Страница 2 из 4 ПерваяПервая 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 11 по 20 из 36

Тема: О прелюдии Рахманинова cis

              
  1. #11
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    В тихом, сумрачном и таинственном хоре аккордов первой части, напоминающем какой-то оперный хор скованных цепями рабов, проглядывают мистические, потусторонние интонации, в полной мере проявившиеся в конце жизни великого музыканта в одном из его последних произведений - "Симфонических танцах", которые, в отличие от этой прелюдии, так и не получили широкого признания.
    "Мистические, потусторонние интонации" - секвенция Dies Irae, впервые появившаяся* (без первого звена) у Рахманинова в этой прелюдии.

    ...Симфонические Танцы, по статистике Google, входят в первую двадцатку мировых запросов по классической музыке.
    ______________
    * я просматривал его ранние консерваторские работы, - там эта тема отсутствует (если не учитывать несколько схожих оборотов).

    Есть в этой прелюдии и что-то от органных прелюдий Баха, и наверное, от детских впечатлений Рахманинова о колокольных звонах, услышанных им впервые в Новгородской губернии в имении своей горячо любимой бабушки помещицы Бутаковой.
    Скорее - второе (вернее, второе - безусловно). Маловероятно, что на Р. могли оказать существенное влияние органные прелюдии и фуга Баха - в контексте эстетики эпохи, запросов окружения Р. и интересов самого Р.
    Show must go on!

  • #12
    beyefendi Аватар для usman
    Регистрация
    08.09.2008
    Сообщений
    13,984
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Тоже о прелюдии Рахманинова cis:

    Есть пьесы, которые родились в счастливой исполнительской рубашке; это значит – можно мало уметь, а получается недурно. Примеры: у духовых оркестров – вальс “На сопках Манчжурии”, у пианистов – до-диез минорная прелюдия Рахманинова, у органистов – почти весь репертуар.
    Н. Перельман "В классе рояля"


  • #13
    Частый гость Аватар для Marianne_N
    Регистрация
    25.06.2008
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    251

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    Спасибо за эссе о прелюдии!

    Хочется добавить - насколько мне известно публика скандировала "This", то есть "Эту", имея в виду эту прелюдию (или "этот" ведь была традиция говорить "прелюд")

    Популярность это прелюдии стала притчей во языцах, даже Голдинг в своей нобелевской речи упомянул её как визитную карточку Рахманинова.

    Рояль Рахманинова есть в музее им.Глинки, впрочем инструментов, на которых он играл в России было много, и поэтому утверждение, что рояль Рахманинова был сломан, вполне законно - какой-нибудь из них непременно был публично разломан, какие уж тут сомнения. Да и насчет уважения к памяти композитора - сколько зарубежом памятников Рахманинову, и сколько у нас? В Петербурге даже нет ему памятника! Не говоря уж о музее хотя бы в одной из столиц!

    Интересно еще вот что, есть на ютьюбе запись:
    http://www.youtube.com/watch?v=8pMiXZX7YaI

    Стоковский, оркестровая версия прелюдии и в описании сказано, мол у прелюдии есть подзаголовок "Bells of Moscow" - Колокола Москвы.
    Кто знает почему появился такой подзаголовок (видимо из-за первых аккордов), и кто был инициатором его создания?

  • #14
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    Вероятнее, всего, это коммерческий бренд . Рахманинов обладал слишком тонким вкусом для такого подзаголовка.
    Show must go on!

  • #15
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    Хорошую музыку всегда перекладывали для любого инструмента и для любого состава оркестра. Как-то мне дали послушать cis-moll'ную и g-moll'ную прелюдии в обработке для эстрадного оркестра (представьте, как комично звучали средние части прелюдий у саксофонов-сопрано!).
    Надо помнить, что на Западе первым прелюдию сыграл А.И.Зилоти. Когда туда следом приехал Рахманинов, прелюдия была уже издана (без соблюдения авторских прав). В том, что прелюдию прозвали This, нет ничего удивительного, - это было яркое, талантливое и современное сочинение, несравнимое ни с какими другими подобными миниатюрами ни по компактной форме и ни по величественности содержания. Верояно, для музыкальной публики надо было дать прелюдии короткое и емкое название, и оно было дано. Это все равно, ведь название не авторское.
    "Колокола Москвы" (я где слышал еще версию "Колокола России") - название также выдуманное, поэтому не поддающееся логическому осмыслению.

