Допустим, я, напрягшись, установил порядок в звучании арабской (индийской) музыки. Но я все равно не пойму ее, мне не с чем ее связать. Она не информативна для меня: "иностранный язык". Это, очевидно, будет тот первый уровень восприятия, о котором говорилДоктор.
Нет, первый уровень будет: "Сидит араб, а у него в руках непонятный инструмент" (допустим, что у него в руках уд)
Второй уровень: "Араб играет на этом инструменте"
Третий уровень: "Инструмент похож на гитару, и играют на нём похоже, но это не совсем гитара"
И т.д. Порядок установится только в самом конце, наполовину интуитивно (эмоционально), и тогда Вы скажете себе "Ах, как это красиво!" или "А я всё равно такой музыки знать не хочу!", в зависимости от настроения.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Нет, первый уровень будет: "Сидит араб, а у него в руках непонятный инструмент" (допустим, что у него в руках уд)
Второй уровень: "Араб играет на этом инструменте"
Третий уровень: "Инструмент похож на гитару, и играют на нём похоже, но это не совсем гитара"
И т.д. Порядок установится только в самом конце, наполовину интуитивно (эмоционально), и тогда Вы скажете себе "Ах, как это красиво!" или "А я всё равно такой музыки знать не хочу!", в зависимости от настроения.
Воздержавшись от изложения своего мнения, приведу чужое. Не совсем точно-буквально по теме, но очень близко.
Из бесед Ивашкина со Шнитке:
И.: Как тебе кажется: наша публика воспринимает иной, более скрытый слой твоей музыки, более глубокий слой, нежели западная публика? Может ли твоя музыка быть понятной любому человеку или нужен определенный настрой "на нее"? Волнует ли тебя вопрос: для кого ты пишешь?
Ш.: Конечно, этот вопрос меня волнует, но он не влияет решающим образом на то, что я делаю. Я вспоминаю, лет двадцать назад шел в Москве документальный фильм об индейцах на Амазонке, снятый кем-то из наших режиссеров. Но я никогда не забуду серьезности выражения лиц индейцев, когда они слушали Скрипичный концерт Бетховена. Никто, конечно, не мог им ничего объяснить ни про Бетховена, ни про скрипичные концерты. Эти люди как бы всю жизнь прожили на другом "полюсе". И тем не менее тут сразу стало понятным, что есть некая изначальная суть всего, в том числе и музыки, которую словом объяснить нельзя. Но она проявляется сразу. И не знаю, как бы индейцы стали слушать других авторов, но, мне кажется, что Баха они тоже бы "услышали". Это тот бесконечный ряд подключений к тому, что всегда существовало, существует и будет продолжать существовать независимо от нашего существования. И это - очень большая надежда и для искусства, и для человечества.
В другой книге (не могу вспомнить, где - прошу поверить на слово ) Шнитке говорит, что слуховой опыт не "помогает", а мешает восприятию, "захламляя" его стереотипным ассоциациями. Идеальная ситуация восприятия, по Шнитке, - человек-"белый лист бумаги" в отношении слухового опыта, что позволяет ему (человеку нашему) подключиться "по прямому каналу" (пардон за интернетную метафору) "к тому, что всегда существовало, существует и будет продолжать существовать независимо от нашего существования".
Нет, первый уровень будет: "Сидит араб, а у него в руках непонятный инструмент" (допустим, что у него в руках уд)
Второй уровень: "Араб играет на этом инструменте"
Третий уровень: "Инструмент похож на гитару, и играют на нём похоже, но это не совсем гитара"
И т.д. Порядок установится только в самом конце, наполовину интуитивно (эмоционально), и тогда Вы скажете себе "Ах, как это красиво!" или "А я всё равно такой музыки знать не хочу!", в зависимости от настроения.
Да никакого настроения не будет: не информативно для меня это музицирование. (Аудиозапись, только звучание)
Увы, не угадали: пан Музыло - самый натуральный художник , и слушает квадратно-инфернаьную музыку Малевича вполне художническими "ушами"; эстетику же Малевича и все его декларации он знает вполне досконально. Единственный его грех - в том, что он присоединился ко мнению нехудожницы Толстой, глубинную правду коего, очевидно, нужно объяснить гениальной интуицией поэта .
