Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 36

Тема: О прелюдии Рахманинова cis

              
  1. #1

    По умолчанию О прелюдии Рахманинова cis

    "Ну, тут тебе и будет полный конец,- сказал мне знакомый музыкант, почитав этот комментарий,- ишь ты , на что замахнулся - на прелюдию cis! Небось, о ней десятки томов написаны, а тут ты еще высовываешься!" (пару слов пришлось заменить тусклыми синонимами).

    В начале прошлого века и в конце позапрошлого эта прелюдия была, без сомнения, самым популярным произведением Рахманинова, его, можно сказать, визитной карточкой.

    Эта прелюдия - маленькая трагедия классической формы, с завязкой драмы в первой части - экспозиции, бурным развитием во второй - разработке, траурным апофеозом в третьей - репризе и скорбным эпилогом в четвертой части - коде. Но это не только трагедия, но и своеобразная загадка, воплощенная в таинственных и вопросительных интонациях основного мотива.

    В тихом, сумрачном и таинственном хоре аккордов первой части, напоминающем какой-то оперный хор скованных цепями рабов, проглядывают мистические, потусторонние интонации, в полной мере проявившиеся в конце жизни великого музыканта в одном из его последних произведений - "Симфонических танцах", которые, в отличие от этой прелюдии, так и не получили широкого признания.

    Загадочным и непредсказуемым был и сам Рахманинов. Он всегда уходил от разговоров о своей музыке, отвечая на вопросы о ней молчанием или грубыми шутками. Однажды, когда его спросили, как он мог в 19 лет вместить в этой прелюдии такую меру трагизма, он ответил: "Очень деньги были нужны - вот и написал". (Кстати, издатели тогда и в последующие годы славно нажились за счет неопытного в финансовых делах автора этой прелюдии).

    Однажды пианист Владимир Горовиц спросил его, почему он почти никогда не соглашается на интервью - ведь миллионам музыкантов и любителей музыки во всем мире необычайно интересно узнать его мысли о музыке и о другом. Рахманинов сразу стал серьезным и ответил очень строго: "Мистер Горовиц, меня с детства учили говорить только правду, а правду сказать я не могу". Вот как хотите, так и понимайте эти слова. В конце жизни его спросили, кому он больше всего обязан своими успехами, предполагая, видимо, что он назовет кого-нибудь из своих учителей - профессоров московской консерватории - Зверева, Аренского, Танеева, Зилоти, а также Антона Рубинштейна и Чайковского, которых он любил и уважал. Но Рахманинов ответил: " Всем, чего я достиг, я обязан только богу и ему одному". Учитывая необычайную скромность Рахманинова, этот ответ заставляет задуматься.

    Есть в этой прелюдии и что-то от органных прелюдий Баха, и наверное, от детских впечатлений Рахманинова о колокольных звонах, услышанных им впервые в Новгородской губернии в имении своей горячо любимой бабушки помещицы Бутаковой.

    Прелюдия посвящена учителю Рахманинова по московской консерватории замечательному композитору Антону Степановичу Аренскому. Трудно сказать, связан ли трагизм прелюдии с печальной судьбой самого Антона Степановича, погибшего от туберкулеза и алкоголизма.

    Прелюдия необыкновенно ярка, эмоциональна, построена на сильнейших контрастах и противопоставлениях, накале страстей, доходящих порой до юношеских преувеличений. Мало того, что почти все ноты в крайних частях так или иначе подчеркнуты, и юный автор предписывает исполнителю то 3 пьяно (ppp), то 4 форте (ffff), что вряд ли мог реализовать и такой великий пианист, каким стал сам Рахманинов. Для подчеркивания высокого эмоционального накала трагического апофеоза он записан так, как будто пианист играет не на одном, а на двух роялях одновременно.