  • #16

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    А по-моему стоит его Беккер в Ивановке, как и стоял всегда.

  • #17

    По умолчанию Re: Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    "Мистические, потусторонние интонации" - секвенция Dies Irae, впервые появившаяся* (без первого звена) у Рахманинова в этой прелюдии.

    ...Симфонические Танцы, по статистике Google, входят в первую двадцатку мировых запросов по классической музыке.
    ______________
    * я просматривал его ранние консерваторские работы, - там эта тема отсутствует (если не учитывать несколько схожих оборотов).


    Скорее - второе (вернее, второе - безусловно). Маловероятно, что на Р. могли оказать существенное влияние органные прелюдии и фуга Баха - в контексте эстетики эпохи, запросов окружения Р. и интересов самого Р.
    Есть в этой прелюдии, как мне представляется. ещё одна особенность, которая выделяет её из всего написанного Рахманиновым в ранние годы. по сути. именно этой прелюдией и появляется на свет великий композитор - Сергей рахманинов.
    Оборот из трёх октав. начинающий прелюдию - A - GIS - CIS. словно судьба в пятой бетховенской симфонии. пронизал всю пьесу. этот оборот в разных комбинациях присутствует практически во всех произведениях рахманинова. как монограмма. но что это? отголоски барочной культуры. когда вся музыка была прроникнута христианскими символами. или для самого композитора этот мотив. (кстати тоже впервые появившийся имено в этой прелюдии). ничто иное. как "перст судьбы". или знак, проявление воли божьей? тогда, наверное. слова великого композитора о его обязанности всем Богу. не пустой звук? тогда первый "хоральный" аккордовый эпизод никак не может быть оперным хором рабов, а он нечто большее. ибо его всё время "перебивает" этот трёхнотный мотив. А если эта прелюдия - своего рода пророческое видение рахманиновым его собственной судьбы? кроме того. сама тема первого эпизода, изложенная скорее хоровой фактурой. имеет. скорее русскую основу.кроме того. не лишним будет вспомнить. что колокол - сам по себе символ судьбы, её вестник...
    Прелюдия разбросана цитатами по многим произведениям сергея васильевича. (первая часть 3 концерта например). А вот "мотив перста судьбы" практически в каждом произведении присутствует. если присмотреться, он есть то в басу. то просто перемещается из голоса в голос. то он жизнеутверждающий и светлый, то мрачный и покорный всему. то есть, в зависимости от контекста. в котором рассматривается то или иное произведение. естественно. нельзя не вспомнить используемый рахманиновым средневековый напев "Dies Irae". который тоже имеет огромное значение для понимания подлинного смысла, вкладываемого композитором в его музыку. есть ещё один немаловажный аспект. ведь многое. если не всё написанное Рахманиновым связано с его биографией. разумеется. не в бульварном смысле. А также его духовной жизнью. отсюда встаёт множество впросов в отношении трактовки рахманиновских произведений. хотя. кажется. о них известно всё.
    С мотивом судьбы Рахманинов родился, как великий композитор. с ним же он и простился с миром. вспомните, по сути, последнее произведение рахманинова - транскрипцию колыбельной чайковского. посмотрите последние такты. вам всё станет ясно...
    прошу простить меня за разорванность в изложении. но всё написанное мной сейчас - попытка рассуждать как бы "вслух". просто читая дискуссию, захотелось высказать некоторые предположения.
    С уважением. Piter.