Ах, простите, раз так дело обстоит с информацией о Малевиче, то беру свои слова" нащот плинтуса" взад. Тогда скажу, вернее, напомню, (так как Вам, "пан"Музыло об этом известно), что здесь может идти речь о степени конкретности образа. Малевич в основе своего взгляда на предмет, на вещь изображения имел ввиду, что этот взгляд должен происходить как бы из космоса. Тогда, например, яблоко теряет свои конкретные признаки и только ассоциативно напоминает круг.
У Малевича же, напомню, был не только Чёрный квадрат в нескольких вариантах, но и несколько Красных квадратов. - (Дань революционному времени, наверное). Куда в таком случае деть "инфернальность и сатанизм", которые усмотрели Вы с Толстой? Тогда, пореволюционную эпоху, на Троцкого и Ленина
(главных идеологов искусства) не смотрели так уж мрачно. Это уже потом развился вульгарный социологизм.
Я вспоминаю, лет двадцать назад шел в Москве документальный фильм об индейцах на Амазонке, снятый кем-то из наших режиссеров. Но я никогда не забуду серьезности выражения лиц индейцев, когда они слушали Скрипичный концерт Бетховена. Никто, конечно, не мог им ничего объяснить ни про Бетховена, ни про скрипичные концерты. Эти люди как бы всю жизнь прожили на другом "полюсе". И тем не менее тут сразу стало понятным, что есть некая изначальная суть всего, в том числе и музыки, которую словом объяснить нельзя. ]
В другой книге (не могу вспомнить, где - прошу поверить на слово ) Шнитке говорит, что слуховой опыт не "помогает", а мешает восприятию, "захламляя" его стереотипным ассоциациями. Идеальная ситуация восприятия, по Шнитке, - человек-"белый лист бумаги" в отношении слухового опыта, что позволяет ему (человеку нашему) подключиться "по прямому каналу" (пардон за интернетную метафору) "к тому, что всегда существовало, существует и будет продолжать существовать независимо от нашего существования".
Во-первых, индейцы очень вежливые люди. Во-вторых, зачем мне мнение Шнитке, когда имеется собственный опыт: "белый лист" останется "белым листом". Восприятие музыки немыслимо без развития эмоциональной сферы.
У Малевича же, напомню, был не только Чёрный квадрат в нескольких вариантах, но и несколько Красных квадратов. - (Дань революционному времени, наверное). Куда в таком случае деть "инфернальность и сатанизм", которые усмотрели Вы с Толстой? Тогда, пореволюционную эпоху, на Троцкого и Ленина
(главных идеологов искусства) не смотрели так уж мрачно. Это уже потом развился вульгарный социологизм.
Да знаю я. Есть у него и квинтэссенция его геометрического вдохновения - черный триптих "Квадрат, крест, круг"...
Вам, конечно же, известно, что красный цвет вообще, и в русском искусстве 1900-10х г.г. в частности имел весьма недобренькую и неспокойненькую семантику : "Красный смех" Андреева, "Вихрь" Малявина, "Свобода" Репина, "Большевик" Кустодиева и пр. и пр... Красный = беспокойство, кровь...
Но это не принципиально. А принципиально разрушение искусства как феномена духовного выражения. Мотив поругания и кощунства присутствует у Малевича и в др. работах: напр., у нео есть коллаж с Моной Лизой, где оная (вырезанная из газеты) прикуривает цыгарку, и рядом же наклеены объявления "продаётся, продаётся..."
Смысл в комментариях не нуждается, по-моему .
Разумеется. Только это не зависит от нотации. Исполнение Бетховена тоже может быть "таким или иным", хотя музыка записана в системе, понятной для Вас.
Нотное выражение бетховенской музыки достаточно устойчиво. Версии мотетов могут весьма разниться. Но дело даже не в этом. В посте Доктора (1194) речь шла о возможности реконструкции пра-тезауруса музыкального символизма аналогично лингвистике, так что весь разговор вокруг этого.
Это тот бесконечный ряд подключений к тому, что всегда существовало, существует и будет продолжать существовать независимо от нашего существования. И это - очень большая надежда и для искусства, и для человечества.
Ну если для объяснения феномена повышенной внимательности индейцев (явление 2-го логического уровня) Шнитке понадобилось вводить идею Мира Великих Музыкальных Идей (явление над-уровней - 7-го, наверное), то это логический "проброс" на 5 уровней вверх.
