизведение мелодий наизусть с названием нот дает весьма ощутимый эффект. В принципе, именно этим я и руководствовалась, подключив к своим учебникам сольфеджио диск для домашней работы, дающий возможность малышам грамотно и без особого напряжения заучивать сольфеджированные песенки. НО для малышей важно также петь те же песенки с текстом, чтобы не превращать музыкальные занятия в чистую тренировку, поэтому со словами "только сольфеджио" не могу согласиться.
Ответ: Методика координации слуха и голоса
Михаил, для развития слуха Вашей малышки на данном этапе нет ничего лучше и интереснее подбора тех же песенок от разных клавиш (и белых, и черных).
Здесь, правда, хотелось бы предостеречь: поскольку постановка рук – дело исключительно профессионального педагога, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с руками, играть малыш в этом возрасте может СТОЯ у инструмента, указательным пальцем нажимая клавиши, БЕЗ напряжения руки, избегая громкого звука. Это проверенный достаточно безопасный способ.
Похожие темы
-
Вопрос о координации к преподавателям самых маленьких учеников
от NbP в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 23Последнее сообщение: 20.01.2012, 23:22 -
Методика Т.А. Боровик
от Ирина Митягина в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыкеОтветов: 1Последнее сообщение: 07.01.2011, 21:36 -
Методика занятий
от bezdna.status в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 7Последнее сообщение: 08.04.2010, 17:44 -
Методика
от Эл/ в разделе Виолончельная и контрабасовая музыкаОтветов: 3Последнее сообщение: 22.05.2008, 10:22 -
Развитие слуха
от Newsance в разделе Мастер-классОтветов: 1Последнее сообщение: 08.06.2007, 20:53





Ответить с цитированием


Единственное, я стою на той позиции, что мозгу чтобы "зацепиться" за высоту звука нужно этот звук назвать-обозначить. Поэтому все пропевания на уроке были только сольфеджио, с правильным называнием нот. Когда за одной и той же высотой закрепляется разное "имя"-название (разный слог в песнях) задача усложняется.

Социальные закладки