  • #18
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Ответ: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от piter Посмотреть сообщение
    Есть в этой прелюдии, как мне представляется. ещё одна особенность, которая выделяет её из всего написанного Рахманиновым в ранние годы. по сути. именно этой прелюдией и появляется на свет великий композитор - Сергей рахманинов.
    Оборот из трёх октав. начинающий прелюдию - A - GIS - CIS. словно судьба в пятой бетховенской симфонии. пронизал всю пьесу.
    Формульность тематизма - особенность, характерная для мышления Рахманинова как в ранний период, так и позже. Из ранних - см. 1ю сюиту ор.5, Трио ор.9, 1ю симфонию.
    этот оборот в разных комбинациях присутствует практически во всех произведениях рахманинова. как монограмма.
    Я знаю только 2 более-менее внятных примера этого оборота: кроме Прелюдии - в связующей из 1й части 1го концерта (у контрабасов) и в 3й симфонии (скерцозный эпизод во 2й части).
    Если Вы имеете в виду не мелодическую формулу, а гармонич. последовательность (VI-V-I) - это оборот, чрезвычайно характерный для русской музыки. Его можно встретить и у Чайковского, и у Мусоргского, и у Римского, и т.п.
    Искушение искать в музыке Рахманинова "монограмму судьбы" (вроде DSCH) велико, но - увы - не оправдывается. Г. Ганзбург считает такой монограммой оборот I-II-I, основываясь на тексте "Я, Сергей Рахманинов", сопровождающем этот оборот в романсе "Письмо Станиславскому".
    По-моему, натянуто.
    но что это? отголоски барочной культуры. когда вся музыка была прроникнута христианскими символами. или для самого композитора этот мотив. (кстати тоже впервые появившийся имено в этой прелюдии). ничто иное. как "перст судьбы".
    Нет, впервые этот мотив появился в 1м концерте, написанном за 1,5 года до прелюдии (1 часть, связующая п.).
    Отголоски барочной риторики действительно присутствуют как у Рахманинова, так и у (почти) всех прочих представителей европейской музыки 18 - 1й пол. 20 в.в. Но для присвоения обороту риторического значения необходима системность; я не заметил за этим оборотом никакого системно-закрепленного значения у Рахманинова.
    Прелюдия разбросана цитатами по многим произведениям сергея васильевича. (первая часть 3 концерта например).
    Где? В каком месте, в каком такте?
    А вот "мотив перста судьбы" практически в каждом произведении присутствует.
    Это какой же мотив? А выше - о каких цитатах Вы говорили? Что-то я запутался...
    если присмотреться, он есть то в басу. то просто перемещается из голоса в голос. то он жизнеутверждающий и светлый, то мрачный и покорный всему. то есть, в зависимости от контекста. в котором рассматривается то или иное произведение.
    Вы, возможно, принимаете характерные гармонические и (в особенности) ритмические обороты - за цитату из до-диез минорной прелюдии. Ямбические мотивы с упором на основной тон очень характерны для Рахманинова, но "растут" они - из колокольности, частично - из знаменного распева, - из интонационной атмосферы, в к-рой формировалось мышление Рахманинова. Если их сводить к cis-moll`ной прелюдии, то окажется, что и у Римского, и Прокофьева, и даже у Мусоргского (умершего до создания прелюдии) - множество цитат из неё.
    хотя. кажется. о них известно всё.
    Личнео я не знаю ни одного человека, которому так кажется .
    С мотивом судьбы Рахманинов родился, как великий композитор. с ним же он и простился с миром. вспомните, по сути, последнее произведение рахманинова - транскрипцию колыбельной чайковского. посмотрите последние такты. вам всё станет ясно...
    А что там? Рахманинов ничего, кроме нек-рых фактурных деталей, от себя не добавил...
    Show must go on!

