В eврeйскoй культурe вooбщe нe былo искусствa кaк сaмoстoятeльнoй oблaсти, тaк жe кaк и - нaуки. Цeнтрaльным в нeй, eсли уж нa тo пoшлo, были мысль и эмoциoнaльный нaстрoй.
A тo, вo скoлькo рaз диффeрeнцирoвaннee инфoрмaция, вoспринимaeмaя нa слух, чeм тa, чтo нa глaз (чтo у иудeя, чтo у эллинa), - мoжнo нaйти в любoм сooтвeтствующeм спрaвoчникe.
А мне она не кажется приблизительной. Вообще-то, строго говоря, искусство, не связанное с богослужением, у евреев тоже было: псалмы, танцы, песни, торжественные встречи полководцев (это только по ТАНАХу) - заметьте, всё не визуальные искусства. Но, конечно, в основном искусство не осознавалось как нечто отдельное, но и у греков было то же - это мы его называем синкретическим. Однако трагедии греков можно читать и даже ставить без музыки - эффект будет сохраняться. Если же читать Тору "про себя" - боюсь, эффект исчезнет. Со скульптурой и того хлеще. Все эти Венеры и Аполлоны были цветными и стояли в соответствующих храмах. Мы воспринимаем их без красок и без храмов, а многие и без знания, что это за боги вообще. Точно так же и со скульптурными портретами, которые стояли либо дома у "моделей", либо в государственных учреждениях, или с архитектурой. Но стену Храма мы так не воспринимаем, да и Яффский "порт" тоже - хотя и знаем, что пророк Иона выезжал именно оттуда; нам непременно нужно пение или, на худой конец, рассказ. Так что всё это про Афины и Иерусалим, с одной стороны, и про "несть еллина и несть иудея", с другой, имеет всё же смысл - и для той поры политический; Вы бы вспомнили, кто что писал, и как это согласуется с Каббалой.
Сообщение от Jonah
Вообще - письменность, книжность вот это для меня ближе к чему-то существенному, книжная культура, как сказал один еврей "писучий народ".
"Писучий народ" или "народ Книги", то это не более как метафора, хотя верная, но данная другими народами, которым еврейское учение представлялось застывшим и незыблемым, в отличие, например, от христианства, изменение которого они легко замечали. На самом деле это означает лишь то, что Бог в "книжных" религиях абстрактен и отделён от человека, а потому его можно относительно легко описать. У буддистов и конфуцианцев тоже есть свои священные книги, но в них написано либо что каждый человек может стать буддой и слиться в нирване с мирозданием, либо что богов вообще нет; а потому книга в письменном виде там не абсолют, как в иудаизме, исламе и, в меньшей мере, христианстве.
Впрочем, пока религии основываются не на Ваших взглядах, слава Богу, а на вере, и у меня есть сильное подозрение, что так будет всегда.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Другой - это что? или кто? Чем Другой отличается от вещи?
Другой с большой буквы - кто, а не что. Другой отличается тем от вещи, что я слышу в нем равноценное собственому "Я". Именно слух преподносит предмет через разрушение границ между мной и им (форма созерцания - время, а не пространство), поэтому видение Другого есть постижение его в форме вещи, большее тут не доступно.
Возможно, нужно еще какое-то уточнение. Дайте знать.
"Писучий народ" или "народ Книги", то это не более как метафора, хотя верная, но данная другими народами, которым еврейское учение представлялось застывшим и незыблемым, в отличие, например, от христианства, изменение которого они легко замечали. На самом деле это означает лишь то, что Бог в "книжных" религиях абстрактен и отделён от человека, а потому его можно относительно легко описать.
1) Какая уж метафора, если еще 100 лет назад чуть не каждый мужчина - их неассимилированных еврее в- хоть чего-нибудь да написал, а если не написал, то собирался, а если не собрался, то сожалел об этом.
И эта, как Вы выразились метафора, была произнесена устами самого что ни на есть еврея.
2) Кстати, метафоры они не бывают "не более как" - тем более "хотя верная"
3) Отнюдь не незыблем в книжных религиях, Вы Талмуд видели? (вообще ведь Вы в Израиле - не я). Книга совсем необязательно - что-то застывшее и незыблемое. Наоборот, еврейская духовность - по-моему (по вере, а не по взгляду) - дает как раз в высшей степени буквальную иллюстрацию того, как может вечноживое подвижное воплощаться в книжной письменной традиции. И мне кажется, именно особенности письменного мышления свойственены еврейской религиозной традиции.
Вот этого как раз и не наблюдается ни у христиан ни у мусульман (буддистов не надо сюда приплетать).