    Популярности этой прелюдии очень способствовал другой преподаватель Рахманинова, его двоюродный брат, которому он очень многим обязан, выдающийся пианист, любимый русский ученик Франца Листа, Александр Ильич Зилоти. Возвращаясь из своих многочисленных зарубежных гастролей, Зилоти рассказывал Рахманинову, что из-за него невозможно концертировать - каждый раз при выходе на эстраду публика скандирует: "Прелюдию!" и, пока эта прелюдия не будет исполнена, не дают играть ничего другого.

    Рахманинов очень любил водить машину. Он говорил - в шутку или всерьез - что работа водителя похожа на работу пианиста - та же самодисциплина, быстрая реакция и самоконтроль. Об этом стоит упомянуть в связи с тем, что впоследствии, когда Рахманинов жил в Америке и часто водил машину, американские полисмены любили оказывать ему своеобразные неуклюжие знаки уважения - они останавливали его, чтобы пропеть ему мотив из этой прелюдии.

    В дальнейшем Рахманинову надоела такая необыкновенная популярность этой прелюдии, так как она заслоняла публике его другие прекрасные сочинения.

    В связи с этой самой ранней прелюдией Рахманинова вспоминаются слова Ромена Роллана из "Жан-Кристофа" о том, что самая трагическая пора жизни - юность.

    Можно согласиться с Рахманиновым, что ряд других его прелюдий совершеннее этой, но ее своеобразное настроение юношеского трагизма неповторимо по свежести, остроте, глубине и грандиозности чувств и силе воздействия.

    Хотя эта прелюдия самая ранняя, можно сказать, что она предвосхищает будущий трагический перелом в жизни Рахманинова, благороднейшего человека, вынужденного навсегда покинуть горячо любимую родную землю.

    Мало кто знает, что еще в 40-е годы, задолго до наших диссидентов 60-х годов, Рахманинов вместе с сыном Толстого - Ильей Львовичем - выступил в газете "Нью-Йорк - Таймс" против кровавых репрессий в Советском Союзе и назвал советское правительство правительством профессиональных убийц и палачей. Мало кто знает, что Рахманинов, с триумфальным успехом дававший тысячи концертов во всех странах мира, Рахманинов, обожавший все русское и постоянно приглашавший к себе в гости артистов из России, демонстративно отказывался играть в присутствии советского посла, и последний перед выходом Рахманинова на сцену вынужден был с позором ретироваться из зала.

    Рассказывая об этой прелюдии, cis, позволю себе поделиться своими детскими впечатлениями, связанными с Рахманиновым.

    В 1943 г., во время Сталинградской битвы, я был в эвакуации на Урале и учился в детской музыкальной школе. Однажды мы, ученики, пришли в школу, и учительница сказала, что сегодня вместо занятий она поиграет нам сама, и показала нам газету "Известия". Тогда я в этой газете в свои 8 лет мало что понял, но через много лет, став взрослым, нашел и прочитал ее. На последней странице мелким шрифтом была напечатана малоуважительная заметка о том, что умер такой небезызвестный композитор-эмигрант, Рахманинов, но мы его прощаем. В основном, как я понял, за то, что присылал рентгеновские установки для госпиталей Красной армии.

    Надо напомнить, особенно молодым слушателям, что в то время слово "эмигрант" было синонимом слов "изменник" и "предатель". Конечно, в этой заметке ничего не говорилось, например, о том, как "народные массы" разломали, сбросив со второго этажа, рояль великого музыканта - гордости России. Ничего не упоминалось и о том, что даже после этого, навсегда покидая Россию, Рахманинов на финской границе опустился на колени, чтобы поцеловать землю Родины...

    В тот далекий зимний день моего детства наша первая, незабвенная учительница, Дина Абрамовна Левинтон, еще недавно мывшая полы в госпитале (а она была преподавателем киевской консерватории), играла нам, детям, музыку Рахманинова, в том числе и эту прелюдию.

    Давайте послушаем эту замечательную прелюдию, эту гениальную юношескую трагическую заявку великого музыканта. Обычно я завидую тем, кто слышит ее впервые, как я сам 64 года назад.

