-
22.03.2009, 09:40 #81
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
А что не хотите запись Чакырова или Шолти? Мазурок у Чакырова + Томова-Синтов, Гедда, Гяуров...По-моему, замечательно! Тем более, что запись абсолютно полная. Это как и вся "русская" серия на Сони.
И у Шолти запись очень яркая, тм более, что певцы помоложе, чем у Левайна. Это уж точно. Поют волшебно. И Шолти абсолютно феноменально дирижирует Чайковского.
- Регистрация
- 15.09.2006
- Сообщений
- 483
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
В своём небольшом обзоре я упоминал эти записи и согласен с вашими их оценками. Вообще об исполнении русской оперы иностранцами можно выделить целую тему. так как в нынешнюю эпоху русская опера всё чаще появляется на сценах западноевропейских театров. при этом часто результат совершенно поразительный. отдавая должное нашей исполнительской традиции и качеству, слушая того же "онегина" в исполнении иностранцев, часто открываешь много интересного в нюансах. смыслах и тд. записи вами перечисленные как раз из этого рода. И чакыров и Шолти создали поразителльные прочтения, не только "прочитав" партитуру во многом "по-русски". но дав ей точное толкование.
Бывает. правда и обратное. мне, например не понравилась запись "пиковой дамы" под управлением С. Озавы. 1992 года (Атлантов. френи, лейферкус, хворостовский). И дело не только в акцентах остальных участников записи. дело. наверное в "неестественном" толковании образов, в непривычной трактовке, которая местами кажется неколько поверхностной, что раздражает. почему-то не было ощущения трагедии и того напряжения, которое ощущается в опере буквально с первых нот интродукции.
исполнение русских опер на западе практиковалось давно, и тому немало фонодокументов. но несмотря на их значимость и уже историческую ценность. натыкаешься на курьёзные исполнительские просчёты.
За примером далеко ходить не надо. Не так давно мне удалось послушать запись оперы "золотой петушок" римского-корсакова. это концертное исполнение итальянского радио, сделанное где-то в середине 1950-х годов. пели по-итальянски. партию Додона пел великий Б.Христов. в конце оперы, когда петушок слетает со спицы и с криком "кири-куку. в темя клюну старику" хор начинает кричать "кыш-кыш!". хор кричит это в разнобой. у итальянцев крика не было. а хор просто дружно. на сильную долю такта говорил "кыш!"... "Кыш"....
вот что бывает, когда дирижёр. илирежиссёр не понимает того. что заложено в партитуре...
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
Из неизданных записей "Онегина" можно упомянуть "живой" спектакль Малегота 1954 г. с С.Я. Лемешевым и В.Н. Кудрявцевой. Она хранится в фондах С-Петербургского радио. Есть перепись на кассетах (не высокого качества), вряд ли она пригодна для издания (если, конечно, реставраторы не сотворят чуда).
Еще одна запись для меня пока представляет загадку: в дневниках мужа певицы Большого театра Е.И. Антоновой, которая поет партию Ольги в записи 1937 г., написано, что в 1936 г. после записи на пластинку песни половецкой девушки () дирижер Л.П. Штейнберг пригласил ее на запись "Онегина" с участием И.Д. Жадана. Поскольку ни одной пластинки из этой записи пока не попадалось, есть сомнения - была ли она произведена, или ее заменили записью с И.С. Козловским, А.Ш. Мелик-Пашаевым и А.И. Орловым?
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
Замечательно правильные у Вас ощущения. Мне, кстати, тоже не нравится запись "Пиковой" Озавы. Из-за Озавы...
Для меня нет проблемы , если в записи русской оперы не чувствуется "русскость"...Тем более, если это Чайковский...Или Рахманинов. Но почему я лично предпочту "Онегина" Шолти "Онегину" с Кругликовой: у Шолти ни у одного исполнителя, даже крохотной партии, вы не услышите "пеньЯ"! Никто не "демонстрирует" русскую душу в пении, никто не перетягивает канат на себя, пользуясь некими спецэффектами!
"Живые" спектакли - отдельная тема. Тем более, работа хора и дирижёра. И уж тем более в операх Римского...Тут услышать можно действительно всякое! Ну и мы, знаете ли, "ни в чём себе не отказывали", изображая иностранную жизнь. Ух...КАК ВСПОМНЮ ТРАВИАТУ СОВЕТСКУЮ!
- Регистрация
- 15.09.2006
- Сообщений
- 483
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
В том, что вы говорите есть доля правды. но...
Знаете. не из чувства противоречия. а просто примите это как реплику. просто обмен мнениями, ибо спорить я не хочу. поскольку у каждого человека свой взгляд на вещи и свой вус.
так вот. для каждого человека важны те впечатления. на которых он рос и воспитывался. от этого зависят и воспитание вкуса и "ушей", извините. отсюда и дальнейшее отношение к искусству и приоритеты...
как имногие форумчане. я воспитывался на старых записях опер. и для меня ТОТ вокал. выразительность, интонация стали определяющими. отношение к слову, дикции воспитали отношение к пению вообще. отсюда. наверное и выстроенная внутри система приоритетов, отношений и "эталонов". т.е. всего тогог. что Я САМ для себя считаю великим и прекрасным. вы вот говорили про перетягивание одеяла на себя и спецэффектах. возможно. но для меня никто нынче не встанет рядом с Нэлеппом, как великим германом из "пиковой дамы". или лемешевым - ленским.