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
[quote=Filin;609260]А мне она не кажется приблизительной. Вообще-то, строго говоря, искусство, не связанное с богослужением, у евреев тоже было: псалмы, танцы, песни, торжественные встречи полководцев (это только по ТАНАХу) - заметьте, всё не визуальные искусства. Но, конечно, в основном искусство не осознавалось как нечто отдельное, но и у греков было то же - это мы его называем синкретическим. Однако трагедии греков можно читать и даже ставить без музыки - эффект будет сохраняться. Если же читать Тору "про себя" - боюсь, эффект исчезнет. Со скульптурой и того хлеще. Все эти Венеры и Аполлоны были цветными и стояли в соответствующих храмах. Мы воспринимаем их без красок и без храмов, а многие и без знания, что это за боги вообще. Точно так же и со скульптурными портретами, которые стояли либо дома у "моделей", либо в государственных учреждениях, или с архитектурой. Но стену Храма мы так не воспринимаем, да и Яффский "порт" тоже - хотя и знаем, что пророк Иона выезжал именно оттуда; нам непременно нужно пение или, на худой конец, рассказ. Так что всё это про Афины и Иерусалим, с одной стороны, и про "несть еллина и несть иудея", с другой, имеет всё же смысл - и для той поры политический; Вы бы вспомнили, кто что писал, и как это согласуется с Каббалой.
quote]
Вeнeры дa Aппoлoны рaдуют и тaк мoй глaз, бeлeнькими; жaлкo, чтo Гoмeр (eгo пoэмы тoжe, кстaти, вслух рaспeвaли) нe мoг нaслaждaться их сoзeрцaниeм.
...Пaвeл скaзaл, ну и чтo? И кaк этo сoглaсуeтся с Кaббaлoй? С чeм имeннo в нeй, с кaким ee нaпрвaлeниeм? И гдe я скaзaл o нeпрeмeннoй сaкрaльнoсти eврeйскoгo искусствa?
Ничeгo нe пoнимaю.
1) Какая уж метафора, если еще 100 лет назад чуть не каждый мужчина - их неассимилированных еврее в- хоть чего-нибудь да написал, а если не написал, то собирался, а если не собрался, то сожалел об этом.
И эта, как Вы выразились метафора, была произнесена устами самого что ни на есть еврея.
2) Кстати, метафоры они не бывают "не более как" - тем более "хотя верная"
3) Отнюдь не незыблем в книжных религиях, Вы Талмуд видели? (вообще ведь Вы в Израиле - не я). Книга совсем необязательно - что-то застывшее и незыблемое. Наоборот, еврейская духовность - по-моему (по вере, а не по взгляду) - дает как раз в высшей степени буквальную иллюстрацию того, как может вечноживое подвижное воплощаться в книжной письменной традиции. И мне кажется, именно особенности письменного мышления свойственены еврейской религиозной традиции.
Вот этого как раз и не наблюдается ни у христиан ни у мусульман (буддистов не надо сюда приплетать).
QUOTEВообще-то, строго говоря, искусство, не связанное с богослужением, у евреев тоже было: псалмы, танцы, песни, торжественные встречи полководцев (это только по ТАНАХу) - заметьте, всё не визуальные искусства.][/
Вообще, мне казалось, что у евреев сам быт и повседневная жизнь была богуслужением
Не говоря о псалмах, танцах и встречах полководцев (тем более "если только по ТАНАХ").
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
1) Какая уж метафора, если еще 100 лет назад чуть не каждый мужчина - их неассимилированных еврее в- хоть чего-нибудь да написал, а если не написал, то собирался, а если не собрался, то сожалел об этом.
И эта, как Вы выразились метафора, была произнесена устами самого что ни на есть еврея.
2) Кстати, метафоры они не бывают "не более как" - тем более "хотя верная"
3) Отнюдь не незыблем в книжных религиях, Вы Талмуд видели? (вообще ведь Вы в Израиле - не я). Книга совсем необязательно - что-то застывшее и незыблемое. Наоборот, еврейская духовность - по-моему (по вере, а не по взгляду) - дает как раз в высшей степени буквальную иллюстрацию того, как может вечноживое подвижное воплощаться в книжной письменной традиции. И мне кажется, именно особенности письменного мышления свойственены еврейской религиозной традиции.
Вот этого как раз и не наблюдается ни у христиан ни у мусульман (буддистов не надо сюда приплетать).
По-Вашему взгляду-то да, конечно, всякий еврейский местечковый портной собирался писать книгу, да на самом деле так не было; вот и остальные ваши утверждения выдержаны на таком же "научном" уровне.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Врeмя игрaeт рoль в любoм вoсприятии, нe зaвисимo oт кaнaлoв.
Абсолютно несогласен. Я бы показал, что с моей позиции это все объяснимо, но стоит ли? Вас с Вашей - не сдвинуть на миллиметр.
В данных постах я Вам лично ничего не доказываю, а если несогласны принципиально, то жду более обоснованных возражений.
Грузинская кухня https://restoran-mimi.ru/ — это яркое и богатое культурное наследие Кавказа, сочетающее в себе богатство природных продуктов, древние традиции и неповторимые рецепты. Она славится...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
25.11.2025, 16:31
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Социальные закладки