Я бы феномен внимательности объяснил простым любопытством и вежливостью для начала (две способности, уровень 3), хотя бы из принципа экономии, тем более что не было проведено exit-poll - опроса слушателей по окончании прослушивания с целью фиксации психических состояний во время прослушивания, пока они ещё были свежи.
С другой стороны, столь любимый мной принцип кросс-модального изоморфизма позволяет объяснить единство музыкального языка для всех в двух тезисах, в том числе объяснить феномен "арабской глухоты" коллеги Лерита.
Для тех, кто не понял эти термины - поясняю - мозг обладает способностью выявлять и сравнивать структуры независимо от того, по какому сенсорному каналу поступила информация - что слух, что зрение, что осязание. С некоторой натяжкой сюда же входят вкус и обоняние, и то потому, что с точки зрения ориентировочных механизмов мозга эти два чувства для приматов вторичны. А первичны они для разных хищных тварей - например, стереоскопический орган вкусо-обоняния змеи (двойной язык) позволяет ей определять направление и расстояние до добычи, про роль нюха в жизни собаки вообще умолчу. Именно поэтому возможно обучение слепоглухонемых, о чём я уже писал. Но сейчас мы рассматриваем полноценных представителей вида "приматус культурус музыкалис".
Тезис 1. Кросс-модальный изоморфизм как свойство мозга. Заметьте, не сознания, а мозга в целом.
Тезис 2. Структуры психофизиологических состояний, накапливаемых человеком в течение всей жизни, изоморфны музыкальным структурам.
Знаю, знаю, что сложно, сам себя не понимаю, как будто кто-то за меня печатает... я тут за последнюю неделю перечитал страниц 1500 разной литературы, я просто ссылки не могу дать ибо искать надо, а лень.
Теперь Лерит на закуску. У нашего коллеги - взрослого человека и опытного музыканта, в голове каким-то образом сформировалось ограничивающее убеждение, что арабская музыка ему в принципе непонятна, неинтересна и вообще раздражает.
Поскольку убеждения у нас живут на 4-м этаже, то они успешно блокируют коллеге Лериту все нижние уровни - способность анализировать музыкальную информацию (уровень 3), да и похоже, само восприятие музыкального потока (уровень подвала) тоже. Слух как бы сам собой не хочет фокусироваться на "жужжании", все время подкрепляя связь "музыкальный стимул - отрицательная эмоция". Получается эдакое "самосбывающееся пророчество" - при попытке например меня познакомить коллегу Лерита с прекрасными образцами мугамов из моей коллекции он опять ничего "не услышит" и скажет "ну вот, я же предупреждал, всё бесполезно!"
Вот когда коллега Лерит сформирует у себя более сильное комплексное убеждение со ссылками на высшие уровни, тогда у него дело и пойдёт.
например "я хочу научиться (стратегия, ур.3.) понимать арабскую музыку (способность к определённому поведению, ур.3), потому что я как опытный музыкант (самоидентификация ур.5) должен (убеждение в миссии, ур.3-6) и могуприменять свои навыки (убеждение в способности - ур.4-3) к любой музыке (квантор общности впридачу)"
Но это длинный путь, как его ещё вырастить, это комплексное убеждение - вопрос отдельный.
Мы попробуем пойти по более короткому пути - через мета-уровни.
Вот я, например, не люблю музыку П.Хиндемита. Я лучше прослушаю 10 мугамов, чем 1 опус Хиндемита.
Но у меня на мета-уровне есть особое отношение к этому "не люблю Хиндемита". Мета-2: Я недоволен тем, что я не люблю Хиндемита. Мета-3: И я положительно отношусь к своему недовольству тем, что я не люблю Хиндемита.
Дальше забираться не будем, дальше и так ясно, что сплошной позитив.
С высокого уровня 3 я сформировал рабочее убеждение, что, скорее всего, я просто не понимаю Хиндемита, и мне надо продолжать попытки его понять и включить его опусы в свою копилку музыкальных способов "самоудовлетворения через ухо" (С) Эвлампий.
А теперь спросим коллегу Лерита, как он относится к тому факту, что "неинформативно для меня такое музицирование" - подкрепляет ли он его одобрением, или сам собой недоволен, что "адын палка - два струна" асилить не может? )))
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Социальные закладки