Вот недавно (сравнительно недавно) вышли 3 диска замечательного русского баритона С. И. Мигая. послушайте его диск. где он поёт ряд оперных арий в ансамбле с Н.С. Головановым. вот кажется. всего лишь ария, один номер. Но в одной арии ты СЛЫШИШЬ И ВИДИШЬ в воображении образ, персонаж. кажется, что это не просто ария, а фрагмент спектакля, на который ты случайно попал. Мне именно не хватает того аристократизма в интонации. в слове. во фразировке, которым обладали мигай. Норцов. Ан. Иванов в том же "онегине". Сравните подряд, скажем. арию Роберта из "иоланты": послушайте сначала Мигая, и вы "увидите" Роберта. страстного. любящего. сильного. А вслед за этим послушайте Хворостовского... для меня сравнение будет не в пользу последнего, хотя бы потому. что Роберта в хворостовском вы не услышите... А как мигай поёт Грязного или игоря... Бог мой!!!...
Точность бывает разной. можно просто чисто спеть ноты. но за этим ничего не будет. только чисто проинтонированный текст. А можно ТОЧНО исполнить. найдя нужную интонацию. фразировку и ОТНОШЕНИЕ.именно такой точностью и импонирует мне Шолти в "онегине" или караян. семков и аббадо в "Борисе годунове". Слушая эти записи снимаешь шляпу перед скрупулёзностью. дотошностью и тем уважением. с каким они относятся к материалу.
конечно, можно возразить: дескать. времена меняются и сейчас поют по-другому. а певцы советской школы часто пели не так. да и со вкусом проблемы... не знаю. Но мне не хватает выразительности, интонационного богатства. кантилены. дыхания. которое было у певцов старой школы и которое почти совсем отсутствует у современных певцов. наверное поэтому онегин хворостовского мне не интересен. потому что он безликий, какой-то одинаковый. невыразительный. вот тут как раз и есть "вокальная химия". когда эмоцией или силой звука подменяется нечто главное.
кстати. и советские травиаты были не такие уж плохие. есть несколько записей и с лемешевым и с козловским.А как пел жермона Лисициан!
И последнее. просто как рассуждение. То. что сейчас происходит в искусстве напоминает пословицу о ребёнке и корыте. прокляли всё советское. заклеймили позором. неумением петь и тд. и вот постепенно мы привыкли к "новым" кретериям. которые КТО-ТО выдумал и навязал. И теперь, слушая современных звёзд вокала, ты поражаешься их технике. но к искусству это не имеет никакого орношения. из вокального искусства ныне ушло нечто важное. возможно главное. что невосстановимо. невозможно повторить. поэтому звёзды нынче - ъворостовский и нетребко...
может быть. не стоит так уж проклинать прошлое. а лучше к нему присмотреться. ведь эта эпоха таит много интересного и всего того. что сегодня может быть настоящим открытием?
Это просто мысли вслух. навеянные вашим постом. безусловно. было бы наверное глупо не видеть и отрицать талант. его наличиеу современных певцов - звёзд. но их искусство ДРУГОЕ. я не отрицаю его. просто оно мне не близко. но зато их любят многие и поклоняются. что ж. так и должно быть. Но всё же мне ближе то, что дорого и то. на что когда-то душа отозвалась.
каждый выбирает для себя сам.
Re: Евгений Онегин - лучшая запись
Вот совершенно не вижу противоречий: кому ж не хочется выразительности? Кто поспорит с тем, что только носители языка, тем более русского, могут наиболее объёмно передать весь интонационно-смысловой контекст некоего вокального произведения? Даже если формально по вокальным характеристикам отстают..."Душевно петь"- это по силам истинным профессионалам.
Вот только я лично несколько подустал оправдывать вокальную "полусостоятельность" богатством душевных порывов и артикуляцией текста "с выражением".
Кстати, заметил ли кто-нибудь ещё, кроме меня, что запись Эрмлера, например, сделанная с певцами выездными и экспортными, абсолютно "западоподобна"? Открытая, почти веристская экспрессия Милашкиной, "дэндизм" нездешний Мазурока, совершенно нестандартно героический Ленский Атлантова?
зы. Про Хворостовского -согласен на 100!!!
Похожие темы
-
«Евгений Онегин» в LNOBT. Премьера 18 мая
от Margarita в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 2Последнее сообщение: 02.06.2012, 21:58 -
Евгений Онегин (Метрополитен Опера)
от sergitschko в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 6Последнее сообщение: 02.03.2011, 18:49 -
«Евгений Онегин» Роберта Карсена (Мет, 09.02.2007).
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 34Последнее сообщение: 04.07.2010, 21:44 -
Евгений Онегин в Новой Опере. 9 июня.
от Novopera в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 26.05.2010, 13:19 -
Опера Евгений Онегин в Тель-Авиве
от Повеса в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 16Последнее сообщение: 05.02.2009, 23:10





Ответить с цитированием


Социальные закладки