    Авторская запись на аппарате "Ампико" (Рахманинов был высокого мнения о ее качестве):

    http://www.youtube.com/watch?v=0Wddtne7KSs

  • #2

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Мне очень понравилось.

    Вообще интересно было бы поговорить о прелюдии как жанре (слово не то - но подобрать с ходу не получается )
    Почему столько прекрасной музыки было написано тут разными композиторами?
    Особенно теми, кто и не собирался продолжать прелюдии фугами и чем-нибудь еще
    Прелюдии эти, они, собственно, к чему?
    Вот и здесь, душа изрядно порефлексировала, побушевала,поволновалась.
    А в конце затихла - куда ей еще деться.
    Но затихла, обещая что-то.. Или ей пообещали... подарили.. надежду
    Типа.. поживи еще..
    -------
    Настроение что-то не музыковедческое)

  • #3
    Постоянный участник Аватар для olesia-ru
    Регистрация
    07.05.2007
    Адрес
    столица ru
    Возраст
    52
    Сообщений
    551

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от alexshr Посмотреть сообщение
    Вообще интересно было бы поговорить о прелюдии как жанре
    Из высказываний СВР:"Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и её нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки...Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция - доставлять ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ удовольствие красотой и разнообразием своей формы..."
    К сожалению, тема не нова на этом форуме...
    Только глазами любви мы можем видеть человека таким, какой он есть в самой своей...сущности...(Антоний Сурожский)

  • #4

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    В связи с этой прелюдией хочется вспомнить об одном полумистическом эпизоде, описанном в книге музыковеда Б.С.Никитина о Рахманинове.

    По приглашению внука композитора, Александра Васильевича Рахманинова (он не музыкант) Никитин посетил семейное имение Рахманиновых "Сенар", названное так ещё самим Рахманиновым по начальным буквам имён и фамилии Сергея Рахманинова и его жены Натальи.

    Жена внука Рахманинова по просьбе Никитина оставила его посидеть в кабинете композитора, где рождались его гениальные творения.

    Казалось бы, нервы у бывшего контрразведчика, капитана 1 ранга Никитина должны были быть достаточно крепкими, но через несколько минут в полной тишине рахманиновского кабинета он услышал какую-то тихую неизвестную музыку.

    Через некоторое время возвратилась жена внука Рахманинова, улыбнулась, глядя на растерянное лицо гостя и сказала: " Ну что, Вы тоже слышали эту музыку? Многие её тут слышат."

    Далее Никитин пишет, что он, конечно, не делает никаких выводов и утверждений, а просто рассказал о своих впечатлениях.


  • #5
    Частый гость Аватар для Грустная птица
    Регистрация
    29.10.2008
    Адрес
    Владимир
    Возраст
    35
    Сообщений
    238
    Записей в дневнике
    33

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Не люблю когда ее дают детям. Сама играла на первом курсе. Не получилась. =(

  • #6
    Активный участник
    Регистрация
    08.12.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    349

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от iosifshr Посмотреть сообщение
    Конечно, в этой заметке ничего не говорилось, например, о том, как "народные массы" разломали, сбросив со второго этажа, рояль великого музыканта - гордости России. Ничего не упоминалось и о том, что даже после этого, навсегда покидая Россию, Рахманинов на финской границе опустился на колени, чтобы поцеловать землю Родины...
    Когда я был в Ивановке, в музее-усадьбе нашего великого русского композитора С.В.Рахманинова, то специально спросил у директора музея А.И.Ермакова, крупнейшего нашего историка-специалиста по Рахманинову, правда ли, что "народные массы разломали, сбросив со второго этажа" рояль Рахманинова? На это он ответил, что это неумная легенда, запущенная в оборот Юрием Марковичем Нагибиным (надо полагать, крупным историком и музыковедом).

    Цитата Сообщение от iosifshr Посмотреть сообщение
    Ничего не упоминалось и о том, что даже после этого, навсегда покидая Россию, Рахманинов на финской границе опустился на колени, чтобы поцеловать землю Родины...
    А Вы присутствовали при этом? Откуда Вы об этом знаете? Или это очередная "Ветка сирени"?

