-
02.12.2007, 19:17 #261Постоянный участник
- Регистрация
- 16.12.2004
- Сообщений
- 820
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Я скептически отношусь к "новаторству" в классических операх. Это происходит от того, что, с одной стороны, хотят сделать что-то новое на оперной сцене, с другой стороны, это нерешительный шаг с оглядкой назад. Надо ставить новые оперы, заказывать новые оперы композиторам, а не "пережевывать" и коверкать старое, если хочешь делать действительно что-то новое.
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
к сожалению, не я
если бы хотя бы половина оперных сценарных планов проходила через мои руки, мы бы здесь не дискутировали.
дурной вкус, к сожалению, и есть то, что мы здесь обсуждаем, а не режиссуру... дурной вкус - бичь современной оперной сцены. Когда система мировосприятия автора режиссерской концепции не отличается хорошим вкусом, какой смысл обсуждать саму концепцию?.. Режиссерское решение в опере может быть вообще-то ЛЮБЫМ, если находится в согласии с музыкальной логикой произведения и/или является драматургически убедительным. Но скандалы и недовольства любая, даже убедительная и "музыкальная" концепция, будет вызывать всегда, когда будет идти вразрез с безупречностью вкуса...
И вообще: Вы же про футбол спрашивали, а там правила давно все уже прописаны.
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
А не потому ли не ставят современных опер, что живые композиторы не позволят вытворять со своими операми такое, что вытворяют с шежеврами прошлого?
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Позволю себе процитировать Вашу же статью, на которую Вы где-то выше дали ссылку:
Вот удивительно: если от конца этой цитаты вернуться к ее началу - что же Вас так удивляет? Что других людей заставляет чувствовать и переживать то, что Вас оставляет равнодушным - и наоборот? Разве не очевидно, что эмоциональное воздействие спектакля зависят, кроме многих других факторов, еще и от личного опыта зрителя и степени "пересечения" ассоциативных множеств зрителя и режиссера? Это особенно существенно в "осовремененных" постановках. 19-й век от нас всех равно далек, ассоциации во многом определяются общей для большинства литературой, так что "классические" постановки больше обращаются к духовному опыту зрителя. А постановки, перенесенные в современность, часто апеллируют к чисто жизненному и даже бытовому опыту, который, очевидно, у всех разный.Для меня всегда было загадкой: почему произведения, которые мне не нравятся, находят серьезный душевный отклик у других (и наоборот). Следуя мудрому принципу «если тебя что-то не устраивает во внешнем мире, посмотри, а правильно ли ты смотришь на внешний мир», я решил проверить, что именно меня чаще всего не устраивает в оперных постановках. И понял что для меня раздражающим моментом является несоответствие того, что я вижу на сцене, некоторым моим ожиданиям, из которых к области собственно театральной можно отнести лишь ожидание Убедительности. ... Категория убедительности – вещь довольно понятная, но, на всякий случай, отмечу, что для меня в театре «убедительно»/«неубедительно» не значит «Верю!»/«Не верю!», но значит - «я чувствую то же, что и он/она сейчас чувствует». ... Зрителю нужно ПЕРЕЖИВАТЬ! Зрителю нужно ЧУВСТВОВАТЬ!
Приведу пример не театральный: в прошлом году очень модным был роман "Духless", и я его из любопытства почитала. Было полное впечатление, что я читаю роман из жизни марсиан - до такой степени мне были непонятны побуждения и поступки героев. Легко могу себе представить, что какой-нибудь талантливый режиссер поставит очередную великую оперу, опираясь на реалии, описанные в этом романе - пол-зала будет визжать от восторга, чувствуя, что это "про нас", а вторая половина - крутить пальцем у виска и спрашивать, что это за бред. Что мы часто и наблюдаем. Это вовсе не значит, что кто-то из них умнее или глупее или с патологически дурным вкусом - означает всего лишь, что все люди разные.
Я поддерживаю точку зрения Сольмины и многих других, что нужны РАЗНЫЕ постановки, и что зритель должен иметь информацию и возможность выбора. Кстати говоря, я реально уже видела афиши (правда, не оперных, а драматических спектаклей) где крупными буквами написано "Без осовременивания!" - это уже качество, которое воспринимается как рекламное преимущество).
А что касается критериев "где опера, а где оперный спектакль": либретто - это не текст + ремарки, это в первую очередь, сюжет с конкретным конфликтом и событиями, героями с какими-то личностными характеристиками и отношениями между ними. Сам по себе отказ от следования ремаркам сюжета не меняет - например, известная зальцбургская постановка "Травиаты" по сути от либретто не отступает, изменения чисто внешние и касаются формы выражения, а не содержания. А вот в "Травиате" Александрова в СПбОпера изменения содержательные - его Виолетта всю свою любовь воображает на почве увлечения дамскими романами, и всю болезнь тоже - в конце она вдруг решает, что хватит дурью маяться, резко "выздоравливает" и весело возвращается под свой светофор. Как тут неоднократно заявляли сторонники новаторских постановок, режиссеры "не меняют либретто" - это они текст не меняют, а от либретто камня на камне не остается! Вот в таких случаях, на мой взгляд, и надо писать на афише "Оперный спектакль Александрова на музыку Верди")
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
а может в тот раз баба с ведром просто была настоящая? Таких случаев в театральной практике пруд пруди! В Стасике как-то бухгалтер пришел в выходной день и решил "срезать" через сцену... поздоровался с дирижером и только тогда заметил публику - оказывается был "воскресник"...Сообщение от Сольмина
Вот это мне тоже интересно...
А пока сообщаю новость: на вчерашнем спектакле в Мариинке "Дон Жуан" "баба с ведром" ОТСУТСТВОВАЛА!
Вот интересно, почему?
У меня тоже такой случай был, заскочил в театр что-то обговорить с другом из хора... Шел мюзикл, в котором я не участвовал... было минут 10 до начала и я к нему тоже через сцену потопал... смотрю кругом ржут, кинул взгляд в зал - битком! Оказывается режиссерская задумка была, что публика и хор собираются одновременно при открытом занавесе...
так и эта дама с ведром... зашла по своим делам![]()
Похожие темы
-
О современных постановках классических опер
от Алексей в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 43Последнее сообщение: 09.11.2016, 22:00 -
Юрий Темирканов. О современных оперных постановках, финансировании культуры и благотворительности.
от jemmaSmolensk в разделе БеседкаОтветов: 1Последнее сообщение: 24.12.2012, 12:47 -
Минусовки оперных арий
от Tenorchuk в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 6Последнее сообщение: 01.09.2011, 01:21 -
Рейтинг оперных див (фотосессия)
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 27Последнее сообщение: 03.01.2011, 12:47 -
«Риголетто» Верди в постановках Жан-Пьерра Поннелля, Джона Дехтера и Отто Шенка
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 278Последнее сообщение: 06.04.2009, 10:59



Ответить с цитированием







Социальные закладки