  • #19

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    Заранее извините пожалуйста. так как я решил не копировать ваш пост. а отвечаю по памяти. цифрами обозначаю выделенные вами цитаты. стало быть. на них и ответы.
    2.3. В консерваторском сборнике. посвящённом рахманиновской конференции 1993 года была статья А. Кандинского-рыбникова "проблемы судьбы и автобиографичности в творчестве рахманинова", где автор в частности разьясняет и показывает на примерах использование рахманиновым оборота 6-5-1. у этого оборота-формулы есть и инверсии: 6-4-5-1. (кстати. вспомните. например самое начало второго концерта (вступление. 8-9 такты).Эти мотивы-формулы. так же как и репетированные ритмические октавы (начало 4 симфонии чайковского. или первые 2 такта 1 концерта Рахманинова) наделены смысловым содержанием. олицетворяя судьбу. орк, неотвратимость чего-то непреодолимого. Если это так, то система есть.только она не явно выражена, как у композиторов 18 века. у Рахманинова огромную роль играет контекст. впрочем, вспомните. что сам он, в отношении своей музыки любил евангельский афоризм об ушах.сам рахманинов не любил раскрывать программность своих произведений. если она. как скажем, в "острове мёртвых" не такая явная. в остальном же приходится сопоставлять. догадываться. слушать...
    Кстати. в 3 симфонии в 1 части посмотрите партии валторн в 8-9 тактах от начала...

    4. по клавиру: 1 часть. 16 цифра. это по поводу цитаты прелюдии, чтобы вы не путались.половинки в правой руке.
    5. см. пункты 2.3. встречаютсямотивы-формулы у рахманинова очень часто. только важна проблема контекста. в коем используется этот мотив. поняв это. исполнитель играет совершенно иначе. именно музыкально.

    8. посмотрите 3 последние такта "колыбельной" бас.

  • #20
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: О прелюдии Рахманинова cis

    Цитата Сообщение от piter Посмотреть сообщение
    2.3. В консерваторском сборнике. посвящённом рахманиновской конференции 1993 года была статья А. Кандинского-рыбникова "проблемы судьбы и автобиографичности в творчестве рахманинова", где автор в частности разьясняет и показывает на примерах использование рахманиновым оборота 6-5-1.
    Я хорошо помню эту статью. Увы, ничем, кроме искренней любви к музыке Рахманинова, она не подкупает (ИМХО) - особенно раздражают неаргументированные, эээ, наезды на Асафьева - сделавшего, кстати, очень много для пропаганды музыки Рахманинова в СССР. Более того... подобный стиль обсуждения музыки Рахманинова, мне кажется, при всем похвальном трепете авторов пред тайнами творчества Сергей Васильича, делает своё злое дело - лишний раз дискредитирует музыку Рахманинова в глазах людей, нетерпимых к банальности, "воде" и дилетантизму. Срабатывает механизм "музыка Рахманинова такая же, как и подобные рассуждения". А творчество Рахманинова сейчас нуждается в профессиональном изучении и профессиональной пропаганде, ибо обросло толстым слоем вредных мифов, создавших ей дурную репутацию среди, увы, значительного количества граждан ("Рахманинов, мол, банален, сентиментален и попсовит"). Вот такие статьи, увы, и укрепляют такую точку зрения...
    у этого оборота-формулы есть и инверсии: 6-4-5-1. (кстати. вспомните. например самое начало второго концерта (вступление. 8-9 такты).
    Кстати. в 3 симфонии в 1 части посмотрите партии валторн в 8-9 тактах от начала...
    Я уже писал о роли ямбических мотивов с упором на основной тон у Рахманинова. Не стоит всех их считать инвариантами темы прелюдии, а тем более - наделять их ролью какого-то конкретного "сюжетного" знака. Это - слишком характерный "кирпичик" интонационного языка Рахманинова, - а ведь для того, чтобы за формулой закрепилось риторическое значение, она должна обладать некой уникальностью (в рамках интонационной системы автора). Кроме того... но об этом ниже.
    Эти мотивы-формулы. так же как и репетированные ритмические октавы (начало 4 симфонии чайковского. или первые 2 такта 1 концерта Рахманинова) наделены смысловым содержанием. олицетворяя судьбу. орк, неотвратимость чего-то непреодолимого.
    Да, вероятнее всего, фанфары 1го концерта - так же как и в кульм. разработки 1й части 3го, и ещё в некоторых случаях, - имеют некую ассоцитативную связь с темой 4й симф. Чайковского. Не следует только забывать о том, что в 1890-91 г.г., когда создавался 1 концерт, переписка Чайковского с Н. фон Мекк ещё не была опубликована, и об авторской программе 4 симфонии ещё никто ничего не знал - образ "судьбы" не имел четкого оформления в сознании её слушателей. Хотя, конечно, образность симфонии достаточно ясна и без программы.
    Если это так, то система есть.только она не явно выражена, как у композиторов 18 века.
    Ну почему же, весьма явно выражена . Рахманинов - символист, и "тайных знаков" в его музыке более чем достаточно. Возможно, и тема прелюдии cis-moll входит в их число, однако мне кажется, что узнаваемые примеры её цитат слишком малочисленны, а интонация, на к-рой строится этот мотив, слишко конструктивно-важна для Рахманинова.
    4. по клавиру: 1 часть. 16 цифра. это по поводу цитаты прелюдии, чтобы вы не путались.половинки в правой руке.
    А, так Вы о Dies Irae... Эту тему не стоит рассматривать в некой жесткой связи с прелюдией cis-moll, - она имеет конкретный первоисточник, а кроме того, встречается едва ли не в каждом (действительно!) произведении Рахманинова. У Васильева и Скафтымовой есть интересные работы на эту тему.