  • #7
    Активный участник
    Регистрация
    08.12.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    349

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от iosifshr Посмотреть сообщение

    Мало кто знает, что еще в 40-е годы, задолго до наших диссидентов 60-х годов, Рахманинов вместе с сыном Толстого - Ильей Львовичем - выступил в газете "Нью-Йорк - Таймс" против кровавых репрессий в Советском Союзе и назвал советское правительство правительством профессиональных убийц и палачей.
    Безусловно, мало кто знает об этом факте, особенно если учесть, что граф Илья Львович Толстой скончался в 1933 г. и уж никак не мог выступать в газете "Нью-Йорк Таймс" в 40-х годах.

  • #8
    Активный участник
    Регистрация
    08.12.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    349

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от iosifshr Посмотреть сообщение
    В связи с этой прелюдией хочется вспомнить об одном полумистическом эпизоде, описанном в книге музыковеда Б.С.Никитина о Рахманинове.

    По приглашению внука композитора, Александра Васильевича Рахманинова (он не музыкант) Никитин посетил семейное имение Рахманиновых "Сенар", названное так ещё самим Рахманиновым по начальным буквам имён и фамилии Сергея Рахманинова и его жены Натальи.
    Хотел бы в связи с этим напомнить уважаемым форумчанам, что у С.В.Рахманинова никогда не было внука по имени Александр Васильевич Рахманинов. Видимо, имеется в виду Александр Борисович Конюс.

    У Сергея Васильевича было две дочери - Ирина и Татьяна. Их дети, естественно, носили фамилии своих отцов, т.е. они не были Рахманиновыми.

    Татьяна (1907 г.р.) была замужем за Борисом Юльевичем Конюсом. Их сын, Александр Борисович Конюс (ударение на букве Ю) и стал наследником имения Сергея Васильевича "СЕНАР". Этот человек, как упоминается в посте, на который я делаю комментарий, совсем не музыкант. Он очень деловой человек. И в нём вся загвоздка, почему прах Сергея Васильевича до сих пор не возвращён на Родину.

    Как известно, С.В. был похоронен в цинковом гробу, что предполагало возможность его возвращения на Родину. К сожалению, пока это невозможно.

    Если внуки С.В. по линии его дочери Ирины весьма индифферентны в этом вопросе, то Александр Борисович Конюс активно возражает против этого. И в нём-то главная загвоздка!

    Сейчас в усадьбе С.В.Рахманинова в Ивановке стараниями А.И.Ермакова создан некрополь, освященный архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там захоронены останки родственников С.В.Рахманинова и его жены (урождённой Сатиной), собранные с невероятными усилиями А.И.Ермаковым с разорённых кладбищ Тамбовской губернии. Могилы расположены по сторонам квадрата, в центре которого оставлено место (сейчас там клумба с цветами).

    Вы догадываетесь, для кого предназначено это место? Да-да! Для могилы Сергея Васильевича! Бог даст, и он вернётся на Родину и упокоится в любимой его сердцу Ивановке!

  • #9

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Уважаемый Kleon!


    Спасибо за внимание, за уточнения.



    Я, действительно, не помогал ломать рояль Рахманинова в Ивановке, но этот эпизод, в духе того времени, был вполне возможен. Рахманинов в своих воспоминаниях рассказывает о посещении Ивановки в 1917г.: "Впечатления, складывающиеся у меня из общения с крестьянами, чувствовавшими себя теперь хозяевами положения, были неприятными. Я предпочёл бы оставить Россию с более дружескими воспоминаниями." Поэтому думаю, что художественной интуиции и вкусу Нагибина и А.Кончаловского (киносценарий "Белая сирень"), можно, по крайней мере в данном случае, доверять. Если рояль не разломали, то где он? Рояли Скрябина и даже Чайковского сохранились.



