
Сообщение от
Fritz
"Среднестатистический" - это ведь ваше слово, а не мое. Радужная картина всеобщего согласия публики, музыкантов, критиков и всех-всех-всех, которую вы рисуете, хороша и достаточна, как любая утопия, только до тех пор, пока не начнешь рассматривать ее под увеличительным стеклом и со штангенциркулем в руках на предмет воплощения в жизнь. Например, вы сможете назвать мне хоть десяток классических произведений, по поводу которого даже эти три категории (слушатели, музыканты и критика) были бы настроены в момент их появления одинаково положительно? Я, скажем так, сомневаюсь в обилии подобных примеров. Т.е. вы хотите, чтобы сейчас было то, чего не было в истории музыки никогда.
Потом, "тенденция" эта заключается в чем? Что "музыку современных композиторов не любят"? Это неправда, и вы это знаете. Что "любителей мало"? Ну да, мало, у Моцарта больше. Оставим пока в стороне вопрос о реальной нужности толп фанатов; я, в любом случае, согласен с тем, что музыка, скажем, Лахенманна или Ксенакиса нужна далеко не всей филармонической публике. Я согласен, что отсутствие в поле зрения публики музыки, с которой эта публика могла бы идентифицироваться, приводит к росту напряженности и к вымещению ее на попавшихся под руку композиторах, которые пишут непонятно что для употребления разных фриков. Но я, как только мы переходим от апофатической социологии, к чему-то утвердительному, совершенно искренне перестаю понимать, о каких именно слушателях вы говорите и чего они, эти слушатели, от меня хотят. Понимаете, мне недостаточно для работы знать, чего они не любят (это единственное вычленимое из вашей картинки общее свойство всех ее персонажей - нелюбовь к авангарду), а писать для сферического слушателя в вакууме я не готов. Или вот "собирательное понятие" "оперный театр" - что конкретно оно собирает? Ваш личный и некоторого количества ваших друзей опыт участия в оперных постановках? Вы убеждены, что этот опыт универсален? Почему? (Не торопитесь отвечать, почитайте дальше.)
Я понимаю, вы не композитор, вам хочется говорить сразу о результате, а как он будет достигнут, это, вроде как, не ваша проблема. Но раз уж вы вызвались выступать в качестве голоса безъязыкой улицы, то не уходите от ответа, напрягитесь, дайте мне развернутое техзадание. Я даже готов, в виде пока что мысленного эксперимента, предложить свои услуги в качестве сочинителя такой музыки, которая этой публике была бы по душе. Но мне надо знать, чего ей хочется - иначе никак.
* * *
Агрессивный настрой у композиторов оттого, что им постоянно навязывают в разговоре достаточно примитивный и захватанный дискурс, и вместо конструктивного общения им приходится отвечать (либо отмалчиваться) на одни и те же стандартные обвинения. Дискурс же примитивен в силу таки, вы будете смеяться, невежества "среднестатистической публики". Не из желания обидеть - это просто так и есть. Публика en masse и не подозревает, что искомая ею музыка буквально валяется под ногами. Понимаете, у нас практически нет в стране отдельной социальной роли культуртрегера, медиатора, того, кто отсматривает горы материала и сортирует его на пригодный для этих или тех (субкультуры не работают так, как должны были бы, и вообще, массовая, городская культура - в убогом зачаточном состоянии). Композиторы считают, что публика должна сама отыскивать то, что ей надо; публика ждет, когда композиторы явятся и сделают ей красиво. Как максимум, некоторые высказывают раздражение или огорчение - но в сухом остатке получается, что и те, и другие пассивно сидят, не подозревая о существовании друг друга, а связать их некому.
Вот вы, я помню, писали много раз, что хорошо бы появился композитор, который вот возьмет массовые жанры и вот как применит, что уххх, и т.д., вы лучше меня знаете. Это высказывалось всякий раз в качестве полунесбыточной мечты. Между тем, такая музыка уже давно существует и даже широко продается. Вы слышали, например, оперу Голихова, признанного в США недавно композитором года? А его же, например (и в особенности), "Страсти по Марку"? Человек взял аргентинский фольклор (он весь полуэстрадный), выстроил из него большую композицию, и добился успеха. Примерно то же самое на русском материале сделал в "Парасказе" Владимир Николаев. Это музыка не для меня (для меня писали совсем другие люди), но это очень хорошая, яркая и потенциально популярная музыка (пожалуй, можно и другие примеры назвать - в диапазоне от Десятникова до группы "Epica" - но пока не суть). Вы ее слышали? Полагаю, нет? А, интересно, почему? Что вы делали вместо поисков музыки, подходящей для себя и для своих друзей? В очередной раз восхищались Гершвином и Уэббером? Кстати, а про феномен Петра Налича вы слышали?
Или вот у меня есть ученица, которая убежденно пишет музыку в стиле венского классицизма. Не могу сказать, что прям новый Моцарт, но, вроде, и не так уж плохо, для музыкальных обоев в самый раз. Кто слушает из "простой публики" (в миди), особенно старшего возраста - остается, как правило, доволен. Так вот, очень не хватает ей как раз обратной связи. Фортепианный концерт написала недавно, сразу в партитуре, а исполнять некому. У меня связей никаких, денег нанять оркестр тоже нет. Нужен продюсер, или, по крайней мере, человек, знающий, чего хочет публика и музыканты (именно знающий, а не заранее решивший, что публика хочет русский шансон и ёптыть), и достаточно авторитетный у последних, чтобы убедить их взять смычки и некие ноты посмотреть. Где такой человек? Нету. Но все сидят и стонут, каждый под своим кустом, что нету новой хорошей музыки, один ужасный авангард; а девочка всерьез думает бросать сочинять и заниматься регионоведением, потому что перспектив никаких.
Вот, еще, кстати, закавыка. Та же девочка: музыку слушают, нравится, подходят благодарить, но эффекта, что характерно, никакого. Современная медийная ситуация такова, что музыки, в целом, переизбыток (индустрия звукозаписи работает на полную мощность; можно одними записями классики пробавляться всю жизнь и горя не знать), ради просто хорошей новой музыки никто и пальцем не шевельнет. Нужно попадание в потребности не "среднестатистической", т.е. пассивной, а активной части публики, а активность (социальная, или даже только потребительская) в условиях избытка неизбежно связана с выбором, т.е. с рефлексией и, значит, выработкой необщего выражения лица, в т.ч. и индивидуального вкуса. Т.е. опять мимо.
В общем, все это навскидку и уже в полусне, но, надеюсь, пищу для размышлений о том, почему все не так просто, как вам кажется, я дал. Если нет - умываю руки.
Социальные закладки