    Видите ли, я сам когда-то чрезвычайно увлекся идеей символичности всего и вся у Рахманинова: музыка его давала к тому основания, а изучить все конкретные проявления этой символичности, определить их закономерности и принципы у меня не хватало ни умения, ни эрудиции. Тогда я воспринимал музыку Рахманинова примерно в том же контексте, что и Рыбников: Автобиографичность, Судьба, Русская Идея, Пророчество, Предвидение... (и все - с Прописных Букв ) ...и даже, хм, толкал идею о цикличности всего творчества Рахманинова - о том, что, дескать, его творчество есть некий целостный макроцикл, связанный системой лейтмотивов-символов.
    Теперь, когда я углубился в работу над большим исследованием о Рахманинове, я понял, что именно наталкивало на такие эзотерические соображения: Рахманинов чрезвычайно экономно пользуется материалом, развая его экстенсивно, изнутри, попевочно - так (почти), как это делали древние распевщики, - и поэтому во всем его творчестве можно насчитать от силы десяток самостоятельных тематических формул! 2, 3, 4 концерты, 2, 3 симф., напр., построены, по сути, на одной теме... Поэтому формулы в его музыке повторяются чаще, чем у кого-бы то ни было. И здесь довольно сложно разобраться, какое повторение имеет конструктивные корни, а какое - знаковые. Ключом к этому, как Вы справедливо заметили, может служить только контекст.
    Ну, а здесь - долгий разговор...
    Что касается пророчества, Судьбы и др., - весь этот джентельменский набор характерен не только для Рахманинова, а для всей эпохи, для всей русской культуры того времени.
    встречаются мотивы-формулы у рахманинова очень часто. только важна проблема контекста. в коем используется этот мотив. поняв это. исполнитель играет совершенно иначе. именно музыкально.
    Это верно.
    посмотрите 3 последние такта "колыбельной" бас
    .
    Да, это тот самый оборот... И все же я думаю, что Рахманинов здесь - "не специально" . Транскрипция, как-никак...
    Show must go on!

  • Страница 2 из 4 ПерваяПервая 123 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. О прелюдии Рахманинова g
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 16
      Последнее сообщение: 17.04.2010, 23:44
    2. О прелюдии Рахманинова gis
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 26.09.2007, 22:59
    3. О прелюдии Рахманинова Es
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 09.09.2007, 21:24
    4. О прелюдии Рахманинова G-dur
      от iosifshr в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.07.2007, 23:36
    5. Прелюдии Рахманинова в mp3
      от TDS в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 23:39

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100