    Сознаюсь также в том, что лично не проконтролировал прощание Рахманинова с родной землёй на финской границе. Следить за Сергеем Васильевичем не было необходимости, так как он сам рассказал об этом в своих воспоминаниях (авторизованных записях Риземана).



    Граф И.Л.Толстой подписал с Рахманиновым и инженером Остромысленским антисоветское письмо в "Нью-Йорк Таймс" 01.01.1931, а опубликовано оно 12.01.1931. Под 40-ми годами я имел в виду 1931-1940 годы, а не 1941-1949, по аналогии с тем, что 1901-1999 годы относят к ХХ веку, а не к ХlХ. Действительно, эта аналогия вносит путаницу, и надо было указать время публикации точнее.




    В отличие от меня Вы, наверное, присутствовали при описанном Вами перезахоронении в Ивановке Натальи Александровны, до сих пор мирно покоящейся, слава богу, рядом со своим великим мужем и старшей дочерью на кладбище Кенсико в США. Наверное, это описка - Вам надо было написать "останки родственников Рахманинова и родственников его жены".





    Возможно, Вы присутствовали и на торжественном закрытии одного из конкурсов пианистов имени Рахманинова в Москве, когда объявили, что выступит внук великого музыканта Александр Рахманинов. Я, между прочим, там был.

    В книге Б.С.Никитина о Рахманинове его внук упоминается многократно, в т.ч. в официальной благодарности автора и издательства, только как Александр Рахманинов.

    То что его отец - Б.Ю.Конюс, сын соученика Рахманинова по консерватории, известного скрипача и композитора Ю.Э.Конюса, общеизвестно. Видимо, внуку приятнее девичья фамилия матери. Это бывает, а в данном случае вполне естественно. Отчество я перепутал - конечно, Борисович, а не Васильевич.






    Не могу разделить вашего восторженного предвкушения от возможного перезахоронения Рахманинова в Ивановке, тем более, что в завещании этого пожелания нет, а есть письмо о желании быть похороненным в Сенаре.

    Россия, в своё время глумившаяся над своим великим сыном - человеком бесконечного благородства - и над его бессмертной музыкой, ещё не заслужила такой чести.

    В Тамбове и Ивановке, возможно, чтят память Рахманинова, а в Москве увековечена память разных бандитов и проходимцев, а для улицы или даже переулка Рахманинова не нашлось места. Для сравнения: в Сант-Яго (Чили) есть проспект К.Аррау. Наверное, заслуги Рахманинова немного больше?
    Последний раз редактировалось iosifshr; 05.11.2008 в 23:31. Причина: опечатка

  • #10

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    [quote=alexshr;416272]...Прелюдии эти, они, собственно, к чему?
    Вот и здесь, душа изрядно порефлексировала, побушевала,поволновалась.
    А в конце затихла - куда ей еще деться.
    Но затихла, обещая что-то.. Или ей пообещали... подарили.. надежду
    Типа.. поживи еще..
    -------
    ...[quote] Наша жизнь - Прелюдия к Новой жизни? По теме: говорили, что рояль Горовица массы сбросили со 2 этажа и после этого он, уезжая, обронил на границе фразу(не ставшую тогда пророческой):-В этой стране надолго забудут, что такое концертирующий пианист! По перезахоронению С.В.Р. - идея несколько странная, учитывая судьбу величайшего пианиста ХХ века и, одновременно, его участь в Штатах: неужто Америка приняла гения как-то "не так"? А разговоры советских музыковедов о "творческом кризисе" - так это заказной бред: что, написанное до того, сможет сравниться по глубине и совершенству письма с 4 Концертом, Вприациями Корелли и "Рапсдией..."?

  • Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. О прелюдии Рахманинова g
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 16
      Последнее сообщение: 17.04.2010, 23:44
    2. О прелюдии Рахманинова gis
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 26.09.2007, 22:59
    3. О прелюдии Рахманинова Es
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 09.09.2007, 21:24
    4. О прелюдии Рахманинова G-dur
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.07.2007, 23:36
    5. Прелюдии Рахманинова в mp3
      от TDS в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 23:39

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100