-
19.03.2008, 22:25 #121
Ответ: Выразительность-свойство,не присущее музыке?
"Музыка без нюансов" как и инструменты с ограниченной нюансировкой могут и могли существовать только потому, что существовала музыка с нюансами и инструменты с возможностями богатой нюансировки. Недаром в конце концов появилось фортепиано, - клавесин страшно "тормозил". Ведь все восходит к человеческому голосу, который без нюансов просто не существует.
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
Пока я собирался высказаться, тема разбухла так, что запросто ее не прочитать. Поэтому я просто поискал в теме то слово, которое считаю здесь самым важным, и обнаружил, что Мустафа его уже употребил – и употребил примерно так, как хочется его употребить мне. Но я все-таки скажу здесь несколько слов в надежде, что сумею повернуть вопрос немножко другим боком.
По моему абсолютному убеждению, любой разговор о выразительности музыки будет схоластичным без использования понятия ассоциации.
Если под музыкой понимать просто последовательность звуков, то никакой выразительности мы в ней не разглядим. О выразительности имеет смысл говорить только тогда, когда присутствует воспринимающий музыку субъект. Ну правда, какая может быть выразительность без восприятия?! А человек слушает музыку – и под ее влиянием что-то чувствует и переживает. (Само по себе это утверждение довольно тривиально; тем не менее, мне трудно связать со словами Стравинского какую-либо другую мысль.)
Выходит, что человеческие эмоции и переживания закодированы в этой самой последовательности звуков. А если есть «код» (система знаков), то необходим и «ключ» к этому коду. Но вот «ключ» в данном случае очень своеобразен – в том отношении, что, хотя у данного человека он и может быть похож на «ключи» других людей, но в конечном счете он у каждого человека свой.
Природу этих «ключей» понять еще никому не удалось. Но интуитивно более или менее понятно, что таким «ключом» являются весь комплекс свойственных человеку ассоциаций – сложный конгломерат тех из них, что заложены в человеке от рождения, и тех, которые складываются в течение жизни (причем некоторые могут в том или ином возрасте притупляться или даже совсем исчезать). Именно ассоциации делают музыку выразительной для нас, позволяют «декодировать» то эмоциональное содержание, которое в ней заложено.
Среди этих ассоциаций может быть много таких, которые свойственны большинству людей, но всегда присутствуют и чисто индивидуальные. Поэтому, наверное, не найдется двух людей, которые испытывали бы абсолютно одинаковые чувства при прослушивании одного и того же произведения в одном и том же исполнении.
Так вот, чем больше общих, «универсальных» ассоциаций послужат основой для «кодировки» переживаний композитора и исполнителя, тем у большего числа людей музыка найдет душевный отклик. И тем более выразительной она этим людям покажется. Разумеется, и «кодирование», и «декодирование» всегда (или почти всегда) происходят на интуитивном уровне.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
Я стараюсь обходиться в своем восприятии музыки без ассоциаций. Даже боюсь их, потому что они отвлекают. Хотя кому-то они, наверно, помогают.
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
Так тут старайся, не старайся -- они все равно "существуют, и ни в зуб ногой". Я вовсе не отношу это понятие непременно к "изобразительности", к тому, что на поверхности лежит. Ассоциация -- это в первую очередь связь между звуками и тонкими душевными движениями. Явление это интуитивное, поэтому помешать оно не может, а устраниться от него можно только если не сосредотачиваться на слушании музыки. Но некоторые особенно яркие музыкальные образы способны "пронять" даже если слушать музыку в пол-уха.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
Ну значит, Вы ассоциируете слово "ассоциация" (извините за каламбур!) все-таки с довольно конкретными образами. А я -- с самими чувствами, вызываемыми музыкой. Это, в конечном счете, дело индивидуального понимания слова. Но буквально это слово означает именно "связь" -- неважно, какую. Думаю, что мы оба сейчас понимаем, о чем говорит другой, и противоречия между Вашим пониманием и моим нет.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
Камерный дуэт Class&Jazz. Концепция классики
Ответ: Выразительность-свойство, не присущее музыке?
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Похожие темы
-
Вокальная выразительность и сценическая убедительность.
от adriano в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 40Последнее сообщение: 22.07.2010, 15:29 -
Просто так о музыке :)
от Мустафа в разделе Философия и музыкаОтветов: 87Последнее сообщение: 28.03.2009, 21:11 -
Где в музыке зима?
от Fritz в разделе БеседкаОтветов: 72Последнее сообщение: 11.12.2008, 18:47 -
Интересное свойство муз.слуха.
от NbP в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 34Последнее сообщение: 23.09.2007, 19:41 -
Кальсоны в музыке
от Rouslan Khazov в разделе СмешноОтветов: 10Последнее сообщение: 20.06.2007, 21:08





Ответить с цитированием



Социальные закладки